20 клипов «золотого периода» российского MTV

Вдох­но­вив­шись послед­ним выпус­ком «вДудя», я соста­вил двадцатку русско­языч­ных клипов «золо­того пери­ода» MTV. Хроно­ло­гия соот­вет­ствует кано­ни­че­ской – с момента появ­ле­ния канала в 1998 году и до продажи MTV Russia Бори­сом Зоси­мо­вым в 2002 году. Клипы собрал исклю­чи­тельно русско­языч­ных испол­ни­те­лей, стили­сти­че­ски разно­пла­но­вых, но одина­ково отра­жа­ю­щих формат теле­ка­нала. Это не «двадцатка самых-самых», а просто те клипы, что вспом­ни­лись раньше других.


Найк Борзов — Три слова (альбом «Супермен», 2000 год)

Первый клип с самого хито­вого альбома Найка Борзова (на этом диске есть ещё песня «Лошадка»). В хули­ган­ской песне отра­жён лайф­стайл целе­вой ауди­то­рии MTV.

Руки Вверх! — 18 мне уже (альбом «Маленькие девочки», 2001 год)

На рубеже 1990–2000-х годов дуэт «Руки Вверх!» считался этало­ном дурного вкуса – при этом вся страна плясала под разо­гнан­ный «еврод­энс» и подпе­вала слаща­вому вокалу Сергея Жукова. Песня «18 мне уже» одна из пока­за­тель­ных, и со време­нем стала полно­цен­ной нетлен­кой.

Чугунный скороход — Быстрая походка (альбом «Быстрая походка», 2000 год)

А вот более продви­ну­тая публика танце­вала под брейк­бит. В России наиболь­шего успеха доби­лась группа «Чугун­ный скоро­ход», у кото­рой были треки с припе­вами «прячь таблетки, шухер, мили­ция» и «пидоры идут, пидоры идут, осто­рожно, гомо­секи напа­дут».

Кирпичи — Плюю я (альбом «Смерть на рейве», 1999 год)

Самая остро­ум­ная группа россий­ской альтер­на­тив­ной сцены была среди любим­чи­ков MTV. «Плюю я» – не первая боль­шая песня группы, но первая в «горя­чей рота­ции» MTV. «Кирпичи» и сейчас активно чере­дуют хип-хоп со всякими корами, выпус­кая каждые три года по альбому и активно гастро­ли­руя.

Никита — Улетели навсегда (альбом «Улетели навсегда», 1999 год)

Клуб­ный артист, став­ший на корот­кий момент очень яркой звез­дой. Никита под руко­вод­ством Юрия Айзен­шписа, бывшего дирек­тора группы «Кино» и буду­щего продю­сера Билана, делал преми­аль­ную поп-музыку.

Децл — Вечеринка (альбом «Кто? ты», 2000 год)

Децл – самая проти­во­ре­чи­вая фигура времени. Объяс­няли его успех исклю­чи­тельно день­гами отца – продю­сера Алек­сандра Толмац­кого. Однако треки с дебют­ного альбома, тексты к кото­рым писали ШеFF и Лига­лайз, выдер­жали проверку времени и теперь слуша­ются с улыб­кой, а не ухмыл­кой.

Вирус — Ручки (альбом «Ты меня не ищи», 1999 год)

Были попу­лярны две очень похо­жие группы – «Демо» и «Вирус», весё­лый тынц-тынц с деви­чьим вока­лом. Вклю­чать и тех, и других в список – явный пере­бор. Пускай в топе будет зеле­но­град­ский «Вирус», про «Демо» больше помнят.

Ундервуд — Гагарин, я вас любила (альбом «Всё пройдёт, милая», 2002 год)

Стиль­ный ретро-клип на стиль­ную песню. Дуэт пере­ква­ли­фи­ци­ро­вав­шихся из врачей в музы­канты крым­чан явно нравился работ­ни­кам канала. Ни один из после­ду­ю­щих клипов нович­ков так долго не крутился на MTV.

Алсу — Зимний сон (альбом «Алсу», 1999 год)

Россий­ским отве­том Бритни Спирс и Кристине Агилера стала дочка вице-прези­дента «Лукойла» по имени Алсу. Ей сняли высо­ко­бюд­жет­ный клип с Сергеем Мако­вец­ким и Еленой Яковле­вой. Усилия не прошли даром – через неко­то­рое время певица стала одной из глав­ных звёзд, вполне прилично высту­пила на Евро­ви­де­нии и удачно вышла замуж, посвя­тив себя семье.

Русский размер — Ангел дня (альбом «650», 1999 год)

Ради­каль­ная версия «Руки Вверх!». Всё тот же еврод­энс, но только с соци­аль­ными текстами. «Русский размер» к моменту запуска MTV уже были вете­ра­нами сцены, выпу­стив­шими свой дебют­ник в 1995 году.

Дельфин — Я буду жить (альбом «Глубина резкости», 1999 год)

Едва ли не самая духо­подъ­ём­ная компо­зи­ция в твор­че­стве арти­ста – это агрес­сив­ный брейк­бит, в клипе к кото­рому Дель­фин пляшет в трусах. Из всего списка, пожа­луй, только Дель­фин до сих пор нахо­дится в отлич­ной твор­че­ской форме – тому дока­за­тель­ство недав­ний и крайне акту­аль­ный альбом.

МультFильмы — Магнитофон (альбом «МультFильмы», 2000 год)

«Муль­тFильмы» имели все шансы превра­титься в глав­ную группу поко­ле­ния. Твор­че­ство петер­бурж­цев соче­тало в себе модный тогда брит-поп и беру­щий за душу лиризм, у них был хариз­ма­тич­ный вока­лист Егор Тимо­феев. «Муль­тfиль­мов» активно зазы­вали в эфиры MTV, о них писали моло­дёж­ные журналы, крутили по радио. Но что-то пошло не так.

Дискотека Авария — Disco Superstar (альбом «Маньяки», 2001 год)

Это песня-посвя­ще­ние умер­шему участ­нику группы Олегу Жукову, став­шая глав­ным хитом 2001 года. «Диско­тека Авария» была той груп­пой, кото­рая прошла на MTV путь от нович­ков до супер­звёзд. Тем удиви­тель­нее, что ныне ничего про деятель­ность «Диско­теки Аварии» неиз­вестно.

Гости из будущего — Беги от меня (альбом «Беги от меня», 1999 год)

Самые интел­ли­гент­ные пред­ста­ви­тели отече­ствен­ной поп-музыки. Альбом, назван­ный в честь глав­ного хита, оказался для группы прорыв­ным. Про вока­листку Еву Польну через несколько лет даже споёт Анна Плет­нёва из группы «Винтаж» – удиви­тель­ная исто­рия для нашего шоу-бизнеса.

Грин Грей — MF (альбом «550 MF», 2000 год)

У киев­ской группы было ориги­наль­ное прифан­ко­ван­ное звуча­ние, схожее с попу­ляр­ным тогда Jamiroquai, но необыч­ное для пост­со­вет­ского простран­ства. Это расслаб­лен­ная и очень пози­тив­ная музыка.

Каста — Про Макса (альбом «Громче воды, выше травы», 2002 год)

MTV попу­ля­ри­зи­ро­вал хип-хоп в России – и далеко не только коммер­че­ский. Ростов­ские рэперы проде­мон­стри­ро­вали, что жанр вполне адап­ти­ро­вался в России. Это была действи­тельно народ­ная музыка, а не скопи­ро­ван­ная откуда-то. Забав­ный факт: тот парень, что бегает в клипе «Про Макса», – это актёр Алек­сей Панин.

Земфира — Ариведерчи (альбом «Земфира», 1999 год)

В 1999 году от этой песни было не скрыться, да и не особо хоте­лось. Текст был пара­док­саль­ным, клип, скры­вав­ший лицо певицы, интри­го­вал – было очевидно, что новая артистка очень крутая. Затем, в тече­ние несколь­ких лет, у Земфиры выйдет ещё несколько мощных хитов вроде «Почему», «Прости меня, моя любовь» и «Беско­неч­но­сти», но первое впечат­ле­ние, конечно, самое яркое.

Михей и Джуманджи — Сука любовь (альбом «Сука любовь», 1999 год)

Никто не помнит, что такое Джуман­джи, но все помнят и чтят Михея, бывшего участ­ника Bad Balance. Михею удалось сделать так, что реггей по-русски зазву­чал орга­нично и вполне мейн­стри­мово, эта музыка настра­и­вала на добро.

I.F.K. — Нам важно всё (альбом «Жизнь радикала», 2000 год)

Эта пере­делка «Faith No More» – попытка напи­сать на русском языке поли­ти­че­ский гимн поко­ле­ния «пепси». И не сказать, что совсем уж безуспеш­ная, песня отра­жает своё время. «I.F.K.» любили на MTV даже больше, чем они заслу­жи­вали. Тем не менее это важней­шая группа для нашей альтер­на­тив­ной сцены.

Мумий Тролль — Моя певица (альбом «Точно ртуть алоэ», 2000 год)

MTV начи­нался с клипа «Мумий Тролля» «Влади­во­сток 2000», а наш топ завер­шится клипом «Моя певица». Не лучшая песня группы, но с краси­вым клипом, с помпой презен­то­ван­ным на MTV. «Мумий Тролль» – это глав­ная группа для MTV, да и для 1990-х в России в целом.

Поделиться