Другой «Аквариум»: самые нетипичные песни Гребенщикова

В интер­вью программе «Ещёне­поз­нер» Арте­мий Троиц­кий сказал, что Борис Гребен­щи­ков за свою жизнь напи­сал несколько песен, из кото­рых вывел все осталь­ные. Возможно, что это так, но есть мини­мум 14 весо­мых пово­дов сомне­ваться в спра­вед­ли­во­сти данного мнения.

По просьбе VATNIKSTAN музы­каль­ный журна­лист Пётр Поле­щук собрал 14 непо­вто­ри­мых и уникаль­ных песен БГ.


«Летающая тарелка»

Музы­кально эта песня во всех своих вари­ан­тах пред­став­ляет собой клас­си­че­ский «Аква­риум», но лири­че­ски она значи­тельно отли­ча­ется. Компо­зи­ция напи­сана по моти­вам статьи в газете «Изве­стия» от 20 сентября 1977 года. В статье гово­ри­лось, что в Петро­за­вод­ске обна­ру­жили лета­ю­щую тарелку. Гребен­щи­ков был в диком восторге, потому что у него было ощуще­ние: наши приле­тели. Всё, что не было связано с СССР, было для него нашим.

Пожа­луй, одна из немно­гих ранних песен, где Гребен­щи­ков остав­ляет простран­ство для быто­вых колли­зий, а место более тради­ци­он­ного дзен-буддизма здесь зани­мают намёки на науч­ную фанта­стику. Быто­вой её делает и акцент на снижен­ную лексику, что встре­ча­лось редко не только у интел­ли­гента БГ, но и в русском роке вообще. В одной из версий Гребен­щи­ков поёт

«Я над Петро­за­вод­ском не стал бы летать нико­гда
Я над этим г-ом не стал бы летать нико­гда»

что позже превра­ти­лось в более дипло­ма­тич­ное

«Я над этой плане­той не стал бы летать нико­гда
Я над местом таким не стал бы летать нико­гда».


«Иду на Ты»

Песня запи­сана для леген­дар­ной «Ассы». И хотя версия в фильме отли­ча­ется от офици­аль­ного саунд­трека, «Иду на Ты» оказы­ва­ется одной из самых знако­вых, но непо­хо­жих на другие песни БГ — меха­ни­зи­ро­ван­ный ритм, вокаль­ная имита­ция то ли компью­тера, то ли робота, напо­ми­нает о рабо­тах Гэри Ньюмана.


«Прекрасный Дилетант»

Концерт­ная версия песни, кото­рая и в ориги­нале была названа подполь­ной рок-прес­сой «лучшей компо­зи­цией 1981 года» — одна из самых пылких песен Гребен­щи­кова. Прямая бочка, зацик­лен­ная гитара, рефрен «того ли ты ждал»: такая, если угодно, предель­ная струк­тур­ность песни далеко не всегда харак­терна БГ.


«Кто ты теперь»

Заклю­чи­тель­ная компо­зи­ция с альбома «Элек­три­че­ство», пожа­луй, одна из самых чувстви­тель­ных к джазу песен «Аква­ри­ума». Во многом за особое настро­е­ние ответ­стве­нен Сергей Курё­хин. И хотя, к сожа­ле­нию, русский рок так и не прошёл стадию транс­фор­ма­ции в музыку танце­валь­ную, курё­хи­нов­ское влия­ние заметно обога­тило «грув» даже интел­ли­гент­ского «Аква­ри­ума».


«Пепел»

«Пепел» до сих пор оста­ётся одной из самых люби­мых фана­тами компо­зи­ций БГ — эзоте­рич­ная, но более нервоз­ная, чем тради­ци­он­ный акком­па­не­мент к мета­фо­ри­че­ским и симво­ли­че­ским песням «Аква­ри­ума».


«Время луны»

Эта песня с альбома «Радио Африка» хорошо иллю­стри­рует, насколько усло­вен термин «русский рок», в рамку кото­рого, как можно услы­шать, поме­щали даже нью-вейв.

Одной из фишек «Время луны» стало непри­выч­ное для группы исполь­зо­ва­ние синте­за­то­ров: музы­канты хотели, чтобы полу­чи­лось, как у попу­ляр­ной в 1980-е годы англий­ской элек­трон­ной группы «Orchestral Maneouvres In The Dark».


«Танцы на грани весны»

Одна из самых приме­ча­тель­ных песен БГ, где очевидно влия­ние Talking Heads.


«Сегодня ночью»

Именно эту компо­зи­цию с альбома 1982 года «Табу» впер­вые услы­шала Джоанна Стин­грей из всего русского рока. То, что песня пришлась ей по вкусу, вполне зако­но­мерно — с одной стороны, союз БГ и Курё­хина всегда отда­вал чем-то от джазо­вых пиру­этов тандема Боуи и Гарсона в Aladdin Sane, с другой — всегда более центро­беж­ный харак­тер песен: прямая бочка, кото­рую Гребен­щи­ков часто исполь­зо­вал в связке с экспе­ри­мен­таль­ным джазом, можно сказать, пере­гнала увле­че­ние Боуи подоб­ным приё­мом в 1990-х годов.


«Капитан Африка»

Пожа­луй, наибо­лее извест­ная «нети­пич­ная» песня «Аква­ри­ума», тем паче, напи­сан­ная ещё при участии клас­си­че­ских музы­кан­тов. Упру­гий фанко­вый ритм, довольно редко встре­ча­ю­щийся у Гребен­щи­кова, роднит эту песню скорее с «АукцЫ­о­ном», нежели с более привыч­ным мате­ри­а­лом самого Аква­ри­ума.


«Ещё один упавший вниз»

Заклю­чи­тель­ная компо­зи­ция с альбома «Радио Африка». Не случайно, что её оценил сам Дэвид Боуи (правда, буквально только её со всего альбома), так как выпол­нена она явно в манере, схожей с его в период берлин­ской трило­гии и Scary Monsters.


«2128506»

Одна из самых весё­лых песен «Аква­ри­ума», разо­шед­ша­яся как по кине­ма­то­графу, так и по отсыл­кам в чужих песнях, напри­мер у «Алисы». На мой скром­ный взгляд, одна из лучших компо­зи­ций группы вообще.


«500»

И хотя мы запом­нили 2019 год рэпом от Гребен­щи­кова, но «Баста Раста» не первый и не един­ствен­ный пример его речи­та­тива. На мой взгляд, гораздо более удач­ный вари­ант — песня с неза­мыс­ло­ва­тым назва­нием «500».


«Народная песня из Паламоса»

Самая «пинк флой­дов­ская» софт-роко­вая вещь Гребен­щи­кова.

«Народ­ная песня из Пала­моса» вошла в нашу подборку «От пещер Катманду до мостов Сан-Фран­циско. 10 горо­дов из песен БГ».


«Новогоднее поздравление»

Празд­нич­ный джингл для радио­стан­ции «Европа Плюс». С тех пор ни одно радио больше не просило «Аква­риум» писать джинглы.


Больше о твор­че­стве БГ можно узнать в нашем мате­ри­але «10 глав­ных песен Бориса Гребен­щи­кова». 

Поделиться