«Безтебятье» от «Маша Мария»

«Маша Мария» — нежный, лири­че­ский инди-поп проект из Москвы. У Маши бархат­ный голос, рыжие косы и песни, кото­рые хочется подпе­вать, даже если не знаешь слов. 20 марта 2020 года у «Маши Марии» выхо­дит новый альбом — «Безте­бя­тье». Мы попро­сили автора расска­зать о том, что такое «Безте­бя­тье», а также какой посыл и смысл несёт каждая компо­зи­ция.


Безте­бя­тье — это не просто одино­че­ство, это одино­че­ство с чувством отсут­ствия кого-то рядом. Вся эта концеп­ция неза­ви­си­мо­сти меня больше не удовле­тво­ряет. Я пробо­вала. Она для меня не рабо­тает. Я верю в то, что само­до­ста­точ­ные, по-насто­я­щему само­до­ста­точ­ные — это самые страш­ные люди, им никто не нужен, им не нужна любовь другого живого суще­ства. А если это так, то есть ли в этом чело­веке любовь для кого-то? Мне кажется нормаль­ным и здоро­вым скучать, хотеть кого-то обнять, хотеть быть рядом с чело­ве­ком. Мы же очень соци­аль­ные живот­ные.

Можно сколько угодно гово­рить, что это всё соци­аль­ные настройки, что нам навя­зы­вают необ­хо­ди­мость быть в паре, быть среди людей, что это кино и книжки во всём вино­ваты, прави­тель­ства и рели­гии — может, оно и так. Но вот смот­рите, простая ситу­а­ция — каран­тин, все закрыты по домам. Первое, что мы делаем — ищем способы соци­а­ли­зи­ро­ваться, устро­ить транс­ля­цию, выйти в прямой эфир, в онлайн-бар, ищем «закон­ные» поводы сбежать из дома хоть в мага­зин. Или просто обни­маем того, кто рядом и тихонько гово­рим: «Господи, как же хорошо, что ты у меня есть».
Этот альбом — для меня риту­аль­ный. Моё «Безте­бя­тье» длилось трид­цать три года. Настал момент закрыть в него дверь. Я не говорю, что нико­гда больше не окажусь одна — всякое случа­ется. Я просто не боюсь больше признаться в том, что быть одной мне не нравится. Этой запи­сью я проща­юсь со време­нем, кото­рое научило меня любить и быть, чёрт возьми, собой.


«Морпех»

«Морпех» — женский мани­фест, вопль о помощи, почти требо­ва­ние на грани (но не пере­хо­дя­щее грань) исте­рики. Каждая «силь­ная неза­ви­си­мая» (то есть почти каждая сего­дня) женщина с детства слышит строчку из стихо­тво­ре­ния Роберта Рожде­ствен­ского «Будь, пожа­луй­ста, посла­бее». Правда в том, силь­ные и неза­ви­си­мые женщины сами способны на всё, кроме одного — быть посла­бее, с этим нам нужна помощь. Наде­вать доспехи по утрам нам уже привычно — только бы ждал дома тот, кто помо­жет их снять перед сном и УВИДИТ ту, что прячется под бронёй.


«Мне зима»

«Мне зима» — ни в коем случае не ещё одна песня о расста­ва­нии когда-то люби­мых — это песня о встрече с собой, о бесстра­шии оста­ваться наедине со своими чувствами, с изги­бами своего харак­тера и тела. Эта песня о край­ней степени откро­вен­но­сти, или даже не песня — а само откро­ве­ние. Нравится оно вам или нет — не имеет значе­ния. Зима не беспо­ко­ится о том, сколько лайков ей поста­вят в Инста­граме. Она просто есть. Страш­ная, белая, дикая, убаю­ки­ва­ю­щая, тихая, беско­неч­ная и полная любви.


«Танцы в тёмной комнате»

Одна­жды я месяц ходила на уроки танго. Это был один из самых страш­ных меся­цев моей жизни. Слиш­ком близко, слиш­ком потно, слиш­ком незна­ко­мым прихо­ди­лось дове­рить направ­ле­ние моего движе­ния. Только я начала привы­кать, научи­лась поне­многу дове­рять парт­нё­рам, как у нас произо­шло слепое заня­тие. В тече­ние двух часов все участ­ники были с закры­тыми глазами. Даже между песнями нельзя было снять повязку. Песня прекра­щала играть — и нужно было найти нового парт­нёра на ощупь. И вот я двига­юсь всле­пую по этой комнате, полной людей, ищу кого-то, кого можно обнять и с кем прове­сти ещё три минуты в танце. Нащу­пы­ваю тех, кто уже танцует с другими, наты­ка­юсь на стену, гребу руками в пустоте комнаты куда — не знаю. Меня потрясло, насколько это похоже на всю мою жизнь.

Сколь­ких обнять, сколько запа­хов вдох­нуть, сколько музык услы­шать, сколько стен найти или постро­ить, сколько локтей других, сцепив­шихся в схватке за любовь — по неосто­рож­но­сти под ребро, сколько морских или сухо­пут­ных миль или кило­мет­ров пройти одной на ощупь в темноте, прежде чем встре­тить кого-то, с кем быть собой?


«Отпустить» (feat. Виктор Скорбенко)

В самый послед­ний момент перед запи­сью мы решили спеть эту песню совместно с Витей Скор­бенко из группы «Нотэ­бёрд». Песня напи­сана давно, и обычно я пела её одна, но всегда чувство­вала, как будто в ней не хватает земли, опоры. Витин бархат­ный голос обво­ла­ки­вает, смяг­чает углы, как бы делая процесс отпус­ка­ния проще, есте­ствен­нее. А мело­дии, по кото­рым он разли­ва­ется, взывают к корням, запус­кая какие-то перво­быт­ные процессы внутри. Песня неспро­ста стоит в сере­дине альбома. С неё начи­на­ется процесс осво­бож­де­ния от боли, с неё начи­на­ется исце­ле­ние.


«Смотри»

Мой личный мани­фест сфор­му­ли­ро­ван в песне «Смотри». «Смотри из сердца» — именно с этого посла­ния начался мой путь к себе, через него я соеди­ня­юсь со своими корнями, нахожу контакт со своими чувствами и чувствами тех, кто меня окру­жает. Я пере­стала стыдиться край­но­сти своих чувств. Я научи­лась любить свою печаль так же нежно, как и радость. И счастье видеть, как много людей отзы­ва­ются на эту чест­ность, и уже готовы открыть для меня своё сердце и смот­реть из сердца на меня.


«Хоопонопоно»

Если я скажу, что «Хоопо­но­поно» — волшеб­ная песня — вы не пове­рите. Конечно, в волшеб­ство в 2020 году верить непро­сто, но можно попро­бо­вать. Каждый раз, когда мы испол­няем эту песню на концер­тах, воздух стано­вится прозрач­нее. Это не мета­фора, это моё наблю­де­ние. И заме­чаю это не только я. Всё дело в том, что «Хоопо­но­поно» — гавай­ская молитва. Гово­рят, она лечит всё — болезни, разби­тые сердца, неве­рие в себя — всё, что можно выле­чить. Стоит лишь повто­рять эти слова в непро­стые времена: «Благо­дарю и люблю тебя, мне очень жаль, прости меня». Одна­жды эта молитва спасла мне жизнь. Тогда же я решила вста­вить эти слова в припев нашей песни. Теперь я полу­чаю письма от людей, кото­рые вспо­ми­нают её, когда им тяжело — и стано­вится легче. Для меня это боль­шое счастье.


«На край»

Эта песня заду­мы­ва­лась колы­бель­ной о даль­них стра­нах, а полу­чи­лась гимном путе­ше­ствен­ни­ков. Ничего не поде­ла­ешь: по мне так, если уж выхо­дить из малень­кой комнаты, то идти до конца, на самый край земли. Эта песня — исто­рия, кото­рая со мной произо­шла не так давно. Она напо­ми­нает мне о том, что неко­то­рые люди встре­ча­ются нам лишь для того, чтобы одна­жды превра­титься в песни. За что им всем боль­шое спасибо!


«Ласточки»

Ужасно сложно быть собой. Нужно же посто­янно, чтобы кто-то оценил, полю­бил, захо­тел. Самое смеш­ное, что стоит только пере­стать подстра­и­ваться под всех подряд, тут же высво­бож­да­ется целая атом­ная элек­тро­стан­ция внут­рен­него света, на кото­рый тянутся все, ценят, любят, хотят — всё, как мечта­лось. Понять это голо­вой не полу­ча­ется никак. Просто иногда это случа­ется, и тут же откры­ва­ются двери и окна, новые дороги, новые удиви­тель­ные люди встре­ча­ются, с кото­рыми совсем по пути. Как научиться не бояться страха? Вот ведь задачка.


«По пути»

По тради­ции, каждый палом­ник, прошед­ший по Пути Сантьяго, должен оста­вить что-то чело­ве­че­ству о своём Пути. Кто-то пишет книгу, кто-то картину, кто-то снимает кино, кто-то вяжет одеяло. Для меня таким арте­фак­том стано­вится этот альбом. Путь стал чертой, пере­хо­дом в другую реаль­ность. Там, где можно быть только собой, какой угодно — но собой. Там, где смот­рят из сердца. Там, где зани­ма­ются люби­мым делом. Там, где рядом только ТЕ люди. Там, где чудеса — часть реаль­но­сти.

В одной из дере­ву­шек по дороге стоял дом. Над дверью висела надпись «Дом тишины». Я зашла без стука. В доме пахло лаван­дой и тихо играла музыка, никого не было. По полкам разло­жены книги, на стенах — фото­гра­фии палом­ни­ков с подпи­сями-цита­тами о Пути. В одной из даль­них комнат я увидела полку с надпи­сью «Забы­тые сердца». На ней лежали дере­вян­ные меда­льоны с выре­зан­ными сердеч­ками. Брать себе одно из них каза­лось боль­шой ответ­ствен­но­стью, но я риск­нула. На следу­ю­щий день я встре­тила того, кому мне было суждено это забы­тое сердце вернуть, а после навсе­гда расстаться. Так и роди­лась песня о Пути, кото­рый, если присмот­реться, так похож на Жизнь.



Читайте также «“Травма (metaretta)” от “DIGITONICA”»

Поделиться