Русский рэп 1990-х гг.: десять главных альбомов

Рэп пришёл в нашу страну ещё в 1980-е гг., но насто­я­щий его расцвет начался уже после распада СССР. Вот вам совер­шенно субъ­ек­тив­ный список альбо­мов, по кото­рым можно просле­дить, как русский рэп превра­щался из комич­ного явле­ния в боль­шую куль­туру.


«Чёрное и белое». «Вася-хулиган», 1990 год

Курьёз­ный проект, что-то типа «примерно так пред­став­ляют себе рэп на фести­вале в Юрмале». На самом деле, несмотря на само­по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ние, брейк-данс и прочую атри­бу­тику жанра, всё это больше всего похоже на довольно крин­жо­вую и жизне­ра­дост­ную совет­скую эстраду конца 1980-х гг. с инто­на­ци­ями КВН или комсо­моль­ских массо­ви­ков-затей­ни­ков. «Мы соби­ра­емся зате­ять наш весё­лый концерт, где будут шутки и весе­лье, улыбки и смех». Ну ок.


«Мальчишник». «Поговорим о сексе», 1992 год

Попытка сделать продю­сер­скую бойз-группу обер­ну­лась в самый скан­даль­ный музы­каль­ный проект ранних нуле­вых. Роди­тели и журна­ли­сты, воспи­тан­ные в СССР, ахали и крас­нели, а подростки поку­пали кассеты. Ну да, это песни о сексе. Впро­чем, ника­кой такой порно­гра­фии на альбоме нет. Если прово­дить анало­гии, то это не порно, а довольно ханже­ская эротика на «РЕН-ТВ», макси­мум откро­вен­но­сти в альбоме это: «Грудь моей сестры какой-то парень ласкал, и что-то ниже живота рукой свобод­ной искал».


«Лика МС». «Рэп», 1993 год

Кунст­ка­мер­ный мейн­стрим­ный речи­та­тив эпохи пере­мен. Тогда этот проект назы­вали «первым женским хип-хопом в России», а по сути оно звучит — ну, как все вот эти ролики, где завучи и училки в рэп-подаче поздрав­ляют учени­ков с окон­ча­нием года. Тем не менее, попа­дает в подборку: именно так рэп в начале 1990-х гг. апро­при­и­ро­вала мейн­стрим-куль­тура.

Чуть позже Лика сменит псев­до­ним на ещё более претен­ци­оз­ный — Лика Стар, пере­ста­нет мимик­ри­ро­вать под хип-хоп и пока­жет грудь в бондар­чу­ков­ском клипе.


«Дубовый Гаайъ». «Stop Killing Dolphins», 1994 год

Помимо «Маль­чиш­ника» Андрей Лыси­ков играл ещё и мрач­ный анде­гра­унд, пред­вос­хи­тив чуть ли не всю русскую альтер­на­тиву. «Дубо­вый Гаайъ» был осно­ван в конце 1980-х гг., но первый альбом с трудом вышел только к сере­дине 1990-х гг. (хотя какие-то песни были выпу­щены на второй стороне кассеты «Маль­чиш­ника»). Наив­ные учени­че­ские песенки про суицид и нераз­де­лён­ную любовь, балан­си­ру­ю­щие между рэпко­ром, трип-хопом и бог весть ещё чем. «Подполь­ное» каче­ство записи и сведе­ния, кажется, тут только на пользу.


«D. O. B.». «Rushun Roolett», 1997 год

Department Of Bustas — одно из первых влия­тель­ных хип-хоп-объеди­не­ний в России, насто­я­щие пионеры и куль­тур­тре­геры анге­гра­унд­ного хип-хопа. Rushun Roolett — это вполне каче­ствен­ный хард­кор-рэп, причём на англий­ском языке — чтобы уж поближе к корням. И акцент не портит, а даже наобо­рот, придает эдакой нездеш­не­сти, как будто это какое-то альтер­на­тив­ное побе­ре­жье США.

Это потом уже Лига­лайз будет зачи­ты­вать рекламу батон­чика «Финт»: «Супер-лёгкий, шоко­лад­ный, с разными вкусами, воткнёшь сразу, что к чему — с первого укуса», потом будет продю­сер Толмац­кий, фести­вали и стади­оны. А пока вот так.


«Рабы лампы». «Это не больно», 1998 год

Группа, в 2000 году со смер­тью своего осно­ва­теля Грюн­дига, закрыв­шая эпоху 1990-х гг. Алек­сей «Грюн­диг» Перми­нов — один из самых замет­ных деяте­лей анде­гра­унд­ного москов­ского хапхапа 1990-х гг., входил в уже упомя­ну­тое объеди­не­ние «D. O. B. Community». Читал тексты про вред нарко­ти­ков, умер от пере­доза геро­ина — всё честно.


«Туши Свет». «Не Прислоняться», 1998 год

«Туши свет» — рэперы из москов­ского объеди­не­ния «Дрему­чие», куда, помимо них, входили такие проекты, как «Дымо­вая завеса» и «ГРУЗ’КОСТЕЙ».

«Не присло­няться» — это мрач­ные, почти макаб­ри­че­ские тексты и лоуфай­ная запись. Ну да, вполне подполь­ное и дрему­чее звуча­ние.


«Объединённая Каста». «Трёхмерные рифмы», 1999 год

Резкий прорыв южно­рос­сий­ского хип-хопа на обще­рос­сий­ские просторы: с этим мате­ри­а­лом «Каста» зара­бо­тала гран-при здоро­вен­ного феста «Rap Music 99». Здесь группа ищет себя. Наро­чи­того аутен­тич­ного пацан­ства, на кото­ром они будут выез­жать дальше, на «Трех­мёр­ных рифмах» меньше, абстракт­ных причи­та­ний за жизнь — больше. Ну и плюс — «Мы берём это на улицах» — как макси­мально лако­нич­ное выра­же­ние того, чем хотел быть россий­ский хип-хоп рубежа деся­ти­ле­тий.


«Bad Balance». «Город джунглей», 1999 год

Шеф, LA и Михей — «Bad Balance» ещё играют в клас­си­че­ском составе, но уже подпи­сали контракт с Толмац­ким. На тот момент они безого­во­роч­ные лидеры русского хип-хопа: серьёз­ный проект с широ­кой медиа-поддерж­кой, боль­шими бюдже­тами и вправду талант­ли­выми арти­стами. Михей скоро уйдёт, а тусовка BB превра­тится в попытку сделать свою фабрику звёзд: от Децла и до «Белого шоко­лада».


«Дельфин». «Глубина резкости», 1999 год

Второй альбом Дель­фина, кото­рый благо­даря актив­ной рота­ции клипов по MTV момен­тально принёс ему славу глав­ного русского рэп-поэта. Ну, или, если чест­нее — кумира всех графо­ма­ня­щих и груст­ных дево­чек и маль­чи­ков. Здесь, как и на любой другой работе Дель­фина, совер­шенно русско­роч­ное стрем­ле­ние к мора­ли­за­тор­ству, звер­ской серьёз­но­сти и гово­ре­нию баналь­но­стей ужива­ется с изоб­ре­та­тель­ной и акту­аль­ной музы­кой.


Читайте и слушайте «Сибир­ский панк: десять глав­ных альбо­мов»

Поделиться