10 боевиков 1990-х

В истории русского кино напрочь забытой остаётся тема отечественного боевика девяностых. Эпоха переломная, эпоха нищая. Поэтому фильмы того времени смотрятся с пониманием и наивной верой в лучшее будущее. Русский боевик девяностых не может быть не артхаусным. Таким его сделала экономия на бюджетах и неумение снять так, как это выходило на голливудском конвейере.


Лох — победитель воды (режиссёр А. Тигай, 1991 год)

Абсурдный фильм-пародия на западные боевики. По сюжету рэкетиры держат в страхе друга главного героя и ещё половину города. Друга убивают, интеллигент Павел Гореликов ищет возмездия и наводит порядок. Любовь тут тоже есть. Но особая ценность фильма — в главной роли талантливый русский композитор и музыкант Сергей Курёхин.


Исполнитель приговора (режиссёр В. Шамшурин, 1992 год)

Актуальная на тот момент тема Афгана и опять человек, который нарвался на несправедливость. Врачебная ошибка обернулась потерей друга и семьи. Но это не чернушный фильм, характерный для эпохи. По сути, герой здесь — заложник маленького города, готового его сожрать.


Чёрная акула (режиссёр В. Лукин, 1993 год)

Боевик, сделанный на обрезках киноленты из области истории советского ВПК. Страны уже нет, а фильм про её легендарные изделия пошел в прокат. «Чёрная акула» любопытен только по той причине, что достаточно достоверно (пусть и излишне кинематографично) демонстрирует возможности современного ударного вертолёта. Надо понимать, что по тем временам такие артефакты военпрома воспринимали точно так же, как сейчас автомобиль Tes­la или любительский джетпак.


Экспресс до Пекина (режиссёр Дж. Михалка, 1995 год)

Не совсем русский фильм, так как был снят венгерским режиссёром Джорджем Михалка на канадскую денюжку. Денюжки хватило только на шпионский детектив, но с элементами боевика. Сюжет забавный: агент британской разведки, шантаж от русской частной военной компании, чеченская мафия, сверхсекретные яды. Минус фильма один, и это его скорость. Очень медленная. В фильме снимается молодой Дмитрий Нагиев.


Крестоносец (режиссёры А. Иншаков, М. Туманишвили, 1995 год)

Неформально одним из подразделов жанра боевика является «мордобой». «Крестоносец» — история про драки с кучей каскадёрских трюков и стрельбой. Злодеи — злая наркомафия, которой нужно переправить партию дури в Россию из Турции. Герой — каскадёр Саша Конов, на бандитов нарвался во время «съёмок боевика» (фильм в фильме). В какой-то момент сюжет превратится в поединок в дисциплине counter strike, где выживут только избранные.


Чистилище (режиссёр А. Невзоров, 1997 год)

Продукт из области патриотического потребления с кучей трупов, горючего, выстрелов и героизма. По сюжету русская армия пытается занять городскую больницу, боевики крошат призывников из автоматов, с ними снайперы из Прибалтики и африканские наёмники. Хочется назвать «Чистилище» трэш-фильмом, но странно давать такие характеристике картине, которая сама была снята в трэш-эпоху. Из примечательного — просто великолепная актёрская игра Дмитрия Нагиева в роли полевого командира.


Чёрный океан (режиссёр И. Соловов, 1998 год)

В фильме нет зрелищных боёв, да и вообще спецэффектов. По сюжету на русскую подводную лодку попадает биологическое оружие, и начинается удушливое повествование о героизме экипажа, обречённого на смерть. Сцены и диалоги воистину чеховские. К примеру, моряк озвучивает рассказ о спелых вишнях за часы до смерти от заражения.


Рейнджер из атомной зоны (режиссёр В. Никифоров, 1999 год)

Белорусский боевик про героя-одиночку, который вернулся со службы на флоте и застал самый разгар перестройки. Те, кто пересел на иномарки — творят беспредел, а для нашего героя «честь» и «отвага» не просто слова. Он берёт оружие в руки и наводит порядок. В принципе, если убрать боевую часть фильма, то это будет история маленького человека, попавшего с одних фронтов на другие. И нигде ему покоя нет. Или просто притча о хозяйственности белорусов, которым не нравится беспредел.


Монах (режиссёр Г. Музруков, 1999 год)

Сюжет о том, как схлестнулись между собой владельцы спортивных школ. И так получилось, что насмерть. Один из учеников бежал в Китай, учился там у мастера и вернулся мстить кулаками и ногами. Зрелищное кино. По духу напоминает ранние боевики с Ван Дамом. Актёрская игра никакая, но в фильме снимались настоящие спортсмены Джамал Ажигирей, Александр Соловьёв и Владимир Красюк. У «пацанов из качалки» фильм в начале нулевых пользовался уважением.


Воры и проститутки. Приз — полёт в космос (режиссёр А. Сорокин, 2004 год)

В качестве своеобразного постскриптума предлагаем фильм, снятый уже в 2000-е, но который скорее относится к эпохе девяностых. Александр Сорокин — один из самых незамеченных режиссёров русского андеграунда. «Воры и проститутки» — вершина психоделического абсурда, и по этим же причинам фильм идёт в категории «боевик». Факт — главную роль в фильме исполняет двадцатилетняя Ксения Собчак. Главный герой — учёный, который ставил опыты на людях (скрещивал детей с животными). Он же после череды событий сбежит на орбитальную станцию, а героиня Ксении Собчак будет пытаться его вернуть на землю. Иначе военные запустят ракету, а герои погибнут… Многослойный фильм с несколькими сюжетными линиями.

Поделиться