Диссидентское искусство: «Павлик Морозов — суперзвезда»

Неофи­ци­аль­ное или нонкон­фор­мист­ское искус­ство СССР 1960–1980-х гг. сопря­жено в массо­вом созна­нии с проте­стом против совет­ского режима и суще­ство­ва­нием рука об руку с дисси­дент­ским движе­нием, из-за чего они воспри­ни­ма­ются как звенья одной цепи. Однако не всё, что созда­ва­лось из-под полы, пресле­до­вало целью поли­ти­че­скую борьбу. Иногда дело было в юморе и жела­ние развлечься. 


Как появилась пародийная опера о Павлике Морозове

Рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — супер­звезда» напи­сана в 1970 году, а годом позд­нее состо­я­лась премьера брод­вей­ского мюзикла. Сюжет пред­став­ляет собой воль­ную интер­пре­та­цию еван­ге­ли­че­ских собы­тий: от въезда Христа в Иеру­са­лим до казни на Голгофе. Всемир­ная попу­ляр­ность произ­ве­де­ния не обошла и СССР, где в начале 1970-х годов пластинка активно распро­стра­ня­лась среди моло­дёжи.

Обложка пластинки мюзикла 1970 года выпуска

В 1975 году её услы­шали четверо перво­курс­ни­ков фило­ло­ги­че­ского факуль­тета МГУ: Леонид Хари­то­нов, Сергей Капе­люш­ни­ков, Ярослав Богда­нов, Сергей Козлов и Михаил Черед­ни­ченко, в том же году они сочи­нили на мотив рок-оперы свою паро­дий­ную версию. В основе сюжета лежала исто­рия Павла Трофи­мо­вича Моро­зова — пионера-героя, кото­рый якобы напи­сал донос на своего отца кулака (в действи­тель­но­сти Трофим Моро­зов не был зажи­точ­ным крестья­ни­ном, а являлся пред­се­да­те­лем сель­со­вета, а Павел Моро­зов не писал донос на отца и против него не свиде­тель­ство­вал), за что впослед­ствии попла­тился жизнью. Вот как объяс­няет реше­ние напи­сать паро­дию Леонид Хари­то­нов:

«В это же время у нас был пред­мет — исто­рия КПСС, где мы как раз прохо­дили период станов­ле­ния колхо­зов. Нам совер­шенно засо­ряли мозги марк­сиз­мом-лени­низ­мом, рабо­тами Ленина. Эта идео­ло­ги­че­ская обра­ботка дико надо­ела, и мы решили пока­зать это такими сред­ствами. Тема Павлика сама собой вышла, вокруг неё нача­лось всё скла­ды­ваться. Мы были моло­дыми и бесша­баш­ными и очень весе­ли­лись».

Авторы рок-оперы «Павлик Моро­зов — супер­звезда» во время записи

После испол­не­ния на ряде квар­тир­ни­ков, в начале 1980-х годов уже выпуск­ники МГУ решили запи­сать паро­дию на кату­шеч­ный магни­то­фон, назвав свою импро­ви­зи­ро­ван­ную рок-группу «Гума­низм Левин­сона» (назва­ние отсы­лает к распро­стра­нён­ной в СССР теме для сочи­не­ний по произ­ве­де­нию А. А. Фаде­ева «Разгром»). Из-за боль­шого времен­ного рассто­я­ния между сочи­не­нием и запи­сью, текст прихо­ди­лось восста­нав­ли­вать по памяти. Запись стала широко попу­ляр­ной в узких кругах, отлично сохра­ни­лась до наших дней, благо­даря чему мы имеем возмож­ность послу­шать эту рок-оперу.


Сюжет и культурные отсылки

Действие рок-оперы разво­ра­чи­ва­ется в 1932 году в селе Гера­си­мовка Сверд­лов­ской губер­нии, где в действи­тель­но­сти жил Павлик Моро­зов. Действу­ю­щими лицами явля­ются: сам Павлик Моро­зов, Плохиш, кото­рый явля­ется мест­ным Иудой, а также персо­на­жем произ­ве­де­ния Арка­дия Гайдара «Сказка о Воен­ной тайне, о Маль­чише-Кибаль­чише и его твёр­дом слове», Тимо­фей Моро­зов, старая боль­ше­вичка, кото­рая явля­ется Павлику во снах, её прооб­ра­зом явля­ется Надежда Круп­ская, Макар Нагуль­нов (герой романа М. А. Шоло­хова «Подня­тая целина»), а также бедняки, серед­няки и кулаки. Каждую из картин мюзикла пред­ва­ряет ремарка с описа­нием лиц и места действия.

Павел Тимо­фе­е­вич Моро­зов

Сюжет начи­на­ется со встречи Плохиша и Павлика, первый угова­ри­вает друга, с кото­рым у него воен­ное прошлое, взять его в актив:

«Стал читать я Сталина,
Сжёг порт­рет Буха­рина,
Троц­кий, преж­ний мой кумир,
Скинут в сортир.

Каме­нев — ковар­ный враг,
Мартов — контра и кулак,
Я за Сталина теперь,
Павел, поверь!»

Однако Павлик не отве­чает старому другу, так как спешит на встречу с крестья­нами, где те обещают сдать зерно в семфонд:

«Павлик Моро­зов — хоро­ший чело­век,
Мы сдадим всё зерно в семфонд.
Мы сдадим, сдадим всё зерно в семфонд,
Всё зерно мы в семфонд сдадим».

Парал­лельно, в среде кула­ков зреет заго­вор против Павлика Моро­зова, кото­рые плани­руют убрать неугод­ного акти­ви­ста с помо­щью преда­тель­ства Плохиша:

«Лезет где не надо,
Тянет в коллек­тив отца,
Он парши­вая овца
Портит нам всё стадо».

После­ду­ю­щее разви­тие сюжета с лёгко­стью угады­ва­ется, вслед­ствие чего пере­ска­зы­вать его не стоит. Однако посо­ве­тую лично озна­ко­миться с этим нетри­ви­аль­ным музы­каль­ным произ­ве­де­нием.

Худо­же­ствен­ной особен­но­стью текста рок-оперы явля­ется неве­ро­ят­ное коли­че­ство куль­тур­ных отсы­лок к обще­ствен­ной и поли­ти­че­ской повсе­днев­но­сти 1930-х годов. Помимо обозна­чен­ных имён героев, заим­ство­ван­ных из лите­ра­тур­ных произ­ве­де­ний той эпохи, в тексте можно встре­тить рефе­ренсы к лозун­гам тех лет:

«Жить стало лучше,
Жить стало весе­лей,
Инте­рес­нее стало жить.
Ни к чему теперь само­гон глушить,
Лучше с книгою будем дружить».

А также к пробле­мам коллек­ти­ви­за­ции:

«Он всех нас раску­ла­чит и поста­вит МТС!».

В рок-опере можно найти аллю­зии на лите­ра­тур­ные пред­по­чте­ния совет­ской эпохи, напри­мер, на Черны­шев­ского — аллю­зия на роман «Что делать?» пред­став­лена в виде явле­ний во снах старой боль­ше­вички, Фаде­ева, Шоло­хова.


Последующая судьба

Несмотря на подполь­ное распро­стра­не­ние записи паро­дии, после распада СССР мюзикл несколько раз ставили на люби­тель­ском уровне: школь­ный учитель исто­рии (прия­тель Ярослава Богда­нова) Марк Анис­кин и студенты Летней эколо­ги­че­ской школы в 2018 году.

Более инте­рес­ный виток судьбы рок-оперы произо­шёл в 1998 году, когда в Милан­ском универ­си­тете была защи­щена диссер­та­ция, посвя­щён­ная анализу «Павлик Моро­зов — супер­звезда». Науч­ной руко­во­ди­тель­ни­цей диссер­та­ции была бывшая препо­да­ва­тель­ница итальян­ского языка Леонида Хари­то­нова и Сергея Капе­люш­ни­кова.


Читайте также о десяти глав­ных собы­тиях дисси­дент­ского движе­ния в СССР «Хроника дисси­дент­ских собы­тий»

Поделиться