10 боевиков 1990-х

В исто­рии русского кино напрочь забы­той оста­ётся тема отече­ствен­ного боевика девя­но­стых. Эпоха пере­лом­ная, эпоха нищая. Поэтому фильмы того времени смот­рятся с пони­ма­нием и наив­ной верой в лучшее буду­щее. Русский боевик девя­но­стых не может быть не артха­ус­ным. Таким его сделала эконо­мия на бюдже­тах и неуме­ние снять так, как это выхо­дило на голли­вуд­ском конвей­ере.


Лох — победитель воды (режиссёр А. Тигай, 1991 год)

Абсурд­ный фильм-паро­дия на запад­ные боевики. По сюжету рэке­тиры держат в страхе друга глав­ного героя и ещё поло­вину города. Друга убивают, интел­ли­гент Павел Горе­ли­ков ищет возмез­дия и наво­дит поря­док. Любовь тут тоже есть. Но особая ценность фильма — в глав­ной роли талант­ли­вый русский компо­зи­тор и музы­кант Сергей Курё­хин.


Исполнитель приговора (режиссёр В. Шамшурин, 1992 год)

Акту­аль­ная на тот момент тема Афгана и опять чело­век, кото­рый нарвался на неспра­вед­ли­вость. Врачеб­ная ошибка обер­ну­лась поте­рей друга и семьи. Но это не чернуш­ный фильм, харак­тер­ный для эпохи. По сути, герой здесь — залож­ник малень­кого города, гото­вого его сожрать.


Чёрная акула (режиссёр В. Лукин, 1993 год)

Боевик, сделан­ный на обрез­ках кино­ленты из обла­сти исто­рии совет­ского ВПК. Страны уже нет, а фильм про её леген­дар­ные изде­лия пошел в прокат. «Чёрная акула» любо­пы­тен только по той причине, что доста­точно досто­верно (пусть и излишне кине­ма­то­гра­фично) демон­стри­рует возмож­но­сти совре­мен­ного удар­ного верто­лёта. Надо пони­мать, что по тем време­нам такие арте­факты воен­прома воспри­ни­мали точно так же, как сейчас авто­мо­биль Tesla или люби­тель­ский джет­пак.


Экспресс до Пекина (режиссёр Дж. Михалка, 1995 год)

Не совсем русский фильм, так как был снят венгер­ским режис­сё­ром Джор­джем Михалка на канад­скую денюжку. Денюжки хватило только на шпион­ский детек­тив, но с элемен­тами боевика. Сюжет забав­ный: агент британ­ской разведки, шантаж от русской част­ной воен­ной компа­нии, чечен­ская мафия, сверх­сек­рет­ные яды. Минус фильма один, и это его скорость. Очень медлен­ная. В фильме снима­ется моло­дой Дмит­рий Нагиев.


Крестоносец (режиссёры А. Иншаков, М. Туманишвили, 1995 год)

Нефор­мально одним из подраз­де­лов жанра боевика явля­ется «мордо­бой». «Кресто­но­сец» — исто­рия про драки с кучей каска­дёр­ских трюков и стрель­бой. Злодеи — злая нарко­ма­фия, кото­рой нужно пере­пра­вить партию дури в Россию из Турции. Герой — каска­дёр Саша Конов, на банди­тов нарвался во время «съёмок боевика» (фильм в фильме). В какой-то момент сюжет превра­тится в поеди­нок в дисци­плине counter strike, где выжи­вут только избран­ные.


Чистилище (режиссёр А. Невзоров, 1997 год)

Продукт из обла­сти патри­о­ти­че­ского потреб­ле­ния с кучей трупов, горю­чего, выстре­лов и геро­изма. По сюжету русская армия пыта­ется занять город­скую боль­ницу, боевики крошат призыв­ни­ков из авто­ма­тов, с ними снай­перы из Прибал­тики и афри­кан­ские наём­ники. Хочется назвать «Чисти­лище» трэш-филь­мом, но странно давать такие харак­те­ри­стике картине, кото­рая сама была снята в трэш-эпоху. Из приме­ча­тель­ного — просто вели­ко­леп­ная актёр­ская игра Дмит­рия Наги­ева в роли поле­вого коман­дира.


Чёрный океан (режиссёр И. Соловов, 1998 год)

В фильме нет зрелищ­ных боёв, да и вообще спец­эф­фек­тов. По сюжету на русскую подвод­ную лодку попа­дает биоло­ги­че­ское оружие, и начи­на­ется удуш­ли­вое повест­во­ва­ние о геро­изме экипажа, обре­чён­ного на смерть. Сцены и диалоги воис­тину чехов­ские. К примеру, моряк озву­чи­вает рассказ о спелых вишнях за часы до смерти от зара­же­ния.


Рейнджер из атомной зоны (режиссёр В. Никифоров, 1999 год)

Бело­рус­ский боевик про героя-одиночку, кото­рый вернулся со службы на флоте и застал самый разгар пере­стройки. Те, кто пере­сел на иномарки — творят беспре­дел, а для нашего героя «честь» и «отвага» не просто слова. Он берёт оружие в руки и наво­дит поря­док. В прин­ципе, если убрать боевую часть фильма, то это будет исто­рия малень­кого чело­века, попав­шего с одних фрон­тов на другие. И нигде ему покоя нет. Или просто притча о хозяй­ствен­но­сти бело­ру­сов, кото­рым не нравится беспре­дел.


Монах (режиссёр Г. Музруков, 1999 год)

Сюжет о том, как схлест­ну­лись между собой владельцы спор­тив­ных школ. И так полу­чи­лось, что насмерть. Один из учени­ков бежал в Китай, учился там у мастера и вернулся мстить кула­ками и ногами. Зрелищ­ное кино. По духу напо­ми­нает ранние боевики с Ван Дамом. Актёр­ская игра ника­кая, но в фильме снима­лись насто­я­щие спортс­мены Джамал Ажиги­рей, Алек­сандр Соло­вьёв и Влади­мир Красюк. У «паца­нов из качалки» фильм в начале нуле­вых поль­зо­вался уваже­нием.


Воры и проститутки. Приз — полёт в космос (режиссёр А. Сорокин, 2004 год)

В каче­стве свое­об­раз­ного пост­скрип­тума пред­ла­гаем фильм, снятый уже в 2000-е, но кото­рый скорее отно­сится к эпохе девя­но­стых. Алек­сандр Соро­кин — один из самых неза­ме­чен­ных режис­сё­ров русского анде­гра­унда. «Воры и прости­тутки» — вершина психо­де­ли­че­ского абсурда, и по этим же причи­нам фильм идёт в кате­го­рии «боевик». Факт — глав­ную роль в фильме испол­няет двадца­ти­лет­няя Ксения Собчак. Глав­ный герой — учёный, кото­рый ставил опыты на людях (скре­щи­вал детей с живот­ными). Он же после череды собы­тий сбежит на орби­таль­ную стан­цию, а геро­иня Ксении Собчак будет пытаться его вернуть на землю. Иначе воен­ные запу­стят ракету, а герои погиб­нут… Много­слой­ный фильм с несколь­кими сюжет­ными лини­ями.

Поделиться