Языком плаката по планам НАТО

В первой поло­вине 1980-х годов «холод­ная война» между СССР и США всту­пила в свою послед­нюю фазу. Теперь мы знаем, что это был её послед­ний рёв, кото­рый сменился на пред­ло­жен­ные Миха­и­лом Горба­чё­вым дружбу и взаи­мо­по­ни­ма­ние. Но тогда, после начала Совет­ским Союзом Афган­ской войны и объяв­ле­ния Соеди­нён­ными Штатами программы «звёзд­ных войн», каза­лось, что сменив­шая разрядку конфрон­та­ция двух сверх­дер­жав обост­ри­лась всерьёз и надолго.

Сего­дня одним из источ­ни­ков, пока­зы­ва­ю­щих отно­ше­ние СССР к позд­ней «холод­ной войне», могут быть пропа­ган­дист­ские плакаты. Не очень ясно, как именно «языком плаката», направ­лен­ным исклю­чи­тельно на совет­ских граж­дан, пропа­ган­дист­ская машина хотела ударить «по планам НАТО». Тем не менее, в остро­ум­ные сати­ри­че­ские рисунки вкла­ды­ва­лись твор­че­ские силы худож­ни­ков, кото­рые мы пред­ла­гаем оценить.

В подборке VATNIKSTAN пред­став­лены два альбома — комплект «Языком плаката по аван­тюр­ным планам НАТО» худож­ни­ков Кукры­ник­сов (изда­тель­ство «Плакат», Москва, 1981 год) и альбом-выставка ленин­град­ского объеди­не­ния «Боевой каран­даш» (изда­тель­ство «Худож­ник РСФСР», Ленин­град, 1983 год). По необ­хо­ди­мо­сти к плака­там даются крат­кие коммен­та­рии.


«Языком плаката по авантюрным планам НАТО»

Худож­ники Кукры­никсы — это извест­ное трио, сложив­ше­еся из имён Миха­ила Купри­я­нова, Порфи­рия Крылова и Нико­лая Соко­лова. Они начали свою работу в первые годы совет­ской власти в 1920-е и продол­жали созда­вать плакаты в послед­нее деся­ти­ле­тие суще­ство­ва­ния СССР. Авто­ром стихов к данным плака­там высту­пил Дмит­рий Дёмин.

Гене­раль­ный секре­тарь НАТО в 1971–1984 годах Йозеф Лунс, в прошлом министр иностран­ных дел Нидер­лан­дов, активно наста­и­вал на разме­ще­нии крыла­тых ракет НАТО на терри­то­рии своей собствен­ной страны.

Реше­ние о разме­ще­нии ракет НАТО в Запад­ной Европе было принято в декабре 1979 года и затра­ги­вало как конти­нен­таль­ные страны и в первую очередь ФРГ, так и Вели­ко­бри­та­нию.


Альбом-выставка плакатов «Боевого карандаша»

Объеди­не­ние «Боевой каран­даш» сложи­лось ещё в начале 1940-х годов и суще­ство­вало в Ленин­граде до 1990 года. Под его маркой рабо­тали десятки различ­ных худож­ни­ков-плака­ти­стов и поэтов.

На плакате изоб­ра­жены флаги госу­дарств Орга­ни­за­ции Варшав­ского дого­вора — военно-поли­ти­че­ского союза соци­а­ли­сти­че­ских стран Восточ­ной Европы.

США с начала 1980-х годов активно вмеши­ва­лись в ход граж­дан­ской войны в Саль­ва­доре, постав­ляя туда воен­ную технику и финан­со­вую помощь, а затем и вовсе введя огра­ни­чен­ный контин­гент войск.

Так назы­ва­е­мый Хель­син­ский акт 1975 года (Заклю­чи­тель­ный акт Сове­ща­ния по безопас­но­сти и сотруд­ни­че­ству в Европе) декла­ри­ро­вал стрем­ле­ние подпи­сав­ших его стран к мирному урегу­ли­ро­ва­нию споров и дове­ри­тель­ной воен­ной поли­тике. Хель­син­ское сове­ща­ние было созвано по пред­ло­же­нию стран соци­а­ли­сти­че­ского блока, и поэтому пропа­ганда СССР исполь­зо­вала этот сюжет для критики другой стороны «холод­ной войны».

Поделиться