Российские фильмы 1918 года

После рево­лю­ци­он­ного 1917 года Россия погру­зи­лась в пучину Граж­дан­ской войны. Соци­о­куль­тур­ная жизнь страны изме­ни­лась. Но кине­ма­то­гра­фи­че­ский процесс совсем не затух, как это можно было ожидать. Част­ные компа­нии продол­жали снимать худо­же­ствен­ные фильм с такими сюже­тами, будто бы ника­кой войны вовсе не было. Согласно данным ката­лога «Вели­кий Кинемо», сохра­ни­лось 35 худо­же­ствен­ных филь­мов, дати­ро­ван­ных 1918 годом. В следу­ю­щем 1919 году кино­ин­ду­стрия будет наци­о­на­ли­зи­ро­вана.

VATNIKSTAN подо­брал несколько полных филь­мов и сохра­нив­шихся кино­фраг­мен­тов 1918 года, кото­рые можно найти сего­дня на Youtube.


Барышня и хулиган

Кадр из фильма «Барышня и хули­ган»

Кино­де­бют Влади­мира Маяков­ского. Поэт испол­нял глав­ную роль в фильме — он играл «хули­гана Лаву», а также стал авто­ром сцена­рия. Фильм был воль­ным пере­ска­зом пове­сти Эдмондо де Амичиса «Учитель­ница рабо­чих». Актёр­ские каче­ства Маяков­ского нахва­ли­вал режис­сёр фильма Евге­ний Славин­ский: «Маяков­ский, не будучи актё­ром, держался перед аппа­ра­том вели­ко­лепно: был спокоен, быстро и непри­нуж­дённо схва­ты­вал подска­зы­ва­ния режис­сёра во время съёмки, знал и ровно вёл свою роль». Напар­ни­цей Маяков­ского была теат­раль­ная актриса Алек­сандра Реби­кова, сыграв­шая учитель­ницу. Увы, полно­стью реали­зо­вать свой талант Реби­кова не сможет — Базе­дова болезнь изме­нит внеш­ность актрисы, а 1918 год станет карьер­ным пиком для девушки.

Маяков­скому фильм не понра­вится. Он будет назы­вать «Барышню и хули­гана» «халту­рой и ерун­дой».


Богатырь духа

Яков Прота­за­нов в 1918 году, после смерти Евге­ния Бауэра, превра­тился в глав­ного режис­сёра России. Фильм «Бога­тырь духа» совер­шенно не вяжется с россий­ской реаль­но­стью 1918 года. Это лав-стори про отпрыска аристо­кра­ти­че­ского поль­ского рода, «воспи­тан­ного в отчуж­де­нии от всего мирского, в тихом неве­де­нии жизни и её соблаз­нов». В глав­ной роли снялся Иван Мозжу­хин, абсо­лют­ная звезда кине­ма­то­графа 1910-х.


Горничная Дженни

Ещё один фильм Якова Прота­за­нова, полу­чив­ший отлич­ную прессу. Критики назы­вали фильм «подлин­ным искус­ством экрана». Опять сюжет связан с аристо­кра­ти­че­ским миром и с пово­ро­том из «князи в грязи»: дочка графа Шамберо по имени Дженни после смерти отца вынуж­дена стать горнич­ной в семье баро­нессы Анжер. У девушки завя­зы­ва­ются роман­ти­че­ские отно­ше­ния с сыном баро­нессы. В глав­ных ролях была супру­же­ская пара — Ольга Газов­ская и Влади­мир Гайда­ров.


Молчи, грусть… молчи

Вера Холод­ная

Вера Холод­ная — это олице­тво­ре­ние эпохи. Глав­ная звезда кине­ма­то­графа начала XX века и умирает вместе со старой Россией на «белом» Юге в 1919 году в возрасте 25 лет. «Молчи, грусть… молчи» — послед­няя работа Веры Холод­ной. Двух­се­рий­ный фильм был постав­лен режис­сёр­ским трио Чарды­нин — Сабин­ский — Висков­ский. Причём Пётр Чарды­нин также сыграл глав­ную мужскую роль. Сохра­ни­лась лишь первая серия. Это образ­чик старого доре­во­лю­ци­он­ного кино — роман­ти­че­ская исто­рия о цирко­вом скри­паче и его супруге, кото­рая очень понра­ви­лась одному коммер­санту.


Отец Сергий

Кадр из фильма «Отец Сергий»

Режис­сёр вновь Яков Прота­за­нов. В отли­чие от преды­ду­щих картин подборки, «Отец Сергий» — это экра­ни­за­ция произ­ве­де­ния Льва Толстого. Глав­ную роль испол­нил вновь Иван Мозжу­хин. Сюжет фильма разво­ра­чи­ва­ется в 1840-е годы. Моло­дой граф Касат­ский влюб­ля­ется в девушку, кото­рая оказы­ва­ется любов­ни­цей самого Нико­лая I. Этот факт сильно впечат­ляет графа, и он уходит в мона­стырь. Через несколько лет Касат­ский, став­ший отцом Сергием, вновь встре­ча­ется со своей возлюб­лен­ной. Та на спор пыта­ется соблаз­нить монаха. «Отец Сергий» был встре­чен крити­ками прохладно, но спустя годы фильм стал считаться одним из шедев­ров немого кино.


Последнее танго

Второе назва­ние картины — «Под зной­ным небом Арген­тины». Фильм был вдох­нов­лён роман­сом. Одно­имён­ная песня была в репер­ту­аре попу­ляр­ной певицы Изабеллы Кремер с упоми­на­нием влюб­лён­но­сти Джо в Кло. Именно про драма­ти­че­скую любовь Джо и Кло, арген­тин­ских танцо­ров танго, и расска­зы­вает фильм. Роль Кло испол­няет Вера Холод­ная. Режис­сё­ром фильма был Вяче­слав Висков­ский. Фильм сохра­нился частично.


Поэт и падшая душа

Ещё один фильм, от кото­рого сохра­нился только фраг­мент. И тоже драма­ти­че­ская лав-стори. На этот раз поэт влюб­ля­ется в прости­тутку. В работе «Поэт и падшая душа» не участ­во­вали звёзды. Режис­сё­ром был Борис Чайков­ский, а Зоя Баран­це­вич и Ваграм Папа­зян испол­нили глав­ные роли. Второе назва­ние фильма — «И душу падшую поэт извлёк из мрака заблуж­де­нья».


Проект инженера Прайта

Кадр из фильма «Проект инже­нера Прайта»

Лев Куле­шов, буду­щий влия­тель­ный кино­де­я­тель, мастер монтажа и препо­да­ва­тель ВГИКа, снял приклю­чен­че­скую ленту «Проект инже­нера Прайта» в 19 лет. В этом фильме расска­зы­ва­ется о борьбе двух компа­ний, зани­ма­ю­щихся элек­три­че­ством, за торф. В центре повест­во­ва­ния — гени­аль­ный инже­нер, создав­ший мощную элек­тро­стан­цию на основе гидро­торфа. Но конку­ренты устра­и­вают аварию. Картина соче­тает в себе черты детек­тива, боевика и фильма-ката­строфы. Лев Куле­шов в фильме снял своего брата.



Смот­рите также нашу подборку «Россий­ские фильмы 1917 года».

Поделиться