Моральный кодекс — Counting

Англо­языч­ные песни в обойме отече­ствен­ных рок-групп не всегда озна­чали реаль­ную наце­лен­ность на успех за грани­цей. В ряде случаев между­на­род­ные амби­ции выгля­дели продю­сер­ской улов­кой: произ­ве­сти впечат­ле­ние голод­ных до повсе­мест­ного призна­ния дебю­тан­тов было важнее каче­ства песен, ведь так проще найти спон­со­ров и «крышу» — проект для глобаль­ного рынка всегда ценится дороже местеч­ко­вых само­де­лок.

Специ­ально для VATNIKSTAN музы­каль­ный обозре­ва­тель Алек­сандр Морсин расска­зы­вает о много­обе­ща­ю­щих рок-билинг­вах «крас­ной волны», замах­нув­шихся на миро­вое господ­ство. Сего­дня — о самой стиль­ной рок-группе позд­не­со­вет­ской Москвы «Мораль­ный кодекс» и её песне об усми­ре­нии плоти «Counting», в кото­рой тогда ещё длин­но­во­ло­сый Сергей Мазаев считает часы до сексу­аль­ной разрядки.


Как это было

«Мораль­ный кодекс» приду­мал «для поез­док и работы на Западе» автор песен и продю­сер Павел Жагун под крылом SNC Records Стаса Намина. Трид­ца­ти­лет­ний фронт­мен Сергей Мазаев пере­шёл в новую группу из «Авто­графа», с кото­рым успел прока­титься по Европе и Америке и даже запи­сать там альбом. Мазаев был готов к штурму зару­беж­ных чартов, видя «Мораль­ный кодекс» рядом с топо­выми брен­дами.

«Мы хотели стать попу­ляр­ными среди произ­во­ди­те­лей Coca-Cola», — гово­рит Мазаев. Более того, впер­вые попав в Америку, он пона­чалу соби­рался там остаться, но не захо­тел снова начи­нать с нуля, «пиццу разво­зить, язык учить» — «я был уже звез­дой обще­при­знан­ной».

Через год, в 1990 году, русско­языч­ные версии песен «Say Goodbye to Mama» и «Why Do Tears Flow» стано­вятся боль­шими хитами. Группа примется пере­во­дить осталь­ной мате­риал и заметно преуспеет: песни на русском полу­чат куда боль­ший отклик. Однако отка­зы­ваться от образа пода­ю­щих надежды валют­ных хитмей­ке­ров «Мораль­ный кодекс» тоже не стал, релизы на нерод­ном языке продол­жатся.


Что происходит

«Counting» был типич­ной песней «Мораль­ного кодекса» той поры: эстет­ский альтер­на­тив­ный рок, укутан­ный в эстраду и фанк. Заглав­ный рифф песни недву­смыс­ленно указы­вал на огром­ную любовь коллек­тива к хиту Aerosmith и Run-D. M. C. «Walk This Way»: тот же сбив­чи­вый ритм, тот же гитар­ный грув, те же аккорды.

По сюжету лири­че­ский герой Сергея Маза­ева теряет покой и сон, будучи не в силах дождаться встречи с люби­мой: их разде­ляют чуть ли ни страны и конти­ненты, и когда это кончится, неиз­вестно. Однако «мораль­ный» роман­тик не сдаётся и обещает в письме, что рано или поздно добе­рется до дома. А пока оста­ётся одно — «считать часы в сутках и дни в неде­лях». Возможно, глав­ный герой нахо­дится в армии, в тюрьме или в космосе. Впро­чем, судя по накалу стра­стей, речь идет о даль­но­бой­щике, укра­сив­шим кабину лёгкой эроти­кой.

В клипе, снятом для группы Фёдо­ром Бондар­чу­ком, действие разво­ра­чи­ва­ется в поле, где «Мораль­ный кодекс» изоб­ра­жает пехоту, за кото­рой следуют насто­я­щие танки. Массовка, впечат­ля­ю­щие пано­рамы и сверх­круп­ные планы — Бондар­чук-млад­ший будто по кадрам рекон­стру­и­ро­вал кино­э­по­пею своего отца «Война и мир». Не исклю­чено, что всё проще, и режис­сёр всего-навсего мета­фо­ри­че­ски пере­дал томле­ние глав­ного героя песни, у кото­рого не первый день дымится дуло, и давать заднюю он не наме­рен.


Как жить дальше

«Counting» ждала своего часа почти семь лет. Напи­сан­ная самым первым вока­ли­стом «Мораль­ного кодекса» (ещё до прихода в команду Маза­ева), простая песня о муках зрелого мужчины на пере­держке не вошла в первый альбом и не особо часто свети­лась на концер­тах. Пере­во­дить её на русский, как это случи­лось с мега­хи­том «До свида­ния, мама!», группа тоже не стала.

На второй пластинке «Counting» оказа­лась в ряду ещё несколь­ких песен на англий­ском и не сказать чтобы сильно выде­ля­лась на их фоне. Тем более что, Сергей Мазаев к тому моменту уже начал отхо­дить от образа не знаю­щего пора­же­ний альфа-самца и даже решился на обре­за­ние: на месте спада­ю­щей гривы появи­лось акку­рат­ное каре.

Услы­шать «Counting» можно было в лучшем случае раз в пяти­летку, и то не на боль­ших площад­ках. На юбилей­ных и фести­валь­ных концер­тах её также нет смысла ждать: песня, о суще­ство­ва­нии кото­рой помнят только самые предан­ные фанаты, инте­ре­сует в лучшем случае только её авто­ров, или, другими словами, тех, кто по-преж­нему в танке.


Читайте также «The CrossroadZ — Diamond Rain»

Поделиться