«Угрюм-река». Сибирская эпопея о том, как капитализм душу губит

Про­за кану­на утвер­жде­ния соц­ре­а­лиз­ма в каче­стве основ­но­го лите­ра­тур­но­го направ­ле­ния рубе­жа 1920‑х — 1930‑х годов была мно­го­об­раз­ной. С одной сто­ро­ны, тво­ри­ли моло­дые нова­то­ры из ассо­ци­а­ции про­ле­тар­ских писа­те­лей, а с дру­гой, сохра­ни­лась и раз­ви­ва­лась тра­ди­ция лите­ра­ту­ры Сереб­ря­но­го века. Начи­нав­шие до Пер­вой миро­вой вой­ны писа­те­ли пере­хо­ди­ли к сво­им наи­бо­лее зре­лым про­из­ве­де­ни­ям. Это мож­но ска­зать об Алек­сее Тол­стом, Викен­тии Вере­са­е­ве и, нако­нец, Вяче­сла­ве Шишкове.

Шиш­ков был в сто­роне от мейн­стри­ма — он был реги­о­наль­ным сибир­ским писа­те­лем, само­быт­ным и очень ярким. Рас­ска­зы­ва­ем о его самом извест­ном романе «Угрюм-река», издан­ном в кон­це 1920‑х — нача­ле 1930‑х годов.


Шиш­ков для Сиби­ри — чело­век приш­лый. Он родил­ся в Бежец­ке, что под Тве­рью, в 1873 году. Сын мел­ко­го лавоч­ни­ка, отучив­шей­ся в тех­ни­че­ском учи­ли­ще, в 21 год полу­чил назна­че­ние в Том­ский округ путей сооб­ще­ния. Вяче­слав Шиш­ков по дол­гу служ­бы иссле­до­вал Сибирь, в тече­ние 15 лет он про­во­дил еже­год­ные экс­пе­ди­ции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Ени­сей, Чулым, Лена, Ниж­няя Тун­гус­ка и Ангара.

Свои впе­чат­ле­ния чинов­ник пре­об­ра­зо­вы­ва­ет в путе­вые замет­ки, кото­рые печа­та­ют­ся в 1908–1911 годах. Шиш­ко­ву помо­га­ет Мак­сим Горь­кий. В 1916‑м выхо­дит пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние писа­те­ля «Тай­га». После рево­лю­ции лите­ра­ту­ра ста­но­вит­ся для Шиш­ко­ва основ­ной деятельностью.

В 1923 году опуб­ли­ко­ван роман «Вата­га», необыч­ное про­из­ве­де­ние о граж­дан­ской войне. Зло­де­я­ми пока­за­ны не бело­гвар­дей­цы, а бес­по­щад­ные сибир­ские пар­ти­за­ны-кер­жа­ки, кото­рые соче­та­ли рас­коль­ни­че­скую рели­ги­оз­ность с анар­хиз­мом. Вокруг рома­на раз­во­ра­чи­ва­ют­ся бур­ные дис­кус­сии. В прин­ци­пе, «Вата­га» созвуч­на «Тихо­му Дону», дру­го­му мак­си­маль­но жесто­ко­му рома­ну о граж­дан­ской войне, где нет пря­мой геро­иза­ции крас­ных. Но глав­ным про­из­ве­де­ни­ем Шиш­ко­ва явля­ет­ся семей­ная эпо­пея «Угрюм-река».

«Угрюм-реку» слож­но ката­ло­ги­зи­ро­вать. По внеш­ним при­зна­кам роман мож­но было бы срав­ни­вать с твор­че­ством Тео­до­ра Драй­зе­ра. Это обсто­я­тель­ная исто­рия о накоп­ле­нии капи­та­ла, раз­во­ра­чи­ва­ю­ща­я­ся на задвор­ках импе­рии во вре­мя «золо­той лихо­рад­ки» на рубе­же XIX и XX века. Внут­ри про­из­ве­де­ния сокры­ты раз­ные жан­ры. Шиш­ков лег­ко балан­си­ру­ет меж­ду кни­гой из биб­лио­те­ки при­клю­че­ний и мело­дра­мой, соци­аль­ной про­зой а‑ля Горь­кий и пси­хо­ло­ги­че­ским трил­ле­ром, ост­ро­ум­ным пам­фле­том, высме­и­ва­ю­щим про­вин­ци­аль­ную мещан­скую дей­стви­тель­ность, и очер­ки­сти­кой с вни­ма­ни­ем к мест­ным осо­бен­но­стям. Язык писа­те­ля так­же неод­но­ро­ден — он вво­дит в обо­рот и мест­ный сибир­ский диа­лект, и арго катор­жан, но и упо­треб­ля­ет изящ­ную сто­лич­ную сло­вес­ность, свой­ствен­ную дво­рян­ской литературе.

Цен­траль­ная фигу­ра «Угрюм-реки» — Про­хор Гро­мов, отпрыск подо­зри­тель­но раз­бо­га­тев­шей полу­ку­пе­че­ской-полу­му­жиц­кой семьи. Про­де­мон­стри­ро­ва­но взрос­ле­ние Про­хо­ра, эво­лю­ция его взгля­дов от пыл­ко­го юно­ше­ско­го роман­тиз­ма до рас­чёт­ли­во­го циниз­ма, а потом и вовсе пси­хо­за. Инте­рес­на не толь­ко семья Гро­мо­вых. Прак­ти­че­ски каж­дый пер­со­наж эпо­пеи скры­ва­ет свою тайну.

В про­из­ве­де­нии напрочь отсут­ству­ет идео­ло­ги­че­ский при­вкус. «Угрюм-река» напи­са­на вне како­го-либо поли­ти­че­ско­го кон­тек­ста. Да, един­ствен­ный сто­про­цент­но поло­жи­тель­ный пер­со­наж — это инже­нер Про­та­сов, рево­лю­ци­о­нер и глас здра­во­го смыс­ла. Но в Про­та­со­ве не уга­ды­ва­ет­ся боль­ше­вик. Наобо­рот, его това­ри­щи по под­по­лью попре­ка­ют глав­но­го инже­не­ра в мень­ше­виз­ме. Нети­пич­но для совет­ской лите­ра­ту­ры пока­за­ны обра­зы свя­щен­но­слу­жи­те­лей — важ­нее про­даж­ных попов высту­па­ю­щий за спра­вед­ли­вость отец Алек­сандр, кото­рый, наря­ду с Про­та­со­вым, был глав­ным защит­ни­ком рабочих.

Роман исто­ри­чен. Под­ме­чен­ные дета­ли быта самых раз­ных сло­ёв насе­ле­ния фор­ми­ру­ют целост­ную и досто­вер­ную кар­ти­ну рубе­жа XIX и XX веков. Это не толь­ко какая-то реги­о­наль­ная спе­ци­фи­ка, но и нра­вы выс­ше­го све­та, осо­бен­но­сти пра­во­при­ме­не­ния, пове­ден­че­ские чер­ты. Есть весь­ма любо­пыт­ные штри­хи. Напри­мер, пока­за­те­лен факт нали­чия сре­ди руко­во­ди­те­лей сибир­ско­го заво­да аме­ри­кан­ско­го экс­па­та — кста­ти, очень комич­но­го. Сами собы­тия рома­на воз­ник­ли не на пустом месте. Рас­стрел рабо­чих на реке Лене нашёл своё отра­же­ние в книге.

«Угрюм-реку» экра­ни­зи­ро­ва­ли в 1969 году. Если пер­вая часть смот­рит­ся лихо, то вто­рой фильм ока­зал­ся ском­кан­ным и лишён­ным мно­гих важ­ных эле­мен­тов кни­ги. Но в целом, это весь­ма удач­ное кино.

Для крас­но­го слов­ца мож­но было заклю­чить, что Вяче­слав Шиш­ков — писа­тель утра­чен­ный, а «Угрюм-река» — поза­бы­тый шедевр. Но «не зарос­ла народ­ная тро­па». Про Шиш­ко­ва пишут в интер­не­те, его име­нем назва­на Все­рос­сий­ская лите­ра­тур­ная пре­мия, учре­ждён­ная в род­ном Бежец­ке, сохра­нил­ся музей писа­те­ля. Шиш­ков — ско­рее дока­за­тель­ство того, что на пол­ках ста­рых биб­лио­тек вас ждёт мно­же­ство цен­ных нахо­док. Лите­ра­тур­ная судь­ба Шиш­ко­ва сло­жи­лась вполне успеш­но: ему вру­чи­ли Ста­лин­скую пре­мию, но при этом он остал­ся писа­те­лем воль­но­дум­ным и неза­ви­си­мым. И пусть Шиш­ко­ва не изу­ча­ют в шко­ле, свой талант он реа­ли­зо­вал полностью.

Поделиться