«Пятое колесо» — «Взгляд из Ленинграда». Пять самых ярких выпусков легендарной программы.

размещено в: Культура | 0

“Пятое колесо в телеге” — старая добрая пословица, означает что-то лишнее и ненужное. Кто бы мог подумать, что программа с названием «Пятое колесо» станет культовой. Ленинградское телевидение решило создать современную перестроечную программу и попытка увенчалось успехом. Это была настоящая передача “Взгляд из Ленинграда”, альтернатива флагманской программе Центрального Телевидения «Взгляд». Первый выпуск состоялся 11 апреля 1988 года, а последний был снят примерно в 1997 году, но старые записи транслировались до самого конца прошлого века.

Формат “Пятого колеса” удивительный для современного зрителя — это видеопоток, некое нагромождение сюжетов без анонсов и перебивок, длившийся более трех часов. Несмотря на некоторую неказистость для современного глаза, передача была влиятельной, ее смотрела половина населения Северной Пальмиры, а после и весь СССР. Конечно, ей был присущ петербургская интеллигентность с излишним вниманием к тематике театра и искусства.


Сергей Курехин как духовный отец РЕН ТВ и Фоменковщины

Большинству “Пятое колесо”, конечно же, запомнилось благодаря психоделическому расследованию Сергея Курехина, в котором был сделан вывод, что Владимир Ленин — просто-напросто гриб. Этот скетч вызвал в обществе нешуточный резонанс, за 70 лет мало кто смел так беспардонно глумиться над святым. Коммунисты требовали закрытия передачи, дабы “Ленина перестали ровнять с овощами”.

Однако немногие знают, что у легендарного выпуска передачи было и продолжение по многочисленным заявкам зрителей. Дискуссия об истории и грибах продолжилась уже на борту судна в присутствии зарубежных журналистов. Вопросы дружбы Кутузова и Наполеона, переименования Ленинграда, служба Курехина в ЦРУ — все в устах гения мысли и звуков становится абсурдным и гениальным. Убедительно и то, что Ельцин — барсук, а Горбачев давно помер, за него работает двойник из подпольной лаборатории. В общем, РЕН ТВ стоит хорошенько пересмотреть эти юморески как пособие по теориям заговора.

И Ельцин такой молодой, и август еще впереди!

Одним из героев программы был Борис Ельцин, ему давали эфир, еще когда он был малоизвестным опальным депутатом. Нам, выросшим в 90-е, привычно видеть первого президента России скорее пьяным и неадекватным, “не так сели” и проч. А выпуск “Колеса” 1991 года представит вам Ельцина в образе серьезного политика, только ставшего главой РСФСР, лидера нации.

В его речи сквозит харизма и уверенность, простой русский мужик идёт бороться за правду, ленинградская программа внесла свою лепту в образ Бориса-народного царя, “проехавшего всю Россию от Москвы до Курил”. По сути, впервые телевидение создает супергероя, который раскатает любого номенклатурного чиновника, спускается в шахту, бросает вызов КПСС и поднимает Россию с колен. Иными словами, прекрасная зарисовка раннего Ельцина.

Встреча с бывшими нашими

Этот выпуск был выбран нами за удивительное сочетание несочетаемого. Это рассуждение о судьбе музыкантов в СССР и США, рока, попа и шансона.

Вначале вы увидите фрагменты фильма “Рок“ Алексея Учителя (он не только “Матильду” снимал). Автор прекрасных вальсов Евгений Дога ругает рок за “неуютность и пустоту”, за американский стиль, ему оппонирует Учитель, напирая на то, что не стоит зажимать новые веяния. Дискуссия весьма содержательна, что уже располагает к просмотру.

Далее идет интервью из США с незабвенным Довлатовым о перестройке, Вилли Токарев отжигает в ресторане Нью-Йорка, а Михалков говорит о качестве кино и проблемах советской культуры.

Сколько классиков в одном видео, ну замечательно, замечательно!

 

Борис Стругацкий о коммунизме

Классик научной фантастики рассуждает о проблемах коммунизма как идеологии, обреченности этой идеологии. История идет, как и должна, полагает классик, но коммунизм ведь в базе своей является погоней за нереальным идеалом, потому в масштабах страны это абсурдно. Немногие помнят, что Стругацкий в последние годы выступал с очень интересными комментариями по вопросам политики. Рекомендуем ознакомиться.

Темы на редкость актуальны: образование и его кризис в СССР, проблемы отношения к труду, вера в Бога. В центре, разумеется, находится судьба научной фантастики и секрет ее популярности в мире иллюзий.

Ремесло актера

Леонид Филатов и Вениамин Смехов устроили друг другу интервью и рассуждают о том, зачем нужна эта профессия актера и что делать с театром в принципе. Трудно представить, но артисты недовольны заработной платой и тяжелой судьбой. Атос высмеивает самолюбование многих коллег по цеху, а Филатов упрекает сцену за поверхностность.

Войнович и Рязанов снимают “Ивана Чонкина”, говорят о фильме, будто он уже вышел. Но как известно, лента так и не была снята, а дискуссия о фильме и гласности осталась.

Программа стала культовой благодаря обилию ярких и интересных интервью, интересных театральных и киносюжетов, чтению прежде запрещенной литературы. Настоящее интеллектуальное телевидение, без трэша и неистовства.