Десять песен о Ленине

«Нет, пожа­луй, ни одного круп­ного совет­ского компо­зи­тора-песен­ника, кото­рый бы не стре­мился вопло­тить в своём твор­че­стве образ Влади­мира Ильича Ленина», — гово­рит совет­ская статья сере­дины 1960-х годов. И вправду, в мире — в первую очередь, конечно, в СССР — созданы сотни песен о вожде русской рево­лю­ции. В основ­ном это невы­но­си­мая конъ­юнк­тур­ная халтура, из кото­рой можно разве что делать анек­доты. Или просто какая-нибудь с трудом произ­но­си­мая графо­ма­ния вроде «будь всюду чист и чело­ве­чен — таким, как Ленин заве­щал».

Но найти жемчу­жины в этом песен­ном массиве тоже можно. Вот, держите.


«Три песни о Ленине»

Это вообще не песня, а целый фильм Дзиги Вертова, снятый к деся­ти­ле­тию смерти вождя. Но песен тут и вправду три: «В чёрной тюрьме было лицо моё», «Мы любили его…» и прекрас­ная «В боль­шом камен­ном городе» — простой фолко­вый напев на фоне пропа­ган­дист­ских тайм­лапс-кадров с похо­ро­шев­шей при това­рище Сталине Моск­вой.


«Два сокола»

Ещё один арте­факт сталин­ского пери­ода. Слова Исаков­ского, музыка Масса­ли­ти­нова. Инте­ресно, что эта песня — часть боль­шого проекта по пере­со­зда­нию и стан­дар­ти­за­ции народ­ной куль­туры. Она выда­ва­лась за народ­ную укра­ин­скую, точно так же, как стихи профес­си­о­наль­ных москов­ских поэтов выда­ва­лись за тексты акынов, а реко­мен­до­ван­ный для села набор часту­шек спус­кался сверху.


«Ленин всегда с тобой»

Песня 1955 года, но напи­сан­ная ещё по заве­там сталин­ского боль­шого стиля — реликт прошед­шей эры мону­мен­та­лизма. Макси­мум экста­тич­но­сти и упое­ния чувством причаст­но­сти плюс пуга­ю­щие строчки про то, что Ленин в тебе и во мне.


«Volodya»

Заду­шев­ная песня — не напря­мую о Влади­мире Ильиче, но назван­ном в его честь коман­дире Народ­ного движе­ния за осво­бож­де­ние Анголы MПЛА. Испол­няет Анто­нио Висенте, а порту­галь­ский язык делает все эти «неоко­ло­ни­а­лишмо» и «импе­рья­лиштош» особенно милыми и близ­кими русскому уху. Ну и плюс меме­тич­ность — в своё время «Володю» из-за проник­но­вен­ного припева активно постили в жеже­шечке.


«Ленин и весна»

Нетлен­ная клас­сика детских утрен­ни­ков, песня на архе­ти­пич­ную тему «а он придёт и приве­дёт за собой весну». Авторы Бойко и Кара­сёв. Если хотите более глубо­ких впечат­ле­ний, послу­шайте декон­стру­и­ро­ван­ную версию от крас­но­дар­ского проекта «Заинька, попляши». А если привыкли к канону — вот вам кара­оке-версия, развле­кай­тесь.


«Ленин Не-а Адус Луминэ»

Разве­сё­лая цыган­щина от Оркестра молдав­ской народ­ной музыки «Флуе­раш». Пластинка вышла в 1973 году, музыка пози­ци­о­ни­ру­ется как народ­ная — сложно сказать, так ли это на самом деле. В любом случае задорно и без офици­оз­ного акаде­ми­че­ского нытья.


«Vladimir Ilitch»

А вот и фран­цузы в лице Мишеля Сарду. Песня из груст­ных вось­ми­де­ся­тых, когда неоли­бе­ра­лизм поко­рял мир, а СССР преда­вал рево­лю­ци­он­ные идеалы (песня напи­сана после очеред­ного обсуж­де­ния собы­тий Праж­ской весны), не остав­ляя левым шанса даже на надежду. «Ленин, встань, они сошли с ума», — это одно­вре­менно разо­ча­ро­ва­ние в Москве и ирония по поводу возмож­но­сти реали­зо­вать утопию. Вось­мое место во фран­цуз­ском чарте SNEP, между тем.


«И вновь продолжается бой»

Застой­ная клас­сика от сытых компо­зи­тора и поэта Пахму­то­вой и Добро­нра­вова. Напи­сана в 1974 году, испол­ня­лась всем совет­ским бомон­дом — Кобзо­ном, Лещенко и другими. Но шлягер­ная мело­дика позво­лила песне про такого моло­дого Ленина стать безуслов­ным рево­лю­ци­он­ным хитом в испол­не­нии «Граж­дан­ской обороны». Летов обно­вил посыл компо­зи­ции — и она заиг­рала всеми крас­ками рево­лю­ци­он­ного хили­азма.


«Песня о Ленине»

Ну и ещё раз Летов, теперь с другого краю — с анти­со­вет­ского, анти­то­та­ли­тар­ного, но при этом вполне диалек­тич­ного.

«Ленин — это всё, что нами управ­ляет,
Ленин — это танки, кото­рыми нас давят»

Тут Ленин — это не персо­на­лия, а система. Примерно то же, о чём пел Летов в другой своей песне: «Ты хочешь быть фюре­ром, я хочу быть фюре­ром».


«Разговор с товарищем Лениным»

В испол­не­нии ВИА «Песняры». Это 1988 год, разгар пере­стройки — и подоб­ного рода искус­ство пане­ги­рика, конечно, уже воспри­ни­ма­ется как совсем отжив­шее и мёрт­вое. Да и стихи Маяков­ского так и просятся на что-нибудь более дина­мич­ное — рэпчик, напри­мер. Ну, вот такое проща­ние с эпохой: Муля­вин с выка­чен­ными глазами и похо­рон­ный рояль.


Читайте также наш мате­риал о проис­хож­де­нии Влади­мир Ильича «Дворя­нин, еврей, калмык?.. О запу­тан­ной родо­слов­ной Ленина»

Поделиться