Лучшие релизы года от ХРУЩЁВКИ (spoken word/ поэзия/ хип-хоп)

Основатель паблика «ХРУЩЁВКА» Иван Бортников, который в еженедельном формате освещает новейшие отечественные и постсоветские музыкальные релизы на нашем сайте, публикует третью часть обстоятельных итогов 2018 года. На этот раз про музыку с речитативом.

Первая часть. Лучшие релизы 2018 года от ХРУЩЁВКИ (панк/ гараж/ пост-панк/ хардкор)

Вторая часть. Лучшие релизы 2018 года от ХРУЩЁВКИ (электроника)


Да простят меня фанаты Face и Gone Fludd, но мне не понравились альбомы ни первого, ни второго. Мой обзор, наверняка, покажется скучным чтивом для тех, кто считает баттл Гуфа с Птахой — событием года. Признаюсь, я смухлевал и объединил в этой части интеллигентный spo­ken word с рэпом, поэтому список получился большим и толстым.


ночные грузчики — ночные грузчики

Восемь лет я ничего не слышал о «грузчиках». За это время я уже сумел похоронить в своей голове холодные депрессивно окрашенные стихи, заставлявшие меня мёрзнуть и без того холодной зимой две тысячи десятого. Вот это для меня хип-хоп-событие года, альбом, который ждали почти восемь лет.

Удивительно, но лет через пять-десять-пятнадцать
У меня будет глупая и симпатичная, может, не первая жена.
Я буду по графику есть, по графику напиваться.
Дни будут для работы, ночи для сна.
Если будет высшее образование, гуманитарный профиль,
Тогда буду эрудированным обывателем.
Но всё равно буду фыркать, попивая кофе,
Как мой отец, как его приятели.
Я перестану закрывать дверь туалета, не стесняясь жены,
Потом начнёт расти брюхо, и летом я буду вытирать со лба пот платком.
И буду думать удивительно же, но лет пять-десять-пятнадцать назад
Мою сложившуюся нынешнюю жизнь я бы принял за ад.



2-й СОРТ — Соцпакет / Точно такой же

Плодовитый на треки проект и в этом году выдал сразу несколько релизов. Долгоиграющий пропитанный саморефлексией «Точно такой же» и хлёсткий «Соцпакет», бичующий изъяны государственного строя и общественные проблемы, при этом предлагая свой вариант выхода из опостылевшей системы. Сознательное подполье.

Может я разведчик или подпольщик?
Х@й там! Максимум обманутый дольщик.
Нам не нужны граждане, всегда уходящие от ответственности,
Игнорирующие общественного порицания,
Всеми силами стремящиеся избежать налогового бремени,
Ещё и возмущающиеся по всем этим поводам время от времени.

Обзор на «Точно такой же» 




ОН ЮН — апрель–декабрь

Ребята из ОН ЮН пообещали выпускать по одному треку каждый месяц, начиная с апреля 2018 года, и сдержали обещание. Снабдив каждый трек оригинальный обложкой и смешав личную иронию с плакатными, лозунговыми стихами, Вова и Максим опять нагнули интеллигенцию раком, заставив слушать рэп.

В пробках стоят лимузины и бегают крысы,
Я так думаю, если существует Бог,
Он не видит нас
Занёс нас в чёрный список.



тема креста — инфинитезималь

На мой взгляд, лучший альбом играющих в интеллектуальных снобов девушек. Чьи лирические герои — это начитанные и щеголяющие признаками высшего гуманитарного образования особы, которых это самое образование не делает счастливыми. Как там называлась самая популярная комедия в стихах Грибоедова? Ах да, «Горе от ума».

Обзор на «инфинитезималь»



Дельфин — 442

Редко когда зрелый артист, выпустивший не один хороший альбом, может удивить новой работой. «442» — этот приятное исключение из правил. Саунд как никогда актуальный, а стихи не стесняются говорить о злободневном, оставаясь при этом сложно придуманными и метафоричными. Не опускаясь до лозунгов, которыми грешат нынешние герои хайпомании, Дельфин тонкими мазками смыслов создаёт портрет нашего настоящего.

Небо кричит голосами мальчишек,
На выжженном поле танцует война,
Повсюду трупы героев из книжек,
Ещё недочитанных до конца.
Будто на заднем играли дворе,
Все перепачкались чёрной смородиной,
Государство, приказывающее умирать детворе,
Всегда назовёт себя родиной.



omwte — плотью

Пластинка «Плотью» — это стихи пензенского поэта Владимира Навроцкого, прочитанные Эмом Калининым (из группы «Аффинаж») на музыку Дмитрия Федотова (omwte). Пронизанные личной горечью и сожалением по потерянным мечтам и скорбью об утраченном времени.

Нет, не помню, с какого момента
всё потекло не так;

если б мне в девятнадцать показали меня в двадцать девять,

я подумал бы: «что за мудак»

да чего говорить, даже мясо во мне
всё с тех пор заменилось на свежее,

хоть и жёсткое, чёрное, горькое. И не помню ни детства, ни снов.
Так и где же я? Где же я?



Самое Большое Простое Число — Мы не спали, мы снились

Хвалить СБПЧ стало моветоном. Очередной хороший альбом не имеет претензий на статус лучшего в дискографии и, наверно, поэтому критики, составляющие топы лучших релизов года, обходят альбом СПБЧ. Что несправедливо, поскольку минималистичные, ритмичные композиции по текстовому наполнению гораздо интересней и порой провокационней хвалёного релиза FACE.

Август — грустная пора.
Ты с улыбкой на губах,
С головою в облаках.
Едут парни из двора,
Едут в цинковых гробах,
Едут в цинковых гробах,
Эта водка не для всех,
Я качаю головой,
Едет царь — шапки долой,
Страшный русский громкий смех,
Страшный русский громкий вой.



Горечь — Пьянь

Да простит меня Вова Седых, автор проекта «Горечь», и половина дуэта «ОН ЮН» за то, что я его «Пьянь» затащил в список лучших релизов в данной категории, поскольку по большому счету эта пластинка по звучанию ближе к пост-панку или шугейзу. В своё оправдание скажу, что именно лирическое содержание этого алкогольного эпоса поражает меня в большей степени. Ведь перед нами законченное стихотворное произведение, рассказывающее о человеке, затерявшемся в зеркальном лабиринте главной русской зависимости.

Обзор на «Пьянь»



Голландский Штурвал — Наше Общение Без Твоего Присутствия

Последний на данный момент релиз отцов отечественного слоукора всё так же доверху заполнен, как только что откупоренная бутылка игристого, личными переживаниями по поводу невозможности чистой любви. Экстремальные в своей искренности стихи Никиты Моисеенко в этом альбоме, кажется, достигли своего пика.

Знаю как бы ты к этому отнеслась…
Хочется, чтобы все мои конечности были сопричастны тебе.
Чтобы ни один сантиметр кожи не оставался без прикосновения.
Чтобы мы облизывали друг друга и нам стало тепло и влажно как в утробе,
В защитной оболочке, где мы полностью приняли друг друга.



Простывший пассажир трамвая №7 — Борисыч

Как же повезло Диме Etoe­to с поэтом Ваней Пинжениным. А Пинженину с музыкантом Etoe­to. Пожалуй, самый интересный по саунду релиз из сегмента spo­ken word. Стихи Вани далеки от социально-политических страданий, которыми наполнена огромная часть вышедших в 2018 году альбомов. «Борисыч» хорошо, как раз тем, что не пытается фиксировать сиюминутные страсти, уходя в вечные темы. Причём это делает без лишнего надрывного пафоса.

Я раздарю себя по мелочам.
Берите, сколько влезет, мне не жалко.
Мне хватит полбутылки минералки,
Чтоб я не скис и чтобы не зачах.
Мне хватит моего угла в прихожей,
Куска дивана, стула у стола,
Чтоб вы спокойно делали дела,
О зрелищах и хлебе не тревожась.
Чтоб вам хватило времени на всё,
На что его так сильно не хватало.
И раздарив себя по мелочам,
Я вместо слов «спасибо» слышу
«мало»!

Обзор на «Борисыч»



РИЧ — Мой трип-хоп (часть 1)

Я никогда не был фанатом Рича. Но в этом году он меня приятно удивил. Чем же? Ну, в первую очередь, отличный саунд и отнюдь не типичная подача, плюс удачная совместная работа с Сергеем Летовым. К сожалению, Рич заработал репутацию милитариста и ярого последователя идей Захара Прилепина, что изначально отсекает от данного релиза часть либерально настроенных слушателей. И я даже уверен, что условные либералы и меня упрекнут в «ватничестве», даже не заметив, что помимо Рича, в это топе есть много исполнителей из противоположного лагеря.



эхопрокуренныхподъездов — Взгляд на 2000 ярдов

Я никогда не был и фанатом «ЭПП», но «Взгляд на 2000 ярдов» убедил меня в том, что я пропустил важное явление в отечественной музыке. Здесь саунд «Эха» окончательно вышел из сэмплированных лупов и обрёл динамику. Впрочем, безрассветная скептично настроенная к этому миру лирика, в которой мнимым светом новой надежды мерцает острая нужда в привязанности, всё так же таранит слушателя истерическим напором.

Ты должен пожать мою руку,
И обращаться ко мне на вы,
И до тридцати ты должен завести себе семью от скуки,
И множиться как грибы,
Ты должен уважать старших
И понимать, что наркотики — это плохо.
Ты должен, ты должен, ты должен.
Мне пох@й, мне пох@й.



Ленина Пакет — Женский tape

«Женский tape» логично было бы выпустить в день солидарности женщин во многих странах в борьбе за равные права и эмансипацию, и именно 8-го марта. Но пластинка вышла аккурат перед Новым годом, а точнее, в день рождения солистки первого состава группы «ВИА Гра». Совпадение? Не думаю, как говорил классик отечественного телевидения.

Абсолютный хит альбома — гимн посетительниц культовой «Ионотеки», «Винишко».


Поделиться