Чёрный обелиск — We Got Enough

Самые прони­ца­тель­ные совет­ские рок-группы отно­си­лись к инте­ресу со стороны Запада как к авансу, кото­рые они едва ли смогут отра­бо­тать сполна, и зара­нее гото­ви­лись, что окажутся на свалке всемир­ной музы­каль­ной исто­рии. С точки зрения звука такому само­ощу­ще­нию потен­ци­аль­ных отбро­сов лучше всего подхо­дил подвид самой тяжё­лой музыки момента — трэш-метал.

Специ­ально для VATNIKSTAN автор канала «Между The Rolling Stones и Досто­ев­ским» Алек­сандр Морсин расска­зы­вает о самых много­обе­ща­ю­щих рок-билинг­вах «крас­ной волны», замах­нув­шихся на миро­вое господ­ство. Сего­дня — об осно­ва­те­лях москов­ской школы моно­бров­ного трэша «Чёрный обелиск», убеди­тель­нее всех выда­ю­щих себя за русскую Metallica, и их стро­е­вой армей­ской песне «We Got Enough» о жизни со ство­лом уже на граж­данке.


Как это было

К моменту, когда пере­стро­еч­ный совет­ский рок стал востре­бо­ван в Америке и Европе, первый состав «Чёрного обелиска» успел распасться: группа жутко устала от нескон­ча­е­мых гастро­лей, но не меньше — от хрони­че­ского алко­го­лизма фронт­мена Анато­лия Круп­нова. В 1988 году музы­кант распу­стил коллек­тив и ушёл в схожий по смыслу высо­ко­ско­рост­ной метал-проект «Шах», цели­ком вырос­ший, как и сам «Чёрный обелиск», из пары-тройки альбо­мов Metallica и Slayer.

Через два года «Чёрный обелиск» вернулся в обнов­лён­ном составе и сразу в каче­стве хедлай­нера несколь­ких фести­ва­лей. Круп­нов пишет заглав­ную песню для дебют­ного альбома «Стена», группа на пару меся­цев запи­ра­ется в студии и пред­став­ляет пластинку весной 1991 года.

Одна из песен была на англий­ском языке. Гитар­ная тема для «We Got Enough» появи­лась у Круп­нова во время записи второго альбома «Шах», но, судя по всему, была специ­ально припа­сена им для «Обелиска» — и не зря. Клип на песню запе­чат­лел группу такой, какой она всегда хотела выгля­деть на сцене: отвяз­ной, вирту­оз­ной и устра­ша­ю­щей.


Что происходит

«We Got Enough» поды­то­жи­вала армей­ский опыт Круп­нова и его прия­теля, напи­сав­шего боль­шую часть текста, кото­рый ёмко укла­ды­вался в одной фразе — «с нас довольно».

Демо­би­ли­за­ции пред­ше­ство­вало обра­ще­ние к солда­там, слегка видо­из­ме­нён­ное в тексте песни, о жизни после гарни­зона. Навыки сбора и разбора авто­мата со време­нем уйдут, но одно нужно помнить всегда: воору­жив­шись, нечего впадать в гума­низм и рассу­со­ли­вать — пали по врагу что есть мочи.

Нико­гда не вклю­чай голову!
Не важно в какой момент,
Хоть сейчас, хоть потом.
Вместо этого разряди «пушку».

Тучи сгуща­ются в каждой строчке, и под конец песни у лири­че­ского героя не оста­ётся выхода — досчи­тать до трех и превра­тить вымыш­лен­ного против­ника в решето. В припеве Круп­нов озву­чи­вает насущ­ные вопросы служа­щих голо­сом лидера Motorhead: можно ли исполь­зо­вать то или иное оружие, в каких случаях и где предел допу­сти­мого. Ответ звучал так же громо­гласно, как воин­ское привет­ствие в строю: «Мы полу­чили сполна!», то есть опыта, знаний и реши­мо­сти проявить себя в атаке.

Идеаль­ным звуко­вым сопро­вож­де­нием к такому сюжету могла стать лишь пуле­мёт­ная очередь ритм-секции, и патла­тый отряд Круп­нова не дал ни одной осечки: бара­баны крушили всё на своем пути, бас доби­вал послед­них выжив­ших.


Как жить дальше

Мате­риал группы, как и её нескры­ва­е­мая ориен­та­ция на лучшие запад­ные образцы, впечат­лила буду­щего главу MTV Russia Бориса Зоси­мова. «Чёрный обелиск» попал под крыло фирмы Зоси­мова BIZ Enterprises, заня­той в круп­ных между­на­род­ных проек­тах, и был отправ­лен на запись англо­языч­ного альбома «One More Day». Собран­ный в рекорд­ные два дня мате­риал попал в руки амери­кан­ским продю­се­рам, но не произ­вёл фурор — группу не подпи­сал ни один зару­беж­ный лейбл. Недолго думая Круп­нов адап­ти­ро­вал насуп­лен­ные песни под мест­ный рынок и выпу­стил русско­языч­ный альбом «Ещё один день».

Тем не менее Зоси­мова не поки­дали надежды связать группу с зару­беж­ным слуша­те­лем, напри­мер, через ассо­ци­а­ции со звёз­дами альтер­на­тив­ного рока. «Чёрный обелиск» разо­гре­вает Sepultura и Faith No More. К сере­дине 1990-х годов Круп­нов сдаётся и соби­рает все силы для работы над русско­языч­ным мате­ри­а­лом, в том числе в каче­стве участ­ника «Непри­ка­са­е­мых» и сесси­он­ного музы­канта «ДДТ».

С тех пор альбом «Стены» неод­но­кратно пере­из­да­вался, но уже без «We Got Enough». Что, согласно назва­нию, вполне логично и даже правильно: раз хватит, так хватит.


Читайте также «Ночной проспект — Ice»

Поделиться