Десять фильмов с атмосферой 1960-х годов

1960-е годы пода­рили нам фильмы, кото­рые счита­ются клас­си­кой отече­ствен­ного кине­ма­то­графа и любимы зрите­лями и сейчас. В этот период совет­ская лента впер­вые удосто­ится глав­ного приза Вене­ци­ан­ского кино­фе­сти­валя: «Золо­того льва» полу­чило «Иваново детство». Филь­мов стано­вится больше, сцена­рии услож­ня­ются, а повест­во­ва­ние укра­ша­ется слож­ными деко­ра­ци­ями, визу­аль­ными эффек­тами, пого­нями. Смелые задумки режис­сё­ров часто срезали цензоры. Неко­то­рым проек­там везло полу­чить одоб­ре­ние первого секре­таря и выйти в прокат почти без выре­зан­ных сцен. Другие были менее везу­чими: зрители увидели их через 20–30 лет после выхода. VATNIKSTAN собрал фильмы, проник­ну­тые атмо­сфе­рой отте­пели и второй поло­вины 1960-х годов.


«Я шагаю по Москве» (Георгий Данелия, 1963 год)

Первый фильм из нашего списка не нужда­ется в пред­став­ле­нии — это гимн совет­ской столицы, снятый Геор­гием Дане­лией в 1963 году по сцена­рию Генна­дия Шпали­кова. Лири­че­ская коме­дия заро­ди­лась из идеи буднич­ной зари­совки: девушка идёт боси­ком под дождём, разма­хи­вая туфлями, а за ней едет промок­ший вело­си­пе­дист. Ника­ких других сценар­ных заду­мок у Шпали­кова изна­чально не было. Он поде­лился обра­зом с Дане­лией и они начали совмест­ную работу. Шпали­ков писал тексты отдель­ных эпизо­дов, а Дане­лия пере­во­дил их на кино­язык.

В центре повест­во­ва­ния — начи­на­ю­щий писа­тель, монтаж­ник по профес­сии, Володя Ерма­ков. Он приле­тает в Москву и знако­мится с девуш­кой, кото­рая попутно сооб­щает ему, что встре­чает здесь мужа. Позже глав­ный герой знако­мится с метро­стро­ев­ским проход­чи­ком Коль­кой (его роль испол­нил 18-летний Никита Михал­ков). По ходу действия фильма глав­ные герои окажутся втянуты в водо­во­рот житей­ских собы­тий. Это кино, в кото­ром, по словам крити­ков, смысл опре­де­ляет атмо­сфера. Сцена­рий не ведёт зрителя к опре­де­лён­ной мысли, а позво­ляет погру­зиться в прият­ную обста­новку Москвы начала 1960-х годов и насла­диться момен­том.

На роль Кольки изна­чально утвер­дили Вита­лия Соло­мина, но сцена­рист видел этим персо­на­жем Михал­кова. Дане­лия сначала не согла­шался с его канди­да­ту­рой, потому что считал его слиш­ком юным. Шпали­ков настоял, и в итоге Дане­лия согла­сился. Режис­сёр признал, что несмотря на юный возраст, Никита Михал­ков вполне убеди­тельно выгля­дит в роли метро­стро­евца. Позже Михал­ков расска­жет, что это пере­во­пло­ще­ние опре­де­лило его жизнен­ный путь: после съёмок он решил посту­пать в Щукин­ское училище.

Критики приняли фильм прохладно. Их разо­ча­ро­вало, что в ленте отсут­ствуют конфликты и слож­ная драма­тур­гия. Хвалили кино за есте­ствен­ную игру актё­ров и мягкий лиризм. Отдель­ной похвалы удосто­ился опера­тор Вадим Юсов. О нём писали:

«Он приме­нил длин­но­фо­кус­ную оптику, кото­рая, как бы спрес­со­вы­вая глубину простран­ства, делает воздух более плот­ным. Это умение погру­зить действие в свето­воз­душ­ную атмо­сферу стало заво­е­ва­нием кине­ма­то­графа послед­него времени, оно ещё более прибли­зило фактуру изоб­ра­же­ния к эффекту подлин­но­сти. <…> изоб­ра­же­ние на экране пере­ли­ва­лось, свер­кало в лучах солнца. Юсов отра­ба­ты­вал фактуру стекла, воды, дожде­вых капель».

«Я шагаю по Москве» пред­став­ляли на Канн­ском фести­вале 1964 года, а Дане­лия удосто­ился почёт­ного упоми­на­ния жюри в числе моло­дых кине­ма­то­гра­фи­стов.


«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (Элем Климов, 1964 год)

Гимн пионер­ским лаге­рям «Добро пожа­ло­вать, или Посто­рон­ним вход воспре­щён» стал дебю­том режис­сёра Элема Герма­но­вича Климова. Он снял его как диплом­ную работу по сцена­рию Семёна Лунгина (отца режис­сёра Павла Лунгина) и Ильи Нуси­нова.

Ещё во время подго­товки к съём­кам созда­тели столк­ну­лись с цензу­рой. Сотруд­ники Госкино усмот­рели в картине сатиру на хрущёв­скую эпоху и страну в целом. Причём примеры приво­ди­лись преза­бав­ные: цензура посчи­тала, что бабушка на порт­рете (сцена «похо­рон» бабушки Иноч­кина) очень уж похожа на това­рища Хрущёва. Не шли в плюс ленте и насмешки над куку­ру­зой как цари­цей полей. Комис­сия, оцени­ва­ю­щая фильм, молчала даже в самых смеш­ных момен­тах. После показа зазву­чали слова «анти­со­вет­чина» и «анти­хру­щёв­щина». Помогло личное вмеша­тель­ство первого секре­таря — Хрущёву идея фильма очень понра­ви­лась:

«А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат».

Чтобы не расте­рять благо­сло­ве­ние цензо­ров, кино сняли в сжатые сроки — всего за четыре месяца. Звез­дой фильма стал Витя Косых (Костя Иноч­кин). Потом он сыграет Даньку в «Неуло­ви­мых мсти­те­лях». Асси­стенты Климова нашли его в самой обыч­ной школе, где искали актё­ров, кото­рые умеют плавать. Косых плохо прочи­тал басню, плохо прочи­тал стихо­тво­ре­ние, но всё равно понра­вился всей съёмоч­ной группе. Режис­сёр вспо­ми­нал:

«Един­ствен­ный, кто не фаль­ши­вил».


«Мне двадцать лет» или «Застава Ильича» (Марлен Хуциев, 1965 год)

Работу над филь­мом режис­сёр Марлен Хуциев начал в 1959 году, закан­чи­вая «Весну на Зареч­ной улице». В центре повест­во­ва­ния оказы­ва­ется поко­ле­ние, всту­па­ю­щее во взрос­лую жизнь после XX съезда КПСС. Глав­ный герой, Сергей Журав­лёв, поте­рял на войне отца и живёт с мате­рью и сест­рой в комму­наль­ной квар­тире непо­да­лёку от Заставы Ильича (исто­ри­че­ское и совре­мен­ное наиме­но­ва­ние «площадь Рогож­ская застава»).

Фильм подвер­гался жёст­кой цензуре на всех этапах созда­ния, съёмки затя­ну­лись на шесть лет — лента вышла в прокат в урезан­ной версии в 1965 году. Автор­ский вари­ант зрите­лям пред­ста­вят только в 1988 году. Лента отли­ча­ется неор­ди­нар­ными для своего времени реше­ни­ями. Напри­мер, начало фильма — симво­ли­че­ская сцена, где зритель видит трёх крас­но­гвар­дей­цев времён октября 1917 года. Сцена посте­пенно меня­ется и внезапно вместо солдат на экране оказы­ва­ются моло­дые люди, совре­мен­ники зрителя. По ходу действия герой «встре­тится» с погиб­шим отцом и его това­ри­щами.

Хрущёв выска­зался об этом фильме весьма жёстко, чем подпи­сал ему приго­вор:

«Даже наибо­лее поло­жи­тель­ные из персо­на­жей фильма — трое рабо­чих парней — не явля­ются олице­тво­ре­нием нашей заме­ча­тель­ной моло­дёжи. Они пока­заны так, что не знают, как им жить и к чему стре­миться. И это в наше время развёр­ну­того стро­и­тель­ства комму­низма, осве­щён­ное идеями Программы Комму­ни­сти­че­ской партии!».

Полную версию фильма зрители увидят только в 1988 году.


Цикл «Приключения Шурика» (Леонид Гайдай, 1965–1967 гг.)

После успеха своего преды­ду­щего фильма «Дело­вые люди» режис­сёр Леонид Гайдай решил пора­бо­тать по ориги­наль­ному сцена­рию на совре­мен­ную тему. Он выбрал сцена­рий кино­ко­ме­дии под назва­нием «Несе­рьёз­ные исто­рии», напи­сан­ный двумя авто­рами: Яковом Костю­ков­ским и Мори­сом Слобод­ским. Перво­на­чаль­ный вари­ант вклю­чал две новеллы с глав­ным героем студен­том Влади­ком Арько­вым — интел­ли­ген­том-очка­ри­ком, кото­рый попа­дал в различ­ные коми­че­ские ситу­а­ции и с честью из них выхо­дил. Напри­мер, в первой новелле он пере­вос­пи­ты­вал невежду, а во второй устра­и­вался репе­ти­то­ром и гото­вил к поступ­ле­нию в инсти­тут двоеч­ника. Цензоры попро­сили заме­нить «Владика» кем-нибудь другим (чтобы не возни­кало ассо­ци­а­ции с Влади­ми­ром Лени­ным). Так появился леген­дар­ный «Шурик».

На пробах отсмот­рели сотни актё­ров, все они Гайдая не устра­и­вали. В итоге худо­же­ствен­ный совет студии выбрал Вале­рия Носика, но и он режис­сёру не нравился. Проблему решил случай: Гайдай увидел фото­гра­фию моло­дого актёра Алек­сандра Демья­ненко, лично отпра­вился к нему на пере­го­воры в Ленин­град. Актёр потом вспо­ми­нал:

«Я как прочёл сцена­рий „Опера­ции „Ы“, понял, что фильм обре­чён на успех. Ничего подоб­ного в нашем кино тогда не было».

«Опера­ция „Ы“ и другие приклю­че­ния Шурика» стала лиде­ром кино­про­ката в СССР в 1965 году: её посмот­рели 69,6 милли­она зрите­лей. В этом же году на фести­вале корот­ко­мет­раж­ных филь­мов в Кракове новелле «Нава­жде­ние» был присуж­дён глав­ный приз — «Сереб­ря­ный дракон Вавеля».

Фильм состоит из трёх само­сто­я­тель­ных новелл: «Напар­ник», «Нава­жде­ние» и «Опера­ция „Ы“». Все они объеди­нены фигу­рой глав­ного героя — просто­ва­того, но неуны­ва­ю­щего и наход­чи­вого студента Шурика, приклю­че­ния кото­рого продол­жи­лись в фильме «Кавказ­ская плен­ница, или Новые приклю­че­ния Шурика. В «Опера­ции „Ы“» также действует уже знако­мая зрителю троица коми­че­ских анти­ге­роев — Трус, Балбес и Быва­лый. Впер­вые они появи­лись в корот­ко­мет­раж­ных филь­мах Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необыч­ный кросс» и «Само­гон­щики». Многие шутки приду­маны во время съёмок самими актё­рами. Так, Юрий Нику­лин приду­мал знаме­ни­тей­шую сцену, где Шурик «ранит» его героя (Балбеса) рапи­рой, и из его груди течёт «кровь». Сцена со скеле­том, щёлка­ю­щим зубами — тоже импро­ви­за­ция Нику­лина. На роль прораба в одной из новелл пробо­вался Влади­мир Высоц­кий.

Леонид Гайдай:

«Родо­слов­ную филь­мов, кото­рые я снял, выво­дят от корот­ко­мет­ра­жек Мака Сеннета и Бастера Китона, Макса Линдера и Чаплина. Иногда даже упре­кают в подра­жа­нии ранним филь­мам Чаплина. Однако у меня есть утеше­ние. В подоб­ных случаях я каждый раз вспо­ми­наю вундер­кинда из фелье­тона Ильфа и Петрова, кото­рый ужасно беспо­ко­ился о том, чтобы буду­щий фильм не полу­чился как у Чаплина. А ему отве­чали: «Не бойся, маль­чик. Как у Чаплина, не полу­чится».


«Берегись автомобиля» (Эльдар Рязанов, 1966 год)

Лири­че­ская траги­ко­ме­дия «Бере­гись авто­мо­биля» — первая совмест­ная работа Эльдара Ряза­нова и кино­дра­ма­турга Эмиля Брагин­ского. Как вспо­ми­нал впослед­ствии режис­сёр, в основу сюжета легла «бродя­чая легенда» тех лет: исто­рия о чело­веке, кото­рый угонял машины у взяточ­ни­ков, спеку­лян­тов, расхи­ти­те­лей соци­а­ли­сти­че­ской собствен­но­сти и других «нехо­ро­ших» людей, прода­вал их, а деньги пере­во­дил в детские дома:

«Нам хоте­лось сделать добрую, груст­ную коме­дию о хоро­шем чело­веке, кото­рый кажется ненор­маль­ным, но на самом деле он нормаль­нее многих других. Ведь он обра­щает внима­ние на то, мимо чего мы часто прохо­дим равно­душно. Этот чело­век — боль­шой, чисто­сер­деч­ный ребё­нок. Его глаза широко открыты на мир, его реак­ции непо­сред­ственны, слова просто­душны, сдер­жи­ва­ю­щие центры не мешают его искрен­ним поры­вам. Мы дали ему фами­лию Деточ­кин».

Сначала съёмки фильма запре­тили: пред­се­да­тель Госкино опасался, что совет­ские граж­дане станут подра­жать «благо­род­ному бандиту». Ряза­нов и Брагин­ский пере­ра­бо­тали сцена­рий в повесть, кото­рую в 1964 году опуб­ли­ко­вали в журнале «Моло­дая гвар­дия». Благо­же­ла­тель­ные рецен­зии на повесть произ­вели впечат­ле­ние в ЦК, и на съёмки фильма нако­нец было дано «добро».

По свиде­тель­ству Эльдара Ряза­нова, канди­да­тура Инно­кен­тия Смок­ту­нов­ского на роль Деточ­кина возникла ещё в 1962 году: «Но только в таком плане: хорошо бы было…» — в то время Смок­ту­нов­ский снимался в «Гамлете», и на него трудно было рассчи­ты­вать. Тогда на глав­ную роль был утвер­ждён Юрий Нику­лин, на роль его анта­го­ни­ста, следо­ва­теля Максима Подбе­рё­зо­ви­кова — Юрий Яковлев.

Когда же в 1964 году Ряза­нов смог нако­нец присту­пить к съём­кам, Юрий Нику­лин вновь, как в 1962 году, отпра­вился с цирком в длитель­ное зару­беж­ное турне, при этом факти­че­ски отка­зав­шись от пред­ло­жен­ной роли: «У меня ощуще­ние, что я это уже сыграл».

Ряза­нов обра­тился к Смок­ту­нов­скому, — вся съёмоч­ная группа хотела, чтобы Деточ­кина сыграл именно он; но из-за заня­то­сти и уста­ло­сти актёр отка­зался. Ряза­нов пробо­вал на глав­ную роль десятки извест­ных арти­стов: Леонида Быкова, Васи­лия Лано­вого, Миха­ила Держа­вина, Алек­сандра Беляв­ского, Леонида Курав­лёв. О послед­нем Ряза­нов сказала так:

«Он оказался досто­ве­рен, прав­див, симпа­ти­чен, но в нём не хватало стран­но­сти, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов».

В конце концов Ряза­нову удалось угово­рить Смок­ту­нов­ского, чья природ­ная стран­ность дала необ­хо­ди­мый эффект отстра­не­ния харак­тера глав­ного героя.


«Ещё раз про любовь» (Георгий Натансон, 1967 год)

Геор­гий Натан­сон снял худо­же­ствен­ный фильм по пьесе Эдварда Радзин­ского «104 стра­ницы про любовь». Во время съёмок фильма «Стар­шая сестра» Натан­сон позна­ко­мился с Радзин­ским и его мате­рью, кото­рые пред­ло­жили ему экра­ни­зи­ро­вать произ­ве­де­ние начи­на­ю­щего писа­теля. В воспо­ми­на­ниях режис­сёра сохра­ни­лась реплика Радзин­ского:

«— Вы, конечно, видели спек­такль по моей пьесе «104 стра­ницы про любовь»?
— «Нет».
— «Как?! Вся страна смот­рит! У меня масса пред­ло­же­ний экра­ни­зи­ро­вать».

В центре внима­ния — исто­рия любви борт­про­вод­ницы Наташи и учёного-физика Элек­трона Евдо­ки­мова на фоне «отте­пели». Герои очень разные, отно­ше­ния скла­ды­ва­ются трудно: геро­иня откры­тая и эмоци­о­наль­ная, герой — стро­гий и отчуж­дён­ный. Они стали олице­тво­ре­нием акту­аль­ного для 1960-х года нераз­ре­ши­мого спора между «физи­ками» и «лири­ками». Финал исто­рии обес­ку­ра­жи­вал зрите­лей, наде­яв­шихся на счаст­ли­вую концовку.

Редак­ци­он­ная комис­сия Госкино отвер­гала фильм как пошлый и амораль­ный. Съёмки пришлось оста­но­вить. Режис­сёру потре­бо­вался год, чтобы добиться разре­ше­ния продол­жить съёмку. Действие проис­хо­дит в летней Москве, но боль­шин­ство сцен сняли в Сочи: когда работу разре­шили продол­жить, в столице уже выпал снег.


«Три тополя на Плющихе» (Татьяна Лиознова, 1967 год)

Татьяна Лиоз­нова сняла одну из самых извест­ных совет­ских мело­драм — «Три тополя на Плющихе». В основе сюжета исто­рия знаком­ства замуж­ней дере­вен­ской женщины (Татьяна Доро­нина) с москов­ским такси­стом (Олег Ефре­мов). Герои чувствуют стран­ное притя­же­ние друг к другу, а обще­ние застав­ляет их по-новому взгля­нуть на жизнь.

Глав­ная музы­каль­ная тема фильма — компо­зи­ция «Нежность» Алек­сан­дры Пахму­то­вой. По ходу действия она звучит в испол­не­нии Татьяны Доро­ни­ной, а в финаль­ных титрах — Майи Криста­лин­ской. Изна­чально фильм снят чёрно-белым, но в 2011 году вышла коло­ри­зи­ро­ван­ная версия.

В основе ленты — рассказ Алек­сандра Борща­гов­ского «Три тополя на Шаба­ловке». Режис­сёр прин­ци­пи­ально хотела назвать фильм иначе, возможно, чтобы изба­виться от ассо­ци­а­ции с Шабо­лов­кой и теле­ви­де­нием, кото­рые уже проч­ное сфор­ми­ро­ва­лись в 1960-е годы. Автор рассказа вспо­ми­нал:

«Фильм ставила очень талант­ли­вый и силь­ный кино­ре­жис­сёр Татьяна Лиоз­нова. Как все (или почти все) кинош­ники, она хотела оста­вить в фильме как можно меньше от сочи­ни­теля, писа­теля. С удиви­тель­ной настой­чи­во­стью она хотела назвать фильм по-своему. Для меня это ровным счётом не имело ника­кого значе­ния — и Шабо­ловка, и Плющиха — москов­ские уголки. В прин­ципе не будучи слиш­ком покор­ным, тут — я согла­сился: «Пожа­луй­ста, Танечка!». Она была счаст­лива этой мало­стью. А потом это кино стало чем-то, от меня не зави­ся­щим…».

Лента полу­чила первую премию на кино­фе­сти­вале в Мар-дель-Плата в 1969 году и приз Всесо­юз­ного кино­фе­сти­валя в Минске в 1970 году.


«Доживем до понедельника» (Станислав Ростоцкий, 1968 год)

Леген­дар­ная школь­ная драма пока­зы­вает три дня из жизни учите­лей и учени­ков обыч­ной совет­ской школы. Буднич­ные собы­тия стано­вятся фоном для раскры­тия слож­ных взаи­мо­от­но­ше­ний героев, кото­рым прихо­дится выби­рать между собствен­ными прин­ци­пами, жела­ни­ями и требо­ва­ни­ями обще­ства. Ленту нельзя назвать дина­мич­ной, но зрителя она посто­янно держит в напря­же­нии.

Сцена­рий Геор­гий Ростоц­кий напи­сал в каче­стве диплом­ной работы. Он не видел Вяче­слава Тихо­нова в глав­ной роли, потому что считал «слиш­ком краси­вым и благо­по­луч­ным» для своего персо­нажа. Ему хоте­лось найти кого-то более «невзрач­ного» и «с душев­ным надло­мом». Фильм стал лучшим в 1968 году по версии журнала «Совет­ский экран», награж­дён Госу­дар­ствен­ной премией СССР и Глав­ным призом VI Между­на­род­ного кино­фе­сти­валя в Москве.


«Оттепель» (Валерий Тодоровский, 2013 год)

Вале­рий Тодо­ров­ский решил снять сериал о совет­ских кине­ма­то­гра­фи­стах 1960-х годов, когда позна­ко­мился с Меттью Вайне­ром — созда­те­лям сери­ала «Безумцы» (исто­рия об амери­кан­ском реклам­ном агент­стве). Вайнер расска­зал Тодо­ров­скому, что знал много об этой сфере от роди­те­лей, поэтому смог так убеди­тельно пока­зать её на экране. Тодо­ров­ский, вырос­ший в среде кине­ма­то­гра­фи­стов, пере­нял этот подход:

«Один из самых инте­рес­ных вызо­вов для меня в этом фильме заклю­чался в том, что я хотел сделать фильм про слож­ных, проти­во­ре­чи­вых людей. Там нет хоро­ших и плохих. Они все и хоро­шие, и плохие, и заме­ча­тель­ные, и ужас­ные, и лживые, и очень чест­ные, и при этом с прин­ци­пами, но способ­ные на преда­тель­ство. Я хотел сделать фильм про слож­ных людей».

Режис­сёр не ставил задачу добиться доку­мен­таль­ной точно­сти и соот­вет­ствия эпохе. Тем не менее для 12-серий­ного фильма изго­то­вили более сотни костю­мов, часть вещей купили на блоши­ных рынках и в анти­квар­ных мага­зи­нах. Неко­то­рые критики ругали повест­во­ва­ние за несо­от­вет­ствие эпохе, ленту крити­ко­вали за обилие сцен куре­ния и употреб­ле­ния алко­голя. Претен­зий к сцена­рию или режис­сёр­ским реше­ниям почти не встре­ча­лось.


«Фарца» (Александр Цекало, 2015 год)

Ещё один совре­мен­ный фильм об эпохе «отте­пели», снятый в наше время. Собы­тия начи­нают разви­ваться в 1961 году, когда глав­ный герой Костя Герма­нов проиг­ры­ва­ется в карты и оказы­ва­ется должен банди­там круп­ную сумму. Чтобы решить проблему, Костя с друзьями стано­вится фарцов­щи­ком и спеку­лян­том.

«Фарцу» часто срав­ни­вают с преды­ду­щим номе­ром из нашей подборки — сери­а­лом «Отте­пель». Критики чаще выска­зы­ва­ются в пользу ленты Цекало: её хвалят за реали­стич­ность и отсут­ствие «поли­ровки совет­ской действи­тель­но­сти шести­де­ся­тых». Проект оказался весьма успеш­ным — в 2017 году его купил «Netflix». Созда­тель сери­ала, Алек­сандр Цекало проком­мен­ти­ро­вал:

«И всё же я, не скрою, удивился, когда амери­кан­ский онлайн-кино­те­атр «Netflix» купил у нас «Фарцу». Где «Фарца» и где Америка? Но у них таких барье­ров нет. Наша исто­рия — о дружбе парней, спаса­ю­щих друга, к тому же стильно сделан­ная, с амери­кан­ской музы­кой… Они всё поняли и купили».


Читайте также наш мате­риал «Десять отече­ствен­ных филь­мов про курорты»

Поделиться