Десять лучших отечественных сериалов из 1990‑х

Каран­тин — пре­крас­ное вре­мя для сери­аль­ных про­смот­ров, спе­шить нику­да не надо, а выхо­дить из дома вооб­ще пре­ступ­ная халат­ность. Вопре­ки сте­рео­ти­пам, в 1990‑е годы сери­а­лы сни­ма­ли и весь­ма охот­но. При­чём, вы буде­те сме­ять­ся, но каче­ство их было даже выше нынеш­них лент в рота­ции «Пер­во­го кана­ла» и «Рос­сии».

Ещё царил совет­ский осно­ва­тель­ный под­ход, гна­лись за иде­ей и каче­ством, а не за рей­тин­га­ми и зара­бот­ком, фор­ма­том и эпа­та­жем. Что­бы сери­ал смот­ре­ли сего­дня, надо экс­плу­а­ти­ро­вать темы сек­са и наси­лия. Анонс оче­ред­но­го сери­а­ла на «Пер­вом» был нашпи­го­ван сло­ва­ми «пере­спать», «секс», «оргазм». Не важ­но даже, о чём это, глав­ное — пока­зать самое голое.

А после рас­па­да СССР на съём­ки не жале­ли денег, на деко­ра­ции, луч­ших актё­ров, сце­на­ри­стов и кон­суль­тан­тов. Мэт­ры сце­ны не сто­ро­ни­лись теле­се­ри­а­лов. Мы собра­ли для вас луч­шие образ­цы тех лет — здесь не будет баналь­но­го «Задо­ва» или «Улиц раз­би­тых фона­рей». Нам хоте­лось най­ти то, о чём почти никто не зна­ет, или пом­нят толь­ко цени­те­ли. А ведь посмот­реть есть на что.


«Мы», 1989 год

Пре­крас­ная повесть о пере­строй­ке, сня­тая луч­шим доку­мен­та­ли­стом СССР того вре­ме­ни. Латыш Юрис Под­ни­екс — сын глав­но­го дик­то­ра Лат­вий­ской ССР, выпуск­ник ВГИ­Ка. В 1980‑е годы он глав­ный режис­сёр Риж­ской кино­сту­дии. Ему все­гда была инте­рес­на быто­вая сто­ро­на жиз­ни, повсе­днев­ность, Alltagsgeschichte. Когда запад­ное было под запре­том, в 1983–1986 годах он с Арте­ми­ем Тро­иц­ким на латыш­ском ТВ вёл про­грам­му «Видео­рит­мы», где кру­тил запад­ные кли­пы, кото­рые преж­де были недо­ступ­ны совет­ско­му зрителю.

Пиком недол­гой жиз­ни масте­ра (он умер в 1992 году в 41 год), стал фильм «Мы». Эту лен­ту ему зака­за­ли англи­чане, кото­рые хоте­ли доку­мен­таль­ное иссле­до­ва­ние моло­дёж­ной пере­стро­еч­ной куль­ту­ры. Но Под­ни­екс пред­ло­жил мас­штаб­ный сери­ал о том, что про­ис­хо­дит со стра­ной, как пере­строй­ка уже не идёт по пла­ну и что же будет с нами. Через три года изну­ри­тель­но­го тру­да полу­чил­ся пяти­се­рий­ный теле­фильм «Мы», назван­ный в честь толь­ко что раз­ре­шен­но­го рома­на-анти­уто­пии Евге­ния Замя­ти­на. В Вели­ко­бри­та­нии, кото­рая опла­чи­ва­ла рабо­ту и где дела­ли мон­таж и озвуч­ку, он вышел под име­нем «Hello, Do You Hear Us?», на аме­ри­кан­ском, как «Soviets».

Навер­ное, эти пять серий — луч­ший ответ на вопрос, кото­рый зада­вал герой филь­ма «Сол­неч­ный удар»: «Как же это все слу­чи­лось?», или «Как же мог­ла раз­ва­лить­ся наша Роди­на?». Навер­ное, и ответ ясен — в ком­му­низм и пар­тию никто не верит, всё, что гово­ри­ли преды­ду­щие 70 лет, ока­за­лось ложью. Ложью было уни­что­жать хра­мы, еди­ный совет­ский народ рас­сы­пал­ся на оскол­ки наци­о­наль­ной роз­ни, пар­тия боль­ше не руле­вой, а свет­лое буду­щее под вопро­сом. Пере­строй­ка раз­мо­ро­зи­ла про­бле­мы, кото­рые не реша­лись деся­ти­ле­ти­я­ми, и они лави­ной обру­ши­лись на неру­ши­мый Союз.


«Графиня де Монсоро», 1997 год

Что может быть луч­ше клас­си­ки, кото­рой мы зачи­ты­ва­лись в шко­ле? Дюма пода­рил нам мир стра­стей и интриг, борь­бы за любовь и власть. На мой взгляд, «Мон­со­ро» — луч­шая рос­сий­ская экра­ни­за­ция фран­цуз­ской клас­си­ки. Едва ли не рав­ная ана­ло­гам, сде­лан­ным на родине Люмьеров.

В борь­бе миньо­нов и анжуй­цев, гуге­но­тов и като­ли­ков, коро­ля Анри и его бра­та Фран­с­уа есть кра­со­та, изя­ще­ство и пафос, честь и отва­га, насто­я­щее чув­ство и само­по­жерт­во­ва­ние. То, чего так мало в нашем мире, где казать­ся важ­нее, чем быть на самом деле, где сто­ри­сы и лай­ки затми­ли истин­ные обра­зы. Так поче­му бы не погру­зить­ся в мир кур­ту­аз­ных дам и кава­ле­ров, сыг­ран­ных луч­ши­ми акте­ра­ми теат­ра и кино? Тем более, что сня­та исто­рия Фран­ции вполне досто­вер­но, это не сери­ал «Троц­кий».


«Белые одежды», 1992 год

Выбор чело­ве­ка в усло­ви­ях репрес­сий и тота­ли­тар­но­го строя — тема веч­ная. Как ска­зал пас­тор Нимёллер:

«Когда наци­сты хва­та­ли ком­му­ни­стов, я мол­чал: я не был ком­му­ни­стом.… Когда они при­шли за мной — засту­пить­ся за меня было уже некому».

Так что же луч­ше: добить­ся вер­шин и поко­рить­ся кро­ва­вым при­ка­зам или пой­ти про­тив, поте­ряв всё и даже жизнь?

Дей­ствие сери­а­ла раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в кон­це 1940‑х годов. Идёт борь­ба с без­род­ны­ми кос­мо­по­ли­та­ми, аген­та­ми запа­да и за чисто­ту совет­ской нау­ки. Лысен­ко при под­держ­ке Ста­ли­на побе­дил на сес­сии ВАСХНИЛ 1948 года и обру­шил гоне­ния на учё­ных-гене­ти­ков. Пом­ня ежов­ские годы, боль­шая часть под­дер­жи­ва­ет ака­де­ми­ка Лысен­ко, хотя пони­ма­ют, что он в корне неправ, так спо­кой­нее и выгод­нее. Они выби­ра­ют карье­ру, а не честь и исти­ну. Но самые сме­лые вста­ли в оппо­зи­цию, про­дол­жа­ют тай­но рабо­тать по мето­дам гене­ти­ки Вави­ло­ва. Они выбра­ли честь, а не регалии.

Герою филь­ма, выбрав­ше­му путь борь­бы, чудом уда­ёт­ся спа­сти жизнь, но он уви­дит, как уйдут его дру­зья и люби­мые. Как жить с тем, что ты спас­ся, а им сло­ма­ли жизнь?


«Зал ожидания», 1998 год

Пер­вый теле­фильм ОРТ и Кон­стан­ти­на Эрн­ста. Исто­рия о том, как народ встре­тил бога­тых моск­ви­чей и подру­жил­ся. Так слу­чи­лось, что из-за «мини­ро­ва­ния» желез­ной доро­ги поезд со сто­лич­ны­ми жите­ля­ми застрял в забы­том богом город­ке. Мест­ные очень хотят в сказ­ку и шикар­ную жизнь, им кажет­ся, что это решит их проблемы.

Дет­дом хочет ремон­та, мили­ци­о­нер — повы­ше­ния, куль­ту­рист — сла­вы Арноль­да Швар­це­негге­ра, девоч­ка из драм­круж­ка — сце­ны кино Мос­филь­ма, мэр — под­держ­ки на выбо­рах. И толь­ко бро­дя­га в испол­не­нии Бояр­ско­го не может забыть свою первую любовь, кото­рая так же застря­ла в вагоне это­го вол­шеб­но­го состава.

Москва и про­вин­ция — вро­де мы такие раз­ные. Люди из глу­бин­ки дума­ют, что моск­ви­чи пле­щут­ся в рос­ко­ши и не зна­ют бед, а сто­лич­ные, что в реги­о­нах нет интер­не­та и бар­бер­шо­пов. А ведь раз­ли­чий меж­ду нами гораз­до мень­ше, мы оди­на­ко­во любим и стра­да­ем, мирим­ся и ссо­рим­ся, хотим люб­ви и злим­ся. И гео­ло­ка­ция тут ни при чем.


«Досье детектива Дубровского», 1999 год

Рус­ский комис­сар Кат­та­ни, Роман Дуб­ров­ский, один про­тив все­силь­ной мафии, пора­бо­тив­шей стра­ну. Он раз­ве­дён, ест вся­кую дрянь и повёр­нут на рабо­те. Эта­кий Брюс Уил­лис. Изда­тель­ство «Пря­ник» и его гла­ва нани­ма­ют Дуб­ров­ско­го для того, что­бы защи­тить­ся в суде про­тив изда­тель­ства «Папи­рус».

Герой 1990‑х годов, част­ный сыщик, на оче­ред­ном рас­сле­до­ва­нии неожи­дан­но наты­ка­ет­ся на силь­ней­шую пре­ступ­ную сеть, кото­рая соби­ра­ет­ся захва­тить власть. За ней сто­ит все­силь­ный маг­нат Ири­нар­хов, кото­рый жаж­дет забрать Кремль себе. С помо­щью дру­зей он заме­нил поли­ти­ков Рос­сии на двой­ни­ков, «доппе­лей». В супер­ла­бо­ра­то­рии их дела­ет луч­ший хирург-пластик.

Спа­са­ясь от пого­ни, Дуб­ров­ский побеж­да­ет зло, спа­са­ет шикар­ных жен­щин и Рос­сию, невин­но поса­жен­ных в тюрь­му. Да уж, такой вот Джеймс Бонд, один про­тив всех. Ведь в те годы на госу­дар­ство надеж­ды не было, толь­ко сам, всё сам. Сня­то с юмо­ром, паро­ди­я­ми на поли­ти­ков. Смеш­но и задор­но, забав­но и абсурд­но. Но, гля­дя на поли­ти­ков в шоу Соло­вьё­ва или ещё где-то, вы не дума­е­те, что это могут быть их телед­вой­ни­ки, ина­че как они умуд­ря­ют­ся нести чушь по всем кана­лам одновременно?!


«Чехов и Ко», 1998 год

«Живой Чехов». Сто­ле­тие МХА­Та обя­зы­ва­ло снять дифи­рамб осно­ва­те­лю нашей дра­мы. Спек­такль для зри­те­ля, при­чём билет вам совер­шен­но не нужен. Ну не празд­ник ли?

Тут никто не ска­жет: «Кни­га инте­рес­нее, да ну его, что там сня­ли». Как у Пар­фё­но­ва в 1999 году Пуш­кин пред­ста­ёт в филь­ме живым, таким же как я или вы, чело­ве­ком, так ожи­ли герои тех рас­ска­зов, кото­рые так сме­ши­ли нас в школе.

Что может быть луч­ше клас­си­ки, ещё когда она сде­ла­на с любо­вью и нескуч­но. Луч­шие акте­ры Рос­сии, звёз­ды под­мо­сток Пите­ра и Моск­вы собра­лись вме­сте, что­бы сыг­рать рас­ска­зы Чехо­ва. Если Тол­стой толь­ко пред­ло­же­ние одно писал на две-три стра­ни­цы, то Антон Пав­ло­вич мог в паре стра­ниц отра­зить всю палит­ру рус­ской жиз­ни, дове­сти до сме­ха или оста­вить лёг­кую горечь напоследок.


«Аляска Кид», 1993 год

Когда Вла­ди­мир Ленин был тяже­ло болен, при­ко­ван к посте­ли и не мог сам уже читать, близ­кие чита­ли ему вслух кни­ги, кото­рые он осо­бен­но любил. Одним из таких про­из­ве­де­ний, про­чи­тан­ных по его прось­бе, был рас­сказ аме­ри­кан­ско­го писа­те­ля Дже­ка Лон­до­на, назы­вав­ший­ся «Любовь к жиз­ни». Рас­сказ этот чита­ли ему несколь­ко вече­ров, и, по вос­по­ми­на­ни­ям Надеж­ды Круп­ской, он ему «понра­вил­ся чрезвычайно».

Об этом рус­ско-немец­кий сери­ал. В этом евро­пей­ском про­ек­те сыг­ра­ли самые яркие актё­ры двух стран. В суро­вых холо­дах Аляс­ки рас­кры­ва­ет­ся суть чело­ве­ка, ясно «кто друг, кто враг, кто так». Тще­душ­ные с виду ока­зы­ва­ют­ся тита­на­ми, а гро­ми­лы — тру­са­ми и лжецами.

Отваж­ный жур­на­лист Белью в поис­ках при­клю­че­ний прой­дёт сквозь мете­ли, поко­рит гор­ные отро­ги и най­дёт золо­то и любовь. В кон­це — хеп­пи-энд. Это же Америка!


«Сентиментальное путешествие на мою Родину. Музыка русской живописи», 1995 год

Ники­та Сер­ге­е­вич Михал­ков не все­гда был «Бесо­го­ном», бор­цом за мораль и прав­ду «о Вели­кой войне». Он автор вели­ких филь­мов совет­ско­го и рус­ско­го кино (я без сар­каз­ма): «Неокон­чен­ная пье­са для меха­ни­че­ско­го пиа­ни­но», «Род­ня», «Обло­мов», «Урга» — всё это он.

Кипу­чая нату­ра мэт­ра кино не зна­ет отды­ха и сна, а в 1990‑е он был на пике карье­ры — «Оскар» за «Утом­лён­ных солн­цем», при­зна­ние все­го мира. Его сту­дия «ТРИ ТЭ» сде­ла­ла очень мно­го для попу­ля­ри­за­ции рус­ской куль­ту­ры и исто­рии. Начи­ная с 1990‑х гг. изда­ют­ся кни­ги и сни­ма­ют­ся филь­мы о нашей стране, её судь­бе и изломах.

Ники­та Михал­ков «ожив­ля­ет» извест­ные кар­ти­ны рус­ских худож­ни­ков, попут­но рас­ска­зы­вая о их жиз­ни, твор­че­стве и судь­бе. Вме­сте с ним вы отпра­ви­тесь по всем тай­ным местам рус­ской куль­ту­ры, узна­е­те, что чув­ство­ва­ли Серов, Вене­ци­а­нов или Роко­тов. «Сен­ти­мен­таль­ное путе­ше­ствие» при­зва­но рас­ска­зать о клас­си­ке живо­пи­си, кото­рую обыч­но забы­ва­ют после шко­лы, увле­ка­тель­но и остроумно.


«Раскол», 1992 год

Сери­ал — попыт­ка отве­та на запре­щён­ные преж­де вопро­сы. Ленин в СССР был кем-то срод­ни Бога, у него была кано­нич­ная офи­ци­аль­ная био­гра­фия, книж­ки для октяб­рят, пио­не­ров и ком­со­моль­цев. Подоб­но Биб­лии, тек­сты эти учи­лись и не под­вер­га­лись реви­зии. Вол­ны пере­строй­ки пона­ча­лу руши­ли мифы о его пре­ем­ни­ках и уче­ни­ках, но после добра­лись и до вождя пролетариата.

Глав­ным уда­ром, пожа­луй, ста­ло пред­ло­же­ние Мар­ка Заха­ро­ва похо­ро­нить Ильи­ча в зем­лю. КПСС не ста­ла нака­зы­вать режис­сё­ра и деса­кра­ли­за­ция обра­за Лени­на пошла как лави­на. Появи­лись пуб­ли­ка­ции о его жиз­ни в эми­гра­ции, интим­ных подроб­но­стях и осуж­де­ния пути, сде­лан­но­го под его вли­я­ни­ем тогда, в 1917 году.

«Рас­кол» — это собы­тия 1903 года, когда Ленин рас­ко­лол РСДРП. Он пред­ста­ет чело­ве­ком, кото­рый болен не иде­ей, но вла­стью. Мани­пу­ля­ци­я­ми он полу­ча­ет то, что хочет, доби­ва­ет­ся целей любы­ми средствами.


«Воспоминания о Шерлоке Холмсе», 2000 год

Пере­де­лы­вать сери­ал, тем более если это «Шер­лок Холмс и док­тор Ват­сон» с Лива­но­вым — кажет­ся вер­хом безу­мия. Но как ни стран­но, у авто­ра совет­ской вер­сии Мас­лен­ни­ко­ва это полу­чи­лось. Ему хоте­лось свя­зать при­клю­че­ния люби­мых геро­ев с пове­стью о жиз­ни вели­ко­го сэра Арту­ра. Все­гда кажет­ся, что писа­тель — это ино­пла­не­тя­нин: как у него рож­да­ют­ся идеи и обра­зы, как обле­ка­ет их в сло­ва, от кото­рых мы не отрываемся?

Как Конан Дойл при­ду­мал Шер­ло­ка, о его труд­ной жиз­ни и муках твор­че­ства, зачем ему был нужен выпи­во­ха мистер Вуд, как его заста­ви­ли вос­кре­сить Шер­ло­ка? Отве­ты на вопро­сы узна­е­те в этом сериале.


Читай­те так­же о луч­ших сери­а­лах преды­ду­щих деся­ти­ле­тий: 1970‑х и 1980‑х

Поделиться