Сталинская реклама 1935–1937 годов

Бытует неверное представление, что в советские годы рекламы не существовало. На самом деле рекламная индустрия в СССР развивалась довольно активно. Фактический старт производства рекламы совпал с НЭПом, этапом восстановления народного хозяйства после Гражданской войны с помощью активного участия частного капитала.

Реклама в печатных изданиях начинает публиковаться с 1921 года — первой газетой, ставшей принимать рекламные объявления за деньги, стали «Известия». Уже в 1923 году доход «Известий» на 2/3 будет состоять из рекламных денег. При наркоматах открывались рекламные агентства — «Двигатель», «Промреклама», Мосторгреклама. Рекламные агентства специализировались на разных носителях и тематике. Ставил цели перед рекламной индустрией сам Анастас Микоян:

«Задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».

В индустрии рекламы трудился звёздный дуэт Маяковский–Родченко. Знаменитый поэт работал в качестве копирайтера, а не менее знаменитый фотограф — как дизайнер. Реклама, созданная Родченко, даже была удостоена серебряной медали Международная выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Маяковский свой подход к рекламе изложил в статье «Агитация и реклама».

Однако всё вышесказанное относится к 20-м годам. В течение «грозных» 30-х реклама также развивалась, причём существовал сегмент рекламы, рассчитанной на самую взыскательную аудиторию. Тому свидетельство — журнал «Театральная декада», который выходил с 1935 по 1937 год. В издании публиковались рецензии на спектакли, анонсы, материалы про московские театры.

Последние четыре страницы журнала, а также задняя обложка была отдана на откуп рекламодателям. Основную аудиторию журнала составляли высокообразованные москвичи-театралы. Современные рекламисты обозначили бы эту публику «премиум-аудиторией». Рекламировались рестораны с джазовыми оркестрами, импортное вино, туалетная вода и так далее.

Данные рекламные объявления позволяют приоткрыть завесу тайны над московской повседневностью грозных 30-х годов. И прямо скажем, в несколько иных красках воспринимается мобилизационное суровое предвоенное время. Люди всегда хотели быть красивыми, вкусно питаться и весело проводить время.


Рестораны

Гранд-Отель — это составная часть нынешней гостиницы «Москва», ныне известная как Four Sea­sons Hotel Moscow. Яков Скоморовский — известный деятель джаза, трубач и, как бы выразились сейчас, автор саундтреков к кинофильмам.

В знаменитые московские гостиницы отобедать зазывали не только постояльцев. А также там можно было потанцевать.

Кавказские рестораны — это вечная московская классика.


Досуг

Похоже, скачки были одним из самых популярных видов развлечений Москвы 1930-х годов.

Советским туристам, помимо довольно обыденных курортных мест, вроде Крыма, Селигера и Кавказа, предлагалось посетить Заполярье и Днепрогэс.


Торговля

Примечательно, что в Москве 30-х годов существовали круглосуточные магазины.

Существовали и специализированные магазины с чаем и кофе. Занятно, что в рекламе указано дореволюционное название улицы.

Были и специализированные магазины с фруктами и овощами.

Метро, как известно, было открыто в 1935 году и сразу же превратилось в площадку для торговли. Причём среди торговых точек были и аптеки.

К одежде в 30-е годы относились очень бережно.

14 магазинов с трикотажем!

Ювелирные магазины 30-х годов имели черты ломбардов.

Были в Москве и столь распространённые ныне ярмарки по продажи одежды и аксессуаров.


Косметика и лекарства

Ныне лекарство витаминол также используется для лечения рахита, но не у людей, а у кроликов.

Советская туалетная вода и косметика рекламировались с упоминанием заграничных марок, но при этом производились в СССР.


Продукты питания

Токай — это белое десертное вино, названо по наименованию горного массива в Венгрии и Словакии.

Соевые соусы использовались не только для суши.

Производство чая в Грузии ведёт свою историю ещё со второй половины XIX века.

Весьма изобретательно подошли создатели к рекламе пончиков.


Искусство

Довольно интересная афиша событий для всех, кто увлечён театром. Есть даже давно позабытый формат мероприятий диспут.

Не будем забывать, что данные сканы публикуются из журнала «Театральная декада», чья аудитория принадлежала к числу ценителей искусства.


Страхование

Поделиться