Десять портретов Ленина: от соцреалистов до Уорхола

В 2020 году испол­нит­ся 150 лет со дня рож­де­ния Вла­ди­ми­ра Ильи­ча Улья­но­ва-Лени­на — рево­лю­ци­о­не­ра, руко­во­ди­те­ля пар­тии боль­ше­ви­ков, созда­те­ля СССР. Его роль для оте­че­ствен­ной исто­рии труд­но пере­оце­нить. Но в пред­две­рии юби­лея мы хотим пого­во­рить не о поли­ти­че­ских дости­же­ни­ях Лени­на, а о нём самом как лич­но­сти — дру­ге, сосе­де, муже, начальнике.

Эти обра­зы Лени­на вопло­ти­лись в его раз­лич­ных порт­ре­тах, напи­сан­ных как при жиз­ни «вождя миро­во­го про­ле­та­ри­а­та», так и намно­го поз­же его смер­ти. Мы собра­ли десять не самых попу­ляр­ных и даже уди­ви­тель­ных порт­ре­тов Лени­на и немно­го рас­ска­зы­ва­ем о каж­дом из них.


Парижский портрет Ленина. Эмиль Бернар. 1910 год

Нач­нём с кар­ти­ны, где узнать Вла­ди­ми­ра Ильи­ча с пер­во­го взгля­да не так про­сто. Это чуть ли не един­ствен­ный порт­рет, напи­сан­ный до рево­лю­ции, когда Ленин скры­вал­ся на кон­спи­ра­тив­ных квар­ти­рах, не афи­ши­ро­вал лицо и вооб­ще дер­жал­ся в тени.

Один такой порт­рет создал худож­ник Эмиль Бер­нар. За один сеанс он запе­чат­лел вождя боль­ше­ви­ков в париж­ском кафе «Кло­зе­ри де Лила» на буль­ва­ре Мон­пар­нас. Поли­тик и живо­пи­сец были зна­ко­мы, так как жили непо­да­лё­ку друг от дру­га. Улья­но­вы тогда квар­ти­ро­ва­лись на ули­це Мари-Роз, а Вла­ди­мир Ильич коро­тал вре­мя, играя в шах­ма­ты с поэтом Полем Фором — род­ствен­ни­ком живо­пис­ца Бер­на­ра. Он их и познакомил.

В 1970‑е годы порт­рет попал в фон­ды Цен­траль­но­го музея В. И. Лени­на, но пуб­ли­ке его не демон­стри­ро­ва­ли вплоть до пере­строй­ки — из-за несо­от­вет­ствия кано­ни­че­ско­му обра­зу вождя.


Силуэт Ленина. Сергей Чехонин. 1920 год

Силу­эт­ный порт­рет Лени­на автор­ства Сер­гея Чехо­ни­на был исклю­чи­тель­но попу­ля­рен в совет­ские годы. Худож­ник тща­тель­но наблю­дал за выступ­ле­ни­я­ми Вла­ди­ми­ра Ильи­ча на кон­грес­се Комин­тер­на и сде­лал несколь­ко наброс­ков. Поз­же они и ста­ли осно­вой силу­эт­но­го порт­ре­та. Чехо­нин рассказывал:

«Внеш­ность его про­из­во­ди­ла впе­чат­ле­ние огром­ной воле­вой сосре­до­то­чен­но­сти. Край­няя подвиж­ность его позы и лице­вой муску­ла­ту­ры дела­ли его весь­ма труд­ною моде­лью для худож­ни­ка. Рисо­вал я его в про­филь, кото­рый всё вре­мя нахо­дил­ся в движении».


Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года. Исаак Бродский. 1929 год

Иса­ак Изра­и­ле­вич Брод­ский — совет­ский мастер живо­пи­си, создав­ший тра­ди­цию изоб­ра­жать выда­ю­щую исто­ри­че­скую лич­ность в окру­же­нии «народ­ных масс». Это марк­сист­ский под­ход к искус­ству — под­чёр­ки­вать, что мас­штаб­ные исто­ри­че­ские собы­тия про­ис­хо­дят на «актив­ном народ­ном фоне».

Дан­ная кар­ти­на сле­ду­ет этим прин­ци­пам. Огром­ная тол­па пути­лов­цев сосре­до­то­чен­но вгля­ды­ва­ет­ся в три­бу­ну, на кото­рой высту­па­ет Ленин. Брод­ский мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет каж­дой фигу­ре: опи­сы­ва­ет их лица, про­стую одеж­ду, взвол­но­ван­ные дви­же­ния. На полотне Брод­ско­го созда­ёт­ся новый образ тру­дя­щих­ся — дис­ци­пли­ни­ро­ван­ных, дума­ю­щих, сво­бод­ных. Ленин, несмот­ря на скром­ный раз­мер сво­ей фигу­ры на кар­тине, при этом явля­ет­ся цен­тром при­тя­же­ния наше­го внимания.


Портрет Ленина. Кузьма Петров-Водкин. 1934 год

Кузь­ма Пет­ров-Вод­кин был в чис­ле немно­гих худож­ни­ков, кого в янва­ре 1924 года допу­сти­ли сде­лать зари­сов­ки с покой­но­го Лени­на. Он с зада­чей спра­вил­ся и создал стро­го доку­мен­таль­ную, нети­пич­ную для сво­е­го автор­ско­го сти­ля кар­ти­ну «Ленин в гро­бу» (ниже).

А через десять лет живо­пис­ца настиг­ла мысль создать новый потрет вождя про­ле­та­ри­а­та — за рабо­чим сто­лом над рас­кры­той книгой:

«…Мне хоте­лось дать Вла­ди­ми­ра Ильи­ча живым — дать уют­ную обста­нов­ку, где он сам с собой. Он, конеч­но, чита­ет Пуш­ки­на, а затем ляжет спать. Я даже при­ду­мал, что ему дать читать. Это „Пес­ни запад­ных сла­вян“, так как мне каза­лось, что эти вещи долж­ны дей­ство­вать силь­но и остро…»

Оста­но­вим­ся немно­го подроб­нее на худо­же­ствен­ной ком­по­зи­ции кар­ти­ны. Порт­рет постро­ен таким обра­зом, что взгляд зри­те­ля кон­цен­три­ру­ет­ся на голо­ве Лени­на — круп­ной, скульп­тур­но вылеп­лен­ной, с очень широ­ко рас­став­лен­ны­ми гла­за­ми. Фигу­ра Лени­на, сидя­ще­го в белой рубаш­ке за сто­лом, почти каса­ет­ся голо­вой верх­не­го края взя­то­го в шири­ну полот­на. Такая ком­по­зи­ция поз­во­ля­ет скон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние зри­те­ля на лице вождя.


Иллюстрация из книги «Жизнь Ленина». Пётр Староносов. 1934–1936 годы

Закреп­ле­ние и кон­сер­ва­ция одно­пар­тий­ной систе­мы в СССР после рево­лю­ции ока­зы­ва­ли вли­я­ние на искус­ство. Изме­ни­лись под­хо­ды к изоб­ра­же­нию не толь­ко «ныне живу­щих» боль­ше­ви­ков, но и фигур из прошлого.

Яркий при­мер — серия иллю­стра­ций из кни­ги «Жизнь Лени­на», над кото­рой худож­ник Пётр Ста­ро­но­сов рабо­тал два года. Вла­ди­мир Ильич впер­вые пред­ста­ёт здесь как сто­я­щий над жиз­нью герой, ста­тич­ный, пафос­ный, хре­сто­ма­тий­ный ора­тор. Вслед за Ста­ро­но­со­вым этот образ повто­ря­ли дру­гие совет­ские живописцы.

Надеж­да Круп­ская кри­ти­ко­ва­ла их:

«Лени­на они изоб­ра­жа­ют ста­тич­ным, спо­кой­ным, а не со свой­ствен­ны­ми ему жеста­ми, в то вре­мя как у Вла­ди­ми­ра Ильи­ча было очень живое, выра­зи­тель­ное лицо».

Воз­мож­но, Надеж­да Кон­стан­ти­нов­на была пра­ва, но в это деся­ти­ле­тие перед худож­ни­ка­ми сто­я­ла совсем дру­гая зада­ча. Они долж­ны были изоб­ра­жать не «живо­го чело­ве­ка», а «близ­не­ца пар­тии», как в поэ­ме Маяковского:

«Пар­тия и Ленин —
близнецы-братья —
Кто более
мате­ри-исто­рии ценен?
Мы гово­рим Ленин,
под­ра­зу­ме­ва­ем — партия
Мы говорим
партия,
подразумеваем —
Ленин».


В. И. Ленин на экзамене в университете. Виктор Орешников. 1947 год

Пожа­луй, един­ствен­ное завер­шён­ное и худо­же­ствен­но зна­чи­мое изоб­ра­же­ние Лени­на-юно­ши. Совет­ский живо­пи­сец Вик­тор Ореш­ни­ков создал его по зака­зу Ленин­град­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та за три года: с 1944 по 1947 год. Слож­ность зада­чи заклю­ча­лась в том, что худож­ни­ку не было на что опе­реть­ся — обра­зов Улья­но­ва сту­ден­че­ских вре­мён ранее никто не созда­вал, Ореш­ни­ко­ву пред­сто­я­ло само­сто­я­тель­но создать канон.

Кар­ти­на рас­кры­ва­ет эпи­зод из жиз­ни Лени­на-сту­ден­та. Из Казан­ско­го уни­вер­си­те­та его исклю­чи­ли за рево­лю­ци­он­ную дея­тель­ность. После воз­вра­ще­ния из ссыл­ки он пытал­ся вос­ста­но­вить­ся и завер­шить обра­зо­ва­ние, но ему отка­за­ли. Мно­гие бы отча­я­лись, но Ленин добил­ся воз­мож­но­сти сдать экза­ме­ны экс­тер­ном — в 1891 году он высту­пал в Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те и полу­чил диплом пер­вой степени.

В совет­ской исто­рио­гра­фии под­чёр­ки­ва­ет­ся, что раз­но­сто­рон­ние зна­ния моло­до­го Лени­на и его глу­бо­кое пони­ма­ние сущ­но­сти пред­ме­та впе­чат­ли­ли про­фес­су­ру. Момент удив­ле­ния пре­по­да­ва­те­лей и запе­чат­лел Ореш­ни­ков. Что­бы достичь доку­мен­таль­ной точ­но­сти в изоб­ра­же­нии про­фес­со­ров, худож­ник исполь­зо­вал ста­рые фотографии.

Допол­ни­тель­ная труд­ность заклю­ча­лась в том, что Ореш­ни­ков дол­жен был изоб­ра­зить не про­сто сту­ден­та, сда­ю­ще­го экза­мен на отлич­но. Он дол­жен быть напи­сать страст­но­го рево­лю­ци­о­не­ра, созда­те­ля боль­ше­вист­ской пар­тии и вождя Вели­кой Октябрь­ской соци­а­ли­сти­че­ской революции.

Что­бы доба­вить Лени­ну уве­рен­но­сти, живо­пи­сец изоб­ра­зил его не сидя­щим, а сто­я­щим — он буд­то сле­ду­ет мыс­лям и хочет допол­ни­тель­но под­черк­нуть свою право­ту. Он един­ствен­ный пер­со­наж кар­ти­ны, смот­ря­щий на зри­те­ля. Ито­го­вая ком­по­зи­ция пере­да­ёт энер­гич­ность, целе­устрем­лён­ность и вдох­но­ве­ние Лени­на, но без лож­но­го пафо­са — и такую ситу­а­цию лег­ко пред­ста­вить в действительности.


Портрет В. И. Ленина. Гурам Геловани. 1957 год

Гру­зин­ский худож­ник Гурам Гело­ва­ни создал порт­рет Лени­на к XXII съез­ду КПСС. На полотне вождь изоб­ра­жён в клас­си­че­ских тра­ди­ци­ях соци­а­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. Фигу­ра в пол­ный рост, вождь не смот­рит на зри­те­ля, пото­му что что-то запи­сы­ва­ет в книж­ку на ходу, но уве­рен­но дви­жет­ся вперёд.

Кри­ти­ки хва­ли­ли гру­зин­ско­го худож­ни­ка за отход от камер­ной трак­тов­ки изоб­ра­же­нии Лени­на. Ком­по­зи­ция под­чер­ки­ва­ет мону­мен­таль­ность обра­за и при­вле­ка­ет вни­ма­ние динамичностью.


Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году. Дмитрий Налбандян. 1970‑е годы

В твор­че­стве Дмит­рия Нал­бан­дя­на ленин­ская тема была одной из самых зна­чи­мых: он создал десят­ки рисун­ков и поло­тен с вождём миро­во­го про­ле­та­ри­а­та. Нал­бан­дян соче­тал доку­мен­таль­ное зна­ние исто­ри­че­ских собы­тий с бога­тым воображением.

Мастер любил ста­вить Вла­ди­ми­ра Ильи­ча в центр слож­ных мно­го­фи­гур­ных ком­по­зи­ций. Напри­мер, на дан­ном полотне Ленин сопер­ни­ча­ет с Мадон­ной Рафа­э­ля. Кого вы уви­де­ли на этой кар­тине первым?

Точ­ность изоб­ра­же­ния тако­ва, что мы узна­ём Лени­на с пер­вых секунд, несмот­ря на то что он сто­ит к зри­те­лю боком, а взгляд его направ­лен вглубь картины.


Свадьба Ленина и Крупской в Шушенском. Татьяна Горшунова. 1980‑е годы

Ленин и Круп­ская позна­ко­ми­лись в 1894 году, ему было 24 года, ей — 25 лет. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, выгля­дел Ленин зна­чи­тель­но стар­ше. Сна­ча­ла они были про­сто зна­ко­мы­ми, а Ленин даже про­сил руки Апол­ли­на­рии Яку­бо­вой, подру­ги Круп­ской, но полу­чил отказ.

В сле­ду­ю­щие годы Ленин и Круп­ская сбли­зи­лись, регу­ляр­но встре­ча­ясь в рево­лю­ци­он­ных круж­ках. Когда Вла­ди­ми­ра Ильи­ча при­го­во­ри­ли к ссыл­ке в Сибирь, в одной из запи­сок он пред­ло­жил Круп­ской стать его женой. Та согласилась:

«Ну что ж — женой так женой!»

22 июля 1898 года они вен­ча­лись — этот момент и запе­чат­ле­ла худож­ни­ца Татья­на Гор­шу­но­ва. Дата сва­дьбы точ­но извест­на из цер­ков­ной кни­ги Пет­ро­пав­лов­ско­го хра­ма села Шушен­ско­го Ени­сей­ской губер­нии. Оче­вид­цы вспо­ми­на­ли, что неве­ста была оде­та в скром­ную белую блуз­ку и чёр­ную юбку, а жених — в потёр­тый корич­не­вый костюм — на кар­тине наря­ды дру­гие. Моло­до­жё­ны обме­ня­лись обру­чаль­ны­ми коль­ца­ми, выплав­лен­ны­ми из мед­ных пятаков.

Круп­ская поз­же вспоминала:

«Мы ведь моло­до­жё­на­ми были. И это скра­ши­ва­ло ссыл­ку. То, что я не пишу об этом в вос­по­ми­на­ни­ях, вовсе не зна­чит, что не было в нашей жиз­ни ни поэ­зии, ни моло­дой страсти…»

Есть инте­рес­ные гипо­те­зы, не под­твер­ждён­ные, впро­чем, доку­мен­та­ми, что для обо­их моло­до­жё­нов брак был вто­рым. Бри­тан­ская энцик­ло­пе­дия сооб­ща­ет, что ранее Круп­ская была заму­жем за Бори­сом Гер­ма­ном — эсе­ром и дру­гом Фан­ни Кап­лан. А Ленин, воз­мож­но, тоже был ранее женат, но све­де­ния об этом яко­бы засек­ре­че­ны и хра­нят­ся в жан­дарм­ских архи­вах. Но это толь­ко предположения.


Красный Ленин. Энди Уорхол. 1987 год

Шел­ко­гра­фия раз­ме­ром метр на 75 сан­ти­мет­ров с порт­ре­том вождя миро­во­го про­ле­та­ри­а­та отно­сит­ся к чис­лу позд­них работ Уор­хо­ла. Он создал её по зна­ме­ни­той фото­гра­фии моло­до­го Лени­на: на мрач­ном моно­хром­ном фоне выде­ля­ют­ся блед­ное лицо, кисти и кни­га. Порт­рет лако­ни­чен, а мно­гие кри­ти­ки даже срав­ни­ва­ли его с ико­на­ми. Полот­но «Крас­ный Ленин» мож­но рас­смат­ри­вать как часть дипти­ха с «Чёр­ным Лениным».

Уор­хол стре­мил­ся к попу­ляр­но­сти, поэто­му изоб­ра­жал толь­ко самых зна­ме­ни­тых людей мира: Эли­за­бет Тей­лор и Мэри­лин Мон­ро, Джо­на Лен­но­на и Майк­ла Джек­со­на, бок­сё­ра Мухам­ме­да Али и Мао Цзэ­ду­на. Худож­ник при этом был абсо­лют­но апо­ли­ти­чен. Бри­тан­ский худо­же­ствен­ный кри­тик Джу­ли­ан Спол­динг писал по это­му пово­ду следующее:

«Поли­ти­ки вхо­дят в чис­ло наи­бо­лее узна­ва­е­мых и попу­ляр­ных лич­но­стей, поэто­му Уор­хол и обра­тил на них вни­ма­ние и создал свои вер­сии их лич­но­стей. Сам он отри­цал, что явля­ет­ся кри­ти­ком совре­мен­но­го ему обще­ства и назы­вал себя выра­зи­те­лем мас­со­во­го вку­са сво­е­го вре­ме­ни. Его зна­ме­ни­тые изоб­ра­же­ния Мао Цзэ­ду­на и Лени­на вовсе не гово­рят о его инте­ре­се к уче­нию Мао или иде­ям Лени­на. Это не более чем ком­мер­че­ские про­дук­ты, пред­на­зна­чен­ные для худо­же­ствен­но­го рынка».

Полот­но дол­гое вре­мя при­над­ле­жа­ло Бори­су Бере­зов­ско­му. Бук­валь­но за несколь­ко дней до смер­ти оли­гарх про­дал его за 202 тыся­чи дол­ла­ров, что­бы рас­пла­тить­ся с дол­га­ми. Имя поку­па­те­ля неизвестно.


Извест­ные и мало­из­вест­ные фото­порт­ре­ты Лени­на смот­ри­те в нашем мате­ри­а­ле «Ред­кие фото­гра­фии Лени­на».

Поделиться