GMS или история одной аферы на «Первом канале»

размещено в: Культура | 0

На полях книги об истории нашего телевидения есть одна забытая глава. Это краткий эпизод истории «Первого канала Останкино» на излете его недолгой жизни. Эпизод, по мнению многих, бесславный, но удивительный. Скажем так, кейс — уникальный. Пожалуй, ничего подобного рода не сыщешь в истории ТВ других стран. Итак, сегодня речь пойдет о телекомпании Global Media Systems или GMS. Немногие знают, но она вполне себе вещала на главном канале России чуть меньше года.

К 1994 году «1 канал Останкино» вошел в крутое пике кризиса, жестокого и всеобщего. Выхода из него не было. Руководство канала менялось каждый год, но лучше не становилось. Первый канал страны с огромным охватом аудитории превращался в тонущую подлодку. И это при таких звездах эфира как Листьев, Угольников, Якубович, Познер, Любимов! Виной тому был плохой менеджмент – канал не имел концепции развития, правил продажи рекламы, да и по многим техническим параметрам также был не на высоте. Разлагающаяся первая программа ЦТ СССР. В «Останкино» постоянно появлялись различные фирмы-однодневки, аферисты и прочие сомнительные господа. Рекламировалось всё, без цензуры и морали.

Мавроди на Первом!:

Ко дну шли рейтинги: днем россияне смотрели 2х2, а вечерком предпочитали новый канал НТВ из-за западных фильмов и хороших новостей. А первый так и оставался советским осколком, потерявшим свой фарватер в пучине капитализма. Финансовая политика канала приводит к неслыханному прежде.

Задолженность перед ТЦ «Останкино» за распространение сигнала столь велика, что начинаются дневные перерывы в вещании, как в СССР. Это доходило до того, что в некоторых городах России в 1994—1995 гг. продолжительность эфира составляла всего лишь около 6 часов. Вдумайтесь, 6 часов! Передачи прерывались даже посреди эфира. Ужас, одним словом.

Проблемы с эфиром в 1994 году (реконструкция):

На рекламе зарабатывать не получалось совершенно, так как время на канале скопом по бросовой цене получало агентство Premier SV успешного бизнесмена Сергея Лисовского. В свою очередь, компания Лисовского уже продавала рекламное время на рынке втридорога. Бизнес как-никак. Но прорехи в эфирном времени по-прежнему зияли пустотой настроечных таблиц днем и ночью.

А у нас в Останкино обед, ничё не знаю, пока:

Лисовский, как полагали многие, решил оптимизировать это время и создать свой «джинсовый телеканал». В июле 1994 года Premier SV наспех сделала телеканал Global Media Systems (GMS). Согласно договору, компании позволялось вещать с 11:30 до 15:00 и ночью с 1 часа ночи до 6 утра на первой кнопке в Москве и Петербурге.

Однако формально канала не было. Ему просто уступили лицензию на вещание, что незаконно. В программах передач этот промежуток времени назывался очень странно: «Телевидение «Останкино» для зрителей Москвы и Санкт-Петербурга». Название телеканала в документах почти не упоминалось, вместо него использовалась непонятная формулировка «вещание вне бюджетных средств». Иными словами, Роскомнадзора на них не было!

Начало вещания GMS:

В эфире шли повторы музыкальных и развлекательных программ 1 канала Останкино («50×50», «МузОбоз», Хит-парад «Останкино», «Хит-конвейер»). По сути, ничего сам Global Media Systems не производил и не собирался. Просто повторял за Первым.

Овсиенко пишет книгу или не пишет, непонятно: 

Злоупотребления привлекли внимание депутатов и налоговиков. В 1995 году Счетная Палата провела расследование, которое выявило, что:

  • Всего «GMS» в течение 10 месяцев бесплатно было передано программ на сумму около 650 тыс. долларов США;
  • Услуги средств связи за время вещания «GMS» Минсвязи России взимало плату с компании не по коммерческим, а по государственным расценкам. Но ТТЦ «Останкино» платежи поступали в неполном объеме (долг в 200 тыс. долларов);
  • Общий ущерб примерно составил 1,5 млн долларов США.

Полный текст доклада Счетной палаты.

Злоупотребления, скорее всего, были действительно, столь велики, что в ноябре 1994 года под давлением бизнеса Президент издает указ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения». Так родилось легендарное ОРТ. Канал, где не было перерывов днем, и вводился мораторий на рекламу. Какой ценой это далось, многие помнят. Но все же в горниле бедствий родился канал, ставший надежным рупором власти, современным новым телевидением, вернувшим статус первой кнопке в 1990-е.

Бонус немного Сташевского. Как же без Владика нашего: