Ария войны. Оперы и балеты на военную тематику

Исторические события оставляют неизгладимый след в культуре, и Великая Отечественная война не стала исключением. Массам гораздо более известны книги и фильмы на военную тематику, но мы решили продолжить историю оперно-балетной сцены в Советском Союзе, начатую материалом об историко-революционных постановках. Сегодня речь пойдёт о балетах, операх и опереттах, авторы которых размышляли о событиях главной отечественной войны XX века.


Дмитрий Шостакович писал:

«Однажды я услышал в разговоре поразившую меня фразу: „Никакая симфония не остановит танк, никакая песня не прервёт полёт бомбардировщика с бомбами“. Фраза эта громкая, но глубоко не верная по существу».

Да, на военную силу отвечать следует только силой. Но всегда есть что-то, что укрепляет эту силу, поднимает дух — музыка, очищающая душу. Она же помогает нам осмыслить мировой военный катаклизм и его последствия. Посредством музыки люди отдают дань героям, предостерегают будущие поколения от повторения катастрофы, увековечивая пережитую трагедию в искусстве.

Балет Игоря Бельского «Ленинградская симфония». Фото 1967 года

Война на танцевальной сцене отразилась спектром остро эмоциональных балетов. Их постановщики сказали новое слово не только в содержательном наполнении оперно-балетного репертуара, но и в хореографии в целом. Это такие спектакли, как «Татьяна» («Дочь народа») Александра Крейна, «Берег счастья» Антонио Спадавеккиа, «Бухенвальдский набат» (по мотивам песни поэта Александра Соболева и композитора Вано Мурадели).

Мало кто знает, что «Ленинградская симфония» — это не только великое произведение Шостаковича, но и одноимённый балет по её мотивам. Первая постановка одноактного балета на музыку первой части знаменитой Седьмой симфонии прошла в Нью-Йорке в 1945 году и осуществлена известным хореографом Леонидом Мясиным. Однако широкую известность получила версия советского балетмейстера Игоря Бельского, поставленная в Ленинградском театре оперы и балета в 1961 году. Идея Бельского поставить балет на музыку Шостаковича встретила одобрение композитора, который сказал:

«Если вы хотите ставить балет-симфонию, именно балет-симфонию, то должны создать хореографическую партитуру. Как есть партитура музыкальная, так у вас должна быть хореографическая».

Эпизод «Горельеф» из «Ленинградской симфонии». Фото 1962 года

Поначалу проект не вызвал интереса у руководства театра, а главный балетмейстер театра Константин Сергеев согласился на постановку, лишь когда Бельский предложил сделать спектакль «внеплановым и молодёжным». Ни залов, ни сцены, ни репетиционного времени у постановочной группы не было — работали где придётся, в нерабочее время под магнитофонную запись. Впоследствии «Ленинградская симфония» приобрела большую популярность, переносилась на многие сцены и была хорошо принята не только в СССР, но и в западных странах.

Современная постановка «Ленинградской симфонии» в Мариинском театре

Одна из важных вех в развитии актуального балетного искусства — постановка балета «Помните!» («Круг») Андрея Эшпая, осуществлённая в 1981 году на сцене Куйбышевского театра. Балет-предупреждение, глубочайший в плане интертекстуальности, «Помните!» проникнут ощущением трагичной конфликтности мира, хрупкого по своей сути. Слово свидетелю первой постановки, музыковеду Инне Касьяновой:

«Эшпай как бы даёт „срез“ музыкальных стилей, характерных для 20-х — 30-х годов ХХ века, — неоклассика, джаз, модерн во всех его проявлениях. Но как, каким другим языком точно и емко можно было рассказать о пути человечества к мировой катастрофе?! Мы проживали вместе с композитором и постановщиком (Игорем Чернышёвым. — Прим.) эволюцию поколения… Раскованность превращалась во вседозволенность, происходила переоценка ценностей. Из конструктивной пластики рождалась шагистика. Невольно вспомнились кадры фильма „Обыкновенный фашизм“. А потом — лес рук, шаг по распростёртым телам, призрачный хоровод теней, ассоциирующий к картинам Пикассо, трансформированному Матиссу и трагедии Хиросимы и Нагасаки. На сцене люди, превратившиеся в надгробия. Звучание срывающегося в плаче одинокого голоса альтовой флейты, колокол и — хорал как музыкальный символ смерти, близкий средневековой секвенции „Dies irae“ („День гнева“)…»

Он и Она (Сергей Воробьёв и Елена Брижинская) в балете «Помните!». Куйбышевский театр оперы и балета

Всегда полная экспрессии в средствах выражения, в сочетании с военной тематикой опера становится ещё более пронзительной, проникновенной. Трагедию и героизм военных лет воплотили в себе спектакли «Молодая гвардия» Юлия Мейтуса, «Дневник Анны Франк» Григория Фрида, «Семья Тараса» Дмитрия Кабалевского, «А зори здесь тихие» Кирилла Молчанова.


Современное исполнение «Дневника Анны Франк», Мариинский театр

«А зори здесь тихие» — особенно интересное явление в оперном искусстве: сюжет повести Бориса Васильева так полюбился китайскому народу, что в 2015 году опера с этим названием была заново поставлена пекинским Национальным центром исполнительских искусств, но уже на музыку Тан Цзяньпина, перед которым стояла трудная задача придания ей русского духа. Режиссёр Ван Сяоин говорит:

«Перед тем, как создавать постановку, я прочитал повесть „А зори здесь тихие“, потом посмотрел фильм режиссёра Станислава Ростоцкого. Я знаю, как любят в России это произведение. И я старался показать теплоту человеческих отношений и беспощадную жестокость войны».

Китайская постановка «А зори здесь тихие»

Одной из первых опер, отразивших события войны и также имевших литературную основу, была «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева по одноимённому произведению Бориса Полевого, созданная в 1948 году. Прокофьеву удалось создать новаторское по содержанию и по форме произведение. Творческая смелость композиторского замысла состояла в разрушении привычно оперной условности, ведь место действия — аэродром, воздушный бой, госпиталь, а драматургический конфликт представлен лишь через описания событий, переживания героев, а не посредством их столкновений друг с другом. Но закрытый показ оперы в Ленинградском театре оперы и балета завершился разгромом. Премьера в новой редакции состоялась только после смерти композитора в Большом театре в 1960 году.

Александр Ворошило в партии Алексея в опере «Повесть о настоящем человеке». Большой театр, 1980-е годы


Современная постановка «Повести о настоящем человеке»

Наконец, жанр оперетты, который воспринимается зрителем в первую очередь как развлекательный. Даже в нём постановщики довольно удачно воплощали тему войны: можно вспомнить «Раскинулось море широко» Виктора Витлина, Льва Круца и Николая Минха, «Нет меня счастливей» Андрея Эшпая и другие примеры.

В 1961 году Константин Листов создает героико-романтическую оперетту «Севастопольский вальс», лейтмотивом которой стала мелодия одноимённого вальса. Композитор вспоминал:

«Я написал много песен о море и моряках, и когда мои соавторы предложили написать музыкальную комедию о севастопольцах, я радостно согласился, потому что в этой, близко знакомой мне теме сочетаются героика и лирика, романтика и юмор».

«Севастопольский вальс» в исполнении Государственного Академического музыкального театра Республики Крым

Действие этой романтической истории происходит в дни героической обороны Севастополя, в июне 1942 года, на Инкерманских высотах, а затем в мирное время, когда фронтовые друзья встречаются вновь. В 2010 году, в канун 65-летия Победы, спектакль поставили в Петербурге, где он прошёл 400 раз, в Воронеже и других городах России.

Поделиться