«Страна Родная», 1942 реж. Шуф Э.

Во время Вели­кой Отече­ствен­ной войны велась не только война реаль­ная — в окопах, в воздухе и в воде. Не осла­бе­вали рьяные идей­ные сраже­ния между врагами в инфор­ма­ци­он­ной сфере. Одним из этих боёв высту­пало доку­мен­таль­ное кино. Воспри­ни­ма­ются ныне фильмы тех лет как нечто сред­нее между доку­мен­та­ли­сти­кой и выпус­ком ново­стей на совре­мен­ном ТВ. Фильмы пока­зы­ва­лись на фрон­тах и в тылу. Копии отправ­ля­лись стра­нам-союз­ни­кам. Ряд работ был особо отме­чен амери­кан­ской и британ­ской публи­кой. В част­но­сти, «Разгром немец­ких войск под Моск­вой» (в амери­кан­ской вари­анте — Moscow Strikes Back) полу­чил премию Оскар в 1942 годку.

Особо приме­ча­те­лен фильм, формально приуро­чен­ный в 25-летию Вели­кой Октябрь­ской рево­лю­ции «Страна родная». Фильм вышел в 1942 году. Режис­сё­ром «Страны родной» стала одна из самых извест­ных совет­ских режис­сё­ров-доку­мен­та­ли­стов Эсфирь Шуб, автор «Паде­ния дина­стии Рома­но­вых» и «России Нико­лая II и Льва Толстого». Для Шуб была харак­терна манера соеди­нять архив­ные и совре­мен­ные кадры, она первой стала первой исполь­зо­вать худо­же­ствен­ный монтаж в доку­мен­таль­ном кино СССР,  была против­ни­ком «поста­но­воч­ной» доку­мен­та­ли­стики.

«Страна родная» состоит условно из трёх частей. В первой из них проде­мон­стри­ро­ваны архив­ные видео­ма­те­ри­алы времён Рево­лю­ции и Граж­дан­ской войны, вторая повест­вует о  мирной жизни СССР 30-х годов, исполь­зу­ются речи Сталина, заклю­чи­тель­ная часть демон­стри­рует войну во всех её аспек­тах. Есть и фрон­то­вая кино­хро­ника, часть кото­рой была снята специ­ально для фильма, есть съёмки и из осаждён­ного Ленин­града, где в кото­ром на посто­ян­ной основе, несмотря на блокаду, выхо­дил «Ленин­град­ский кино­жур­нал», предок совре­мен­ного теле­ви­зи­он­ного новост­ного блока), и также задо­ку­мен­ти­ро­вана жизнь воен­ных заво­дов тыла. Присут­ствуют и уникаль­ные журна­лист­ские мате­ри­алы, напри­мер, есть интер­вью со свиде­тель­ни­цей расправы над Зоей Космо­де­мьян­ской.

Поделиться