Десять фильмов о русских бунтах

Все мы знаем, что сказал наш вели­кий Алек­сандр Серге­е­вич Пушкин о недо­воль­стве русского народа, в одной фразе уловив всю суть этого явле­ния:

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмыс­лен­ный и беспо­щад­ный!»

Вели­кий поэт кроме «Дочки» оста­вил масштаб­ный исто­ри­че­ский труд «Исто­рия Пуга­чёв­ского бунта», кото­рый заслу­жи­вает прочте­ния не меньше пове­сти, кото­рую прохо­дят в вось­мом классе. В этом явле­нии он разо­брался не хуже мужей из Акаде­мии.

Что же до бунта, мне больше нравится другая цитата, Брюсова:

«Что значит бунт? — Начало жизни новой.
Объято небо поло­сой багро­вой,
Кровь метит волны возму­щен­ных рек.
Вели­ким днем в века прой­дет наш век,
Крушит он яро скрепы и основы,
.…
На всех моги­лах прорас­тут цветы.
Пусть пашни черны; веет ветер горний;
Поют, поют в земле святые корни, —
Но первой жатвы не увидишь ты!»

И правда, бунт в России — это всегда разру­ши­тельно и губи­тельно, кроваво и стихийно, берём мы восста­ние в Твери 1327 года против монголь­ской дани или столк­но­ве­ния в Ново­чер­кас­ске в 1962 году. Поня­тия компро­мисса, «круг­лого стола», диалога бунта­рей и власти нам неве­домы и по сей день, мы страна стра­стей и край­но­стей, где в случае бунта одна сторона должна побе­дить, а вторая — быть уничто­жена. Побе­ди­тель полу­чает всё. Возможно, поэтому восстав­шие были столь отважны и шли до конца, пони­мая, что в случае пора­же­ния едва ли их позо­вут на Земский собор или в Сенат. Ноты отча­я­ния — это ключе­вая партия всех бунтов, но вместе с тем это и глас гнева заби­того крепост­ным правом труже­ника, простого рабо­чего ураль­ского завода или казака, гнева правед­ного и искрен­него, жёст­кого и грубого, но понят­ного царям.


«Минин и Пожарский», 1939 год

Нака­нуне войны СССР всё больше чувство­вал, как важна любовь к отече­ству — не соци­а­лизму и миро­вой рево­лю­ций, а к Родине, тем «трём берез­кам», о кото­рых потом напи­шет Симо­нов. Отвер­же­ние старого насле­дия смени­лось любо­вью к русской куль­туре и нашим исто­кам. Сюжет о народе, кото­рый сам собрался да и изгнал поля­ков, стал как нико­гда актуа­лен. Польша очень раздра­жала Сталина в те годы.

Этот фильм — насто­я­щий блок­ба­стер тех лет, пора­жает и каче­ство съемок, и масштаб баталь­ных сцен. Идея проста: когда власть царя слаба, когда дворяне прода­лись поля­кам, именно крестьяне и посад­ские люди не стали ждать чуда, а проло­жили дорогу к свободе земли пред­ков.


«Емельян Пугачёв», 1978 год

«Вор и разбой­ник Емелька Пуга­чёв», чьё имя было выма­рано и не упоми­на­лось до самой смерти импе­ра­трицы Екате­рины, а после счита­лось сино­ним разбоя и жесто­ко­сти. Как писала матушка-импе­ра­трица в письме Воль­теру:

«Маркиз Пуга­чёв, о кото­ром вы снова пишете в письме от 16 декабря, жил как злодей, и окон­чил свою жизнь трусом».

В совет­ское время Пуга­чёв стано­вится одним из глав­ных героев после наро­до­воль­цев и Герцена. Во-первых, это самое круп­ное восста­ние Россий­ской импе­рии по обла­сти, заня­той бунтов­щи­ками. Во-вторых, Пуга­чёв высту­пал за трудо­вой народ, шёл дать крестья­нам волю, жёг усадьбы поме­щи­ков.

Фильм в двух сериях расска­зы­вает о станов­ле­нии Емельяна Ивано­вича как лидера восста­ния, как он создал миф о «чудесно спас­шемся царе Петре Фёдо­ро­виче». Народ пойдёт за царем, что дарует им «волю общую и единую, для барина и мужика», но проиг­рает злой и подлой Кате­рине. Он хотел счастья народ­ного, его предали, но в памяти людей он остался героем.


«Стенька Разин (Понизовая вольница)», 1908 год

Первый русский худо­же­ствен­ный фильм, первая исто­ри­че­ская коме­дия, ещё немая. Газеты тогда писали об огром­ных очере­дях за биле­тами на сеанс, об ажио­таже и фуроре неслы­хан­ных масшта­бов. Глав­ное свет­ское собы­тие Петер­бурга 1908 года, показ фильма сопро­вож­дался пением песни о Стеньке, напи­сан­ной М. Иппо­ли­то­вым-Ивано­вым. Так что хотя звуко­вого сопро­вож­де­ния нет, песня за кадром приятно удивит вас каче­ством.

Как вы знаете, в немом кино играть гораздо слож­нее: нужно чётко доно­сить эмоции и пово­роты сюжета, не полу­чится быть одина­ко­вым везде. Каза­кам и Стеньке это удалось, жестами и мими­кой они доно­сят палитру чувств. А как за борт эпично летит княжна! Это неве­ро­ятно!


«Степан Разин», 1939 год

Народ­ные герои в чести у совет­ской власти, хоть они и не были созна­тель­ными марк­си­стами. Видимо, их считали пред­те­чей совет­ской власти. Простой чело­век, что встал против поме­щи­ков, правильно мыслил, а значит — наш, комму­нист! Стоит ли удив­ляться, что в 1919 году Разину открыли памят­ник?

Влади­мир Ленин на откры­тии памят­ника Степану Разину. 1 мая 1919 года. Фото: Н. Трошин / РИА Ново­сти

Что же до Разина, то в фильме будет расска­зана исто­рия превра­ще­ния разбой­ника Стеньки в лидера народа, заму­чен­ного побо­рами и пода­тями. «Горе­сти ваши — мои, ваша судьба — моя. Земля будет нашей — каза­чьей и крестьян­ской» — такую речь произ­не­сет он и пове­дёт в бой. Подлые преда­тели сдали его боярам, но он вынес пытки и казнь. «Живу не вашей я радо­стью, царёвы дьяволы» — мани­фест борца за русский народ.


«Салават Юлаев», 1941 год

Совет­ская куль­тура была много­на­ци­о­наль­ной, подчёр­ки­ва­лось разно­об­ра­зие куль­тур. В детских садах, напри­мер, были книжки-раскраски с наци­о­наль­ными наря­дами 15 респуб­лик и наци­о­наль­ных авто­но­мий. В школе дети читали пере­вод­ные пове­сти Семена Липкина о кирги­зах, калмы­ках, тата­рах и башки­рах, позна­вая куль­туры других чуждых наро­дов. В целях повы­ше­ния куль­тур­ной эруди­ции «Союз­дет­фильм» в 1941 году создал фильм о Сала­вате Юлаеве.

Воин и поэт, бунтарь и бога­тырь башки­ров, он принял правду Пуга­чёва, встал за него вместе с рабо­чими заво­дов. И неважно, что он башки­рец и маго­ме­та­нин, правда у народа одна, вера в волю для всех труже­ни­ков. Он найдёт свою любовь, станет отцом, уйдёт непо­беж­дён­ным и прожи­вёт аж до 1800 года.


«Гулящие люди», 1988 год

«Вста­вайте люди русские!» — песня из фильма «Алек­сандр Невский» посвя­щена защите отече­ства. Но русский люд, дове­дён­ный до отча­я­ния, вста­вал не только против инозем­ного врага, но и против элиты страны. Говоря о покор­но­сти и о том, что Россия — «тыся­че­лет­няя раба», забы­вают лите­ра­торы, что XVII век был «бунташ­ным», что восста­ния случа­лись не только в Смуту, но каждое деся­ти­ле­тие против властей вста­вали крестьяне, казаки, посад­ский люд и старо­веры, стрельцы и пушкари. Такие вот «рабы» жили на русской земле.

Причи­нам бунтов посвя­щён фильм «Гуля­щие люди». Монах Таисий пове­дал стрельцу Семёну о вере своей в волю народ­ную, о неве­рии в Никона, патри­арха, одер­жи­мого лишь често­лю­бием и амби­ци­ями. Искать правду Семён пойдёт к лихим каза­кам да холо­пам беглым, бросив карьеру при дворе. Бунто­вать он будет до послед­него вздоха, не найдя правды, пойдёт по миру покой искать. Вечная наша русская беда — где правду найти да управу на бояр. До бога высоко до царя далеко.


«Русский бунт», 1999 год

Совре­мен­ное прочте­ние «Капи­тан­ской дочки» с текстом автора. Шикар­ная игра Машкова (Пуга­чёва) и Мако­вец­кого (Шваб­рин). Школь­ная клас­сика оживает на экране, дуэли и любовь, преда­тель­ство и честь. Как всегда — измен­ник будет нака­зан, а правда побе­дит. Пётр и Маша будут вместе.

Минус фильма — плохая игра глав­ных акте­ров — Петра Гринёва и Маши Миро­но­вой. Им, поля­кам по наци­о­наль­но­сти, не удалось пере­дать слож­ность харак­те­ров, это больше похо­дит на КВН или школь­ную пьесу. Чего не скажешь о Пуга­чёве — он и добр, и жесток, и силён, и слаб, и храбр, и трус­лив. Он сам русский народ как есть, долго запря­гает, но едет быстро и иногда по трупам.


«Борис Годунов», 1986 год

Непра­вед­ная власть — прокля­тие любого прави­теля. На крови не постро­ить счастья никому, знали это и наши цари. Бори­ска Году­нов, что бедный дворя­нин-оприч­ник, забрав­ший власть при слабом царе Фёдоре, пойдёт на всё, чтобы шапку Моно­маха обре­сти. Не оста­но­вился он и перед кровью ребёнка, но грех пресле­дует его и оживает как Лжед­мит­рий. Само­зва­нец стал его кошма­ром и распла­той, ниспо­слал Господь голод, за Лжед­мит­рия пошёл простой люд. Но, как не зама­ли­вай ты грех, а за всё надо платить, как не прокли­най врага, но не всеси­лен ты и настиг­нет то, что суждено.

Текст Пушкина соблю­дён без огово­рок, атмо­сфера Смуты тоже. Откро­вен­ную ложь найти тут трудно, но лучше не искать, а восхи­щаться игрою Сергея Бондар­чука. Году­нов в его испол­не­нии — греш­ник, кото­рый осознал, что сделал, кото­рого настигла совесть, а это страш­нее болезни. Мысли не деть никуда, и грех твой перед тобою будет навеки, пожи­рая изнутри стра­хом нака­за­ния.


«Огнём и мечом», 1999 год

Супер­блок­ба­стер и самый доро­гой фильм в поль­ском кине­ма­то­графе 90-х и нуле­вых (24 млн злотых). Режис­сер Ежи Гофман создал лучшую экра­ни­за­цию книги Сенке­вича всех времён и наро­дов. Поль­ские, русские и укра­ин­ские актёры погру­жают вас в эпоху Запо­рож­ской Сечи, храб­рых каза­ков и восста­ния народа за права, а панов за любовь. Поют народ­ную поль­скую песню «Хей, Соколы»:

Вина, вина, вина дайте
А как помру — поми­найте,
Где зелéна Укра­ина,
Где живéт моя дивчина.

Исто­ри­че­ская досто­вер­ность романа и сери­ала, конечно, под сомне­нием, князь Вишне­вец­кий, отли­чав­шийся в реаль­ной жизни особой жесто­ко­стью, здесь пред­став­лен храб­рым рыца­рем и набож­ным като­ли­ком. Если вы не читали книги, то сове­тую посмот­реть сериал — он помо­жет вам понять поль­ский взгляд на Хмель­ниц­кого и Сечь, Укра­ину и Россию тех лет, сломать стерео­типы учеб­ни­ков. Прекрас­ная игра Богдана Ступки, Анджея Севе­рина и наш Домо­га­ров тоже хорош, несмотря ни на что!


«Чумной бунт», 1981 год

Корот­кий науч­ный фильм, из тех, что пока­зы­вали на четвёр­той обра­зо­ва­тель­ной программе ЦТ СССР. Полон упрё­ков священ­ни­кам в том, что моли­лись в эпиде­мию в храмах, зара­жали людей. «Под попов­ские сказки» народ пошёл цело­вать икону Бого­люб­ской Бого­ма­тери, что обер­ну­лось мором 1771 года. Когда архи­епи­скоп Амвро­сий (Камен­ский) пытался бороться с этим, сам погиб от рук толпы. Вы узна­ете, как власть боро­лась с чумой окури­ва­нием дымом, Москва утопала в трупах и нищих, как велик был страх.


Читайте также «Юлия Солн­цева. Женщина в тени мужа»

Поделиться