Лучшие релизы года от ХРУЩЁВКИ (spoken word/ поэзия/ хип-хоп)

Осно­ва­тель паблика «ХРУЩЁВКА» Иван Борт­ни­ков, кото­рый в ежене­дель­ном формате осве­щает новей­шие отече­ствен­ные и пост­со­вет­ские музы­каль­ные релизы на нашем сайте, публи­кует третью часть обсто­я­тель­ных итогов 2018 года. На этот раз про музыку с речи­та­ти­вом.

Первая часть. Лучшие релизы 2018 года от ХРУЩЁВКИ (панк/ гараж/ пост-панк/ хард­кор)

Вторая часть. Лучшие релизы 2018 года от ХРУЩЁВКИ (элек­тро­ника)


Да простят меня фанаты Face и Gone Fludd, но мне не понра­ви­лись альбомы ни первого, ни второго. Мой обзор, навер­няка, пока­жется скуч­ным чтивом для тех, кто считает баттл Гуфа с Птахой — собы­тием года. Призна­юсь, я смух­ле­вал и объеди­нил в этой части интел­ли­гент­ный spoken word с рэпом, поэтому список полу­чился боль­шим и толстым.


ночные грузчики — ночные грузчики

Восемь лет я ничего не слышал о «груз­чи­ках». За это время я уже сумел похо­ро­нить в своей голове холод­ные депрес­сивно окра­шен­ные стихи, застав­ляв­шие меня мёрз­нуть и без того холод­ной зимой две тысячи деся­того. Вот это для меня хип-хоп-собы­тие года, альбом, кото­рый ждали почти восемь лет.

Удиви­тельно, но лет через пять-десять-пятна­дцать
У меня будет глупая и симпа­тич­ная, может, не первая жена.
Я буду по графику есть, по графику напи­ваться.
Дни будут для работы, ночи для сна.
Если будет высшее обра­зо­ва­ние, гума­ни­тар­ный профиль,
Тогда буду эруди­ро­ван­ным обыва­те­лем.
Но всё равно буду фыркать, попи­вая кофе,
Как мой отец, как его прия­тели.
Я пере­стану закры­вать дверь туалета, не стес­ня­ясь жены,
Потом начнёт расти брюхо, и летом я буду выти­рать со лба пот плат­ком.
И буду думать удиви­тельно же, но лет пять-десять-пятна­дцать назад
Мою сложив­шу­юся нынеш­нюю жизнь я бы принял за ад.



2-й СОРТ — Соцпакет / Точно такой же

Плодо­ви­тый на треки проект и в этом году выдал сразу несколько рели­зов. Долго­игра­ю­щий пропи­тан­ный само­ре­флек­сией «Точно такой же» и хлёст­кий «Соцпа­кет», бичу­ю­щий изъяны госу­дар­ствен­ного строя и обще­ствен­ные проблемы, при этом пред­ла­гая свой вари­ант выхода из опосты­лев­шей системы. Созна­тель­ное подпо­лье.

Может я развед­чик или подполь­щик?
Х@й там! Макси­мум обма­ну­тый доль­щик.
Нам не нужны граж­дане, всегда уходя­щие от ответ­ствен­но­сти,
Игно­ри­ру­ю­щие обще­ствен­ного пори­ца­ния,
Всеми силами стре­мя­щи­еся избе­жать нало­го­вого бремени,
Ещё и возму­ща­ю­щи­еся по всем этим пово­дам время от времени.

Обзор на «Точно такой же» 




ОН ЮН — апрель–декабрь

Ребята из ОН ЮН пообе­щали выпус­кать по одному треку каждый месяц, начи­ная с апреля 2018 года, и сдер­жали обеща­ние. Снаб­див каждый трек ориги­наль­ный облож­кой и смешав личную иронию с плакат­ными, лозун­го­выми стихами, Вова и Максим опять нагнули интел­ли­ген­цию раком, заста­вив слушать рэп.

В проб­ках стоят лиму­зины и бегают крысы,
Я так думаю, если суще­ствует Бог,
Он не видит нас
Занёс нас в чёрный список.



тема креста — инфинитезималь

На мой взгляд, лучший альбом игра­ю­щих в интел­лек­ту­аль­ных снобов деву­шек. Чьи лири­че­ские герои — это начи­тан­ные и щего­ля­ю­щие призна­ками высшего гума­ни­тар­ного обра­зо­ва­ния особы, кото­рых это самое обра­зо­ва­ние не делает счаст­ли­выми. Как там назы­ва­лась самая попу­ляр­ная коме­дия в стихах Грибо­едова? Ах да, «Горе от ума».

Обзор на «инфи­ни­те­зи­маль»



Дельфин — 442

Редко когда зрелый артист, выпу­стив­ший не один хоро­ший альбом, может удивить новой рабо­той. «442» — этот прият­ное исклю­че­ние из правил. Саунд как нико­гда акту­аль­ный, а стихи не стес­ня­ются гово­рить о злобо­днев­ном, оста­ва­ясь при этом сложно приду­ман­ными и мета­фо­рич­ными. Не опус­ка­ясь до лозун­гов, кото­рыми грешат нынеш­ние герои хайпо­ма­нии, Дель­фин тонкими мазками смыс­лов создаёт порт­рет нашего насто­я­щего.

Небо кричит голо­сами маль­чи­шек,
На выжжен­ном поле танцует война,
Повсюду трупы героев из книжек,
Ещё недо­чи­тан­ных до конца.
Будто на заднем играли дворе,
Все пере­пач­ка­лись чёрной сморо­ди­ной,
Госу­дар­ство, прика­зы­ва­ю­щее умирать детворе,
Всегда назо­вёт себя роди­ной.



omwte — плотью

Пластинка «Плотью» — это стихи пензен­ского поэта Влади­мира Навроц­кого, прочи­тан­ные Эмом Кали­ни­ным (из группы «Аффи­наж») на музыку Дмит­рия Федо­това (omwte). Прони­зан­ные личной горе­чью и сожа­ле­нием по поте­рян­ным мечтам и скор­бью об утра­чен­ном времени.

Нет, не помню, с какого момента
всё потекло не так;

если б мне в девят­на­дцать пока­зали меня в двадцать девять,

я поду­мал бы: «что за мудак»

да чего гово­рить, даже мясо во мне
всё с тех пор заме­ни­лось на свежее,

хоть и жёст­кое, чёрное, горь­кое. И не помню ни детства, ни снов.
Так и где же я? Где же я?



Самое Большое Простое Число — Мы не спали, мы снились

Хвалить СБПЧ стало мове­то­ном. Очеред­ной хоро­ший альбом не имеет претен­зий на статус лучшего в диско­гра­фии и, наверно, поэтому критики, состав­ля­ю­щие топы лучших рели­зов года, обхо­дят альбом СПБЧ. Что неспра­вед­ливо, поскольку мини­ма­ли­стич­ные, ритмич­ные компо­зи­ции по тексто­вому напол­не­нию гораздо инте­рес­ней и порой прово­ка­ци­он­ней хвалё­ного релиза FACE.

Август — груст­ная пора.
Ты с улыб­кой на губах,
С голо­вою в обла­ках.
Едут парни из двора,
Едут в цинко­вых гробах,
Едут в цинко­вых гробах,
Эта водка не для всех,
Я качаю голо­вой,
Едет царь — шапки долой,
Страш­ный русский гром­кий смех,
Страш­ный русский гром­кий вой.



Горечь — Пьянь

Да простит меня Вова Седых, автор проекта «Горечь», и поло­вина дуэта «ОН ЮН» за то, что я его «Пьянь» зата­щил в список лучших рели­зов в данной кате­го­рии, поскольку по боль­шому счету эта пластинка по звуча­нию ближе к пост-панку или шугейзу. В своё оправ­да­ние скажу, что именно лири­че­ское содер­жа­ние этого алко­голь­ного эпоса пора­жает меня в боль­шей степени. Ведь перед нами закон­чен­ное стихо­твор­ное произ­ве­де­ние, расска­зы­ва­ю­щее о чело­веке, зате­ряв­шемся в зеркаль­ном лаби­ринте глав­ной русской зави­си­мо­сти.

Обзор на «Пьянь»



Голландский Штурвал — Наше Общение Без Твоего Присутствия

Послед­ний на данный момент релиз отцов отече­ствен­ного слоукора всё так же доверху запол­нен, как только что отку­по­рен­ная бутылка игри­стого, личными пере­жи­ва­ни­ями по поводу невоз­мож­но­сти чистой любви. Экстре­маль­ные в своей искрен­но­сти стихи Никиты Моисе­енко в этом альбоме, кажется, достигли своего пика.

Знаю как бы ты к этому отнес­лась…
Хочется, чтобы все мои конеч­но­сти были сопри­частны тебе.
Чтобы ни один санти­метр кожи не оста­вался без прикос­но­ве­ния.
Чтобы мы обли­зы­вали друг друга и нам стало тепло и влажно как в утробе,
В защит­ной оболочке, где мы полно­стью приняли друг друга.



Простывший пассажир трамвая №7 — Борисыч

Как же повезло Диме Etoeto с поэтом Ваней Пинже­ни­ным. А Пинже­нину с музы­кан­том Etoeto. Пожа­луй, самый инте­рес­ный по саунду релиз из сегмента spoken word. Стихи Вани далеки от соци­ально-поли­ти­че­ских стра­да­ний, кото­рыми напол­нена огром­ная часть вышед­ших в 2018 году альбо­мов. «Бори­сыч» хорошо, как раз тем, что не пыта­ется фикси­ро­вать сиюми­нут­ные стра­сти, уходя в вечные темы. Причём это делает без лишнего надрыв­ного пафоса.

Я раздарю себя по мело­чам.
Берите, сколько влезет, мне не жалко.
Мне хватит полбу­тылки мине­ралки,
Чтоб я не скис и чтобы не зачах.
Мне хватит моего угла в прихо­жей,
Куска дивана, стула у стола,
Чтоб вы спокойно делали дела,
О зрели­щах и хлебе не трево­жась.
Чтоб вам хватило времени на всё,
На что его так сильно не хватало.
И разда­рив себя по мело­чам,
Я вместо слов «спасибо» слышу
«мало»!

Обзор на «Бори­сыч»



РИЧ — Мой трип-хоп (часть 1)

Я нико­гда не был фана­том Рича. Но в этом году он меня приятно удивил. Чем же? Ну, в первую очередь, отлич­ный саунд и отнюдь не типич­ная подача, плюс удач­ная совмест­ная работа с Сергеем Лето­вым. К сожа­ле­нию, Рич зара­бо­тал репу­та­цию мили­та­ри­ста и ярого после­до­ва­теля идей Захара Приле­пина, что изна­чально отсе­кает от данного релиза часть либе­рально настро­ен­ных слуша­те­лей. И я даже уверен, что услов­ные либе­ралы и меня упрек­нут в «ватни­че­стве», даже не заме­тив, что помимо Рича, в это топе есть много испол­ни­те­лей из проти­во­по­лож­ного лагеря.



эхопрокуренныхподъездов — Взгляд на 2000 ярдов

Я нико­гда не был и фана­том «ЭПП», но «Взгляд на 2000 ярдов» убедил меня в том, что я пропу­стил важное явле­ние в отече­ствен­ной музыке. Здесь саунд «Эха» окон­ча­тельно вышел из сэмпли­ро­ван­ных лупов и обрёл дина­мику. Впро­чем, безрас­свет­ная скеп­тично настро­ен­ная к этому миру лирика, в кото­рой мнимым светом новой надежды мерцает острая нужда в привя­зан­но­сти, всё так же тара­нит слуша­теля исте­ри­че­ским напо­ром.

Ты должен пожать мою руку,
И обра­щаться ко мне на вы,
И до трид­цати ты должен заве­сти себе семью от скуки,
И множиться как грибы,
Ты должен уважать стар­ших
И пони­мать, что нарко­тики — это плохо.
Ты должен, ты должен, ты должен.
Мне пох@й, мне пох@й.



Ленина Пакет — Женский tape

«Женский tape» логично было бы выпу­стить в день соли­дар­но­сти женщин во многих стра­нах в борьбе за равные права и эман­си­па­цию, и именно 8-го марта. Но пластинка вышла акку­рат перед Новым годом, а точнее, в день рожде­ния солистки первого состава группы «ВИА Гра». Совпа­де­ние? Не думаю, как гово­рил клас­сик отече­ствен­ного теле­ви­де­ния.

Абсо­лют­ный хит альбома — гимн посе­ти­тель­ниц куль­то­вой «Ионо­теки», «Винишко».


Поделиться