«Перевыполним трэш-план». Самые странные телевизионные программы 1990-х

размещено в: Архив | 0

1990-е — время свобод, радикальных перемен во всем и везде. Телевидение первой половины 1990-х годов – это казачья вольница. Оковы жесткой советской цензуры пали вместе с СССР, контроль за эфиром был слаб.

Все это, конечно, было следствием политики гласности, плодом борьбы за свободу слова. Но привело это к анархии и неразберихе в вещании, коррупции и отсутствию внятной структуры на ТВ. То, что современный зритель едва ли может себе представить. Менялись каналы, менеджмент, концепции, сетки вещания, рекламный бюджет расходовался непонятно как даже для рукодства медиа-проектов. Вместе с тем, это десятилетие сопровождалось невероятной свободой творчества.

Телеканалы в 1992 году оказались в положении дефолта: государство не желало давать деньги, частный капитал не понимал, как работать с телевидением. Всему учились понемногу, путем проб и ошибок. В горниле этих испытаний и родилось современное «Останкино», привычное нам. Но среди «проб и ошибок» было очень много удивительного материала.


Монтаж

1992 год был самым безумным для телевидения, ведь Центральное телевидение умерло, а идей о том, что дальше, особо не было. Молодым и дерзким журналистам хотелось творить. Понятий «формат или неформат», «рейтинг или охват аудитории» еще никто не знал. Да и откуда. Под шумок перемен и вечной анархии в эфир федеральных каналов пролезал самые разные вещи, фильтров не существовало, границ дозволенного моралью часто тоже. Это было поле для экспериментов, поиска неизвестного доселе.

Так родился недолгий телеэксперимент. Постмодернистский угар «Монтаж» от Диброва и его друзей. Поток ЛСД-бреда, яркие краски и безумный авангард достойный Хармса. В авангардистском потоке сознания сливались Бродский, Сталин и сюрреализм. Под поставленный голос актера Шалевича перед глазами публики проносятся полотна в стиле Дали и Бунюэля. Старик Сальвадор точно бы одобрил это, бьюсь об заклад.


Дрёма

Он брутален, а она неистова. Он философ, а она королева секса. Он любит кушать, а она чистить зубки. Они треплятся на разные темы, доводя все до абсурда. Вдвоем делают театр треша и психоделики, который едва ли показали бы сейчас.

Смотреть и слушать. Подборка музыкальных программ отечественного телевидения 

Молодые Епифанцев и Чехова постигают вершину безумия, слушают альтернативную жесткую музыку. Основа их передачи – это сочный и бьющий резко как кровь из артерии эпатаж. «Перевыполним треш-план!» – вот такой нехитрый лозунг выдвигают ведущие. Стриптиз, кровь, садо-мазо и прочие прелести для совершеннолетних. Программа шла поздно ночью в рамках музыкального канала ТВ-6 и шокировала население. Теперь понятно, откуда вышел «Зелёный слоник», смотрим!


Тет-а-тет

Сексуальное просвещение для детишек на первой кнопке телевизора. Что такое изнасилование, домогательства, сифилис, СПИД – это предстоит узнать ребятам. Лучше по ТВ, чем в реальной жизни, одним словом.

Все говорится напрямую, все, о чем старшее поколение шепотом стеснялось. Участники викторины даже тестируют презервативы при помощи воды. Весело и задорно, как на детских стартах.

Успехи в секспросвете судят венерологи и психологи. Программа носила просветительский характер, с благими целями. Дескать, раз родители ничего не говорят, то, пожалуй, уж лучше это расскажет телевизор. Программу закрыли через пару месяцев, понятное дело, за безнравственность.

Сейчас такую программу трудно представить даже в ночном эфире. Разврат, о Боже, какой разврат. Сложно представить реакцию Поклонской и Милонова на эту программу. Нужны ли такие передачи, али нет, у каждого свое мнение.


Третий глаз

Выходила на 4 канале Останкино и на НТВ. Один из родоначальников современного российского телевидения Иван Кононов знакомит зрителей с ведунами, ведьмаками, колдунами, сайентологами, экстрасенсами и астрологами. Мистика, гадания, Рон Хаббард, общение с мёртвыми, предсказания футбольных матчей – всё это наблюдали зрители НТВ в течение четырёх лет. Еще нет размаха шоу типа «Битвы экстрасенсов» или иных мистических программ. Это разговор в студии, но все равно очень интересно.

Маг Юрий Горный предсказывает выигрышные номера Спортлото «5 из 36» для двух тиражей. Три цифры предсказывает на наших глазах. На 1 мин 02 сек предсказание начинается. Это цифры — 10, 25, 36. На 4 мин 20 сек в убегающей кверху строке видны три из предсказанных с помощью поролонового кубика цифр. Треш и угар друзья мои!


Дело

Трешовая программа о бизнесе для населения. Должна была быть легкой и развлекательной, а получилась нелепой и странной. Безумство на экране скорее испугает любого, нежели замотивирует кого-либо что-либо делать.

Два толстеньких мужичка пытаются с юмором рассказывать о предпринимательстве, поют оперные арии о вере в себя, летя на лыжах, пытаются читать рэп аки Богдан Ясно Солнышко Титомир. Их музыкальные выпады перемежаются степенной лекцией чиновника о том, как важно заниматься бизнесом. К чему и зачем это, непонятно.


Великолепная семерка

Дешевая и странно сделанная игра на 1 канале Останкино с Максимом из сериала про няню. Полна криков и суеты. Но выясняется, что это интеллектуальная викторина по истории, где исторические персонажи приходят в студию и задают вопросы. Хотя больше похоже на спектакль с участием пациентов психиатрической клиники.


Шок-шоу

И правда накатывает состояние шока от этого всего. Футуристическая поэзия безумия. Вызов замшелым консерваторам. Все стихи, что читали прежде на кухнях, да в котельных, вылезли в эфир. Поэты Константин Кедров и Елена Коцюба вольно играют со словом, ищут смыслы и находят их. Где они сейчас, живы ли, одному Богу известно. Пар протеста и авангарда вышел быстро, и это перестало удивлять. Поп-культура вытеснила маргиналов, кумирами стали «На-на», «Комбинация» и Титомир.


Дебилиада

Шикарная передача. Первый проект на ТВ группы «Несчастный случай» и их друзей. К сожалению, руководству «Останкино» не понравилось авангардное начинание Кортнева и Пельша. Лишь однажды в 1993 году этот телеспектакль был выпущен в эфир. После же в сотрудничестве было отказано, как сказано в постановлении Директора канала «за издевательство над телевидением и несоответствие облику первого канала». Такая характеристика лучше всякой похвалы.

Очень жаль, это представление увлекает динамичностью, артистичностью, юмором молодых озорников. У них свой неповторимый стиль. В основе скетчей пословицы и поговорки, их разбор и деконструкция.

Смотрите, Пельш с прибалтийским акцентом, Кортнев с волосами.