Десять лучших мультфильмов времён Великой Отечественной войны

Мы часто гово­рим о филь­мах и песнях воен­ных лет. Но ведь всё искус­ство страны тогда было направ­лено на поддержку армии. Не зря одним из глав­ных лозун­гов тех лет было «Всё для фронта, всё для победы». От труже­ника колхоза до твор­че­ской интел­ли­ген­ции, каждый служил как мог и умел. Если не мог воевать, то созда­вал вдох­нов­ля­ю­щие произ­ве­де­ния. Это же каса­лось и труже­ни­ков такого вроде бы детского жанра, как муль­ти­пли­ка­ция.

Роди­лись муль­тики ещё в далё­ком 1906 году. Алек­сандр Ширяев создал первые анима­ци­он­ные фильмы с куклами. Леген­дой тех лет был Влади­слав Старе­вич, неко­гда биолог, увлёк­шийся доселе неви­дан­ным жанром. Его смеш­ные пове­сти о распут­ной жизни жуков заста­вят вас и сего­дня кататься от смеха. Как без малей­ших техни­че­ских средств можно было снимать так хорошо? Нико­гда ещё жуки не были так обая­тельны.

После рево­лю­ции в 1930-е годы произо­шёл Ренес­санс муль­ти­пли­ка­ции. Для полу­гра­мот­ной страны такой нагляд­ный и развле­ка­тель­ный жанр был очень поле­зен. Наряду с агита­цией и пропа­ган­дой рожда­лись и насто­я­щие мульт­фильмы, полно­цен­ные картины. Ведь мир уже поко­рял Уолт Дисней, его танцу­ю­щие скелеты, Кролик Освальд и невзрач­ный мышо­нок Микки. «Союз­мульт­фильм» активно осва­и­вал опыт амери­кан­ского муль­ти­пли­ка­тора и все 1930-е и 1940-е гг. будет творить по лека­лам «дисне­ев­ской фабрики». Это заметно нашему поко­ле­нию, вырос­шему на клас­сике «Дисней». Непо­вто­ри­мый и люби­мый нами стиль родится только в 1950-е гг. годы.

Муль­тик «Безум­ный само­лет», пере­вер­нув­ший созна­ние совет­ских муль­ти­пли­ка­то­ров:

В 1941 году труже­ни­ков «Союз­мульт­фильма» эваку­и­ро­вали в Самар­канд. Их зада­чей стала агита­ци­он­ная поддержка армии. С первых дней войны режис­сёры-ленфиль­мовцы Михаил Цеха­нов­ский и Мсти­слав Пащенко руко­во­дили этим слож­ным процес­сом. Лишён­ные мини­маль­ных удобств они служили фронту так, как могли. В 1943 году они вернутся в Москву, чтобы рабо­тать с утро­ен­ной силой. Мы пред­став­ляем вам подборку лучших мульт­филь­мов времён Вели­кой Отече­ствен­ной войны.

Кадр из мульт­фильма «Не топтать фашист­скому сапогу нашей Родины», 1941 год

«Стервятники», 1941 год, режиссёр Пантелеймон Сазонов

Это скорее агит­пла­кат, чем мульт­фильм. Но за две минуты сказано доста­точно. Жуткая музыка, мерз­кие фаши­сты-стер­вят­ники, кото­рые напа­дают на нас, и кото­рые полу­чают ответ. Наши ястребы (И-16, видимо), под бодрую музыку бьют супо­стата, да так, что стер­вят­ники драпают будто хромые утки или курицы. Да, может, сделано на коленке, а стер­вят­ники очень похожи на дисне­ев­ских, но всё равно — есть идея, правиль­ный настрой и лозунг.


«Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины», 1941 год, режиссёры Иван Иванов-Вано, Александр Иванов

Ещё один крат­кий и ясный муль­та­гит­пла­кат. Снят в первые месяцы войны, когда созда­тели не знали, сколько горя она прине­сёт. Здесь есть этот пред­во­ен­ный задор, стрем­ле­ние разгро­мить врага и пере­не­сти бой на его терри­то­рию. «Малой кровью, могу­чим ударом», как пели в 1938 году. Сапог фаши­ста топчет Европу без особого труда, дефи­ли­рует по Фран­ции, Польше, Чехо­сло­ва­кии, бомбы сожгли Бени­люкс, Фран­ция сдалась. И вот этот мерз­кий хрюн­дель подо­брался и к нам и… полу­чил по морде. Танки, конница и само­леты единым ударом побеж­дают под марш «Броня крепка, и танки наши быстры», тоже, кстати, напи­сан­ный в 1938 году.


«Ёлка», 1942 год, режиссёры Михаил Цехановский и Пётр Носов

Тяжело было не только на фронте. Голод­ная жизнь тыла была тоже не сахар, а каково было детям. Они ведь не пони­мали, что проис­хо­дит, почему так тяжело и нет празд­ни­ков. Поэтому на Новый 1942 год было решено вернуть детям радость празд­ника — хотя бы на одну ночь пода­рить им муль­тик. Нельзя пока­зать, что мы пали духом, война войной, а Новый год не отнять врагу. Дедушка Мороз придёт и подарки прине­сёт, а злые волки тому не помеха. Всем миром, всем наро­дом мы выго­ним граби­те­лей и отпразд­нуем, не дадим страху взять верх.


«Били! Бьём! Будем бить!», 1941 год, режиссёр Дмитрий Бабиченко

Как вы помните, война покон­чила с ради­каль­ным отри­ца­нием прошлого и вернула СССР к исто­кам. Воспе­ва­лись теперь герои былых времён, верну­лась исто­рия Руси в школы, снова ввели погоны. Этот мульт­пла­кат — яркий пока­за­тель того, как в первые дни войны все вспо­ми­нали: нас никому не удава­лось поко­рить, кто прихо­дил с мечом, от него и умирал. Опять хряк-кресто­но­сец идёт на нас, но Алек­сандр Невский прого­нит деду­шек-фаши­стов и заго­нит под лёд. А наша армия верна будет делу русской дружины, били рейхс­вер в 1918 году, побьём и сего­дня.


«Киноцирк», 1942 год, режиссёры Леонид Амальрик и Ольга Ходатаева

Не только нагляд­ная агита­ция хороша в борьбе. Смех ничуть не слабее, ведь высме­и­вая Гитлера, его делали жалким, его вермахт уже не так стра­шен, а значит и напря­же­ние внутри спадало. Сатира обес­це­ни­вала и убивала страх в душах солдат. Это такая вакцина для фронта. В эваку­а­ции по зада­нию ставки снимали такой «Кино­цирк», больше похо­жий на шоу Чарли Чаплина, люби­мого в СССР.

Фигура первая — «Дог-шоу Адольф и его собаки». Собачки Муссо­лини, Хорти и Анто­неску откли­ка­ются на «Зиг Хайль», но тупые всё равно и толку мало. Фигура вторая — Адольф зашёл к Бона­парту за сове­том, а Напо­леон пред­ла­гает ему сразу в гроб, всё равно мол затея дрянь. Фигура третья — Гитлер пере­муд­рил с пиро­тех­ни­кой и взорвался. Таков исход австрий­ского худож­ника, что поде­лать. Гово­рили, что Сталин пере­смат­ри­вал этот мульт­фильм несколько раз и смеялся долго и задорно.


«Одна из многих», 1943 год, режиссёр Ламис Бредис.

Эконо­мить элек­три­че­ство — долг каждого. Особенно в войну, когда его не хватает и вклю­чают на пару часов. Нагляд­ный муль­тик линчует небе­реж­ли­вых граж­дан и приви­вает ответ­ствен­ное отно­ше­ние к труду энер­ге­ти­ков. Ведь элек­три­че­ство нужнее заво­дам и армии. Каждый должен пожерт­во­вать комфор­том во имя страны, даже в такой мелочи.


«Чего хочет Гитлер», 1941 год, режиссёр Александр Иванов

В первом скетче раскры­ва­ется капи­та­ли­сти­че­ская сущность Гитлера, ведь совет­ский чело­век 24 года назад не для того сверг иго буржуа и поме­щи­ков, чтоб пустить их снова. Очень ярко обри­со­ваны шпионы врага, кото­рым не дают жечь сено, обры­вать ЛЭП, рушить наши дороги. Но меня поко­рил послед­ний фраг­мент о том, как мы вместе с Англией заду­шили этого карлика Адольфа. Ура союз­ни­кам!


«Лиса, заяц и петух», 1942 год, режиссер Пётр Носов

Война войной, а детям всегда хочется сказки. Им труд­нее всего, ведь малень­кие ребята тоже помо­гали фронту как могли, многие рабо­тали на заво­дах или в колхо­зах. Для юных героев тыла и было решено сделать этот мульт­фильм, вернуть им хотя бы на экране то детство, кото­рого их лишила война. Старая добрая сказка, злая Лиса и добрый Заяц. Она выгнала его из своего же дома, но на помощь придут звери и прого­нят лживую рыжую плутовку. Это такая алле­го­рия страны — у нас забрали наши земли, но мы прого­ним хитрых немцев, кото­рые нару­шили Пакт о нена­па­де­нии и ударили в спину.


«Краденое солнце», 1943 год, режиссёры Иван Иванов-Вано и Ольга Ходатаева

Муль­тик по сказке Корнея Чуков­ского. Симво­ли­чен, вроде сказка, но пере­кли­ка­ется с войной. Жили да были звери, весё­лые и добрые, пока не пришёл кроко­дил. Всем от него житья не было, но он был ещё и таким глупым, что сожрал солнце. Как Гитлер, кото­рый захо­тел прогло­тить весь мир, да не по зубам. Всем миром да всеми джун­глями звери боро­лись с ним, но добило его цунами, кото­рое он сам и спро­во­ци­ро­вал. Непо­мер­ные амби­ции врага и убили.


«Телефон», 1944 год, режиссёр Михаил Цехановский

Корней Чуков­ский в жизни и его персо­нажи в сказке встре­ти­лись вместе, чтобы пора­до­вать юных зрите­лей. Всё оживает: звонит теле­фон, гово­рит слон, просит шоко­лада пудов пять-шесть, а кроко­дил — калоши. И всем что-то надо от Корнея Иваныча. Детское теле­ви­де­ние появится в 1960-е годы, но этот муль­тик — первая попытка сделать насто­я­щую детскую теле­пе­ре­дачу, где герои первых книжек оживают во всей красе. Надо отме­тить, что у Чуков­ского неплохо полу­чи­лось сыграть спаси­теля зверей.


Читайте также наш мате­риал об обсто­я­тель­ствах созда­ния и премьеры в Куйбы­шеве Седь­мой симфо­нии Дмит­рия Шоста­ко­вича «Ленин­град­ская симфо­ния на берегу Волги»

Поделиться