Русская Православная Церковь в Америке

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет зна­ко­мить с инте­рес­ны­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми из пери­о­ди­че­ской печа­ти про­шло­го, свя­зан­ны­ми с Рус­ским зару­бе­жьем и исто­ри­ей церк­ви. На этот раз пред­ла­га­ем про­честь най­ден­ную Андре­ем Дичен­ко в жур­на­ле «Аме­ри­ка» за 1991 год ста­тью — очерк Робер­та Л. Тей­ло­ра, повест­ву­ю­щий об исто­рии и осо­бен­но­стях цер­ков­но­го устрой­ства пра­во­сла­вия в США. Ста­тья допол­не­на врез­ка­ми из того же номера.


Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­шла в Аме­ри­ку с запа­да, с при­бы­ти­ем мис­си­о­не­ров, при­е­хав­ших в 1790‑х годах про­све­щать корен­ных жите­лей Аляс­ки. Поз­же она при­бы­ла с восто­ка с пото­ка­ми имми­гран­тов из Евро­пы и Рос­сии, нахлы­нув­ших в Соеди­нен­ные Шта­ты в тече­ние вто­рой поло­ви­ны XIX века и пер­вой поло­вине XX века.

Исто­рия Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке была слож­ной и ино­гда даже бур­ной. В сере­дине XVI века Рос­сия ста­ла про­дви­гать­ся на восток через Сибирь. К 1640 году, все­го лишь через 60 лет после похо­да Ерма­ка за Урал, рус­ские зем­ле­про­ход­цы достиг­ли Охот­ско­го моря. Вско­ре после­до­ва­ло засе­ле­ние новых кра­ев рус­ски­ми посе­лен­ца­ми и орга­ни­за­ция адми­ни­стра­тив­но­го управ­ле­ния. В 1741 году, сле­дуя ука­зу из Санкт-Петер­бур­га, Витус Беринг и Алек­сей Чири­ков отплы­ли на двух кораб­лях в Тихий оке­ан. Они вер­ну­лись с изве­сти­ем о новой зем­ле, назы­ва­е­мой Аляс­ка. Кро­ме того, Беринг при­вез несколь­ко шку­рок кала­на, или мор­ской выд­ры, кото­рые вско­ре ста­ли счи­тать­ся самым цен­ным мехом.

Нача­лось дви­же­ние в Аме­ри­ку через Але­ут­ские ост­ро­ва. Одна­ко рус­ские охот­ни­ки обна­ру­жи­ли, что им нуж­на помощь мест­ных але­утов и индей­цев, умев­ших из сво­их кая­ков вылав­ли­вать быст­рых и лов­ких кала­нов. Живя с але­ута­ми, рус­ские нача­ли обра­щать их в пра­во­слав­ную веру. Один про­мыш­лен­ник, по име­ни Гри­го­рий Ива­но­вич Шели­хов, при­был на ост­ров Кадьяк в 1784 году и про­жил там два года, в тече­ние кото­рых он, будучи миря­ни­ном, кре­стил 40 чело­век в пра­во­слав­ную веру.

Пре­по­доб­ный Гер­ман, один из пер­вых мис­си­о­не­ров Аляс­ки, про­жив­ший там с 1794 года до сво­ей смер­ти в 1837 году.

Вер­нув­шись в Рос­сию, Шели­хов пере­го­во­рил с цер­ков­ны­ми и граж­дан­ски­ми вла­стя­ми о воз­мож­но­сти напра­вить мис­си­о­не­ров в Рус­скую Аме­ри­ку. В 1793 году Импе­ра­три­ца Ека­те­ри­на II пред­ло­жи­ла Мит­ро­по­ли­ту Петер­бург­ско­му и Ладож­ско­му Гав­ри­и­лу най­ти жела­ю­щих мис­си­о­не­ров. В декаб­ре 1783 года восемь мона­хов Вала­ам­ско­го мона­сты­ря отпра­ви­лись из Петер­бур­га на восток в Аме­ри­ку. Их дол­гое путе­ше­ствие через весь кон­ти­нент закон­чи­лось корот­ким пла­ва­ни­ем на кораб­ле к ост­ро­ву Кадья­ку. Они при­бы­ли туда в сен­тяб­ре 1794 года, про­быв в пути почти 300 дней и покрыв рас­сто­я­ние око­ло 12 000 километров.

Через два меся­ца они осно­ва­ли на ост­ро­ве цер­ковь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и при­сту­пи­ли к построй­ке хра­ма. Окон­чен­ный в 1796 году, он стал пер­вым пра­во­слав­ным хра­мом в Аме­ри­ке. Самым извест­ным из вала­ам­ских мона­хов был ста­рец Гер­ман, кото­рый остал­ся в Аме­ри­ке до самой смер­ти в 1837 году. В 1970 году он был кано­ни­зи­ро­ван как пер­вый пра­во­слав­ный свя­той в Америке.

Рус­ские ста­ли про­дви­гать­ся вдоль побе­ре­жья на юг и осно­ва­ли посе­ле­ние Кре­пость Росс (Форт-Росс) при­мер­но в 130 км к севе­ру от Сан-Фран­цис­ко. В 1812 году там была постро­е­на часов­ня в честь Св. Еле­ны. Про­из­ве­ден­ный в 1819 году под­счет насе­ле­ния Рус­ской Аме­ри­ки от Аляс­ки до Кали­фор­нии уста­но­вил, что там про­жи­ва­ли 391 рус­ский, 244 кре­о­ла (детей рус­ских отцов и тузем­ных мате­рей) и 8385 тузем­цев. Дру­гой ран­ний мис­си­о­нер, свя­щен­ник Иоанн Вени­а­ми­нов, при­был на ост­ров Уна­лаш­ка в 1824 году. В тече­ние пер­во­го года он устро­ил там цер­ковь, шко­лу и метео­ро­ло­ги­че­скую стан­цию. Он сво­и­ми рука­ми выстро­ил цер­ковь и дом для себя, попут­но обу­чая але­утов плот­ниц­ко­му, сто­ляр­но­му, куз­неч­но­му делу, обжи­га­нию и клад­ке кир­пи­ча. Он быст­ро овла­дел наре­чи­ем жив­ших на ост­ро­ве але­утов, изоб­рел для него азбу­ку, соста­вил грам­ма­ти­ку и сло­варь, напи­сал бук­варь для упо­треб­ле­ния в сво­ей шко­ле и пере­вел на але­ут­ский язык рус­ский пра­во­слав­ный кате­хи­зис, а так­же литур­гию и часть Свя­щен­но­го Писания.

Храм Вос­кре­се­ния Гос­под­ня на ост­ро­ве Уналашка.

Отец Иоанн Вени­а­ми­нов поки­нул Уна­лаш­ку в кон­це 1834 года и пере­ехал в горо­док Ново­ар­хан­гельск (поз­же назван­ный Сит­кой), где он про­вел сле­ду­ю­щие четы­ре года. Он сно­ва занял­ся изу­че­ни­ем язы­ка мест­ных жите­лей — индей­цев тлин­ки­тов и вско­ре открыл шко­лу. Со вре­ме­нем он при­нял мона­ше­ское имя Инно­кен­тия и стал Епи­ско­пом Кам­чат­ским и Куриль­ско-Але­ут­ским. Впо­след­ствии он был воз­ве­ден в сан архи­епи­ско­па, а затем стал Мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским и Коломенским.

Рус­ские пра­во­слав­ные мис­си­о­не­ры широ­ко рас­про­стра­ни­ли свою веру на новой тер­ри­то­рии. В 1860 году госу­дар­ствен­ный реви­зор насчи­тал 12 000 тузем­цев, состо­яв­ших чле­на­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви на Аляс­ке. Они про­жи­ва­ли в 43 насе­лен­ных пунк­тах, имев­ших 35 часо­вен, девять церк­вей (две в Сит­ке), 17 школ и несколь­ко при­ютов для сирот.

В 1867 году Рос­сия про­да­ла Аляс­ку пра­ви­тель­ству Соеди­нен­ных Шта­тов за 7 200 000 дол­ла­ров. Сооб­ра­зу­ясь с новым поло­же­ни­ем, Синод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви создал Аляс­кин­ско-Але­ут­скую епар­хию, кото­рой вве­ря­лось попе­че­ние о всех чле­нах Церк­ви в Америке.

Свя­ти­тель Инно­кен­тий, изу­чав­ший в сере­дине XIX века язы­ки корен­но­го насе­ле­ния Аляс­ки и став­ший впо­след­ствии Мит­ро­по­ли­том Московским.

В 1872 году Епи­скоп Иоанн Мит­ро­поль­ский пере­нес свою кафед­ру из Сит­ки в Сан-Фран­цис­ко. В то вре­мя Кали­фор­ния, насе­ле­ние кото­рой все вре­мя уве­ли­чи­ва­лось, бур­но раз­ви­ва­лась, а Аляс­ка, где мор­ская выд­ра была почти истреб­ле­на, пере­жи­ва­ла упа­док. Меж­ду тем, пра­во­слав­ные при­хо­ды ста­ли воз­ни­кать в раз­ных горо­дах Аме­ри­ки: Порт­лен­де (Оре­гон), Галь­ве­стоне (Техас), Новом Орле­ане (Луи­зи­а­на), Чика­го и Нью-Йор­ке. Эти при­хо­ды обра­ща­лись к Аляс­кин­ско-Але­ут­ской епар­хии за духов­ным и адми­ни­стра­тив­ным руко­вод­ством. Мно­гие из этих при­хо­дов состо­я­ли из лиц раз­ных наци­о­наль­но­стей, кото­рых свя­зы­ва­ла общая вера. Цер­ковь в Сан-Фран­цис­ко назы­ва­лась Гре­ко-рус­ско-сла­вян­ская пра­во­слав­ная цер­ковь; при­ход в Порт­лен­де состо­ял глав­ным обра­зом из гре­ков и сирий­цев; цер­ковь в Галь­ве­стоне обслу­жи­ва­ла гре­ков, сирий­цев, сер­бов и рус­ских. Свя­то-Тро­иц­кая гре­ко-рус­ская цер­ковь в Нью-Йор­ке отме­ча­ла аме­ри­кан­ские, гре­че­ские и рус­ские праздники.

В кон­це 1870‑х годов в Аме­ри­ку ста­ло при­бы­вать мно­го эми­гран­тов из Кар­пат­ской обла­сти Авст­ро-Вен­грии. Посколь­ку эта область рань­ше была частью Рос­сии, пред­ки боль­шин­ства этих людей были пра­во­слав­ны­ми. Одна­ко, когда эти зем­ли ото­шли к Авст­ро-Вен­грии, стране като­ли­че­ской, жите­ли под­верг­лись насиль­ствен­но­му при­со­еди­не­нию к Като­ли­че­ской Церк­ви и ста­ли назы­вать­ся уни­а­та­ми. Им все же было раз­ре­ше­но сохра­нить неко­то­рые эле­мен­ты преж­ней веры, вклю­чая пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние и жена­тое духо­вен­ство, что в Като­ли­че­ской Церк­ви не допускается.

Неко­то­рые из этих имми­гран­тов посе­ли­лись в Нью-Йор­ке и дру­гих пор­то­вых горо­дах, но мно­гие отпра­ви­лись в Пен­силь­ва­нию, нахо­дя себе рабо­ту в уголь­ных шах­тах и на ста­ле­ли­тей­ных заво­дах. На родине цер­ковь все­гда была цен­тром жиз­ни этих людей, но сей­час у них не было свя­щен­ни­ков. Они попро­бо­ва­ли посе­щать поль­ские и сло­вац­кие като­ли­че­ские церк­ви, где бого­слу­же­ние шло по-латы­ни, но такая аль­тер­на­ти­ва их не удо­вле­тво­ря­ла. Они хоте­ли иметь соб­ствен­ные церк­ви, что­бы иметь воз­мож­ность молить­ся Богу так, как они при­вык­ли, и что­бы чув­ство­вать поч­ву под нога­ми в этой новой и чуж­дой для них стране.

В 1884 году несколь­ко уни­ат­ских шах­те­ров из Шенан­доа, Пен­силь­ва­ния, обра­ти­лись к Мит­ро­по­ли­ту Гали­ции с прось­бой при­слать им свя­щен­ни­ка. Когда отец Иоанн Волан­ский при­был в декаб­ре того же года, уни­ат­ская общи­на встре­ти­ла его с энту­зи­аз­мом. Но пре­об­ла­да­ю­щее като­ли­че­ское насе­ле­ние отнес­лось к нему с откры­той враж­деб­но­стью, не желая или будучи не в состо­я­нии при­нять жена­то­го священника.

О. Волан­ский отпра­вил­ся в Фила­дель­фию пред­ста­вить­ся като­ли­че­ско­му архи­епи­ско­пу, но тот отка­зал­ся его при­нять, ска­зав, что свя­щен­ник не может быть жена­тым и оста­вать­ся като­ли­ком. Затем епар­хия разо­сла­ла сооб­ще­ние всем сво­им при­хо­дам, что о. Волан­ский дол­жен счи­тать­ся отлу­чен­ным от Церк­ви. Като­ли­че­ская иерар­хия даже зашла так дале­ко, что офи­ци­аль­но про­си­ла Рим запре­тить уни­ат­ским свя­щен­ни­кам при­ез­жать в Аме­ри­ку, что, одна­ко, не было испол­не­но. О. Волан­ский решил начать построй­ку хра­ма в Шенан­доа, не имея на это бла­го­сло­ве­ния от духов­ных вла­стей. Его при­ме­ру после­до­ва­ли и дру­гие уни­ат­ские свя­щен­ни­ки, при­е­хав­шие после него в Пен­силь­ва­нию, Нью-Джер­си и Миннесоту.

В 1889 году в Мин­неа­по­лис (Мин­не­со­та) при­был сло­вац­кий свя­щен­ник-уни­ат по име­ни о. Алек­сей Тот. Ему уда­лось полу­чить ауди­ен­цию у като­ли­че­ско­го духов­но­го началь­ства, но архи­епи­скоп гнев­но отка­зал­ся раз­ре­шить вдов­цу о. Тоту слу­жить в Мин­неа­по­ли­се. «Тогда я при­нял реше­ние, — гово­рит о. Тот, вспо­ми­ная об этих собы­ти­ях, — сде­лать то, что я дав­но уже вына­ши­вал в сво­ем серд­це, чего жаж­да­ла моя душа: стать православным».

В мар­те 1891 года о. Тот со сво­им при­хо­дом, насчи­ты­ва­ю­щим око­ло 360 имми­гран­тов, был фор­маль­но при­нят епи­ско­пом Сан-Фран­цис­ским в рус­скую пра­во­слав­ную Аляс­кин­ско-Але­ут­скую епар­хию. Синод Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви одоб­рил этот шаг в июле 1892 года. В ско­ром вре­ме­ни мно­гие дру­гие уни­ат­ские свя­щен­ни­ки и при­хо­ды после­до­ва­ли при­ме­ру о. Тота. Впо­след­ствии свы­ше 90 000 уни­а­тов в Аме­ри­ке вос­со­еди­ни­лись с Пра­во­слав­ной Церковью.

Пока про­ис­хо­ди­ло это вос­со­еди­не­ние, дру­гие при­хо­ды рас­ка­лы­ва­лись по наци­о­наль­ной и этни­че­ской линии. В 1890‑х годах в Сан-Фран­цис­ко при­бы­ло боль­шое чис­ло гре­че­ских имми­гран­тов. Вско­ре они обра­зо­ва­ли в мест­ном при­хо­де осо­бое объ­еди­не­ние гре­ков, а после 1900 года вышли из при­хо­да и осно­ва­ли свой соб­ствен­ный. В 1905 году в епар­хии была учре­жде­на отдель­ная серб­ская мис­сия, а в 1908 году — отдель­ная мис­сия для албан­цев. В тече­ние всех этих лет аме­ри­кан­ское цер­ков­ное руко­вод­ство отно­си­лось к наци­о­наль­ным раз­ли­чи­ям с пони­ма­ни­ем. В сво­ем отче­те в Моск­ву в 1905 году Архи­епи­скоп Тихон (буду­щий Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Руси) писал, что паства Севе­ро-Аме­ри­кан­ской епар­хии «состо­ит из веру­ю­щих, при­над­ле­жа­щих не толь­ко к раз­ным наци­о­наль­но­стям, но даже к раз­ным помест­ным Пра­во­слав­ным Церк­вам, кото­рые, будучи еди­ной веры, име­ют свои осо­бен­но­сти , кано­ни­че­ско­го поряд­ка, бого­слу­же­ния и при­ход­ской жиз­ни. Эти осо­бен­но­сти им доро­ги и вполне при­ем­ле­мы с обще­пра­во­слав­ной точ­ки зре­ния. Поэто­му мы не счи­та­ем себя впра­ве вме­ши­вать­ся в наци­о­наль­ный харак­тер помест­ных церк­вей в этой стране, а наобо­рот, ста­ра­ем­ся сохра­нять его, давая каж­дой церк­ви воз­мож­ность непо­сред­ствен­но управ­лять­ся духов­ным воз­глав­ле­ни­ем той же наци­о­наль­но­сти». Одна­ко неко­то­рые чле­ны Церк­ви не были удо­вле­тво­ре­ны эти­ми ста­ра­ни­я­ми. В 1913 году с деся­ток серб­ских при­хо­дов про­ве­ли кон­вен­цию, на кото­рой поста­но­ви­ли про­сить о выхо­де из юрис­дик­ции рус­ско­го пра­во­слав­но­го епи­ско­па и посту­пить в веде­ние Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Нача­ло Пер­вой миро­вой вой­ны вре­мен­но отло­жи­ло это дело, но неспо­кой­ное настро­е­ние нерус­ских этни­че­ских групп ста­ло очевидно.

Свя­ти­тель Тихон, воз­глав­ляв­ший Аляс­кин­ско-Але­ут­скую епар­хию (1898−1907) и затем став­ший Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и Всея Руси (1917−1925).

В нача­ле XX века в жиз­ни Церк­ви про­изо­шло несколь­ко важ­ных собы­тий. В 1900 году в соот­вет­ствии с новым поло­же­ни­ем вещей было изме­не­но назва­ние епар­хии. Она ста­ла Але­ут­ской и Севе­ро-Аме­ри­кан­ской епар­хи­ей, а епар­хи­аль­ное управ­ле­ние ста­ло уже не Аляс­кин­ским, а Севе­ро­аме­ри­кан­ским. Нача­лась построй­ка двух собо­ров — Свя­то-Нико­ла­ев­ско­го в Нью-Йор­ке, закон­чен­но­го в 1902 году, и Свя­то-Тро­иц­ко­го в Чика­го, закон­чен­но­го в 1903 году. Было уста­нов­ле­но два вика­ри­а­та: один для Аляс­ки в 1903 году, а дру­гой для Брукли­на в 1904 году с назна­че­ни­ем окорм­лять сирий­ские при­хо­ды. Кафед­ра самой епар­хии была пере­не­се­на в 1905 году из Сан-Фран­цис­ко в Нью-Йорк, а в 1907 году цер­ков­ный Собор поста­но­вил, что Цер­ковь в Аме­ри­ке будет назы­вать­ся «Рус­ской Пра­во­слав­ной Гре­ко-Кафо­ли­че­ской», обни­мая все наци­о­наль­но­сти и языки.

С каж­дым годом воз­рас­та­ли труд­но­сти управ­ле­ния гро­мад­ной, рас­про­стер­шей­ся на целый кон­ти­нент епар­хи­ей, вклю­чав­шей мно­го наци­о­наль­но­стей и ответ­ствен­ной перед нахо­дя­щим­ся в дале­кой Рос­сии Сино­дом. В сво­ем отче­те Сино­ду в 1916 году Архи­епи­скоп Евдо­ким (Архи­епи­скоп Тихон был ото­зван в Рос­сию) повто­рил реко­мен­да­цию сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка о даро­ва­нии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке боль­шей авто­но­мии. Кро­ме того, нуж­ны были день­ги. Аме­ри­кан­ская епар­хия про­си­ла у Мате­ри-Церк­ви 1 000 000 дол­ла­ров, Синод ассиг­но­вал лишь 550 000.

Вско­ре после­до­вал еще более круп­ный кри­зис: в 1917 году в Рос­сии про­изо­шла рево­лю­ция. Непо­сред­ствен­ны­ми резуль­та­та­ми это­го кри­зи­са были поли­ти­че­ский рас­кол, посколь­ку неко­то­рые свя­щен­ни­ки в Аме­ри­ке вос­поль­зо­ва­лись слу­ча­ем, что­бы вос­стать про­тив цер­ков­ной иерар­хии, и эко­но­ми­че­ский хаос, так как вся­кая под­держ­ка из Рос­сии для Церк­ви в Аме­ри­ке была пре­рва­на. Аме­ри­кан­ские при­хо­ды поня­ли, что им при­дет­ся самим себя содер­жать, что ока­за­лось непо­мер­но тяже­лой зада­чей во вре­мя после­до­вав­ших эко­но­ми­че­ских затруд­не­ний во вре­мя Вели­кой депрес­сии 30‑х годов.

Вви­ду того что поло­же­ние ухуд­ша­лось и связь с цер­ков­ной адми­ни­стра­ци­ей в Москве ста­но­ви­лась затруд­ни­тель­ной и даже невоз­мож­ной, в мар­те 1924 года в Дет­рой­те собрал­ся Собор цер­ков­ных руко­во­ди­те­лей в Аме­ри­ке. Они при­ня­ли реше­ние объ­явить рус­скую пра­во­слав­ную епар­хию в Аме­ри­ке «вре­мен­но само­управ­ля­ю­щей­ся Цер­ко­вью, назы­ва­е­мой Аме­ри­кан­ской Мит­ро­по­ли­ей и руко­во­ди­мой сво­им выбран­ным гла­вой архи­епи­ско­пом сов­мест­но с Собо­ром епи­ско­пов… и пери­о­ди­че­ски­ми Собо­ра­ми всей Аме­ри­кан­ской Церк­ви». Отчуж­де­нию меж­ду Моск­вой и Аме­ри­кой суж­де­но было про­длить­ся мно­гие годы.

Меж­ду тем на Юге Рос­сии, нахо­див­шем­ся в то вре­мя в руках Белой армии, собра­лось свы­ше 30 пра­во­слав­ных епи­ско­пов. Так­же не имея свя­зи с Сино­дом в Москве, они орга­ни­зо­ва­ли Выс­шее Цер­ков­ное Управ­ле­ние, воз­глав­лен­ное Мит­ро­по­ли­том Киев­ским и Галиц­ким Анто­ни­ем Хра­по­виц­ким. В нояб­ре 1920 года, с паде­ни­ем Юга Рос­сии, они эва­ку­и­ро­ва­лись в Кон­стан­ти­но­поль с 200-тысяч­ной паст­вой. В 1921 году по при­гла­ше­нию серб­ско­го Пат­ри­ар­ха Димит­рия они пере­еха­ли в Юго­сла­вию, где в Срем­ских Кар­лов­цах состо­ял­ся пер­вый Собор епи­ско­пов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Загра­ни­цей. Отча­сти в резуль­та­те после­до­вав­ше­го за рус­ской рево­лю­ци­ей бес­по­ряд­ка един­ство пра­во­слав­ных Церк­вей в Аме­ри­ке ста­ло все боль­ше раз­ру­шать­ся. В тече­ние 20–30‑х годов Кон­стан­ти­но­поль­ская, Антио­хий­ская, Серб­ская, Бол­гар­ская, Румын­ская и Албан­ская Пра­во­слав­ные Церк­ви уста­но­ви­ли «юрис­дик­ции» для паст­вы сво­ей наци­о­наль­но­сти в Аме­ри­ке. В 1922 году гре­ки ото­шли окон­ча­тель­но и осно­ва­ли соб­ствен­ную епар­хию — Гре­че­скую Пра­во­слав­ную Архи­епи­ско­пию Север­ной и Южной Америки.

За ними после­до­ва­ли сер­бы, албан­цы, кар­па­то­рос­сы, укра­ин­цы, бол­га­ры и румы­ны. Эти епар­хии суще­ству­ют и по сей день. Одна­ко в ста­тье, напе­ча­тан­ной в 1927 году в «Пра­во­слав­ном Кафо­ли­че­ском Вест­ни­ке», Архи­епи­скоп Евфи­мий Бруклин­ский ука­зал путь к еди­не­нию, кото­ро­го он наде­ял­ся достиг­нуть в буду­щем: «Сего­дня более поло­ви­ны пра­во­слав­ных в Аме­ри­ке — дети пра­во­слав­ных имми­гран­тов, вырос­шие и вос­пи­тан­ные в Аме­ри­ке. Эти моло­дые люди и их дети будут зав­траш­ни­ми пра­во­слав­ны­ми Аме­ри­ки. Они мало зна­ют и еще мень­ше инте­ре­су­ют­ся расо­вы­ми и наци­о­наль­ны­ми пред­рас­суд­ка­ми и юрис­дик­ци­он­ны­ми спо­ра­ми Евро­пы. Такие вещи чуж­ды и непо­нят­ны им с их аме­ри­кан­ским вос­пи­та­ни­ем и инте­ре­са­ми. Вся­кая Цер­ковь, при­тя­за­ю­щая на их при­над­леж­ность к ней и пре­дан­ность на осно­ве язы­ка, наци­о­наль­но­сти или расо­вых пред­рас­суд­ков их дедов, не будет иметь для них ника­ко­го зна­че­ния. Они впра­ве тре­бо­вать, что­бы Цер­ковь в первую оче­редь инте­ре­со­ва­лась их соб­ствен­ным поло­же­ни­ем и про­бле­ма­ми в Аме­ри­ке, а не поли­ти­кой на Бал­ка­нах, в Гре­ции, Рос­сии или Сирии».

Отно­ше­ния меж­ду Рус­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью Загра­ни­цей и Аме­ри­кан­ской Мит­ро­по­ли­ей все­гда были слож­ны­ми. Зару­беж­ная Цер­ковь не при­зна­ла объ­яв­лен­ной в 1924 году декла­ра­ции об авто­но­мии Аме­ри­кан­ской Церк­ви, и в 1935 году един­ство ее с Зару­беж­ной Цер­ко­вью было вос­ста­нов­ле­но. Одна­ко в 1946 году Аме­ри­кан­ская Мит­ро­по­лия сно­ва ото­шла от Зару­беж­ной Церк­ви, при­знав духов­ное воз­глав­ле­ние Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. Собы­тия, при­вед­шие к раз­ры­ву, нача­лись в 1943 году, когда остав­шей­ся в Совет­ском Сою­зе рус­ской пра­во­слав­ной иерар­хи­ей был избран в Москве новый Пат­ри­арх — Мит­ро­по­лит Сер­гий. После него в 1945 году Пат­ри­ар­хом был избран Мит­ро­по­лит Алек­сий. В том году новая Мос­ков­ская Пат­ри­ар­хия обра­ти­лась к Зару­беж­ной Церк­ви с при­зы­вом вос­со­еди­нить­ся с ней. Собор епи­ско­пов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Загра­ни­цей отве­тил, что «пови­ну­ясь веле­ни­ям сво­ей пас­тыр­ской сове­сти, мы не нахо­дим для себя нрав­ствен­но воз­мож­ным пой­ти навстре­чу этим при­зы­вам до тех пор, пока выс­шая цер­ков­ная власть в Рос­сии нахо­дит­ся в про­ти­во­есте­ствен­ном сою­зе с без­бож­ной вла­стью и пока вся Рус­ская Цер­ковь лише­на при­су­щей ей по ее боже­ствен­ной при­ро­де истин­ной сво­бо­ды». Собор отка­зал­ся иметь какое-либо кано­ни­че­ское, молит­вен­ное и даже быто­вое обще­ние с Москвой.

Аме­ри­кан­ская Мит­ро­по­лия, напро­тив, при­вет­ство­ва­ла вос­ста­нов­ле­ние Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии. Наде­ясь, что нако­нец ста­нет воз­мож­ным воз­об­нов­ле­ние отно­ше­ний с Мате­рью-Цер­ко­вью, Мит­ро­по­лия посла­ла в Моск­ву деле­га­цию для уча­стия в цер­ков­ном Собо­ре в 1946 году. Деле­га­ты, одна­ко, не были допу­ще­ны; вме­сто это­го им был выдан доку­мент за под­пи­сью Пат­ри­ар­ха, в кото­ром было два тре­бо­ва­ния: вос­со­еди­не­ние без какой-либо авто­но­мии для Аме­ри­кан­ской Мит­ро­по­лии и заяв­ле­ние о том, что чле­ны Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке воз­дер­жат­ся от вся­кой поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти про­тив Совет­ско­го Сою­за. По этим тре­бо­ва­ни­ям не было достиг­ну­то ника­ко­го согла­ше­ния, но раз­рыв с Зару­беж­ной Цер­ко­вью продолжался.

Тем вре­ме­нем Зару­беж­ная Цер­ковь пере­ве­ла свой Синод из Юго­сла­вии в Мюн­хен. В 1950 году Синод пере­ехал в Нью-Йорк, где он нахо­дит­ся по сей день. Эта ветвь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­ла наби­рать силу после окон­ча­ния Вто­рой миро­вой вой­ны, по мере того как при­бы­ва­ли тыся­чи рус­ских людей, пред­по­чи­тав­ших оста­вать­ся в юрис­дик­ции Зару­беж­ной Церк­ви. У этой Церк­ви в то вре­мя по все­му миру было 15 епар­хий, воз­глав­ля­е­мых 24 епи­ско­па­ми, 500 при­хо­дов и десять муж­ских и жен­ских монастырей.

Одно­вре­мен­но ста­ли пред­при­ни­мать­ся шаги к уста­нов­ле­нию коопе­ра­ции меж­ду дру­ги­ми пра­во­слав­ны­ми епар­хи­я­ми в Соеди­нен­ных Штатах.

Прео­свя­щен­ный Лазарь, Епи­скоп Там­бов­ский и Мор­шан­ский, с о. Вик­то­ром Пота­по­вым, насто­я­те­лем Свя­то-Иоан­но-Пред­те­чен­ско­го собо­ра в Вашингтоне.

В 1960 году была осно­ва­на Посто­ян­ная кон­фе­рен­ция кано­ни­че­ских пра­во­слав­ных епи­ско­пов в Аме­ри­ке, и 12 епи­ско­пов, пред­став­ляв­ших десять пра­во­слав­ных юрис­дик­ций, при­ня­ли реше­ние обсу­дить «общие про­бле­мы, коор­ди­на­цию уси­лий в делах, каса­ю­щих­ся общих инте­ре­сов, и укреп­ле­ние един­ства, явля­ю­ще­го­ся сущ­но­стью пра­во­сла­вия». Одним из их реше­ний было создать объ­еди­нен­ное пред­ста­ви­тель­ство при Наци­о­наль­ном Сове­те Хри­сти­ан­ских Церк­вей в США и дру­гих эку­ме­ни­че­ских учре­жде­ни­ях. Мит­ро­по­лия про­дол­жа­ла меч­тать об авто­ке­фа­лии, или пол­ном само­управ­ле­нии, как о луч­шем опре­де­ле­нии ее ста­ту­са. Но для это­го нуж­но было выра­бо­тать какое-то согла­ше­ние с Цер­ко­вью в Рос­сии. В мар­те 1963 года Архи­епи­скоп Нико­дим, гла­ва посе­тив­шей Соеди­нен­ные Шта­ты деле­га­ции Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, встре­тил­ся с гла­вой Церк­ви в Аме­ри­ке Мит­ро­по­ли­том Леон­ти­ем. Ника­ких кон­крет­ных обсуж­де­ний не было, но все при­сут­ство­вав­шие ощу­ти­ли общее жела­ние раз­ре­шить разногласия.

Серьез­ные пере­го­во­ры нача­лись в 1968 году, и в мар­те 1970 года было достиг­ну­то окон­ча­тель­ное согла­ше­ние. В апре­ле того же года Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Руси Алек­сий даро­вал само­управ­ле­ние и осно­вал Свя­тую Авто­ке­фаль­ную Пра­во­слав­ную Цер­ковь в Аме­ри­ке, рав­ную по досто­ин­ству всем осталь­ным Пра­во­слав­ным Церк­вам в мире. Собор епи­ско­пов новой Церк­ви дол­жен был состо­ять из Мит­ро­по­ли­та Всея Аме­ри­ки и Кана­ды и епи­ско­пов вось­ми епар­хий этой Церк­ви. Этот акт уси­лил раз­рыв меж­ду Аме­ри­кан­ской Мит­ро­по­ли­ей и Зару­беж­ной Цер­ко­вью. Иерар­хия Зару­беж­ной Церк­ви счи­та­ла, что авто­ке­фа­лия, даро­ван­ная Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хи­ей, состо­я­щей в под­чи­не­нии у без­бож­ной вла­сти, совер­шен­но непри­ем­ле­ма. Неко­то­рые из рус­ских пра­во­слав­ных в Аме­ри­ке были того же мне­ния, и целый ряд при­хо­дов отверг новую Цер­ковь и при­со­еди­нил­ся к Зару­беж­ной Церк­ви. Совсем недав­но, в пото­ке собы­тий, сви­де­тель­ству­ю­щих о новом духе глас­но­сти в Совет­ском Сою­зе, несколь­ко нахо­дя­щих­ся там при­хо­дов поки­ну­ли Мос­ков­скую Пат­ри­ар­хию и вошли в юрис­дик­цию Рус­ской Церк­ви Загра­ни­цей. Пер­вым пред­при­няв­шим такой шаг был при­ход Св. Царей Кон­стан­ти­на и Еле­ны в Суз­да­ле, кото­рый пере­шел в апре­ле про­шло­го года; в тече­ние лета за ними после­до­ва­ло еще несколь­ко при­хо­дов, а неко­то­рые дру­гие уже пода­ли про­ше­ние о при­ня­тии их.

Оста­ет­ся под вопро­сом, какие из вет­вей Церк­ви учре­жде­ны закон­но, а какие нет. Мос­ков­ская Пат­ри­ар­хия утвер­жда­ет, что Зару­беж­ная Цер­ковь не име­ет «кано­ни­че­ской осно­вы, без кото­рой немыс­ли­ма ни одна хри­сти­ан­ская пра­во­слав­ная Цер­ковь». Зару­беж­ная Цер­ковь счи­та­ет, что совре­мен­ная Мос­ков­ская Пат­ри­ар­хия не явля­ет­ся «истин­ной пре­ем­ни­цей» Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и, став «все более и более под­власт­ной вли­я­нию ате­и­сти­че­ско­го и анти­хри­сти­ан­ско­го пра­ви­тель­ства, пере­ста­ла быть голо­сом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви». Таким обра­зом, утвер­жда­ет Зару­беж­ная Цер­ковь, даро­ва­ние авто­ке­фа­лии Аме­ри­кан­ской Мит­ро­по­лии в 1970 году не име­ло закон­но­го основания.

Его Бла­жен­ство, Бла­жен­ней­ший Фео­до­сий, Архи­епи­скоп Вашинг­тон­ский, Мит­ро­по­лит Всея Аме­ри­ки и Кана­ды, Пер­во­и­е­рарх Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке с 1977 года.

На сего­дняш­ний день Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке насчи­ты­ва­ет око­ло 1 млн. чле­нов в 500 при­хо­дах. Она актив­но участ­ву­ет в наци­о­наль­ном и миро­вом эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии, и даже один из ее про­то­и­е­ре­ев, о. Лео­нид Киш­ков­ский, явля­ет­ся в дан­ное вре­мя пре­зи­ден­том Наци­о­наль­но­го Сове­та Церк­вей в Аме­ри­ке Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь Загра­ни­цей насчи­ты­ва­ет око­ло 100 000 чле­нов в 120 при­хо­дах в Соеди­нен­ных Шта­тах. Она счи­та­ет сво­ей мис­си­ей быть «сво­бод­ным голо­сом Рус­ской Церк­ви до тех пор, пока Богу будет угод­но осво­бо­дить Рус­скую Цер­ковь на родине и смо­гут состо­ять­ся сво­бод­ные и кано­нич­ные выбо­ры Патриарха».

Сой­дут­ся ли когда-либо эти две вет­ви Церкви?

Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке гово­рит, что «необ­хо­ди­мо пом­нить, что Аме­ри­кан­ская Цер­ковь име­ет важ­ную мис­сию слу­жить делу пра­во­слав­но­го еди­не­ния в Аме­ри­ке. Таким обра­зом, мы долж­ны быть вни­ма­тель­ны к опы­ту и жиз­ни дру­гих пра­во­слав­ных, кото­рых мы при­зы­ва­ем к еди­не­нию с собой, и долж­ны рабо­тать сов­мест­но с ними на бла­го наше­го обще­го Пра­во­сла­вия». Епи­ско­пы Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Загра­ни­цей гово­рят, что они «ста­ра­ют­ся сохра­нить Пра­во­сла­вие во всей его чисто­те, и поэто­му не тер­пят ника­ко­го модер­низ­ма в сво­ей Церк­ви и отка­зы­ва­ют­ся участ­во­вать в так назы­ва­е­мом эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии». Дья­кон Андрей Фил­липс пишет в выпус­ке «Пра­во­слав­ной Жиз­ни» за май-июнь 1990 года: «Сего­дня через ересь эку­ме­низ­ма совер­ша­ет­ся напа­де­ние на един­ство Церк­ви. Эку­ме­низм фак­ти­че­ски явля­ет­ся идео­ло­ги­ей Анти­церк­ви, чей гла­ва — Анти­христ… Модер­низм есть фак­ти­че­ски новая вспыш­ка ико­но­бор­че­ства, чьей целью явля­ет­ся раз­ру­ше­ние ико­но­гра­фи­че­ско­го и свя­щен­но­го укла­да Церк­ви». Какое-либо согла­ше­ние в неда­ле­ком буду­щем пред­став­ля­ет­ся маловероятным.


Православный священник возглавляет национальный совет церквей

Про­то­и­е­рей Лео­нид Киш­ков­ский — пер­вый пред­ста­ви­тель пра­во­слав­ной веры, избран­ный пре­зи­ден­том Наци­о­наль­но­го Сове­та Хри­сти­ан­ских Церк­вей в США. Совет Церк­вей, осно­ван­ный в 1950 году, явля­ет­ся глав­ной эку­ме­ни­че­ской орга­ни­за­ци­ей в стране.

В Совет вхо­дят 32 про­те­стант­ские, пра­во­слав­ные и англи­кан­ские Церк­ви, насчи­ты­ва­ю­щие в общей слож­но­сти 42 мил­ли­о­на христиан.

Кро­ме поста пре­зи­ден­та Сове­та, о. Лео­нид Киш­ков­ский про­дол­жа­ет зани­мать раз­ные долж­но­сти в Пра­во­слав­ной Церк­ви в Аме­ри­ке. Он явля­ет­ся сек­ре­та­рем отде­ла эку­ме­ни­че­ских и внеш­них сно­ше­ний этой Церк­ви, а так­же редак­то­ром ее еже­ме­сяч­ной газе­ты «Пра­во­слав­ная Цер­ковь», выхо­дя­щей на англий­ском язы­ке. Кро­ме того, он еще и насто­я­тель церк­ви Казан­ской ико­ны Божи­ей Мате­ри в Си-Клиф­фе, Нью-Йорк.

Лео­нид Кишковский.

Отец Лео­нид Киш­ков­ский родил­ся в 1943 году от рус­ских роди­те­лей в окку­пи­ро­ван­ной нем­ца­ми Вар­ша­ве. В 1944 году семья Киш­ков­ских бежа­ла в запад­ную часть Гер­ма­нии, а в 1951 году они с помо­щью Церк­ви посе­ли­лись в Лос-Андже­ле­се. Лео­нид Киш­ков­ский спер­ва посе­щал Уни­вер­си­тет Южной Кали­фор­нии, думая посту­пить на аме­ри­кан­скую дипло­ма­ти­че­скую служ­бу, но затем решил пой­ти по сто­пам сво­е­го деда со сто­ро­ны отца и при­нять священство.


Православные монастыри и семинарии

Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь Загра­ни­цей и пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке име­ют свои семи­на­рии и муж­ские и жен­ские мона­сты­ри, раз­бро­сан­ные по всей стране.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке име­ет три семи­на­рии, насчи­ты­ва­ю­щие око­ло 180 сту­ден­тов. Свя­то-Вла­ди­мир­ская бого­слов­ская семи­на­рия в Кре­ству­де, Нью-Йорк, была осно­ва­на в 1938 году и сего­дня пред­ла­га­ет кур­сы, веду­щие к дипло­мам маги­стра и док­то­ра богословия.

Свя­то-Тихо­нов­ская бого­слов­ская семи­на­рия в Саут-Кана­ане, Пен­силь­ва­ния, осно­ван­ная в 1937 году, выда­ет дипло­мы бака­лав­ра и маги­стра бого­сло­вия. Свя­то-Гер­ма­нов­ская бого­слов­ская семи­на­рия на ост­ро­ве Кадьяк на Аляс­ке была откры­та в 1973 году как пас­тыр­ское учи­ли­ще. В 1977 году она ста­ла семи­на­ри­ей и теперь выда­ет сви­де­тель­ства о про­хож­де­нии бого­слов­ских наук и дипло­мы бака­лав­ра богословия.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­ри­ке так­же име­ет шесть мона­ше­ских общин, под­чи­нен­ных непо­сред­ствен­но Пер­во­и­е­рар­ху: Новый Вала­ам на Ело­вом ост­ро­ве на Аляс­ке; Успен­ский мона­стырь в Кали­сто­ге, Кали­фор­ния; Новос­кит­ский мона­стырь и Зна­мен­ский жен­ский мона­стырь в Кем­бри­дже, Нью-Йорк; общи­ну Жен Миро­но­сиц в Оте­го, Нью-Йорк; и Свя­то-Тихо­нов­ский мона­стырь в Саут-Кана­ане, Пен­силь­ва­ния. Еще восемь мона­ше­ских общин нахо­дят­ся в веде­нии епар­хи­аль­ных архи­ере­ев в раз­ных штатах.

Храм Св. Тро­и­цы в Свя­то-Тро­иц­ком мона­сты­ре в Джор­дан­вил­ле, штат Нью-Йорк.

Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Загра­ни­цей при­над­ле­жит Свя­то-Тро­иц­кая духов­ная семи­на­рия, осно­ван­ная в 1948 году при Свя­то-Тро­иц­ком мона­сты­ре в Джор­дан­вил­ле, в шта­те Нью-Йорк. Семи­на­рия пред­ла­га­ет пяти­лет­ний курс бого­слов­ских наук для под­го­тов­ки моло­дых людей к при­ня­тию свя­щен­ства и слу­же­нию в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Семи­на­рия выда­ет дипло­мы бака­лав­ра бого­сло­вия. Чис­ло сту­ден­тов колеб­лет­ся от трид­ца­ти до пятидесяти.

Девять муж­ских и жен­ских мона­сты­рей так­же при­над­ле­жат к Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Загра­ни­цей. Пять муж­ских мона­сты­рей вклю­ча­ют: Свя­то-Тро­иц­кий мона­стырь в Джор­дан­вил­ле, Нью-Йорк; Успен­ский скит в Буэна-Виста, Коло­ра­до; Кре­сто­воз­дви­жен­скую пустынь в Хаус-Спрингс, Мис­су­ри; Новую Корен­ную пустынь в Маго­па­ке, Нью-Йорк; и мона­стырь Св. Мар­ка в Нью-Йор­ке. Кро­ме того, есть четы­ре жен­ских мона­сты­ря: Бого­ро­ди­це-Вла­ди­мир­ский мона­стырь в Сан-Фран­цис­ко, Кали­фор­ния; мона­стырь Новое Диве­е­во в Спринг-Вал­ли, Нью-Йорк; мона­стырь Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы в Хаус-Спрингс, Мис­су­ри; и Свя­то-Апо­столь­ский мона­стырь в Буэна-Виста, Колорадо.


Пуб­ли­ка­ция при­во­дит­ся по источ­ни­ку: жур­нал «Аме­ри­ка», 1991, № 3.

Поделиться