Десять лучших отечественных сериалов 1970-х гг.

Семи­де­ся­тые — послед­нее спокой­ное деся­ти­ле­тие жизни в СССР, золо­тое время стабиль­но­сти, кото­рую обозвали застоем. Люди активно нажи­вали добро, делали карьеры и поку­пали путёвки в Анапу или Ялту. В общем, первое деся­ти­ле­тие, когда стране «дали пожить спокойно».

Что же до ТВ, то там царил Сергей Лапин — обер-цензор газет и централь­ного теле­ви­де­ния Страны Сове­тов. Цензура была доста­точно жёст­кая: были закрыты КВН и «Кино­па­но­рама». Тщатель­ной проверке на пред­мет «чистоты» подвер­га­лись все пере­дачи. К примеру, Лапин не разре­шал появ­ляться на экране теле­ви­зора людям с боро­дами. Мужчи­нам было запре­щено выхо­дить в эфир без галстука и пиджака. Женщи­нам не разре­ша­лось носить брюки, а пошло­стью было пока­зы­вать поющую даму с микро­фо­ном. Вот так, это не Турк­ме­ния, а Лапин и ЦТ СССР! С теле­экра­нов за «несе­рьёз­ность» выгнали клас­си­ков эстрады и по нашим мерках пури­тан­ских испол­ни­те­лей: Вале­рия Обод­зин­ского, Майю Криста­лин­скую, Аиду Веди­щеву, Ларису Мондрус.

Фильм о Лапине:

Но вместе с тем Лапин считал, что поддер­жи­вать правиль­ные теле­фильмы — это перво­оче­ред­ное заня­тие. Гово­рили, что их любил смот­реть сам Бреж­нев и всё Полит­бюро. Поэтому сери­алы полу­чали господ­держку и рота­цию в эфире в случае соблю­де­ния «чистоты» сюжета. В чести были исто­ри­че­ские, лите­ра­тур­ные и детек­тив­ные сюжеты по клас­сике СССР или Европы.


«Вечный зов», 1973–1983 гг.

Сериал-эпоха, став­ший леген­дой ещё после выпуска на экран. Наша «Сага о Форсай­тах» — исто­рия семьи Саве­лье­вых на протя­же­нии полу­века, кино­ко­лосс с гале­реей обра­зов, каждый из кото­рых — глыба. Белые, крас­ные, кулаки, партий­ные акти­ви­сты, труже­ники колхоза — все со своей прав­дой, простой и чест­ной, грубой, но искрен­ней. Пери­пе­тии исто­рии, нало­жив­ши­еся на чело­ве­че­ские отно­ше­ния — это лучшее соче­та­ние.

Навер­ное, этот сериал — лучшая попытка расска­зать о том, как совет­ская власть пришла в жизнь крестья­нина, почему народ её принял и через что прошли труже­ники полей в 1900–1950х годах. Простой народ — глав­ный герой, как он есть, с хоро­шими и плохими, благо­род­ными и гнилыми людьми. Все мы вышли из крестьян. Моя бабушка жила в колхозе до 1954 года, поэтому для нас — это исто­рия пред­ков.

Один­на­дцать часов Вечного зова:


«Следствие ведут Знатоки», 1971–2002 гг.

Проект МВД. Министр внут­рен­них дел Щёло­ков слыл боль­шим люби­те­лем театра и кино, покро­ви­те­лем твор­че­ской интел­ли­ген­ции. У главы МВД повы­сить престиж сотруд­ни­ков мили­ции рожда­ется план: снять теле­фильм о команде с Петровки, сделать героев чело­веч­ными, а не суперм­энами. Если вы думали, что первыми это соору­дили созда­тели «Улицы разби­тых фона­рей» — нет, увы вело­си­пед изоб­рели уже тогда. Сериал был лиде­ром эфира всё деся­ти­ле­тие, полу­чил множе­ство наград.

Знамен­ский, Томин и Кибрит — команда как на подбор, ЗнаТоКи так их и назы­вали. Знамен­ский строг, умён и собран, блестя­щий анати­лик с холод­ным рассуд­ком и мораль­ными нормами. Томин — эмоци­о­на­лен, отлич­ный психо­лог и бала­гур, может внед­риться в любую банду, а Кибрит — идеал совет­ской женщины, женствен­ная и силь­ная одно­вре­менно, умна и прогрес­сивна.


«Вся королевская рать», 1973 год

kinopoisk.ru

Многие смот­рели фильм с Шоном Пенном и Джудом Лоу, но мало кто знает, что и мы снимали не хуже! Как же не поби­че­вать Америку, ещё и когда есть прекрас­ная пьеса о том, что вся их «демо­кра­тия» — дешё­вый бала­ган­чик, слеп­лен­ный из лжи и трюков уровня напер­сточ­ника. Но эта картина не только об этом, она о ложных целях: когда чело­ве­ком движет жажда власти, он идёт в никуда, и путь его траги­чен.

Вилли Старк не ценит ничего, его амби­ций не утолить никому и ничему — это приво­дит к траги­че­ской концовке.

Непод­ра­жа­е­мый Геор­гий Жжёнов и Михаил Коза­ков, Алла Деми­дова и Олег Ефре­мов. Супер­звезды СССР будто снима­лись в Голли­вуде — так они прав­до­по­добны.


«Рождённая революцией», 1974–1977 гг.

Супер­блок­ба­стер о рожде­нии совет­ской мили­ции сквозь призму рево­лю­ции. Есте­ственно, тоже при поддержке могу­ще­ствен­ного главы МВД Щёло­кова. Как и сейчас, кому война, а кому мать родна, кто строит новый мир и даёт народу новую жизнь, а кому нравится воро­вать по карман­чи­кам да ножич­ком бить. Но совет­ская мили­ция, рождён­ная в пылу анар­хии и разброда в голо­вах и на улицах, желез­ной рукой наво­дила поря­док. Режис­сер Г. Кохан приме­нил здесь удач­ный прием — съёмок псев­до­до­ку­мен­та­ли­стики, якобы это было в 1917 или 1941 году.

Простой негра­мот­ный рабо­тяга Кондра­тьев по зову сердца пошёл в уголов­ный розыск, боролся с шантро­пой Леньки Панте­ле­ева, кула­ками, следил за поряд­ком в войну, а после взрас­тил себе смену. Конечно, это похоже подчас на агита­цию совет­ской власти, где идеа­ли­зи­руют мили­цию и очер­няют врагов СССР, однако это не так. В основе лежит образ защит­ника народа от преступ­ни­ков, поддер­жа­ние порядка, то же самое, что вы увидите и сери­але «Law and Order».


«Большая перемена», 1973 год

Коме­дий сери­а­лов тогда было мало, всё больше драм. Коме­дий были уделом филь­мов. Но всё же одна исто­рия про учителя и его учени­ков-ровес­ни­ков зате­са­лась и в наш список. Нестор Петро­вич идёт рабо­тать в школу рабо­чей моло­дёжи, где доучи­ва­лись стар­шие классы парал­лельно с трудом на заводе. Ученики старше препода, ведут себя развязно, погру­жены в семей­ную жизнь и не хотят пости­гать мир исто­рии и лите­ра­туры.

Нестор Петро­вич, пере­сту­пив через гнев, пыта­ется не столько обучать, сколько стать анге­лом-храни­те­лем для своих подопеч­ных, решать их проблемы. Это добрая исто­рия о том, что учитель — это не ЕГЭ и ОГЭ, а инже­нер души, кото­рый направ­ляет ученика на верный путь разго­во­ром, добро­той и личным приме­ром. Протя­нув руку каждому, даже самому труд­ному «подростку», настав­ник Нестор и сам узнает «какой он заме­ча­тель­ный». Ну конечно, как не послу­шать песню «Мы выби­раем — нас выби­рают».


«Семнадцать мгновений весны», 1973 год

Лучший фильм о разведке всех времён и наро­дов. Вы будете смеяться, но это пиар-акция КГБ. Да-да, о кино не забы­вали нико­гда даже там. На Западе «Бонди­ана», а мы, простите, чем хуже? У нас будет Штир­лиц. Гово­рили, что прото­ти­пом был Вилли Леман, тайный агент постав­ляв­ший ценней­шие сведе­ния чеки­стам аж до 1942 года. Инфор­ма­ция, прино­си­мая Вилли, спасла тысячи людей, но гестапо его казнило, он прова­лился в декабре 1942 года.

Вилли Леман, возмож­ный прото­тип Штир­лица

Юлиан Семё­нов, автор шпион­ских рома­нов, был дружен с Юрием Андро­по­вым, вхож в дома запад­ных и совет­ских элит. Как-то в беседе у них промельк­нула идея — экра­ни­зи­ро­вать напи­сан­ную книгу «Семна­дцать мгно­ве­ний» к 30-летию Вели­кой Победы. Битва не на пере­до­вой фронте, а в тылу, в каби­не­тах, не пулей, а интел­лек­том и хитро­стью.

Книга была спор­ной и не всем нрави­лась. Пожа­луй, если бы не Андро­пов, ходу бы никто ей не дал. Само творе­ние Лиоз­но­вой было шоком для крити­ков «старой школы», впер­вые в совет­ской исто­рии наци­сты в самом логове пока­заны не только исча­дьями ада, а порой умными, яркими, инте­рес­ными, порой даже поря­доч­ными. Цитаты Мюллера до сих пор укра­шают офис­ные поме­ще­ния, пере­сы­ла­ются в ватсапе. А уж анек­доты…

Прекрас­ная лента Леонида Парфё­нова о вели­ком сери­але:

Это не Бонд, это герой, кото­рый как и все боится, борется и идёт на смерть во имя страны. Он чело­век, кото­рый не может иначе, ему больно, но он идёт дальше. Здесь нет пуль и бомб, здесь убивает взгляд. Непре­взой­ден­ная игра актё­ров — от Исаева-Штри­лица (боже, чего стоило одно его молча­ние в лесу в начале) до голоса Ефима Копе­ляна за кадром.

Уникаль­ный стиль — по-воен­ному чёткий, сдер­жан­ный, чёрно-белый поко­ряет сразу. Каждая деталь рассказа важна и выве­рена. Интел­лек­ту­аль­ные войны, конечно, выиг­рает Штир­лиц. Но сможет ли он вернуться домой? В книгах Юлиана Семё­нова — да, а в фильме это оста­ётся загад­кой. Когда ещё молча­ние выра­жало такую палитру эмоций чело­века, как взгляд жены Исаева в кафе «Элефант»? Эти две минуты, выво­ра­чи­ва­ю­щие душу.


«Красное и чёрное», 1976 год

Это не песня Кинчева. Снова наши первые книги школь­ные. Один из первых рома­нов в жанре психо­ло­гизма и роман­тики. У юного Сорреля два пути как бедняка-дворя­нина — чёрный (кюре-священ­ник) или крас­ный (воен­ный мундир). Он идёт учиться на духов­ное лицо, а ещё трудится гувер­нё­ром. Его често­лю­бие и агрес­сия губят жизнь, он крутит роман с чужой женой и чужой дочкой, что приво­дит к траге­дии — смерт­ной казни. Он хотел быть Бона­пар­том, но не имел столько таланта и благо­род­ства. Он хотел славы, но не знал, как достичь её честно. Соци­аль­ная драма бедняка, желав­шего поко­рить Париж.

Блестя­щая роль Н. Еременко — секс-символа книж­ных деву­шек 1970-х гг. Кино для подрост­ков-макси­ма­ли­стов. Красив, умён и често­лю­бив, прон­зает взгля­дом и стихами. Здесь не так много собы­тий, сколько палитры чувств, типич­ных в рома­нах роман­ти­че­ской эпохи. Жюльен один против мира, кото­рый ему не рад, он поста­вил себя выше Бога, но проиг­рал, ведь эпоха рево­лю­ций и возмож­но­стей во Фран­ции тогда отгре­мела, а пришли застой и реак­ция. Увы-увы. При Монта­нья­рах он бы блистал в Конвенте, а теперь лишь бессмыс­ленно сгорел.


«Приключения принца Флоризеля» или «Клуб самоубийц, или приключения титулованной особы», 1979 год

«В клубе само­убийц снова горят огни!» — пела люби­мая мною в школе группа «Оргазм Ностра­да­муса». Леген­дар­ные панки воспели фильм с Олегом Далем и Дона­та­сом Бани­о­ни­сом. Мало­из­вест­ная книга Стивен­сона о благо­род­ном принце Флори­зеле и его друге-полков­нике, кото­рые бросили вызов преступ­ному миру. Приклю­че­ния, детек­тив, тайны и любовь среди пере­стре­лок и погони — что же может быть лучше?

Одна из послед­них ролей Олега Даля, одного из самых талант­ли­вых актё­ров СССР и недо­оце­нён­ных публи­кой. Фильм прекра­сен британ­ским юмором, стебом над суици­дом и депрес­сией. Тема, о кото­рой думают многие, но её не принято обсуж­дать. А почему бы над ней не посме­яться?! Ведь смеясь, мы обес­це­ни­ваем, снижаем важность и все проблемы, из-за кото­рых люди хотят пойти и прыг­нуть с моста — лишь забав­ная шутка. Всем, кто приуныл в эти дни!


«Хождение по мукам», 1974–1977 гг.

Совет­ский дворя­нин Алек­сей Толстой прижился при СССР и создал, пожа­луй, глав­ный роман о духов­ном паде­нии царской России, исто­ках рево­лю­ции и судь­бах интел­ли­ген­ции. Две сестры, две судьбы, война, сломав­шая одну семью и разде­лив­шая по две стороны прежде родных людей.

Ещё одна попытка ответа на вопрос: «Как это случи­лось?». Почему царская Россия за год стала совет­ской? Ответ ужасен — офицеры и интел­ли­генты не знали народа и его чаяний, не пони­мали его, а зани­ма­лись лишь собой. Боль­ше­вики не святые, но и у них был один глав­ный козырь — вера в свою правду и чёткий план действий.


«Два капитана», 1976 год

Люби­мая книга детства о том, что сила в правде, у кого правда, тот и силь­нее. Я, как и многие в детстве, был далёк от церкви, и Библию заме­няли совет­ские книги о героях. Конечно, Саня Григо­рьев был одним из них. Он после рево­лю­ции прие­хал из провин­ци­аль­ного города Энска в Москву и стал поляр­ным лётчи­ком. Во имя любви к Кате он посвя­тил жизнь поис­кам пропав­шей в Арктике экспе­ди­ции капи­тана Ивана Тата­ри­нова. Саня влюб­лён в дочь капи­тана Тата­ри­нова Катю, но их любви мешает дядя Кати Нико­лай Анто­но­вич. Как бы ни била жизнь, всё будет хорошо, а правда побе­дит.

Его любовь к Кате чистая, в ней нет гнилых мыслей. Она сильна настолько, что он умрёт за неё в Арктике, чтобы спасти чест­ное имя её отца и нака­зать преда­теля. Саша — это правда и сила. Рома­шов — это ложь и слабость. Он прогнил до черноты, низость и подлость застав­ляют его бросить умирать това­рища, чтобы запо­лу­чить чужую женщину. Он прикры­ва­ется другими, мани­пу­ли­рует фактами и доби­ва­ется своего идя по голо­вам, но правда востор­же­ствует. Всё станет ясно, как бы того ни хоте­лось лжецам. Пожа­луй, этого не хватает нам сейчас — веры в правду, идею, чистоту помыс­лов.


Смот­рите также «Лучшие сери­алы 1980-х гг.: от русской клас­сики до гарде­ма­ри­нов»

Поделиться