Герои труда и не только. Пять советских фильмов о рабочих

Рабо­чий класс — геге­мон рево­лю­ции, аван­гард тру­дя­щих­ся. Вся лите­ра­ту­ра XIX века по сво­ей сути дво­рян­ская или око­ло того, в XX веке искус­ство ста­ло рабо­чим. Если Ленин есть Бог в этом мире, а Ста­лин — пер­вый уче­ник и апо­стол, то свя­тые — это рабо­чие. Тру­же­ник заво­да обла­дал всем набо­ром доб­ро­де­те­лей: он полон идеи и энту­зи­аз­ма, верен сво­ей пар­тии и пла­ну. Кре­стьяне счи­та­лись нена­дёж­ны­ми попут­чи­ка­ми: суди­те сами, по Кон­сти­ту­ции РСФСР 1918 года один голос рабо­че­го «весил» как пять голо­сов кре­стьян. От боль­шой ли люб­ви была такая «чест­ная» изби­ра­тель­ная система?..

До само­го зака­та совет­ской эпо­хи рабо­чий будет глав­ным геро­ем. Его образ несколь­ко раз изме­нит­ся, но неиз­мен­но будет культ чест­но­го тру­да не во имя обо­га­ще­ния себя или близ­ких, а на бла­го обще­ства. Все­гда будет два героя: чест­ный тру­же­ник, кото­рый побеж­да­ет, и пло­хой хал­тур­щик-бала­гур, кото­ро­го поста­вят на место и пере­вос­пи­та­ют. Культ обще­го бла­га и тру­да, чистых помыс­лов и высо­кой люб­ви к родине про­ни­зы­вал совет­ские филь­мы о рабо­чих — навер­ное поэто­му нам они кажут­ся стран­ны­ми в столь цинич­ное время.


«Энтузиазм: Симфония Донбасса» (1930)

Пер­вая зву­ко­вая кар­ти­на СССР. Вер­ши­на кино­аван­гар­да. Клас­сик и осно­во­по­лож­ник доку­мен­таль­но­го кино в СССР Дзи­га Вер­тов (Давид Абе­ле­вич Кауф­ман) был нова­то­ром во всём — никто до него не сни­мал кино так. Я и о рабо­те опе­ра­то­ра, о мон­та­же, «скры­той каме­ре» (да-да, это тоже он при­ду­мал), о шоу, кото­рое он делал из обыч­ной съём­ки горо­жан. Речь о филь­ме «Чело­век с кино­ап­па­ра­том», став­шем клас­си­кой миро­во­го кино.

Вер­тов был настоль­ко про­грес­си­вен, что, когда его уве­ря­ли, что зву­ко­вое кино, став­шее попу­ляр­ным в США, — это дет­ская игруш­ка, он заго­рел­ся иде­ей снять то же в стране Сове­тов. Как раз в раз­га­ре была пер­вая пяти­лет­ка, и сине­ма­то­граф со зву­ко­вым сопро­вож­де­ни­ем, конеч­но же, дол­жен был быть о рабо­чих и пере­вы­пол­не­нии пла­на. За звук отве­чал сам маэст­ро Шостакович.

Съём­ки на заво­дах и шах­тах Дон­бас­са о выпол­не­нии пяти­лет­не­го пла­на пре­вра­ти­лись в сим­фо­нию ново­го вре­ме­ни, тор­же­ство еди­но­го поры­ва тру­до­во­го наро­да, кото­рый пере­вы­пол­ня­ет пла­ны не за пре­мии, а за вели­кую идею. Конеч­но же, рушат ста­рый мир мра­ко­бе­сия, церк­ви, пред­рас­суд­ков, мно­го сцен раз­ру­ше­ния хра­мов и пре­вра­ще­ния их в клубы.

Надо ска­зать, что аван­гард уже отгре­мел. Ста­лин хотел реа­лиз­ма и клас­си­ки, а то, что делал Вер­тов, без­мер­но раз­дра­жа­ло вождя. В кар­тине усмот­ре­ли глум­ли­вость, сма­зан­ность идеи, рва­ный сюжет и пры­га­ю­щие пла­ны. Ины­ми сло­ва­ми, рабо­чие не поймут.

С этой лен­ты начи­на­ет­ся закат карье­ры режис­сё­ра. Послед­ние годы Дзи­га будет тру­дить­ся в «Ново­стях дня» (кино­хро­ни­ке СССР). Но его тру­ды оце­ни­ли в США. Чар­ли Чап­лин назвал «Энту­зи­азм» одной из самых впе­чат­ля­ю­щих зву­козри­тель­ных сим­фо­ний, а в кино­шко­лах он был вклю­чён в про­грам­му обучения.

О дру­гих филь­мах Дзи­ги Вер­то­ва читай­те в нашем мате­ри­а­ле «Чело­век с кино­ап­па­ра­том. Филь­мы Дзи­ги Вер­то­ва».


«Светлый путь» (1940)

Клас­си­ка соц­ре­а­лиз­ма. Впро­чем, коме­дия. Ста­лин их очень любил. Но идея одна — тор­же­ство тру­да и рабо­че­го дви­же­ния. И феми­низм — жен­щи­на нам това­рищ, а не посу­до­мой­ка, борец за ком­му­низм, а не золуш­ка! Вот так, если кто забыл, СССР урав­нял жен­щин в пра­вах с муж­чи­на­ми рань­ше Европы.

В глав­ной роли Любовь Орло­ва. Дере­вен­ская девуш­ка живёт слу­жан­кой у злой хозяй­ки, та её гонит за строп­ти­вость и жела­ние учить­ся. Из кре­стьян­ско­го мра­ко­бес­но­го мир­ка негра­мот­ных кур­ку­лей (да-да, не очень жало­ва­ли паха­рей) попа­да­ет она в Ногинск тка­чи­хой. «Огни боль­шо­го горо­да» све­тят ей друж­но и весе­ло, дело спо­рит­ся — она сна­ча­ла моет полы, потом дру­жит­ся с девуш­ка­ми, внед­ря­ет авто­ма­ти­за­цию на фаб­ри­ке и пере­вы­пол­ня­ет план. Любовь Орло­ва поёт, летит на машине и сим­во­ли­зи­ру­ет собой тот свет­лый путь, кото­рым идёт стра­на — из мра­ка к звёз­дам в самой луч­шей стране.


«Весна на Заречной улице» (1956)

Ста­лин­ская эпо­ха ушла, и при­шла отте­пель. Вме­сто чекан­но­го соц­ре­а­лиз­ма отныне кино­ис­кус­ство обра­ти­лось в мир чело­ве­че­ских эмо­ций. В цен­тре леген­дар­ной кар­ти­ны она, самая глав­ная эмо­ция чело­ве­че­ской жиз­ни — любовь. Но уже не к пар­тии, а к чело­ве­ку. Она учи­тель­ни­ца, он посред­ствен­ный уче­ник рабо­чей шко­лы. Сна­ча­ла их чув­ства не вза­им­ны, Татья­на смот­рит на рабо­тя­гу с высо­ты интел­лек­та и зна­ний, но посте­пен­но всё вста­нет на свои места.

Цен­траль­ный момент — Татья­на при­ез­жа­ет на завод и видит, как рабо­та­ет удар­ник тру­да Алек­сандр Савчен­ко, летят искры, льёт­ся сталь, а муж­чи­ны не щадя себя пере­вы­пол­ня­ют план. Она всё поня­ла и полю­би­ла его, рабо­че­го, став­ше­го за ста­нок в вой­ну, когда погиб отец, недо­уч­ку не по сво­ей воле. Это глав­ная тема филь­ма: рабо­чие — дети вой­ны, став­шие за ста­нок ещё в 1941 году, им не до учё­бы, но они ста­ра­ют­ся как могут, что­бы вый­ти в люди. Как забыть пес­ню про «ту завод­скую про­ход­ную, что в люди выве­ла меня».


«Большая семья» (1954)

Семей­ная дра­ма с эле­мен­та­ми бра­зиль­ской мело­дра­мы. «Рабо­чий чело­век родил­ся!» — салю­ту­ют герои. Потом­ствен­ный рабо­чий — тогда это было почёт­но. Мол, дедуш­ка ещё на Пути­лов­ском при царе, отец при Ста­лине, а мы теперь. В этом филь­ме речь сно­ва не столь­ко о поль­зе тру­да, сколь­ко о чув­ствах чело­ве­ка, его сове­сти и отно­ше­нии к окру­жа­ю­щим. Каж­дый из семьи Жур­би­ных ярок и само­бы­тен, как и все люди, они соче­та­ют в себе всю палит­ру поро­ков и добродетелей.

Моло­дёжь внед­ря­ет новые тех­но­ло­гии, руга­ет­ся со ста­ри­ка­ми за их ста­ро­ре­жим­ные взгля­ды и мещан­ство. Стар­шее поко­ле­ние — из ста­ха­нов­цев, пнев­ма­ти­ка им ни к чему: «Кувал­дой, да по цепям, по цепям!», — ины­ми сло­ва­ми, ноу-хау счи­та­ют бесов­щин­кой. Но юный Алек­сей женит­ся на бере­мен­ной от дру­го­го жен­щине (да, при Ста­лине тако­го бы не пока­за­ли) и поми­рит­ся с отцом, а дед Мат­вей зася­дет за алгеб­ру, чтоб рабо­тать наравне с «соп­ля­ка­ми». Все поми­рят­ся и узна­ют, что в ста­ро­сти хорош опыт, а в моло­до­сти — дер­зость и стрем­ле­ние к жизни.


«Территория» (1978)

Север — место суро­вое, где нет места гни­лым и сла­бым, здесь выжи­вут и добьют­ся сво­е­го толь­ко силь­ные и чест­ные. Здесь все в одной лод­ке и друг за дру­га горой, если надо, прой­дут по мерз­ло­те и сот­ни кило­мет­ров, что­бы спа­сти сво­их. Гео­ло­ги ценой соб­ствен­ной жиз­ни добы­ва­ют золо­то, но не для себя, а для раз­ру­шен­ной вой­ной стра­ны. Да, они не ста­ле­ва­ры и не мон­таж­ни­ки-высот­ни­ки, но сути это не меняет.

«Мно­гие пута­ют рабо­ту гео­ло­га со спор­том, мы меня­ем рабо­ту целых стран», — гово­рит коман­дир. Гео­лог — рабо­чий новой фор­ма­ции, соче­та­ет в себе силу, интел­лект и уме­ние не «брать под козы­рёк», а дости­гать резуль­та­та имен­но уме­ни­ем адап­ти­ро­вать­ся. Глав­ный герой бро­сил вызов при­ро­де и в непро­хо­ди­мых пла­то Чукот­ки нахо­дит золо­то для стра­ны. Золо­то иску­ша­ет, не все твёр­ды и смо­гут выбрать­ся живы­ми из этой дья­воль­ской игры. Толь­ко те, кто выбрал труд­ный путь чест­но­сти — победит.

Поделиться