10 культовых музыкальных фестивалей 1990-х годов

Лето — тради­ци­он­ная фести­валь­ная пора, чуть ли не каждые выход­ные по всей России прохо­дят музы­каль­ные меро­при­я­тия разного масштаба и стили­стики. Ныне музы­каль­ные фести­вали — это обыден­ность, распро­стра­нён­ная форма прове­де­ния досуга, и фести­ва­лей такое много­об­ра­зие, что поклон­ник любого музы­каль­ного жанра найдёт себе меро­при­я­тие по душе. Вместе с тем, фести­вали гран­ди­оз­ного размаха, на несколько сотен тысяч чело­век, на сего­дняш­ний день не прово­дят. 700 тысяч на «Монстрах рока» — это недо­сти­жи­мая цель для нынеш­них промо­у­те­ров.

Совре­мен­ная фести­валь­ная куль­тура заро­ди­лась в самом начале 1990-х годов, когда ещё суще­ство­вал СССР. Рекорд­ный по посе­ща­е­мо­сти музы­каль­ный фести­валь прошёл в 1991 году. В отли­чие от легаль­ных музы­каль­ных меро­при­я­тий преды­ду­щего деся­ти­ле­тия, фести­вали 1990-х годов прохо­дили, разу­ме­ется, без участия комсо­мола и на коммер­че­ской основе, однако среди новых фести­ва­лей были меро­при­я­тия с ярко выра­жен­ными поли­ти­че­скими целями.

Мы соста­вили подборку из 10 наибо­лее важных, запо­ми­на­ю­щихся и пока­за­тель­ных музы­каль­ных фести­ва­лей 1990-х годов — разо­вых или став­ших ежегод­ными, стили­сти­че­ски разно­пла­но­вых, давших суще­ствен­ный импульс в разви­тии массо­вой куль­туры.


Рок против террора @ Дворец спорта «Крылья Советов» в Москве. 6 апреля 1991 года

Хэдлай­неры: «Бригада С», «Ва-Банкъ», «Алиса», «ДДТ», Наути­лус Помпи­лиус»

Глав­ные герои русского рока 1980-х годов собра­лись прояв­лять граж­дан­скую актив­ность, что соот­вет­ство­вало духу времени. Данное меро­при­я­тие было далеко не первым в череде много­чис­лен­ных концер­тов с поли­ти­че­ской повест­кой, но точно стало одним из самых резо­нанс­ных. Фронт­мены попу­ляр­ных москов­ских команд «Ва-Банкъ» и «Бригада С» Алек­сандр Скляр и Гарик Сука­чёв, прогу­ли­вав­ши­еся по Арбату, были беспри­чинно задер­жаны мили­цией и достав­лены в отде­ле­ние, где Сука­чёв якобы был избит. После инци­дента музы­канты решили прове­сти протест­ную акцию в форме сбор­ного концерта, направ­лен­ный против мили­цей­ского произ­вола.

Иници­а­тиву поддер­жали СМИ — газета «Комсо­моль­ская правда» и теле­ком­па­ния «Вид», обес­пе­чив фести­валю полно­цен­ную инфор­ма­ци­он­ную поддержку и придав поли­ти­зи­ро­ван­ный окрас. СМИ высту­пили как полно­цен­ные со-орга­ни­за­торы фести­валя наряду со звуко­за­пи­сы­ва­ю­щей компа­нией «Фили». Решено было назвать меро­при­я­тие «Рок против террора», причём поня­тие террора пони­ма­лось макси­мально широко, оно вклю­чало и запре­ти­тель­ную поли­тику по отно­ше­нию к рок-музыке, и злоупо­треб­ле­ния властью, и различ­ные формы дискри­ми­на­ции. Проци­ти­руем анонс фести­валя:

«Террор прессы, террор мафии, террор масскуль­туры… Преж­ние роман­тики-бомбо­ме­та­тели попали в компа­нию, в кото­рой не поняли бы ровным счётом ничего. Сего­дня уже трудно уста­но­вить, „кто первым начал“. Ясно одно: действие рождает проти­во­дей­ствие, и пока террор — эконо­ми­че­ский, соци­аль­ный, поли­ти­че­ский — оста­ётся сред­ством само­вы­ра­же­ния граж­дан, само­леты будут неуклонно угоняться, бомбы — взры­ваться, пули — свистеть, очереди за колба­сой, где каждый терро­ри­зи­рует каждого, — звереть, а покой — только сниться.

Рок, конечно, не самое силь­ное сред­ство от этого. Но и не самое плохое. Тем более что всё чаще борьба с терро­ром обора­чи­ва­ется тем же терро­риз­мом».

Фести­валь «Рок против террора» длился в тече­ние восьми часов. Собрался весь цвет русского рока. Помимо постра­дав­ших от рук мили­ции и вдох­но­ви­те­лей фести­валя Скляра и Сука­чёва со своими коман­дами, во дворце спорта «Крылья Сове­тов» высту­пали «Наути­лус Помпи­лиус», «Аукцыон», «Авиа», «Чайф», «ДДТ», «Мцыри» и многие другие. В акции прини­мали участия группы из Грузии и Литвы, где в резуль­тате беспо­ряд­ков уже погибли люди. Выру­чен­ные от фести­валя деньги должны были быть пере­даны постра­дав­шим в ходе этих крово­про­ли­тий.

Гарик Сука­чёв и Влади­мир Шахрин на импро­ви­зи­ро­ван­ной пресс-конфе­рен­ции в гримёрке. Фести­валь «Рок против Террора». Москва, Дворец спорта «Крылья Сове­тов», 06 апреля 1991 года

В прове­де­нии меро­при­я­тия не прини­мали участия мили­ци­о­неры, поря­док обес­пе­чи­вала «Ассо­ци­а­ция каска­дё­ров России».

Вот как описы­вает фести­валь Алек­сандр Кушнир в книге про «Наути­лус Помпи­лиус»:

«Фести­валь начался весьма помпезно чуть ли не на Ленин­град­ском вокзале. Прибыв­шую из Питера внуши­тель­ную рок-деле­га­цию встре­чал бравур­ными маршами воен­ный оркестр, недву­смыс­ленно подчер­ки­вая в непро­стых усло­виях локаль­ных проти­во­сто­я­ний един­ство армии и народа. Следу­ю­щим пунк­том акции оказа­лась пресс-конфе­рен­ция, состо­яв­ша­яся в конфе­ренц-зале „Комсо­моль­ской правды“. По свиде­тель­ствам очевид­цев, журна­ли­сты, словно сгово­рив­шись, зада­вали дебильно-поверх­ност­ные вопросы, сквозь кото­рые участ­ники концерта с трудом проби­ра­лись, чтобы сказать что-нибудь по суще­ству. Непо­сред­ственно сам фести­валь состо­ялся через день после пресс-конфе­рен­ции и пред­став­лял собой вось­ми­ча­со­вое шоу, прохо­дя­щее факти­че­ски без пауз перед пере­пол­нен­ным залом Дворца спорта. Одно из усло­вий, выдви­ну­тое адми­ни­стра­цией „Крыльев Сове­тов“, гласило, что концерт должен закон­читься к 23 часам. Соот­вет­ственно, времени на настройку у музы­кан­тов прак­ти­че­ски не было, и в сред­нем каждая группа успе­вала сыграть по 3–4 компо­зи­ции. Правда, и за этот проме­жу­ток времени вполне можно было понять, кто есть кто — благо, за приме­рами для срав­не­ния далеко ходить не прихо­ди­лось».

Видео­за­пись «Рока против террора», в кото­рой выступ­ле­ния арти­стов демон­стри­ро­ва­лись впере­мешку с предельно поли­ти­зи­ро­ван­ными репли­ками посе­ти­те­лей и музы­кан­тов, активно транс­ли­ро­вали спустя полгода, в авгу­сте 1991 года, после неудав­ше­гося путча ГКЧП. Музы­каль­ный фести­валь соот­вет­ство­вал обще­ствен­ной эйфо­рии той эпохи, а русские рокеры утвер­ди­лись в каче­стве насто­я­щих обще­ствен­ных авто­ри­те­тов.


Монстры рока @ Тушинский аэродром в Москве. 28 сентября 1991 года

Хэдлай­неры: AC/DC, Metallica, Pantera

Впер­вые хардро­ко­вый фести­валь Monsters of Rock состо­ялся в 1980 году в Англии. К сере­дине 1980-х годов появи­лось турне Monsters of Rock с обой­мой из самых попу­ляр­ных хардро­ко­вых и метал­ли­че­ских команд, а в 1991 году «Монстры рока» прохо­дили в Централь­ной и Восточ­ной Европе, в основ­ном в бывших стра­нах «восточ­ного блока». Москва изна­чально не была анон­си­ро­вана, и авгу­стов­ский путч не способ­ство­вал прове­де­нию масштаб­ного музы­каль­ного фести­валя, но всё-таки заклю­чи­тель­ный фести­валь прошёл в Москве 28 сентября.

Удиви­тель­ным обра­зом, но фести­валь, кото­рый собрал по разным данным от 700 тысяч до милли­она посе­ти­те­лей и вошёл в книгу рекор­дов Гиннесса как самое масштаб­ное музы­каль­ное собы­тие, гото­вился за 20 дней.

Обсто­я­тель­ства орга­ни­за­ции фести­валя в Москве подробно изло­жены в статье обозре­ва­теля M24.ru Алек­сея Байкова:

«Дела­лось всё в послед­ней момент и по русскому обычаю — на авось. Date 2 Warner Inc (устро­и­тели шоу) уже объявили, что заклю­чи­тель­ное шоу фести­валя состо­ится 24 сентября в Мадриде. Подго­то­вить меро­при­я­тие такого масштаба всего за 20 дней попро­сту нере­ально. У Зоси­мова под рукой не было ни загра­нич­ных контр­аген­тов, ни подши­вок запад­ной музы­каль­ной прессы, ни компью­тера с интер­не­том. Была только бумажка с теле­фо­ном сына прези­дента Warner Bros. Inc Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним гово­рит сума­сшед­ший. „В России рево­лю­ция? И что, из-за этого надо срочно менять график фести­валя? А, спра­ши­ва­ется, как mr Zosimoff плани­рует за столь корот­кий срок орга­ни­зо­вать провоз в СССР полу­тора тонн аппа­ра­туры и более 300 чело­век обслу­жи­ва­ю­щего персо­нала, в основ­ном амери­кан­цев? Нет, это реши­тельно невоз­можно“, — сказал он. Фести­валь спасло лишь то, что сам Зоси­мов в те времена был изряд­ным метал­ли­стом-мело­ма­ном и когда встал вопрос о возмож­ных заме­нах участ­ни­ков, пред­ло­жил пригла­сить к нам Pantera. Продю­се­ром и „откры­ва­те­лем“ техас­ских трэше­ров был как раз Марк Росс. И всё завер­те­лось…

То есть „завер­те­лось“ по плану у них, а в Москве нача­лась формен­ная чехарда с препят­стви­ями. Только что закон­чился авгу­стов­ский путч, между союз­ным и только что утвер­див­шимся в крес­лах россий­ским прави­тель­ством шла „война зако­нов“, никому не было понятно что будет дальше и уж тем более никому не было дело до какого-то коопе­ра­тора Зоси­мова с каким-то фести­ва­лем. Юрий Нику­лин довел пред­се­да­теля BIZ за руку до приём­ной Лужкова, но там оба напо­ро­лись на стену глухого непо­ни­ма­ния: „У вас будет сто калек на концерте, о чём речь…“. Угово­рили. Затем встал вопрос о 300 амери­кан­цах, для кото­рых не было ни виз, ни пригла­ше­ний, словом вообще ничего.

Зоси­мов напе­ча­тал письмо на бланке своего коопе­ра­тива и напра­вил с ним чело­века в аэро­порт: „Умри, но сделай так чтобы пропу­стили“. Где разме­стить? О, как раз только что достро­или гости­ницу Radisson-Slavyanskaya, но офици­ально открыть ещё не успели. Дого­во­ри­лись и с гости­ни­цей. Словно бы сама ситу­а­ция, когда СССР уже почти закон­чился, а Россия ещё толком не нача­лась, создала уникаль­ную „точку неве­ро­ят­но­сти“, в кото­рой на мгно­ве­ние стало возможно всё.

Ещё слож­нее оказа­лось выпол­нить прислан­ный из-за границы райдер. Музы­канты требо­вали обыч­ных для подоб­ного рода меро­при­я­тий жилых трей­ле­ров с быто­выми секци­ями и душе­выми. Тако­вых в СССР просто не было, и вместо них было решено поста­вить пере­обо­ру­до­ван­ные армей­ские палатки. Молотки для сборки сцены выме­няли за водку в ближай­шей воин­ской части. Чтобы обес­пе­чить амери­кан­цев привыч­ным для их желуд­ков пита­нием, были моби­ли­зо­ваны „Чайки“ из гаража Совета Мини­стров, „челноч­ными рейсами“ их гоняли в первый москов­ский „Макдо­нальдс“ на Пушкин­ской».

Весть о музы­каль­ном фести­вале неви­дан­ного размаха с самыми акту­аль­ными звёз­дами неве­ро­ятно модного тогда металла стре­ми­тельно разно­си­лась по всему Совет­скому Союзу. Рокеры, метал­ли­сты, да и моло­дые люди, не принад­ле­жа­щие к субкуль­ту­рам, со всей страны съез­жа­лись в Москву. К тому же вход на концерт был бесплат­ным.

Публика начала соби­раться за день (!) до концерта. Многие прие­хали в Москву на послед­ние сбере­же­ния и ноче­вали прямо на поле аэро­дрома в Тушино. Проци­ти­руем воспо­ми­на­ния ростов­ча­нина Алек­сандра Проску­рина, кото­рому на тот момент было 17 лет, о том, как проис­хо­дила ночёвка перед «Монстрами рока».

«Чем ближе мы подхо­дили к аэро­дрому, тем чаще нам попа­да­лись разного рода типы нефор­маль­ной наруж­но­сти. Мы тормоз­нули одного из них и стали расспра­ши­вать о том, как попасть на поле и что там творится. Он сооб­щил, что в заборе есть пролом, и вот через эту дыру все и ходят на поле и обратно. Еще он сказал, что народу там уже до фига. И действи­тельно когда мы нашли пролом в заборе и пролезли на лётное поле, то увидели толпы народа. Многие сидели неболь­шими груп­пами и выпи­вали, другие сновали туда-сюда…

…В ту ночь да дрова была разо­брана часть забора вокруг летного поля, обло­маны ветви ближай­ших дере­вьев и укра­дены почти все дере­вян­ные ящики продук­то­вых и овощ­ных мага­зи­нов нахо­дя­щихся в округе. Ростов­чане были слиш­ком пьяны и ленивы, что бы ходить за дровами куда-то далеко. Делали все гораздо проще: подхо­дили к какой-нибудь тусовки сади­лись на дере­вян­ный ящик, а потом немного побол­тав уходили к своим прихва­тив с его собой. Таким обра­зом у нас набра­лось доста­точно дров, что бы разве­сти огонь и немного погреться.

…Вскоре я увидел несколь­ких ментов, кото­рые ходили от одной группы воло­са­тых к другой. Когда они добра­лись и до нас, но ничего страш­ного не произо­шло. Они гово­рили всем в полу­по­ве­ли­тель­ной форме о том, что мол парни бухайте, весе­ли­тесь, но что бы ника­ких драк и пота­со­вок».

Посе­ти­тели фести­валя «Монстры рока» в Тушино

Но предо­сте­ре­же­ния мили­ци­о­не­ров были напрасны. Весь следу­ю­щий день проис­хо­дили драки и пота­совки при обиль­ном алко­голь­ном возли­я­нии. По своему размаху они скорее напо­ми­нали боестолк­но­ве­ния (мили­ци­о­не­ров было больше десяти тысяч). Народ­ная молва нарекла фести­валь «Тушин­ским попо­ищем», что неда­леко от истины. Только всмот­ри­тесь в эти кадры:

Адре­на­лин был на пределе. Уровень орга­ни­за­ции чудо­вищ­ный — туале­тов не было. И это на 700 тысяч чело­век. А звук был такой мощно­сти, что по свиде­тель­ству Сергея «Паука» Троиц­кого, у тех за сто метров от сцены было тяжело нахо­диться, кишки выво­ра­чи­вало, напри­мер. Но обсто­я­тель­ства не поме­шали тому, что этот фести­валь был отме­чен многим как лучший концерт 1990-х годов. Лучший рок-концерт должен быть бруталь­ным.

Посе­ти­тель­ница фести­валя «Монстры рока» в Тушино. 1991 год
«Монстры рока» в 1991 году. Тушино. Вид сверху

Лайн-ап состоял сплошь из масти­тых и акту­аль­ных звёзд. Выби­ва­лась из общего ряда лишь группа Black Crows, а совет­ская металл-группа «Э.С.Т.», наобо­рот, не ударила в грязь лицом. Приме­ча­тельно, что группа «Э.С.Т.» во главе с Жаном Сага­де­е­вым была выбрана для участия в фести­вале в резуль­тате голо­со­ва­ния.

Ну а теперь смот­рите видео с этого концерта:


Gagarin party @ Павильон «Космос» на ВДНХ. Москва. 14 декабря 1991 года

1991 год был важней­шим для отече­ствен­ной рейв-куль­туры. Тогда прошли первые масштаб­ные вече­ринки в Казан­типе, а в конце года, 14 декабря, стара­ни­ями петер­бурж­цев состо­я­лось меро­при­я­тие под назва­нием «Гага­рин-пати», собы­тие, от кото­рого можно вести лето­ис­чис­ле­ние россий­ского рейва.

В прин­ципе к 1991 году уже суще­ство­вало несколько посто­ян­ных диско­тек в Москве, но танце­валь­ное движе­ние в Ленин­граде (пере­име­но­ван­ном осенью 1991 года в Санкт-Петер­бург) было на гораздо более высо­ком уровне. В 1990 году в Ленин­граде уже функ­ци­о­ни­ро­вало объеди­не­ние «Танц­пол», кото­рое открыло первый подполь­ный клуб. Неуди­ви­тельно, что орга­ни­за­то­рами «Гага­рин-пати» стали участ­ники «Танц­пола» Олег Цади­ков, братья Андрей и Алек­сей Хаас. Но идея рейва принад­ле­жала моск­ви­чам Ивану Салмак­сову и Евге­нию Бирману, именно они пред­ло­жили команде «Танц­пола» прове­сти вече­ринку. Музы­каль­ный критик Арте­мий Троиц­кий помо­гал пиарить пати. Троиц­кий, тогда руко­во­ди­тель музы­каль­ной редак­ции россий­ского теле­ви­де­ния (РТР), вышел в прямой эфир неза­долго до вече­ринки и позвал зрите­лей в пави­льон ВДНХ, где начи­нался первый масштаб­ный москов­ский рейв.

Пригла­ше­ние на вече­ринку Gagarin-party

Вот что Троиц­кий расска­зы­вал о Gagarin party:

«Надо сказать, что „Гага­рин party“ было меро­при­я­тием эпохаль­ным. Ни одно собы­тие, ни до ни после, не шло с ним в срав­не­ние. Такого ощуще­ния новизны, свободы и шага в новую реаль­ность не было нигде и нико­гда.

Это была совер­шенно новая исто­рия. В то время наша музы­каль­ная обще­ствен­ность плавала в проруби, огра­ни­чен­ной, с одной стороны, русским роком, а, с другой стороны, попсой. Это было либо „ДДТ“, либо Прес­ня­ков и „Ласко­вый май“. Элек­трон­ная музыка была в новинку. Она была равно удалена как от рока, так и от попсы. В музы­каль­ном плане это было ближе к попсе, к тому же „Миражу“. Идео­ло­ги­че­ски это было ближе к альтер­на­тив­ному року. Это виде­лось как совер­шенно новая исто­рия, и исто­рия заме­шен­ная, в первую очередь на гедо­ни­сти­че­ском отно­ше­нии к жизни. То есть рок пози­ци­о­ни­ро­вался как нечто интел­лек­ту­ально-соци­аль­ное, эстрада — как полное чмо, то рэйвы шли как гедо­ни­сти­че­ско-психо­де­ли­че­ская альтер­на­тива року. Психо­де­ли­че­ская сторона была очень важна, поскольку с самого начала это было идео­ло­ги­че­ски завя­зано на экстази».

Афиша Gagarin party

Меро­при­я­тие было сугубо коммер­че­ским. Косми­че­ское назва­ние было приду­мано в связи с тем, что был выде­лен адми­ни­стра­ции именно пави­льон «Космос». Спон­со­ром высту­пила компа­ния, кото­рая зани­ма­лась рыбными постав­ками под назва­нием «Кринта». Они выдали 10 тысяч долла­ров орга­ни­за­то­рам. Из расчё­тов выхо­дило так, что меро­при­я­тие отби­ва­лось в том случае, если бы пришло 500 чело­век. В итоге же «Гага­рин-пати» посе­тили две с поло­ви­ной тысячи гостей, вклю­чая космо­нав­тов Гречко и Леонова, посла Фран­ции и многих других удиви­тель­ных персо­на­жей.

Публика была очень разно­шёрст­ной. Вот как тусовку, собрав­шу­юся на Gagarin party, описы­вает Алек­сей Хаас в своей авто­био­гра­фи­че­ской книге «Корпо­ра­ция счастья. Исто­рия россий­ского рейва»:

«Тоталь­ная реклама вече­ринки, бомбой разо­рвав­ша­яся в столице, вско­лых­нула перво­пре­столь­ную, и на дико­вин­ное меро­при­я­тие пожа­ло­вали полчища разно­об­раз­ных гостей. Здесь были все: моло­дёжь в наря­дах попу­гай­ских расцве­ток, одетые для офиса мужчины, женщины в мехах, подтя­ну­тые полу­спортс­мены, нефор­мально одетые модники и уж совсем сомни­тель­ные мужики в мехо­вых шапках».

Но все оказа­лись очень друже­любно настро­ены.

«Некон­тро­ли­ру­е­мость действия и яркий калей­до­скоп собран­ной в одном месте разно­маст­ной публики побуж­дали гостей весе­литься, кто как умел. Моло­дежь выпля­сы­вала под колон­ками, а бизнес-элита подкреп­ля­лась горя­чи­тель­ными напит­ками. Простран­ства вокруг баров и подступы к ним были пере­гру­жены москов­ской знатью. Женщины в шубах и мужчины в доро­гих костю­мах целыми компа­ниям и сидели за столами и энер­гично выпи­вали. Не имея возмож­но­сти пере­шаг­нуть через пред­став­ле­ние о собствен­ном статусе, они не смогли слиться с действом, смеяться, танце­вать, а потому нашли себе прием­ле­мое заня­тие, чем-то напо­ми­на­ю­щее так люби­мые ими ресто­ран­ные оргии. Гром­кая музыка жестко глушила пафос нуво­ри­шей, моло­дежь бесно­ва­лась, а за всем этим из-под купола с улыб­кой наблю­дал Юрий Гага­рин».

Во время вече­ринки. Фото из архива А.Хааса

В вече­ринке участ­во­вали техно-группа Not Found (один из участ­ни­ков этого проекта вскоре станет извест­ным как диджей Грув), один из старей­ших совет­ских элек­трон­ных коллек­ти­вов «Новые компо­зи­торы», группа «Л.Ю.К.И», париж­ский диджей Жоашен Гарро и целый десант из Риги — диджеи Янис, East Bam, Mr. Tape и McUncle U.

gagarin_party3
Диджей Жоашен Гарро (встре­ча­ется вари­ант напи­са­ния Иоаким Горро) прие­хал на Gagarin-party из Фран­ции. 1991 год. Фото из архива А.Хааса

Вот так это вече­ринка выгля­дела.

Факти­че­ски произо­шло знаком­ство столицы с рейвами. По свиде­тель­ству совре­мен­ни­ков, в Москве тогда не было диско­тек, кото­рые бы прохо­дили до утра. «Гага­рин-пати» оказа­лось очень успеш­ным меро­при­я­тием. Менее чем через полгода прошла вторая вече­ринка. Но самое важное, процесс был запу­щен — элек­трон­ная музыка нашла свою актив­ную ауди­то­рию.


Белые ночи Санкт-Петербурга. 1992–1995

Фести­валь имени Анато­лия Собчака можно было бы напи­сать в кавыч­ках. Меро­при­я­тие прошло прак­ти­че­ски через год после избра­ния Собчака мэром. Устро­и­те­лем «Белых ночей» стал нынеш­ний глава «Русского радио» и фонда «Феде­ра­ция» Влади­мир Кисе­лёв. Состав оргко­ми­тета фести­валя впечат­ляет гораздо больше, нежели лайн-ап фести­валя.

В 90-е фести­валь суще­ство­вал под патро­на­жем мэра города Анато­лия Собчака (пред­се­да­тель оргко­ми­тета фести­валя). Кроме него и Влади­мира Кисе­лёва, в оргко­ми­тет фести­валя входили заме­сти­тель мэра по между­на­род­ным и внеш­не­эко­но­ми­че­ским связям Влади­мир Путин, началь­ник госу­дар­ствен­ной нало­го­вой инспек­ции по Санкт-Петер­бургу Виктор Зубков, заме­сти­тель мэра по финан­со­вым вопро­сам Алек­сей Кудрин (долж­но­сти указаны по распо­ря­же­нию мэра Санкт-Петер­бурга номер 927-р от 23.11.1993) и другие.

Меро­при­я­тие вклю­чало в себя две состав­ные части — непо­сред­ственно концерт­ную часть (высту­пали преиму­ще­ственно звёзды еврод­энса и арт-рока) и конкурс моло­дых музы­кан­тов. Побе­ди­тели «Белых ночей» не гуглятся, но конкурс был между­на­род­ным, побе­ди­тели полу­чали аж 20 тысяч долла­ров. «Белые ночи» прохо­дили на несколь­ких город­ских площад­ках в тече­ние трёх дней. Хэдлай­не­рами фести­валя были такие арти­сты, как Jethro Tull, Asia, Boney M, London Beat, Bad Company, Robert Plant, New Kids on the Block.

Появ­ле­ние фести­валя сопро­вож­да­лось скан­да­лом. Под назва­нием «Белые ночи Санкт-Петер­бурга» с сере­дины 1970-х годов прохо­дил масштаб­ный фести­валь клас­си­че­ской музыки, кото­рый вынуж­ден был сменить назва­ние на «Звёзды белых ночей». Фести­валь клас­си­че­ской музыки прохо­дит до сих пор, в отли­чие от меро­при­я­тия, для кото­рого отжали звуч­ное имя.

«Белые ночи» должны были стать важным свет­ским меро­при­я­тием города. Было анон­си­ро­вано, что почет­ными гостями фести­валя 1993 года станут прин­цесса Монако Каро­лина, пред­ста­ви­тели коро­лев­ских домов Голлан­дии и Англии, министр куль­туры Фран­ции, мэры горо­дов-побра­ти­мов Санкт-Петер­бурга. Участ­ни­ков фести­валя в теле­грамме привет­ство­вал прези­дент России Борис Ельцин. Но все успехи фести­валя пошли прахом, когда Собчак проиг­рал выборы. Без адми­ни­стра­тив­ного ресурса фести­валь не прохо­дил, а глав­ный орга­ни­за­тор «Белых ночей» стал фигу­ран­том крими­наль­ной хроники.

Однако исто­рия фести­валя не закон­чи­лась в 1996 году. Музы­каль­ный фести­валь прохо­дил по случаю важных город­ских дат — в 2003-м в ходе чество­ва­ния 300-летия Санкт-Петер­бурга, а в 2006-м в связи с самми­том «Боль­шой вось­мёрки». В 2011 году была пред­при­нята попытка реани­ми­ро­вать «Белые ночи» в каче­стве ежегод­ного шоу, но после 2014 года меро­при­я­тие не прово­дится.


Русский прорыв @ Дворец спорта «Крылья Советов» в Москве. 27 мая 1994 года

Хэдлай­нер: «Граж­дан­ская оборона»

В улич­ной поли­тике, после расстрела Белого дома, сфор­ми­ро­вался альянс наибо­лее ради­каль­ных поли­ти­че­ских орга­ни­за­ций. В единый фронт входили стали­ни­сты Анпи­лова, нацболы Лимо­нова и откро­вен­ные фаши­сты из РНЕ Барка­шова. Актив­ное участие в деятель­но­сти НБП прини­мал Егор Летов, лидер «Граж­дан­ской обороны», самой боль­шой вели­чины в русском панке. Летов даже был обла­да­те­лем парт­би­лета НБП под номе­ром четыре.

Егор Летов стал лиде­ром и идео­ло­гом «Русского прорыва», предельно поли­ти­зи­ро­ван­ного, даже экстре­мист­ского музы­каль­ного движе­ния. Оно возникло вскоре после расстрела Белого дома как своего рода попытка сопро­тив­ле­ния ельцин­скому режиму. В число групп «Русского прорыва» вошли земляки Летова, сибир­ские команды «Коопе­ра­тив Ништяк», «Родина», «Инструк­ция по выжи­ва­нию». Основ­ные цели движе­ния были пропа­ган­дист­скими. Концерты, где наряду с музы­кан­тами с речами высту­пали подполь­ные поли­тики, были идеаль­ным форма­том для распро­стра­не­ния ради­каль­ных идей. Под эгидой «Русского прорыва» было запла­ни­ро­вано турне по всей России и пост­со­вет­скому простран­ству.

Егор Летов и Эдуард Лимо­нов. 1994 год

Первая акция (меро­при­я­тия назы­ва­лись именно так) «Русского прорыва» должна была состо­яться в декабре 1993 года в ДК им. Горь­кого. Концерт наме­чался гром­ким — это было возвра­ще­ние «Граж­дан­ской обороны» на сцену. Но вместо рок-концерта произо­шло массо­вое побо­ище (как это часто бывало и на менее ради­каль­ных меро­при­я­тиях). Тем не менее Егор Летов несколько песен всё-таки сыграл для тех, кто успел попасть в ДК. Констан­тин Мишин, участ­ник «Соло­мен­ных енотов», «Бреши безопас­но­сти», «Банды четы­рёх», распи­сал подробно, как проис­хо­дили столк­но­ве­ния фана­тов «Граж­дан­ской обороны» и ОМОНа.

«Граж­дан­ская оборона» высту­пила в Москве только через полгода, 27 мая 1994 года. К этому моменту группа уже отка­тала свою программу. Акции «Русского прорыва» прошли в Тюмени, Киеве, Луган­ске, Ростове-на-Дону.

Панков, комму­ни­стов, нацбо­лов должен был вместить, как и на фести­вале «Рок против террора», дворец спорта «Крылья Сове­тов», домаш­няя арена одно­имён­ного хоккей­ного клуба. К меро­при­я­тию гото­ви­лись и поклон­ники Летова, и нацболы, и, конечно же, ОМОН, памя­туя о беспо­ряд­ках. Однако первая акция «Русского прорыва» в Москве состо­я­лась, хоть Летов и отыг­рал несколько песен.

Концерт спустя два часа после заяв­лен­ного старта откры­вала группа Олега «Мана­гера» Суда­кова «Родина». Мана­гер был давним едино­мыш­лен­ни­ком Егора Летова, участ­во­вал в совмест­ных с Лето­вым проек­тах «Комму­низм», «Цыга­нята с Ильича» и даже какое-то время играл в «Граж­дан­ской обороне». «Родина» была своего рода супер­груп­пой, состав­лен­ной из участ­ни­ков «Граж­дан­ской обороны» и «Инструк­ции по выжи­ва­нию» неза­долго до начала турне. Выступ­ле­ние «Родины» было смазан­ным. По свиде­тель­ству очевид­цев, звук был ужас­ным, так что нельзя было расслы­шать ни слово.

Следу­ю­щими высту­пала «Инструк­ция по выжи­ва­нию», во главе с хариз­ма­ти­ком Рома­ном Неумо­е­вым. В своё время «Граж­дан­ская оборона» запи­сала целый альбом, в кото­ром они пере­пе­вали песни «Инструк­ции по выжи­ва­нию». «Инструк­ция по выжи­ва­нию» была макси­мально воин­ствен­ной груп­пой, вопло­щав­шей дух панка. По попу­ляр­но­сти какое-то время они даже могли поспо­рить с «Граж­дан­ской оборо­ной». Коллек­тив любили и очень тепло приняли. Концерт с Неумо­е­вым в арафатке в «Крыльях Сове­тов» стал одним из самых извест­ных выступ­ле­ний «Инструк­ции». Смот­рите сами.

Нако­нец «Граж­дан­ская оборона». Выступ­ле­ние на следу­ю­щий день пока­жут по теле­ви­де­нию вместе с резо­нанс­ным интер­вью Летова. После этого Летов факти­че­ски будет заба­нен на теле­ви­де­нии до самой смерти. Концерт­ная программа состо­яла из старых панков­ских хитов и новой предельно патри­о­ти­че­ской программы. В «Крыльях» была испол­нена песня-лозунг про «встаёт с колен моя Родина, моя совет­ская Родина». Летов спел и старый совет­ский идео­ло­ги­че­ский хит «Ленин такой моло­дой и юный октябрь впереди».

«Русский прорыв» поклон­ни­кам был воспри­нят неод­но­значно. Особенно раздра­жали поли­тики, вещав­шие на концерте. Вот что писала одна из летов­ских фана­ток:

«После „Инструк­ции“ вышел Эдуард Лимо­нов, а затем Дугин — люди, объеди­нен­ные одной идеей „наци­о­наль­ного спасе­ния“, люди, благо­даря кото­рым был устроен этот концерт. Когда Лимо­нов и Дугин начали гово­рить о том, что идет прямо­ли­ней­ное уничто­же­ние русской нации, то все эти слова были подняты на смех, а потом посланы на три буквы исклю­чи­тель­ным боль­шин­ством зала».

А обозре­ва­тель­ница «Москов­ского комсо­мольца» вовсе была разо­ча­ро­вана:

«С Лето­вым рядом дядька упитан­ный, видать, из новых, партий­цев. Слово предо­став­ля­ется идео­логу наци­о­нал-боль­ше­визма това­рищу Дугину. Я чуть не поперх­ну­лась: рок-концерт это или агита­ция за бывшую власть? Всё в лучших тради­циях комсо­моль­ских съез­дов и парт­кон­фе­рен­ций! Ай да панки, ай да клоуны! Ай да анар­хи­сты-наци­о­на­ли­сты-комму­ни­сты! Морри­сон, с кото­рым любят срав­ни­вать Летова сбрен­див­шие от собствен­ных знаний интел­лек­ту­алы, вроде не высту­пал от имени наци­о­нал боль­ше­визма и вообще какой-либо партии. Просто нади­рался, как свинья, или упыхи­вался, как ежик, и выда­вал на всю катушку Музыку напо­по­лам с офиги­тель­ной сексу­аль­но­стью какой же рок-н-ролл без секса?! Теперь я знаю какой: Летов­ский…»

До конца года прой­дут ещё 11 акций «Русского прорыва», вклю­чая «Русский прорыв в Ленин­граде», кото­рый будет выпу­щен на dvd. Через полторы недели после москов­ского концерта движе­ние поки­нет Роман Неумоев. В 1995 году концер­тов «Русского прорыва» уже не будет, а Егор Летов будет посте­пенно отхо­дить от НБП. Тем не менее «Русский прорыв» стал вехой, важным контр­куль­тур­ным явле­нием.


Максидром @ СК «Олимпийский». 13 мая 1995 года

Хэдлай­неры: «Агата Кристи», «Ногу Свело», «СерьГа», «Чайф»

Радио «Макси­мум» появи­лось в конце 1991 года. Термин роко­попс, став­ший обще­упо­тре­би­мым в конце 1990-х годов, как нельзя лучше описы­вал формат радио­стан­ции: пере­до­вые новинки рок и поп-музыки, всё самое акту­аль­ное, но без углуб­ле­ния, по верхам. Радио­стан­ция преиму­ще­ственно крутила запад­ную музыку, но хватало и отече­ствен­ных испол­ни­те­лей – наиме­нее консер­ва­тив­ных пред­ста­ви­те­лей «русского рока» того времени. Но россий­ские фаво­риты «Радио Макси­мум», вроде Земфиры и группы «Мумий Тролль», ещё только проби­вали себе дорогу на верхушку шоу-бизнеса.

Фести­валь «Максид­ром» появился как совмест­ное начи­на­ние программ­ного дирек­тора радио­стан­ции Миха­ила Козы­рева, в буду­щем глав­ного цензора «русского рока», и киев­ских промо­у­те­ров из компа­нии Rise Music Влади­мира Месхи и Леонида Ланды. Причем иници­а­тива принад­ле­жала киев­ля­нам, именно они пред­ло­жили концеп­цию фести­валя Козы­реву. Меро­при­я­тие пафосно обозна­чили как «русский Вудсток», на кото­ром должны высту­пать исклю­чи­тельно группы рок-н-ролль­ного формата. «Максид­рому» пред­ше­ство­вала серия вече­ри­нок, прохо­див­ших осенью 1994 года, то есть публика была подго­тов­лена к масштаб­ному фести­валю.

«Максид­ром» прошёл в спорт­ком­плексе «Олим­пий­ский», кото­рый только стано­вился приста­ни­щем музы­каль­ных шоу. С местом прове­де­ния возникли труд­но­сти. В «Олим­пий­ском отсут­ство­вал танце­валь­ный партер. И вот почему.

«Дело в том, что за год до описы­ва­е­мых собы­тий, во время выступ­ле­ния Сабрины возбуж­ден­ные увиден­ным зрели­щем мужики лома­нули с трибун в партер, пере­ло­мав по пути кучи чужих костей. „На фиг надо?“ — трезво рассу­дили в „Олим­пий­ском“ и с той поры все пляски в партере были искус­ствен­ным обра­зом замо­ро­жены. Перед сценой теперь стояли строй­ные ряды пласти­ко­вых кресел. Рок пред­по­ла­га­лось слушать именно в таком виде. Шаг влево, шаг вправо воспри­ни­ма­лись чуткой охра­ной, как побег».

Непри­спо­соб­лен­ность «Олим­пий­ского» к рок-шоу было не един­ствен­ной пробле­мой орга­ни­за­то­ров фести­валя. За сутки до концерта выяс­ни­лось, что заяв­лен­ные хэдлай­неры, герои русского рока «Наути­лус Помпи­лиус» просто не прие­хали. То ли потому что не хотели высту­пать бесплатно (все арти­сты высту­пали без гоно­рара), то ли потому что за «Наути­лу­сом» стояли люди из другой радио­стан­ции. Другой ощути­мой пробле­мой оказался раскол в группе «Браво» нака­нуне фести­валя. Вале­рий Сюткин поки­нул москов­ский коллек­тив. Орга­ни­за­торы пыта­лись спасти поло­же­ния, пригла­сив бывшую вока­листку «Брава» Жанну Агуза­рову высту­пить под живой акком­па­не­мент своих бывших коллег по теле­фону (!). Разу­ме­ется, из этой затеи по протос­кайп-концерту ничего не вышло. В итоге Евге­ний Хавтан дебю­ти­ро­вал как вока­лист.

В целом премьера «Максид­рома» прошла успешно. Здорово отыг­рали и начи­нав­ший фести­валь «Ва-Банкъ», и сверд­лов­ские хэдлай­неры «Агата Кристи», и ультра­мод­ная на тот момент группа «Ногу Свело!». А Олег Несте­ров описал «Максид­ром» так:

«Я ходил за кули­сами и гово­рил всем, что все это сродни выстрелу одиоз­ного крей­сера, „Максид­ром“ шарах­нул так, что нача­лось очень многое. Было впечат­ле­ние, что от тебя скры­вают твою публику и вот, нако­нец, ты с ней встре­тился и вдох­нул 20 гигант­ских глот­ков кисло­рода, кото­рых тебе должно хватить на несколько лет вперед…»

Фести­валь полу­чил премию «Овация» как «как лучшее музы­каль­ное собы­тие 1995 года». Так один из самых извест­ных фести­ва­лей начал свою исто­рию. Однако она продол­жи­лась не на следу­ю­щий год, а в 1997 году. В 1996 году арти­сты из обоймы «Максид­рома» коле­сили по России, агити­руя за Ельцина в рамках турне «Голо­суй или проиг­ра­ешь». Но это уже совсем другая исто­рия.


Наполним небо добротой @ Стадион «Петровский», Санкт-Петербург. 23 июня 1996 года

Хэдлай­неры: «ДДТ», «Алиса», «Ва-Банкъ», «Сплин», Tequilajazzz

Особый ленин­град­ский рок видо­из­ме­нился. Первая поло­вина 1990-х годов прошла под знаком клуба «Тамтам» — появился даже термин «клуб­ная группа», а под клубом имелся в виду именно «Тамтам». «Тамтам» закрылся, а моло­дые команды разбре­лись по другим заве­де­ниям. Но сфор­ми­ро­ва­лась полно­цен­ная новая рок-сцена, это было невоз­можно не заме­тить.

Юрий Шевчук, лидер «ДДТ», осед­лал эту волну моло­дых коллек­ти­вов и орга­ни­зо­вал боль­шой оупен-эйр «Напол­ним небо добро­той», кото­рый прошёл на стади­оне «Петров­ский». Идея заклю­ча­лась в том, что старые герои русского рока пере­да­вали эста­фет­ную палочку моло­дым коллек­ти­вам. Вете­раны играли длин­ные сеты и пред­став­ляли моло­дые коллек­тивы. Скажем, «Алиса», начи­нав­шая фести­валь, пред­ста­вила моло­дые питер­ские коллек­тивы НЭП и «Сплин».

Билет на фести­валь «Напол­ним небо тепло­той»

Масштаб был гран­ди­оз­ный. Собра­лись в основ­ном, конечно, группы из Санкт-Петер­бурга, но были гости из Москвы, Сева­сто­поля, Петро­за­вод­ска. Всего на «Напол­ним небо добро­той» высту­пили трид­цать два коллек­тива. Зрите­лей было 35 тысяч. Музыка была разно­пла­но­вой — высту­пали группы, испол­няв­шие пост-панк, русский рок, гранж, реггей, фолк, хард­кор. Но строго соблю­да­лось един­ствен­ное требо­ва­ние: группы должны были петь на русском языке. Это обяза­тель­ное усло­вие повли­яло на исто­рию, как мини­мум, одного коллек­тива. Гран­жеры Military Jane для того, чтобы попасть на фести­валь, запи­сали несколько песен на русском языке, а затем и вовсе поме­няли вывеску, назвав­шись «Пилот».

Фести­валь стал отлич­ной стар­то­вой площад­кой для множе­ства коллек­ти­вов, кото­рые стали насто­я­щими звёз­дами рока и альтер­на­тивы. Помимо упомя­ну­тых, «Пилота» и «Сплина», на фести­вале высту­пали «Кирпичи», Tequilajazzz, «Джан Ку», «Машнин­бэнд» и «Маркш­най­дер кунст». Ну и, разу­ме­ется, это был дебют перед боль­шой ауди­то­рией «Короля и шута». Но и канув­шие в лету группы заслу­жи­вают внима­ние не мень­ший инте­рес.

«Напол­ним небо добро­той» пока­зы­вали по теле­ви­де­нию, по питер­скому «Пятому каналу». У каждой группы было по одной песне и одному коммен­та­рию Запись концерта была разде­лена на три части, но их скле­или в одно видео, кото­рое вы можете посмот­реть.

Фести­валь не стал ежегод­ным. Под назва­нием «Напол­ним небо тепло» в 2012 году прохо­дил благо­тво­ри­тель­ный фести­валь. Однако по моти­вам этого оупен-эйра появился фести­валь «Окна открой», одно из самых замет­ных музы­каль­ных собы­тий Питера.


Учитесь плавать. Урок второй @ ДК им. Горбунова. 3–4 июля 1996 года

Хэдлай­неры: Rage Against the Machine, Tequilajazzz, «Ва-Банкъ»

«Учитесь плавать» — это, в первую очередь, программа, выхо­див­шая на радио «Макси­мум» с 1991 года. Вока­лист «Ва-Банка» Алек­сандр — с непре­мен­ной первой буквой отче­ства Ф (Фелик­со­вич) — Скляр знако­мил публику с новин­ками акту­аль­ной тяже­лом музыки со всего мира. Программа была за рамками утвер­див­ше­гося формата радио­стан­ции и обросла отдель­ным сооб­ще­ством поклон­ни­ков. Гранж, разно­об­раз­ные коры, металл, речи­та­тив под тяже­лые аран­жи­ровки — в общем, всё то, что со време­нем полу­чило наиме­но­ва­ние альтер­на­тива, выросло и офор­ми­лось благо­даря «Учитесь плавать». Наиме­но­ва­ние «Учитесь плавать» заим­ство­вано из стихо­тво­ре­ния эзоте­ри­че­ского поэта Евге­ния Голо­вина, кото­рое превра­ти­лось в заглав­ную песню альбома шумов­ской группы «Центр».

Программа иници­и­ро­вала ряд клуб­ных концер­тов и даже приво­зов. Меро­при­я­тия прохо­дили под маркой движе­ния «Учитесь плавать». Движе­ние обла­дало опре­де­лён­ным набо­ром идео­ло­ги­че­ских посту­ла­тов, кото­рое напо­ми­нало свод правил амери­кан­ских хард­кор­щи­ков, — здоро­вый образ жизни, актив­ная граж­дан­ская пози­ция, анти­фа­шизм. Неуди­ви­тельно, что первым значи­мым арти­стом, кото­рого удалось привезти в Россию под знамё­нами «Учитесь плавать», стал Генри Роллинз, став­ший иконой хард­кора в составе Black Flag. Генри Роллинз со своей новой груп­пой Rollins Band отыг­рал в Москве в 1994 году. Тогда уже появи­лась задумка сделать фести­валь альтер­на­тив­ной музыки в Москве.

Первый фести­валь (или как назы­вали участ­ники движе­ния — урок) прошёл в конце ноября 1995 года. Меро­при­я­тие прошло в ДК им. Горбу­нова с обой­мой из I.F.K., «Ва-Банка» и Tequilajazzz, груп­пами, кото­рые впослед­ствии станут локо­мо­ти­вами движе­ния. Отыг­рал и куль­то­вый петер­бург­ский коллек­тив, завсе­гда­таи «Тама­тама» «Химера». Второй фести­валь прошёл спустя всего лишь полгода, 2 июля 1996 года в Санкт-Петер­бурге, 3 и 4 июля 1996 года в Москве, в ДК Горбу­нова. Второй урок «Учитесь плавать» стал всерос­сий­ским и орга­ни­за­то­ром удалось пригла­сить действи­тельно звёзд­ного хэдлай­нера, амери­кан­ских рэпкор­щи­ков Rage Against the Machine. Амери­канцы считали себя комму­ни­стами, вока­лист (ну или эмси) Зак де ла Роча зачи­ты­вал агрес­сив­ные лево­ра­ди­каль­ные памфлеты с крити­кой обще­ства потреб­ле­ния под тяже­лые риффы Тома Морелло, кото­рого признают одним из лучших гита­ри­стов 1990 годов. Впер­вые попу­ляр­ные пере­до­вые, но при этом далё­кие от мейн­стрима арти­сты высту­пали на «Горбушке».

Музы­канты были на пике формы. Они обка­ты­вали свой хито­вый второй альбом Evil Empire (это они так назы­вали Соеди­нён­ные Штаты Америки) и, разу­ме­ется, не отка­за­лись от возмож­но­сти сыграть в Москве и Санкт-Петер­бурге. У Rage Against the Machine были весьма необыч­ные требо­ва­ния к орга­ни­за­то­рам. Музы­канты высту­пали на сцене в полу­тьме, так чтобы не было видно их лиц — участ­ники коллек­тива хотели сохра­нить инког­нито и спокойно прогу­ляться по Москве.

Концерт прохо­дил после пере­из­бра­ния Ельцина прези­ден­том, кото­рый во втором туре побе­дил комму­ни­ста Зюга­нова. Исто­ри­че­ское собы­тие прохо­дило фоном. Музы­канты навер­няка были в курсе. Но вряд ли кто-то из голо­со­вав­ших за Зюга­нова пришёл на концерт (вряд ли посе­ти­тели «Учитесь плавать» вообще ходили голо­со­вать). Журна­лист Анзор Канку­лов в своём репор­таже с фести­валя под назва­нием «Бунтари на параде» (журнал «ОМ» от октября–ноября 1996 года) описы­вал публику и атмо­сферу концерта так:

«Прибли­же­ние празд­ника чувство­ва­лось изда­лека. Уже в метро легко было узнать группы „плов­цов“ по униформе (шорты, чёрные майки, кеды/ботинки и голова под машинку) и серьёзно-возбуж­дён­ному виду. По дороге к „Горбушке“ боль­шин­ство свора­чи­вало к длин­ным очере­дям у ларь­ков и, запра­вив­шись пивком, двигало дальше. К семи на площади перед ДК собра­лось внуши­тель­ное коли­че­ство тату­и­ро­ван­ной, проко­ло­той, тату­и­ро­ван­ной, кожа­ной и просто моло­дёжи, среди кото­рой мель­кали извест­ные лица — от Хавтана до Кинчева. Посте­пенно народ втяги­вался внутрь и тут же снова вста­вал в очередь за пивом к буфету, уже в пласт­мас­со­вых стака­нах, дабы, видимо, неко­то­рые смогли избе­жать очевид­ного соблазна дать соседу бутыл­кой по голове».

Концерт оказался гром­ким во всех смыс­лах. Анзон Кану­лов утвер­ждал, что для срав­не­ния с выступ­ле­нием Rage Against the Machine «подхо­дит, напри­мер, тайфун: вихрь дикой энер­гии выво­ра­чи­вает наизнанку, сносит крышу и всё такое». Выступ­ле­ние Rage Against the Machine в Москве можно посмот­реть.

Фести­валь «Учитесь плавать» просу­ще­ство­вал с пере­ры­вом на кризис­ный 1998 год до 2000 года. Также в 1998 году программа «Учитесь плавать» прекра­тила выхо­дить на радио «Макси­мум» (она возро­ди­лась на радио «Стан­ция 106,8» через год и просу­ще­ство­вала на радио­стан­ции до 2001 года). Действи­тельно боль­ших хэдлай­не­ров у фести­ва­лей больше не было. Зато само движе­ние «привезло» огром­ное число влия­тель­ных запад­ных альтер­на­тив­ных групп — Biohazard, Smashing Pumkins, Sepultura, Soulfly.

«Уроки» альтер­на­тив­ной музыки прохо­дили не только в столи­цах. В 1997 году орга­ни­за­торы «Учитесь плавать» провели выезд­ные меро­при­я­тия движе­ния — «Фести­валь трёх морей», кото­рый прохо­дил в Сочи, на эстон­ском пляже Валге­ранд и на Казан­типе. То есть у движе­ния был даже между­на­род­ной харак­тер.

В 2010 году радио­про­грамму «Учитесь плавать» пыта­лись возоб­но­вить на «Макси­муме» с веду­щими сыном Алек­сандра Ф. Скляра, Петром и Чачи Иванова из «Наива», но вышло всего семь выпус­ков.


День рождения MTV @ Васильевский спуск. Москва. 14 августа 1999 года

Хэдлай­неры: Red Hot Chili Peppers, I.F.K., Zdob Si Zdub

Сложно пере­оце­нить значе­ние MTV в форми­ро­ва­нии моло­дёж­ной куль­туры в пред­ше­ству­ю­щую появ­ле­нию массо­вого скорост­ного интер­нета эпоху. Это был канал-тренд­сет­тер, опре­де­ляв­ший что будет слушать и смот­реть возраст­ная группа с 12 до 35 лет. Полно­цен­ное веща­ние MTV в России нача­лось в 1998 году с музы­каль­ного видео «Влади­во­сток 2000» группы «Мумий Тролль». Клипы, веду­щие, разго­ва­ри­ва­ю­щие на одном языке с ауди­то­рией, и программы необыч­ных форма­тов принесли каналу заслу­жен­ную попу­ляр­ность.

Первый день рожде­ния MTV решено было празд­но­вать с огром­ным разма­хом. Это была своего рода демон­стра­ция влия­ния теле­ка­нала. Празд­ник MTV стал гран­ди­оз­ным оупен-эйром. Место прове­де­ния — Васи­льев­ский спуск, самое сердце Москвы. Хэдлай­нер — супер­звёзды Red Hot Chili Peppers, впер­вые прие­хав­шие в Россию. Вход был бесплат­ным.

Кали­фор­ний­ских перцев, кото­рые на тот момент были, пожа­луй, самой попу­ляр­ной рок-груп­пой, разо­гре­вали весьма приме­ча­тель­ные коллек­тивы. Первыми на сцену вышли I.F.K., любим­чики MTV, и одна из самых мощных концерт­ных команд Москвы. Басист I.F.K. встре­чался с веду­щей MTV Туттой Ларсен. Другая группа в лайнапе — молда­ване Zdob Si Zdub. Они запи­сали для «Кино­проб» свой глав­ный хит, пере­певку компо­зи­ции «Кино» «Видели ночь» и активно гастро­ли­ро­вали. Неожи­дан­ным обра­зом среди моло­дых и акту­аль­ных отме­ти­лась и группа «Парк Горь­кого».

Тутта Ларсен, одна из веду­щих MTV, кото­рая неза­долго до концерта провела эфир с перцами, расска­зы­вала про участ­ни­ков Red Hot Chili Peppers:

«Энтони Кидис оказался не очень общи­тель­ным парнем, Джон Фрушанте вообще заперся в номере отеля и почти не выхо­дил оттуда, зато Фли и бара­бан­щик группы оказа­лись отлич­ными ребя­там. Фли просто потряс всех своей эруди­цией. Напри­мер, он заявил, что обяза­тельно должен посе­тить Елохов­ский собор и дом Булга­кова. (Причём зага­жен­ный подъ­езд Булга­ков­ского дома ему понра­вился даже больше, чем экскур­сия в собор.)»

Именно Фли и начал концерт, спев на чистей­шем русском языке первые куплеты «Пусть всегда будет солнце». Затем стар­то­вал макси­мально броне­бой­ный, но корот­кий, соро­ка­ми­нут­ный концерт. Впро­чем, были претен­зии по поводу звука. Но можете сами оценить выступ­ле­ние «перцев». Как по мне, то хиты Red Hot Chili Peppers на фоне собора Васи­лия Блажен­ного смот­рятся весьма эффектно.

День рожде­ния MTV, кото­рый посе­тили 200 тысяч зрите­лей, оказался самым масштаб­ным меро­при­я­тием, орга­ни­зо­ван­ным теле­ка­на­лом. Пик попу­ляр­но­сти MTV продол­жится ещё несколько лет. Но в 2002 году многие веду­щие из «золо­того состава» виджеев MTV поки­нут канал. На основ­ном MTV станет гораздо меньше музыки. А в 2013 году MTV вовсе закро­ется, но через полгода будет пере­за­пу­щено уже как малень­кий кабель­ный канал.


Rap Music @ Москва. 12 декабря 1999 года

Rap Music не первый хип-хоп фести­валь, появив­шейся в России, но самый влия­тель­ный. Устро­и­те­лем фести­валя был леген­дар­ный Влад Валов, извест­ный как ШеFF, эмси первой попу­ляр­ной хип-хоп группы Bad Balance, дебю­ти­ро­вав­шей ещё в 1989 году. Rap Music пред­став­лял собой конкурс тради­ци­он­ного формата — побе­ди­те­лей выби­рало жюри, руко­вод­ству­ясь своим вкусом. Любо­пытно, что первыми побе­ди­те­лями Rap Music стала не раз упоми­на­е­мая в этом мате­ри­але группа — москов­ские альтер­на­тив­щики I.F.K. Произо­шло это в 1994 году. Затем побе­ди­те­лями были арти­сты, кото­рые до сих пор помнят люби­тели олдскула, вроде White Hot Ice или DA 108. Особ­ня­ком стало меро­при­я­тие 1999 года.

1999 год был важным для исто­рии отече­ствен­ного хип-хопа. Дерз­кий дебю­тант белый рэпер Эминем стре­ми­тельно превра­тился в глав­ного арти­ста жанра (как со време­нем выяс­нится, и в одного из важней­ших арти­стов поко­ле­ния) и попал в горя­чую рота­цию русско­языч­ного MTV. Выхо­дец из Bad Balance Михей запи­сал нети­пич­ный почти реггей-хит «Сука-любовь», обес­смер­тив­ший арти­ста. Ну и конечно, появи­лись клипы Децла, юноши с дредами и забав­ными речи­та­ти­вами из мира подрост­ков. Децл был проти­во­ре­чи­вым арти­стом: сразу же среди тиней­дже­ров появи­лось множе­ство его горя­чих поклон­ни­ков и ярых нена­вист­ни­ков. Но факт оста­вался фактом: хип-хоп наби­рал всё боль­шую попу­ляр­ность — и как субкуль­тура, и как музы­каль­ный жанр.

В рэпе тогда главен­ство­вала мода на клас­си­че­ский амери­ка­ни­зи­ро­ван­ный хип-хоп — олдскуль­ный бит, преуве­ли­ченно ганг­стер­ские байки и широ­кие штаны. Тогда все рэперы «косили под негров». Rap Music 1999 года пока­зал, что есть совер­шенно другие испол­ни­тели.

В Rap Music участ­во­вали десять команд, это было в прави­лах конкурса, однако на тот момент устро­и­тели фести­валя Hip Hop Info полу­чили рекорд­ное коли­че­ство заявок – их число пере­ва­лило за сотню. Это огром­ная цифра для того времени. Состав участ­ни­ков оказался силь­ней­шим для фести­валя. На Rap Music перед столич­ной публи­кой впер­вые высту­пили в буду­щем одни из звёзд хип-хопа и даже на какой-то момент глав­ная рэп-группа России «Каста». Ростов­чане на рэпе­ров были похожи отда­ленно, скорее их образ напо­ми­нал о типич­ных гопни­ков, харак­тер­ных для всей восточ­ной Европы. Именно они полу­чили Гран-при фести­валя. Были отме­чены и другие замет­ные рэп-коллек­тивы — «Бланж» и «Невский бит», кото­рые люби­тели старого хип-хопа должны помнить. А вот «Много­то­чие», группа, долгое время олице­тво­ряв­шая рэп для тех, кто не слушает, оста­лись без призов.

Фирмен­ная футболка Rap Music с переч­нем всех участ­ни­ков конкурса

Видео­за­писи с выступ­ле­ний с самого фести­валя не сохра­ни­лось. Но зато есть тщательно собран­ный архив на сайте UGW.ru. Это жере­бьёвка, интер­вью участ­ни­ков, арбит­ров конкурса и самого Влада Валова.

Rap Music прово­дится как ежегод­ный фести­валь. Однако влия­ние Rap Music умень­ши­лось. Это теперь не глав­ное собы­тие хип-хопа, а скорее, тусовка люби­те­лей олдскуль­ного рэпа. Вместе с тем, хип-хоп уже давно удер­жи­вает пози­ции глав­ного музы­каль­ного жанра России среди моло­дёжи. Мода на стили меня­ется, а жанр оста­ётся преж­ним.

Поделиться