Сталинская реклама 1935–1937 годов

Бытует невер­ное пред­став­ле­ние, что в совет­ские годы рекламы не суще­ство­вало. На самом деле реклам­ная инду­стрия в СССР разви­ва­лась довольно активно. Факти­че­ский старт произ­вод­ства рекламы совпал с НЭПом, этапом восста­нов­ле­ния народ­ного хозяй­ства после Граж­дан­ской войны с помо­щью актив­ного участия част­ного капи­тала.

Реклама в печат­ных изда­ниях начи­нает публи­ко­ваться с 1921 года — первой газе­той, став­шей прини­мать реклам­ные объяв­ле­ния за деньги, стали «Изве­стия». Уже в 1923 году доход «Изве­стий» на 23 будет состо­ять из реклам­ных денег. При нарко­ма­тах откры­ва­лись реклам­ные агент­ства — «Двига­тель», «Промре­клама», Мостор­гре­клама. Реклам­ные агент­ства специ­а­ли­зи­ро­ва­лись на разных носи­те­лях и тема­тике. Ставил цели перед реклам­ной инду­стрией сам Анастас Микоян:

«Задача совет­ской рекламы в том, чтобы дать людям точную инфор­ма­цию о това­рах, нахо­дя­щихся в продаже, помочь им сфор­му­ли­ро­вать новые требо­ва­ния, привить новые вкусы и запросы, стиму­ли­ро­вать продажи новых видов това­ров и объяс­нить способы их исполь­зо­ва­ния потре­би­телю».

В инду­стрии рекламы трудился звёзд­ный дуэт Маяковский–Родченко. Знаме­ни­тый поэт рабо­тал в каче­стве копи­рай­тера, а не менее знаме­ни­тый фото­граф — как дизай­нер. Реклама, создан­ная Родченко, даже была удосто­ена сереб­ря­ной медали Между­на­род­ная выставки деко­ра­тив­ного искус­ства и худо­же­ствен­ной промыш­лен­но­сти в Париже в 1925 году. Маяков­ский свой подход к рекламе изло­жил в статье «Агита­ция и реклама».

Однако всё выше­ска­зан­ное отно­сится к 20-м годам. В тече­ние «гроз­ных» 30-х реклама также разви­ва­лась, причём суще­ство­вал сегмент рекламы, рассчи­тан­ной на самую взыс­ка­тель­ную ауди­то­рию. Тому свиде­тель­ство — журнал «Теат­раль­ная декада», кото­рый выхо­дил с 1935 по 1937 год. В изда­нии публи­ко­ва­лись рецен­зии на спек­такли, анонсы, мате­ри­алы про москов­ские театры.

Послед­ние четыре стра­ницы журнала, а также задняя обложка была отдана на откуп рекла­мо­да­те­лям. Основ­ную ауди­то­рию журнала состав­ляли высо­ко­об­ра­зо­ван­ные моск­вичи-теат­ралы. Совре­мен­ные рекла­ми­сты обозна­чили бы эту публику «премиум-ауди­то­рией». Рекла­ми­ро­ва­лись ресто­раны с джазо­выми оркест­рами, импорт­ное вино, туалет­ная вода и так далее.

Данные реклам­ные объяв­ле­ния позво­ляют приот­крыть завесу тайны над москов­ской повсе­днев­но­стью гроз­ных 30-х годов. И прямо скажем, в несколько иных крас­ках воспри­ни­ма­ется моби­ли­за­ци­он­ное суро­вое пред­во­ен­ное время. Люди всегда хотели быть краси­выми, вкусно питаться и весело прово­дить время.


Рестораны

Гранд-Отель — это состав­ная часть нынеш­ней гости­ницы «Москва», ныне извест­ная как Four Seasons Hotel Moscow. Яков Скомо­ров­ский — извест­ный деятель джаза, трубач и, как бы выра­зи­лись сейчас, автор саунд­тре­ков к кино­филь­мам.

В знаме­ни­тые москов­ские гости­ницы отобе­дать зазы­вали не только посто­яль­цев. А также там можно было потан­це­вать.

Кавказ­ские ресто­раны — это вечная москов­ская клас­сика.


Досуг

Похоже, скачки были одним из самых попу­ляр­ных видов развле­че­ний Москвы 1930-х годов.

Совет­ским тури­стам, помимо довольно обыден­ных курорт­ных мест, вроде Крыма, Сели­гера и Кавказа, пред­ла­га­лось посе­тить Запо­ля­рье и Днепрогэс.


Торговля

Приме­ча­тельно, что в Москве 30-х годов суще­ство­вали круг­ло­су­точ­ные мага­зины.

Суще­ство­вали и специ­а­ли­зи­ро­ван­ные мага­зины с чаем и кофе. Занятно, что в рекламе указано доре­во­лю­ци­он­ное назва­ние улицы.

Были и специ­а­ли­зи­ро­ван­ные мага­зины с фрук­тами и овощами.

Метро, как известно, было открыто в 1935 году и сразу же превра­ти­лось в площадку для торговли. Причём среди торго­вых точек были и аптеки.

К одежде в 30-е годы отно­си­лись очень бережно.

14 мага­зи­нов с трико­та­жем!

Ювелир­ные мага­зины 30-х годов имели черты ломбар­дов.

Были в Москве и столь распро­стра­нён­ные ныне ярмарки по продажи одежды и аксес­су­а­ров.


Косметика и лекарства

Ныне лекар­ство вита­ми­нол также исполь­зу­ется для лече­ния рахита, но не у людей, а у кроли­ков.

Совет­ская туалет­ная вода и косме­тика рекла­ми­ро­ва­лись с упоми­на­нием загра­нич­ных марок, но при этом произ­во­ди­лись в СССР.


Продукты питания

Токай — это белое десерт­ное вино, названо по наиме­но­ва­нию горного массива в Венгрии и Слова­кии.

Соевые соусы исполь­зо­ва­лись не только для суши.

Произ­вод­ство чая в Грузии ведёт свою исто­рию ещё со второй поло­вины XIX века.

Весьма изоб­ре­та­тельно подо­шли созда­тели к рекламе пончи­ков.


Искусство

Довольно инте­рес­ная афиша собы­тий для всех, кто увле­чён теат­ром. Есть даже давно поза­бы­тый формат меро­при­я­тий диспут.

Не будем забы­вать, что данные сканы публи­ку­ются из журнала «Теат­раль­ная декада», чья ауди­то­рия принад­ле­жала к числу цени­те­лей искус­ства.


Страхование

Поделиться