Христовы воины царя небесного (Секта скопцов)

Андрей Диченко в ходе работы с архи­вами обна­ру­жил прелю­бо­пыт­ную статью журнала «Безбож­ник» в номере 3 за 1930 год о секте скоп­цов. Авто­ром мате­ри­ала был этно­граф Нико­лай Волков, впослед­ствии автор моно­гра­фии о скоп­цах. Статья по назва­нием «Христовы воины царя небес­ного (Секта скоп­цов)» повест­во­вала о тради­циях, обря­дах и миро­воз­зре­нии сектан­тов. В 1929 году произо­шёл гром­кий судеб­ный процесс над скоп­цами. Их деятель­ность была запре­щена в СССР. 


Прохо­див­ший в январе в Ленин­граде второй скоп­че­ский процесс, обна­ру­же­ние скоп­че­ских кораб­лей в Москве, Сара­тове, Томске, Орле и других горо­дах Союза — с несо­мнен­ной убеди­тель­но­стью пока­зы­вают, как глубоко ошиб­лась наша анти­ре­ли­ги­оз­ная обще­ствен­ность, сбра­сы­ваю со счетов секту скоп­цов при учете побор­щи­ков мрако­бе­сия.

Мы не пред­став­ляем себе орга­ни­за­ции, в кото­рой так же ярко, как в секте скоп­цов были бы выра­жены все язвы внут­рен­них и внеш­них проти­во­ре­чий, столь свой­ствен­ные различ­ным рели­ги­оз­ным сооб­ще­ствам. Под покро­вом показ­ного христи­ан­ского «благо­че­стия», елей­но­сти и ханже­ства таится отвра­ти­тель­ная действи­тель­ность, с чудо­вищ­ной эксплу­а­та­цией физи­че­ских и духов­ных калек, с взаим­ными скло­ками, трав­лей друг друга и злоб­ным шипе­нием. Необык­но­вен­ная изво­рот­ли­вость в приоб­ще­нии прозе­ли­тов, обеща­ние вечного покоя и вечного блажен­ства, очищен­ной от грехов душе, нако­нец, почти откры­тая контр­ре­во­лю­ция и востор­жен­ное ожида­ние «золо­тя­щейся царской коро­нушки». Словом, всё то, что в боль­шей или несколько мень­шей мере присуще всем другим совре­мен­ным сектант­ским объеди­не­ниям, полно­стью выра­жено в этой срав­ни­тельно неболь­шой секте «христо­вых воинов царя небес­ного».

Изуче­ние секты скоп­цов важно не только для борьбы с этой вред­ней­шей изу­верской орга­ни­за­цией, но и важно также для уясне­ния сущно­сти всего совре­мен­ного сектант­ства, так же «идущего по стопам Христа» и, за неко­то­рым ис­ключением, так же выпол­ня­ю­щего «его заветы».

Скопцы НЭПманы (второй справа — оско­пи­тель Ломо­но­сов)

Това­ри­щей, жела­ю­щих глубже озна­ко­миться с вопро­сами скоп­че­ства, его проис­хож­де­нием и т. д. отсы­лаем к своей книге, специ­ально посвя­щен­ной сек­те скоп­цов и на днях выхо­дя­щей из печати.

В насто­я­щем очерке коснемся лишь основ­ных момен­тов рели­ги­оз­ного миро­со­зер­ца­ния скоп­цов, мето­дов вовле­че­ния в секту и изувер­ской работы и внут­рен­них проти­во­ре­чий, харак­те­ри­зу­ю­щих быт секты.

По учению скоп­цов, кото­рое держится в стро­гой тайне и откры­ва­ется лишь испы­тан­ным «бело­рез­цам», «сидя­щим на белом коне», то есть оскоп­лен­ным путем отня­тия семен­ных ядер с мошон­кой и ствола («царская печать»), первые лю­ди были сотво­рены без поло­вых орга­нов.

В этом, также как и в ряде других основ­ных вопро­сов, толко­ва­ние скоп­цов не проти­во­ре­чит учению право­слав­ной церкви. Препо­да­ва­тель Максим Грек, напри­мер, считает, что если люди были сотво­рены по образу и подо­бию божьему, им не нужны были поло­вые органы.

Обожеств­лен­ный Петр III или Кондра­тий Сели­ва­нов. Рису­нок скопца Саве­льева

В резуль­тате грехо­па­де­ния Адама и Евы у них появи­лись ябло­ко­вид­ные симво­ли­че­ские эмблемы греха. У Евы ябло­ко­вид­ные груди, у Адама же ябло­ко­вид­ные семен­ные ядра и ствол дерева…

Первые т.е. семен­ные ядра, скопцы назы­вают «ключи ада», ствол — «ключ бездны» и другими не менее «лест­ными эпите­тами».

Скопцы, однако, считают, что Христос научил людей оскоп­ляться. Кроме XIX главы (стих 12) от Матфея, скопцы приво­дят множе­ство других еван­гель­ских текстов, призы­ва­ю­щих к скоп­че­ству или доста­точно убеди­тельно, с точки зрения веру­ю­щих, его оправ­ды­ва­ю­щих.

Первое прише­ствие Христа, по учению скоп­цов, не дало боль­ших резуль­та­тов. Поса­див на «белых коней» своих 12 апосто­лов, Христос вознесся на небо, дав обеща­ние вернуться второй раз в силе и славе. И Христов сдер­жал слово. Второе его прише­ствие было в XVIII веке в образе Петра ІІІ.

Таким обра­зом, личность Петра ІІІ скопцы отож­деств­ляют с Христом. Вокруг Петра ІІІ скоп­цами сочи­нена следу­ю­щая сказка. По насто­я­нию Елиза­веты Петровны, Петр ІІІ, уже будучи якобы скоп­цом, был повен­чан с Екате­ри­ной ІІ. Но Екате­рина, узнав, что муж скопец, возне­на­ви­дела его и решила убить.

Не желая быть убитым, Пётр-Христос пере­оделся в платье солдата, кото­рый (солдат) и был убит, сам же он (Христос) под видом Кондра­тия Сели­ва­нова стал ходить по России и пропо­ве­до­вать оскоп­ле­ние. Кондра­тий Сели­ва­нов назы­вался у скоп­цов «иску­пи­тель», «отец», «батюшка» и так далее. Вскоре вслед за Сели­ва­но­вым ушла его «духов­ная мать» Елиза­вета Петровна и стала назы­ваться Акули­ной Иванов­ной.

Кондра­тий Сели­ва­нов

Акулина Ивановна назы­ва­ется «влады­чица», «царица небес­ная», «бого­ро­дица», «заступ­ница» и другими именами.

Следу­ю­щими, наибо­лее чтимыми фигу­рами в кругу скоп­че­ских святых явля­ются «граф Ворон­цов» — Алек­сандр Ивано­вич Шилов и «князь Дашков» — Марти­нушка. Возник­нув в среде бога­того кулац­кого крестьян­ства, секта скоп­цов скоро распро­стра­ни­лась по горо­дам, найдя боль­шую массу своих после­до­ва­те­лей в среде город­ского мещан­ства и идео­ло­гов в купе­че­стве. Скоп­че­ское мифо­твор­че­ство идет по пути увязки скоп­че­ства с царству­ю­щими домами. То обсто­я­тель­ство, что Петр ІІІ и другие царству­ю­щие особы были, по леген­дам скоп­цов, скоп­цами, даже самого отста­лого и суевер­ного чело­века мало трогает в наши дни.

Совре­мен­ное скоп­че­ство в лице своих идео­ло­гов И. Ерма­кова и Г. Мень­ше­нина обна­ру­жи­вает тенден­ции приспо­соб­ле­ния. Первый, живя среди русских скоп­цов в Румы­нии, посы­лает русским скоп­цам письма, в кото­рых уверяет, что скоп­че­ство — един­ствен­ный путь созер­ца­ния и само­углуб­ле­ния для лично­сти, жела­ю­щей отре­шиться от «грубо-мате­ри­аль­ной среды» и возвы­ситься над копо­ша­щи­мися в земных делах чело­ве­че­ством. Фило­со­фия Мень­ше­нина, приспо­соб­лен­ная для торга­шей и скоп­цов-менял значи­тельно проще. Необ­хо­ди­мость скоп­че­ства по его воззре­ниям выте­кает из нали­чия абор­тов, прости­ту­ции, мате­ри­аль­ной нужды и… даже растрат, так как и растраты есть след­ствие «тайных уд».

Место палом­ни­че­ства скоп­цов, дом в Ленин­граде, в кото­ром жил Сели­ва­нов

В числе других запре­тов скоп­цам реко­мен­ду­ется не посе­щать обще­ствен­ных мест. Для еще боль­шего «увесе­ле­ние господа» нужно скакать или «радеть», «кружиться» или «пить духов­ное пиво». Этими терми­нами обозна­ча­ется процесс раде­ния, кото­рый во всевоз­мож­ных формах, и «кораб­ли­ком», и «крести­ком», и «стопоч­кой», продол­жа­ется иногда всю ночь. По мере своего разви­тия секта создала довольно слож­ный культ с обря­дами, таин­ствами, иконами, песно­пе­ни­ями и так далее.

Слож­ный культ и алле­го­рии имеют назна­че­нием скрыть от «новичка» и рядо­вого члена клас­со­вый, кулацко-купе­че­ский смысл орга­ни­за­ции. По своей настой­чи­во­сти в обла­сти вербовки членов в секту скопцы, кажется нам, несмотря на то, что все сектанты боль­шие охот­ники «улав­ли­вают души», далеко превзо­шли другие секты. Соблазн мало­лет­них, уговоры слабо­воль­ных, обеща­ние мате­ри­аль­ной помощи, эконо­ми­че­ская кабала, притвор­ная ласко­вость, уход за боль­ными, подби­ра­ние бездом­ных или голо­да­ю­щих — словом, почти всё, чего доби­лась в своей черной работе совре­мен­ное сектан­ство, исполь­зу­ется скоп­цами. Правда, скопцы не зама­ни­вают свето­выми карти­нами и спек­так­лями как напри­мер еван­ге­ли­сты или бапти­сты, но зато в неко­то­рой мере прак­ти­куют показ карти­нок и драма­ти­че­ские мисте­рии — обряды.

Будучи в деревне Воло­сово, киша­щей скоп­цами, я позна­ко­мился с А.П. Строй­ный, высо­кий юноша лет 19–20. Оскоп­лен стари­ком Пивду­не­мом года четыре назад. спра­ши­ваю

— Шура, зачем сделал это?

— Так лучше…

— Почему же?

— Хорошо. Никуда не надо ходить, один жить будешь, пить не будешь и хорошо будет жить…

Гово­рит он тихо, моно­тонно и как будто повто­ряет чужие слова.

— А ты не жале­ешь, что так сделал?

— Чего жалеть? Что напи­сано пером, не выру­бишь и топо­ром, — и при этом он улыба­ется такой жалкой вино­ва­той улыб­кой…

Обидно, досадно за чело­века. Ведь это уже юный старик, жизнь кото­рого изуверы загу­били в самом начале рассвета. И он не один, их много в деревне. Моло­дые парни и девушки. Боль­шин­ство из них уже на второй день моего приезда были откро­вен­нее, прокли­ная своих оско­пи­те­лей. А.П. расска­зал так:

«Жил я у дяди в работ­ни­ках. Он все гово­рил: "Давай тебе сделаем так, будешь как святой; хорошо жить будешь". Я всё не хотел. Он сказал, что шубы отдаст мне, дом подпи­шет; потом принес коробку такую, жестя­ную. Открыл, а там золото. Рублей 80 будет. И это, гово­рит, тебе отдам. Ну, я говорю, давай сделаем…».

Затем следует отвра­ти­тель­ный акт оскоп­ле­ния ножом или стомес­кой. Изуро­до­ван­ный таким обра­зом прише­лец в секту оста­ется на всю жизнь волей-нево­лей привя­зан­ным к ней, и, в свою очередь, сам стара­ется по мере сил увели­чить круг себе подоб­ных.

Орудия оскоп­ле­ния и пред­меты культа, обна­ру­жен­ные у ленин­град­ских скоп­цов

За показ­ной добро­де­те­лью в скоп­че­ских «кораб­лях» идут посто­ян­ные склоки, грызня из-за дележа наслед­ства умер­шего скопца, адская эксплу­а­та­ция «братьями» неиму­щих «братьев», черст­вый, сухой эгоизм и редкая бездуш­ность к собра­тьям по секте, не говоря уже о мирских людях.

Скопцы жили в своих скоп­че­ских селе­ниях и, каза­лось бы, имели все возмож­но­сти стро­ить в своих посе­ле­ниях «Христово брат­ство». А между тем, междо­усо­бицы имев­шие место в сердце сибир­ских скоп­цов, пора­жают своей остро­той. Как правило, скоп­че­ские селе­ния дели­лись на кула­ков и батра­ков-бедня­ков. Землями владели скопцы-старо­жилы и, поль­зу­ясь этим, эксплу­а­ти­ро­вали бедноту. Зара­бот­ная плата лучшего скопца-работ­ника не превы­шала трех рублей в месяц. По словам сибир­ских скоп­цов, дело «чуть ли не дохо­дило до крово­про­ли­тия». Совре­мен­ный скопцы, несмотря на еще недо­ста­точ­ное наше знаком­ство с их «рабо­той», тем не менее дают мате­риал, допол­ня­ю­щий жуткую исто­рию секты. В захо­лу­стьях Москвы, в селе Черки­зово и Бого­род­ском, скопцы и скоп­чихи держат по пять-шесть деву­шек, выпи­сан­ных через знако­мых скоп­цов из Рязан­ской губер­нии и жестко эксплу­а­ти­руют их.

Скопцы-богачи до рево­лю­ции

Платы за работу деву­шек, втяну­тые в секту, не полу­чают, рабо­тают по 16–18 часов в сутки (вяжут кружева или чулки), пита­ются пост­ными щами и гнилой картош­кой. За то сестры-оско­пи­тель­ницы едят балык и свежую икру.

Несколько слов о поли­ти­че­ской физио­но­мии секты. И по своему культу, и по моти­вам соци­ально-эконо­ми­че­ским секта скоп­цов  явля­ется монар­хи­че­ской, контр­ре­во­лю­ци­он­ной орга­ни­за­цией. В своих бесчис­лен­ных «проро­че­ствах» на раде­ниях скоп­че­ские «пророки» и «проро­чицы» вещают о гряду­щей гибели анти­хри­стов-комму­ни­стов и о том, что «скоро восся­дет царь со славою, со небес­ной держа­вою», кото­рый «неугод­ных богу комму­ни­стов поса­дит в неволю». Проро­чица Тупи­кова по поводу китай­ских собы­тий так проро­чила, что скоро царь на престол сядет и «скоро богу неугод­ная власть свалится. Бог дух святой пошлет китай­скую тучу и всех анти­хри­стов зароет в мусор­ную кучу, что во век они не воскрес­нут. Только больше моли­тесь, да ожидайте с терпе­нием». Вот обра­зец пропо­веди скоп­цов.

Девушка-скопец с отре­зан­ными грудями, 1929 г

Скопцы-кулаки Ленин­град­ского округа в свое время открыто жалели, что им не хватит вере­вок вешать комму­ни­стов. Один из скоп­цов-подку­лач­ни­ков А. Хусо даже навел наган на прие­хав­шего в деревню комму­ни­ста. Контр­ре­во­лю­ци­он­ное настро­е­ние скоп­цов опре­де­ля­ется поте­рей вождями сект в рево­лю­ции значи­тель­ных капи­та­лов. Совре­мен­ные руко­во­ди­тели секты лиши­лись хищни­че­ски добы­тых десят­ков милли­о­нов золо­тых рублей и, глав­ное, лиша­ются возмож­но­сти вести не только скоп­че­скую, но и вообще пред­при­ни­ма­тель­скую деятель­ность. Руко­во­ди­тель москов­ских скоп­цов Ломо­но­сов, по словам скоп­цов, имел до рево­лю­ции банкир­скую контору с оборо­том до 2 милли­о­нов рублей в год. Но многим усту­пали или усту­пают ему руко­во­ди­тели ленин­град­ского скоп­че­ства. среди них мы встре­чаем бывших милли­о­не­ров, купцов первой гиль­дии, и так далее.

Как ни трудно этому пове­рить, но скопцы проникли даже на неко­то­рые из ленин­град­ских фабрик. На текстиль­ной фабрике имени Желя­бова под носом партий­ной и проф­ор­га­ни­за­ции скоп­чихи орга­ни­зо­вали даже свой скоп­че­ский кружок и вели упор­ную агита­цию и вступ­ле­ние в секту. Заман­чи­вые обеща­ние и спячка обще­ствен­ных орга­ни­за­ций способ­ство­вали тому, что несколько наибо­лее отста­лых суевер­ных работ­ниц жестко попла­ти­лись за свою довер­чи­вость…

Моло­дые скопцы. в насто­я­щее время очень жалеют, что позво­лили совер­шить над собой обряд оскоп­ле­ния

К слову сказать, руко­во­ди­тели партий­ной и проф­со­юз­ной орга­ни­за­ции и до сих пор сами по себе ничего не сделали в борьбе с сектан­ством, свив­шим гнезда на пред­при­я­тии.

Второй скоп­че­ский процесс в Ленин­граде должен явиться нача­лом конца позор­ной, преступ­ной во всех отно­ше­ниях секты скоп­цов. Руко­во­ди­тели скоп­че­ства должны быть сурово нака­заны и за изувер­скую деятель­ность, резуль­та­том кото­рой мы имеем сотни моло­дых и старых физи­че­ских и духов­ных калек, и за эксплу­а­та­цию, и за контр­ре­во­лю­цию.

Кроме того, безусловно необ­хо­дима изоля­ция от насе­ле­ния скоп­цов-фана­ти­ков и, нако­нец, реши­тель­ный пере­смотр обще­ственно-поли­ти­че­ской работы в райо­нах-очагах скоп­че­ства.


Автор очерка — Н. Н. Волков. 

Журнал «Безбож­ник» №3, 1930 г.

Поделиться