Герои труда и не только. Пять советских фильмов о рабочих

Рабо­чий класс — геге­мон рево­лю­ции, аван­гард трудя­щихся. Вся лите­ра­тура XIX века по своей сути дворян­ская или около того, в XX веке искус­ство стало рабо­чим. Если Ленин есть Бог в этом мире, а Сталин — первый ученик и апостол, то святые — это рабо­чие. Труже­ник завода обла­дал всем набо­ром добро­де­те­лей: он полон идеи и энту­зи­азма, верен своей партии и плану. Крестьяне счита­лись нена­дёж­ными попут­чи­ками: судите сами, по Консти­ту­ции РСФСР 1918 года один голос рабо­чего «весил» как пять голо­сов крестьян. От боль­шой ли любви была такая «чест­ная» изби­ра­тель­ная система?!

До самого заката совет­ской эпохи рабо­чий будет глав­ным героем. Его образ несколько раз изме­нится, но неиз­менно будет культ чест­ного труда не во имя обога­ще­ния себя или близ­ких, а на благо обще­ства. Всегда будет два героя: чест­ный труже­ник, кото­рый побеж­дает, и плохой халтур­щик-бала­гур, кото­рого поста­вят на место и пере­вос­пи­тают. Культ общего блага и труда, чистых помыс­лов и высо­кой любви к родине прони­зы­вал совет­ские фильмы о рабо­чих — навер­ное поэтому нам они кажутся стран­ными в столь цинич­ное время.


«Энтузиазм: Симфония Донбасса», 1930 год

Первая звуко­вая картина СССР. Вершина кино­аван­гарда. Клас­сик и осно­во­по­лож­ник доку­мен­таль­ного кино в СССР Дзига Вертов (Давид Абеле­вич Кауф­ман) был нова­то­ром во всём — никто до него не снимал кино так. Я и о работе опера­тора, о монтаже, «скры­той камере» (да-да, это тоже он приду­мал), о шоу, кото­рое он делал из обыч­ной съёмки горо­жан. Речь о фильме «Чело­век с кино­ап­па­ра­том», став­шем клас­си­кой миро­вого кино.

Вертов был настолько прогрес­си­вен, что, когда его уверяли, что звуко­вое кино, став­шее попу­ляр­ным в США, — это детская игрушка, он заго­релся идеей снять то же в стране Сове­тов. Как раз в разгаре была первая пяти­летка, и сине­ма­то­граф со звуко­вым сопро­вож­де­нием, конечно же, должен был быть о рабо­чих и пере­вы­пол­не­нии плана. За звук отве­чал сам маэстро Шоста­ко­вич.

Съёмки на заво­дах и шахтах Донбасса о выпол­не­нии пяти­лет­него плана превра­ти­лись в симфо­нию нового времени, торже­ство единого порыва трудо­вого народа, кото­рый пере­вы­пол­няет планы не за премии, а за вели­кую идею. Конечно же, рушат старый мир мрако­бе­сия, церкви, пред­рас­суд­ков, много сцен разру­ше­ния храмов и превра­ще­ния их в клубы.

Надо сказать, что аван­гард уже отгре­мел. Сталин хотел реализма и клас­сики, а то, что делал Вертов, безмерно раздра­жало вождя. В картине усмот­рели глум­ли­вость, смазан­ность идеи, рваный сюжет и прыга­ю­щие планы. Иными словами, рабо­чие не поймут.

С этой ленты начи­на­ется закат карьеры. Послед­ние годы Дзига будет трудиться в «Ново­стях дня» (кино­хро­нике СССР). Но его труды оценили в США. Чарли Чаплин назвал «Энту­зи­азм» одной из самых впечат­ля­ю­щих звукозри­тель­ных симфо­ний, а в кино­шко­лах он был вклю­чен в программу обуче­ния.


«Светлый путь», 1940 год

Клас­сика соцре­а­лизма, впро­чем, коме­дия. Сталин их очень любил. Но идея одна — торже­ство труда и рабо­чего движе­ния. И феми­низм — женщина нам това­рищ, а не посу­до­мойка, борец за комму­низм, а не золушка! Вот так, если кто забыл, СССР урав­нял женщин в правах с мужчи­нами раньше Европы.

В глав­ной роли Любовь Орлова. Дере­вен­ская девушка живёт служан­кой у злой хозяйки, та её гонит за строп­ти­вость и жела­ние учиться. Из крестьян­ского мрако­бес­ного мирка негра­мот­ных курку­лей (да-да, не очень жало­вали паха­рей) попа­дает она в Ногинск ткачи­хой. «Огни боль­шого города» светят ей дружно и весело, дело спорится — она сначала моет полы, потом дружится с девуш­ками, внед­ряет авто­ма­ти­за­цию на фабрике и пере­вы­пол­няет план. Любовь Орлова поёт, летит на машине и симво­ли­зи­рует собой тот свет­лый путь, кото­рым идёт страна — из мрака к звёз­дам в самой лучшей стране.


«Весна на Заречной улице», 1956 год

Сталин­ская эпоха ушла, и пришла отте­пель. Вместо чекан­ного соцре­а­лизма отныне кино­ис­кус­ство обра­ти­лось в мир чело­ве­че­ских эмоций. В центре леген­дар­ной картины она, самая глав­ная эмоция чело­ве­че­ской жизни — любовь. Но уже не к партии, а к чело­веку. Она учитель­ница, он посред­ствен­ный ученик рабо­чей школы. Сначала их чувства не взаимны, Татьяна смот­рит на рабо­тягу с высоты интел­лекта и знаний, но посте­пенно всё вста­нет на свои места.

Централь­ный момент — Татьяна приез­жает на завод и видит, как рабо­тает удар­ник труда Алек­сандр Савченко, летят искры, льётся сталь, а мужчины не щадя себя пере­вы­пол­няют план. Она всё поняла и полю­била его, рабо­чего, став­шего за станок в войну, когда погиб отец, недо­учку не по своей воле. Это глав­ная тема фильма — рабо­чие — дети войны, став­шие за станок ещё в 1941 году, им не до учёбы, но они стара­ются как могут, чтобы выйти в люди. Как забыть песню про «Ту завод­скую проход­ную, Что в люди вывела меня».


«Большая семья», 1954 год

Семей­ная драма с элемен­тами бразиль­ской мело­драмы. «Рабо­чий чело­век родился!» — салю­туют герои. Потом­ствен­ный рабо­чий — тогда это было почётно. Мол, дедушка ещё на Пути­лов­ском при царе, отец при Сталине, а мы теперь. В этом фильме речь снова не столько о пользе труда, сколько о чувствах чело­века, его сове­сти и отно­ше­нии к окру­жа­ю­щим. Каждый из семьи Журби­ных ярок и само­бы­тен, как и люди, соче­тают в себе всю палитру поро­ков и добро­де­те­лей.

Моло­дёжь внед­ряет новые техно­ло­гии, руга­ется со стари­ками за их старо­ре­жим­ные взгляды и мещан­ство. Стар­шее поко­ле­ние — из стаха­нов­цев, пнев­ма­тика им ни к чему: «Кувал­дой, да по цепям, по цепям!», иными словами ноу-хау считают бесов­щин­кой. Но юный Алек­сей женится на бере­мен­ной от другого женщине (да, при Сталине такого бы не пока­зали) и поми­рится с отцом, а дед Матвей зася­дет за алгебру, чтоб рабо­тать наравне с «сопля­ками». Все поми­рятся и узнают, что в старо­сти хорош опыт, а в моло­до­сти — дерзость и стрем­ле­ние к жизни.


«Территория», 1978 год

Север — место суро­вое, где нет места гнилым и слабым, здесь выжи­вут и добьются своего только силь­ные и чест­ные. Здесь все в одной лодке и друг за друга горой, если надо, прой­дут по мерз­лоте и сотни кило­мет­ров, чтобы спасти своих. Геологи ценой собствен­ной жизни добы­вают золото, но не для себя, а для разру­шен­ной войной страны. Да, они не стале­вары и не монтаж­ники-высот­ники, но сути это не меняет.

«Многие путают работу геолога со спор­том, мы меняем работу целых стран», — гово­рит коман­дир. Геолог — рабо­чий новой форма­ции, соче­тает в себе силу, интел­лект и умение не «брать под козы­рек», а дости­гать резуль­тата именно умением адап­ти­ро­ваться. Глав­ный герой бросил вызов природе и в непро­хо­ди­мых плато Чукотки нахо­дит золото для своей страны. Золото иску­шает, не все тверды и смогут выбраться живыми из этой дьяволь­ской игры. Только те, кто выбрал труд­ный путь чест­но­сти — побе­дит.


Посмот­рите также «Десять отече­ствен­ных филь­мов про курорты»

Поделиться