Автограф — Tear Down The Border

Не все совет­ские рок-группы, пытав­ши­еся заявить о себе в Америке в конце 1980-х годов, доби­ра­лись до финиш­ной прямой — выхода пластинки на мест­ном рынке. Часто подго­товка релиза затя­ги­ва­лась, пока окон­ча­тельно не сходила на нет. В отдель­ных случаях не выдер­жи­вал сам коллек­тив, и тогда дебют стано­вился лебе­ди­ной песней. Специ­ально для VATNIKSTAN музы­каль­ный обозре­ва­тель Алек­сандр Морсин расска­зы­вает о самых много­обе­ща­ю­щих рок-билинг­вах «крас­ной волны», замах­нув­шихся на миро­вое господ­ство. Сего­дня — о наибо­лее приви­ле­ги­ро­ван­ной совет­ской рок-группе «Авто­граф», успев­шей распасться до выпуска альбома в США, и её песне «Tear Down The Border», русский ориги­нал кото­рой был полно­стью проти­во­по­лож­ным по смыслу.


Как это было

В сере­дине 1980-х годов москов­ский коллек­тив «Авто­граф», испол­няв­ший помпез­ный лаки­ро­ван­ный арт-рок с упором на клавиш­ные, высту­пал в роли офици­аль­ного лица совет­ского рока на между­на­род­ных фести­ва­лях: от локаль­ного аналога «Евро­ви­де­ния» на поль­ском побе­ре­жье до гран­ди­оз­ного Live Aid c хедлай­не­рами в виде Боуи, Queen и Led Zeppelin.

Минкульт охотно пускал идео­ло­ги­че­ски лояль­ную группу за границу и грамотно исполь­зо­вал её в каче­стве витрины, пред­ва­ри­тельно обез­вре­див абстракт­ными песнями за мир во всем мире. Соби­ра­ясь на Олим­пи­аду в Канаде, «Авто­граф» решил исполь­зо­вать статус послан­ни­ков совет­ской куль­туры в свою пользу — пред­ста­вить нара­ботки круп­ным заоке­ан­ским лейб­лам, а затем, если пове­зёт, дого­во­риться о записи пластинки для амери­кан­ского рынка.

Так и случи­лось: в 1987 году «Авто­граф» засел за демо с песнями на англий­ском, в 1988 году — проехал с концер­тами по шести горо­дам США, в 1989 году — подпи­сал дого­вор на выпуск пластинки под крылом бывшего мене­джера Фрэнка Заппы. О планах группы всерьёз расска­зы­вали по Централь­ному теле­ви­де­нию, будто прово­жая всей стра­ной на вымыш­лен­ный музы­каль­ный фронт. Нако­нец, осенью 1991 года альбом «Tear Down The Border» попал на прилавки мага­зи­нов.


Что происходит

Заглав­ный трек «Tear Down The Border» мути­ро­вал из песни «Авто­графа» «Мир в себе» с их преды­ду­щего альбома-бест­сел­лера «Камен­ный рай». Напы­щен­ная баллада о беско­неч­но­сти чело­ве­че­ской души и внут­рен­нем мире, не знаю­щем границ, должна была попасть в «Голу­бой огонёк», но в итоге оказа­лась — уже в англо­языч­ном вари­анте «The World Inside» — на между­на­род­ном песен­ном конкурсе «Сопот-87», где заняла второе место. Угодив на пластинку как «Tear Down The Border», песня обрела новый пере­вод и допол­ни­тель­ный, если не сказать абсо­лют­ной иной смысл.

Централь­ный образ мира в душе как залог мира на Земле отныне рабо­тал как бы в обрат­ном направ­ле­нии: преж­няя жалоба интро­верта, нашед­шего плюсы в уеди­не­нии ради личност­ного роста, превра­ти­лась в гимн во славу откры­тых границ и содру­же­ства всех людей доброй воли.

«Обру­шить границу, пере­сечь черту.
Обру­шить границу, быть вне времени.
Протя­ги­вая руку другой стороне,
Я готов попро­бо­вать»

Учиты­вая поли­ти­че­скую анга­жи­ро­ван­ность группы и смену обще­ствен­ных настро­е­ний, можно трак­то­вать смысл новой версии старой песни как диамет­рально проти­во­по­лож­ный. Это больше не призыв заняться само­со­зер­ца­нием вместо грёз о даль­них бере­гах, это без пяти минут устав туро­пе­ра­тора. От холод­ной войны к жарким объя­тиям, от осаждён­ной крепо­сти к раскре­по­щён­ным рассуж­де­ниям — так вирту­озно пере­обу­ва­лись разве что адепты ядер­ного оружия, всту­пив­шие в эру «мирного атома».


Как жить дальше

Изну­ри­тель­ные гастроли по филар­мо­ниям необъ­ят­ной родины и программ­ные выступ­ле­ния на офици­оз­ных меро­при­я­тиях за рубе­жом доко­нали группу задолго до выхода «Tear Down The Border». Состав распа­дался на глазах, музы­канты зате­вали соль­ные проекты и пыта­лись жить на два берега — продю­серы ждали, когда ключе­вые фигуры «Авто­графа» пере­едут в США для раскрутки альбома. В итоге пластинка вышла спустя полтора года после ухода группы со сцены.

Вока­лист Артур Беркут презен­то­вал две песни с «Tear Down The Border» во время вечер­него шоу на теле­ка­нале ABC в компа­нии пригла­шен­ных амери­кан­ских стати­стов. Под видом «Авто­графа» на сцену вышли сесси­он­ные музы­канты и как ни в чем не бывало отыг­рали корот­кий сет. Боль­шим успе­хом диск не поль­зо­вался, тираж не распро­дан до сих пор. По иронии судьбы, вывер­ну­тый наизнанку «The World Inside», сулив­ший скорые пере­мены и боль­шие перспек­тивы, стал послед­ней студий­ной рабо­той «Авто­графа» на следу­ю­щие 15 лет.

В 2005 году коллек­тив вернулся в строй и ожида­емо обра­тился к золо­тым хитам. «Мир в себе» тоже попал в репер­туар, но ни о каких англо­языч­ных версиях, тем более с амери­кан­ского альбома, речь больше не шла. Более того, «Авто­граф» не испол­нял песни с «Tear Down The Border» нигде и нико­гда — ни в России, ни за грани­цей, ни в прошлом, ни в насто­я­щем. Так что, если группа действи­тельно соби­ра­лась стереть рамки времени и простран­ства, ей это во многом удалось.


Читайте также «Мораль­ный кодекс — Counting»

Поделиться