Отец Отечества: десять знаменитых портретов Петра I

Послед­ний царь всея Руси и первый Импе­ра­тор Всерос­сий­ский Пётр I изве­стен карди­наль­ными преоб­ра­зо­ва­ни­ями во внеш­ней и внут­рен­ней поли­тике. Петров­ские преоб­ра­зо­ва­ния косну­лись всех сфер жизни обще­ства и госу­дар­ства. Искус­ство не стало исклю­че­нием.

В эпоху Петра Вели­кого в Россий­ской импе­рии начала разви­ваться свет­ская живо­пись. До этого времени поль­зо­ва­лись попу­ляр­но­стью порт­реты-парсуны, кото­рые очень напо­ми­нали иконо­пис­ные лики. Русские худож­ники, столк­нув­шись с евро­пей­ской модой, с досто­ин­ством прошли испы­та­ния новой школы и доби­лись мастер­ства в слож­ном деле: непро­сти­тельно оказаться «позади планеты всей».

Сего­дня, благо­даря трудо­ём­кой работе деяте­лей искус­ства прошлых веков, потомки Петра Алек­се­е­вича знакомы с внеш­но­стью вели­кого русского прави­теля. Просве­щён­ному совре­мен­ному чело­веку Пётр Вели­кий пред­став­ля­ется в образе роман­ти­че­ского героя, нова­тора, насто­я­щего русского воина с широ­кими плечами.

VATNIKSTAN пред­став­ляет десять знаме­ни­тых порт­ре­тов первого импе­ра­тора, напи­сан­ные в разные пери­оды его жизни.


Портрет из «Царского титулярника». Неизвестный автор, конец 1670-х — начало 1680-х годов.

«Царский титу­ляр­ник» или «Боль­шая госу­да­рева книга» — спра­воч­ник, богато иллю­стри­ро­ван­ный порт­ре­тами русских монар­хов и гербами земель. Именно в «Царском титу­ляр­нике» буду­щий импе­ра­тор изоб­ра­жён впер­вые. К сожа­ле­нию, исто­рия созда­ния этого порт­рета, его досто­вер­ность и автор неиз­вестны.


Гравюра с изображением царей Ивана и Петра Алексеевичей. Николас Лармессен, 1685 год

Выше пред­став­лена гравюра, авто­ром кото­рой явля­ется Нико­лас Лармес­сен — фран­цуз­ский худож­ник-гравёр, рабо­тав­ший в стро­гом клас­си­че­ском стиле линей­ной резцо­вой гравюры.

Гравюра напи­сана с неиз­вест­ного ориги­нала и пред­став­ляет собой порт­реты Ивана и Петра Алек­се­е­ви­чей — сыно­вей царя Алек­сея Михай­ло­вича. Инте­ресно, что именно это произ­ве­де­ние счита­ется един­ствен­ным извест­ным изоб­ра­же­нием буду­щего импе­ра­тора до пере­во­рота 1689 года.


Портрет Петра I. Питер ван дер Верф, около 1697 года.

Исто­рия напи­са­ния этого полотна досто­верно неиз­вестна, но боль­шин­ство искус­ство­ве­дов уверены, что это произо­шло во время первого пребы­ва­ния Петра Алек­се­е­вича в Голлан­дии. С XIX века картина нахо­ди­лась в Царско­сель­ском дворце, сейчас — в Госу­дар­ствен­ном Эрми­таже.


Портрет Петра I. Готфрид Кнеллер, 1698 год

Работа немец­кого живо­писца, наибо­лее попу­ляр­ного порт­ре­ти­ста Вели­ко­бри­та­нии рубежа XVII и XVIII веков Готф­рида Кнел­лера, действи­тельно напи­сана с натуры и отли­ча­ется боль­шим сход­ством. Однако она скры­вает в себе тайну: дело в том, что над полот­ном рабо­тали два худож­ника — Готф­рид Кнел­ле­ром и морской живо­пи­сец Виль­гельм ван де Вельде (послед­ний писал фон). Сейчас знаме­ни­тый порт­рет нахо­дится в англий­ском коро­лев­ском собра­нии картин, во дворце Гемп­тон-Корт.


Портрет Петра I. Бенедикт Кофр, 1716 год

Пред­став­лен­ная картина — творе­ние Бене­дикта Кофра, придвор­ного живо­писца датского короля. Скорее всего, напи­сана летом или осенью 1716 года, когда царь нахо­дился с длитель­ным визи­том в Копен­га­гене. Госу­дарь изоб­ра­жён в Андре­ев­ской ленте и с датским орде­ном Слона на шее — высшая наци­о­наль­ная награда Дании. Посмот­реть ориги­нал сего­дня можно в Петер­гоф­ском дворце.


Портрет Петра I. Арнольд де Гельдер, 1717 год

Знаме­ни­тая работа голланд­ского худож­ника, ученика Рембрандта, Арнольда де Гель­дера создана во время пребы­ва­ния Петра Алек­се­е­вича в Голлан­дии. Однако до сих пор неиз­вестно, напи­сан ли порт­рет с натуры, так работа худож­ника отли­ча­ется некой само­быт­но­стью.


«Царь Пётр I». Жан-Марк Натье, 1717 год

Извест­ный фран­цуз­ский живо­пи­сец Жан-Марк Натье отоб­ра­зил и сохра­нил для потом­ков подлин­ные черты лица Петра Вели­кого. Этот порт­рет напи­сан во время визита царя в Париж с натуры. Сейчас работа нахо­дится в Эрми­таже. Удиви­тельно, но суще­ствуют сомне­ния в том, что это ориги­наль­ная картина, а не копия подра­жа­теля Натье.


Портрет Петра I. Карел де Моор, 1717 год

В 1717 году русский царь прибыл на лече­ние в Гаагу. Именно там нидер­ланд­ский худож­ник, один из извест­ней­ших порт­ре­ти­стов лейден­ской школы, запе­чат­лел образ своего вели­кого совре­мен­ника. Из пере­писки Петра и его супруги Екате­рины известно, что работа Моора очень понра­ви­лась царю. После картину приоб­рёл русский дипло­мат, князь Борис Кура­кин и отпра­вил из Фран­ции в Петер­бург. По неофи­ци­аль­ным сведе­ниям, сейчас ориги­нал Моора нахо­дится в част­ном собра­нии.


«Пётр I в Полтавской битве». Иоганн Готфрид Таннауэр, 1724 год

Автор уникаль­ной картины долгое время был неиз­ве­стен совре­мен­ни­кам. Лишь в 1860-х годах русский дипло­мат и гене­а­лог князь Алек­сей Бори­со­вич Лоба­нов-Ростов­ский купил этот порт­рет Петра Вели­кого у семей­ства умер­шего камер-фурьера в запу­щен­ном виде. После очистки картины обна­ру­жи­лась подпись — «Таннауэр». Сего­дня произ­ве­де­ние можно увидеть в Госу­дар­ствен­ном Русском музее.


«Пётр I на смертном одре». Иван Никитич Никитин, 1725 год

В сере­дине января 1725 года вели­кий само­дер­жец слёг от тяжё­лой мучи­тель­ной болезни, а утром 28 января он скон­чался. Именно в тот момент к скорб­ному ложу был призван Ники­тин, чтобы запе­чат­леть посмерт­ный образ вели­кого госу­даря. Худож­нику пришлось рабо­тать в экстре­маль­ных усло­виях: времени для напи­са­ния послед­него порт­рета импе­ра­тора было мало. Автору картины удалось создать в крат­чай­шие сроки смелый, трагич­ный и вели­че­ствен­ный образ.


Конечно, истин­ного облика леген­дар­ного героя русской исто­рии не познать, так как взгляд каждого худож­ника, напи­сав­шего порт­рет Петра Вели­кого, свое­об­ра­зен и субъ­ек­ти­вен.


Читайте также «Домаш­нее наси­лие и патри­ар­халь­ное угне­те­ние в деревне начала XX века»

Поделиться