Для искус­ства нет гра­ниц. Поэт и певец Борис Гре­бен­щи­ков (а теперь и ино­агент) их точ­но не зна­ет, что дока­зы­ва­ют его пес­ни. Навер­ное, то коли­че­ство гео­гра­фи­че­ских пре­град, кото­рое пре­одо­ле­ва­ли его ком­по­зи­ции, ста­нет вызо­вом и для опыт­но­го путе­ше­ствен­ни­ка. Попро­бу­ем и мы пустить­ся в безум­ное стран­ствие по миру, посе­тив несколь­ко горо­дов, куда загля­ну­ло твор­че­ство БГ.

Мы спе­ци­аль­но выбра­ли отда­лён­ные друг от дру­га пунк­ты, кото­рые упо­ми­на­ют­ся в раз­ных по сти­лю и содер­жа­нию пес­нях. Но даже когда они уво­ди­ли нас дале­ко, нам поче­му-то каза­лось, что речь идёт о нас. Может быть, в этом загад­ка лири­че­ско­го героя БГ: несмот­ря на про­стор его взгля­да, далё­кие горо­да — это лишь повод загля­нуть вглубь само­го себя.


1. Санкт-Петербург

И отме­чен­ный све­том тво­их зрачков

Не суме­ет замкнуть свой круг,

И пес­ки Петер­бур­га зано­сят нас

И сле­ды наших древ­них рук.

«Пес­ки Петербурга» 

Род­ной город БГ — Санкт-Петер­бург, Ленин­град, Питер — упо­ми­на­ет­ся в его пес­нях не очень часто. Хотя отдель­ные питер­ские обра­зы в твор­че­стве груп­пы «Аква­ри­ум» доволь­но рас­про­стра­не­ны. В несколь­ких ком­по­зи­ци­ях раз­ных лет упо­ми­на­ет­ся «Сай­гон», где про­шло, напри­мер, дет­ство лири­че­ско­го героя в песне «Будь для меня как бан­ка» — име­ет­ся в виду нефор­маль­ное назва­ние кафе в цен­тре Ленин­гра­да, где оби­та­ла анде­гра­унд­ная интел­ли­ген­ция бреж­нев­ской эпо­хи. БГ пел и о моло­дых львах Ека­те­ри­ны, кото­рые шли по горо­ду, «когда ветер дует с Невы». Нако­нец, в честь арт-цен­тра «Пуш­кин­ская, 10» назва­ли целый альбом.

По цен­тру над тол­пой в Ленин­гра­де воз­вы­ша­ет­ся БГ

Оста­но­вим­ся на песне, где наиме­но­ва­ние горо­да попа­ло в заго­ло­вок. «Пес­ки Петер­бур­га» напи­са­ны ещё в кон­це 1970‑х годах, неко­то­рые строч­ки откро­вен­но заим­ство­ва­ны из Isis Боба Дила­на, но роман­ти­ка отно­ше­ний двух моло­дых людей вполне гар­мо­нич­но смот­рит­ся в атмо­сфе­ре Петер­бур­га и без Дила­на. Их про­гул­ки по горо­ду сопро­вож­да­ют­ся дву­смыс­лен­ным флир­том, они не заме­ча­ют, «когда был разо­рван зана­вес дня», и в кон­це кон­цов их «зано­сят пес­ки Петербурга».

И если вы дума­е­те, где в Петер­бур­ге столь­ко пес­ка, то мы под­ска­жем вам, что это частич­но игра слов. Пес­ков в горо­де было мно­го в рай­оне мещан­ской части восточ­нее парад­но­го двор­цо­во­го цен­тра и до его плот­ной город­ской застрой­ки — отсю­да и исто­ри­че­ское назва­ние рай­о­на Пес­ки меж­ду Мос­ков­ским вок­за­лом и Смоль­ным. Все­во­лод Гак­кель из «Аква­ри­ума» вспо­ми­нал, что в этом месте в 70‑е был дикий берег, где мож­но было про­во­дить неболь­шие музы­каль­ные фестивали.


2. Сан-Франциско

В Сан-Фран­цис­ко, на ули­це Индианы,

Рас­тут паль­мы марихуаны.

Эти паль­мы незем­ной красоты,

Их охра­ня­ют голу­бые менты.

«Вят­ка — Сан-Франциско»

В заго­ло­вок наше­го путе­ше­ствия попа­ла цита­та из пес­ни «Девуш­ки тан­цу­ют одни», где от Кат­ман­ду до Сан-Фран­цис­ко мер­ца­ли в тени две­ри в Эдем. Откры­ты ли эти две­ри для голу­бых мен­тов, рас­та­ма­нов и посе­ти­те­лей злач­ных мест из пес­ни «Вят­ка — Сан-Фран­цис­ко», ска­зать труд­но. БГ не даёт отве­та, про­во­ка­ци­он­но срав­ни­вая жар­кий кали­фор­ний­ский город с вят­ской зим­ней глу­бин­кой. «Кто из нас более любим этим небом?» — спра­ши­ва­ет он, и кажет­ся, что сам вопрос для него не име­ет смысла.

На гастро­лях в Сан-Фран­цис­ко. 2004 год

А ведь когда-то было ина­че, и тол­пы моло­дых совет­ских людей в пере­строй­ку гре­зи­ли о Запа­де. Туда в кон­це 1980‑х годов попал Гре­бен­щи­ков, напи­сал пароч­ку англо­языч­ных аль­бо­мов Radio Silence и Radio London. Все­во­лод Гак­кель из «Аква­ри­ума» вспо­ми­нал: «Было ощу­ще­ние, что две­ри откры­ва­ют­ся для всех. Когда Кас­па­рян (гита­рист из груп­пы „Кино“. — Прим. ред.) пока­зал на кон­цер­те „Поп-меха­ни­ки“ фото Бори­са [Гре­бен­щи­ко­ва] с Боуи, это мно­гих впе­чат­ли­ло». Но в ито­ге БГ на Запа­де так и не при­жил­ся, а к идее сме­ши­вать рус­ско­языч­ные и англо­языч­ные пес­ни стал отно­сить­ся скеп­ти­че­ски: «У них дру­гая тех­ни­ка, дру­гая точ­ка сбор­ки. Эти пес­ни из раз­ных все­лен­ных».

Так и жите­ли вят­ских изб под сне­гом с одной сто­ро­ны и кали­фор­ний­ские бом­жи-рас­та­ма­ны — с дру­гой: это про­сто люди из раз­ных все­лен­ных. Некая кар­ми­че­ская пред­опре­де­лён­ность того, где нахо­дят­ся твои горо­да — в Аме­ри­ке или в Рос­сии, — пода­ёт­ся в песне доволь­но пози­тив­но, ведь «нет ниче­го, кро­ме этой дороги».


3. Паламос

Хэй! Я ред­ко­зе­ме­лен, как литий.

Хэй! Я не сопро­тив­ля­юсь ходу событий.

Хэй! Это — милая серд­цу любо­го матроса

Все­на­род­ная пес­ня из Паламоса.

«Народ­ная пес­ня из Паламоса» 

Пала­мос — неболь­шой горо­док на севе­ро-восто­ке Испа­нии (или, вер­нее ска­зать, Ката­ло­нии?). Его насе­ле­ние не боль­ше двух десят­ков тысяч чело­век, но он попу­ля­рен сре­ди люби­те­лей курорт­ных видов спор­та: пла­ва­ния, парус­но­го спор­та, виндсёр­фин­га. Ещё здесь вылав­ли­ва­ют вкус­ные мест­ные креветки.

Здесь БГ жил в гостях у дру­зей и, по его сло­вам, «был остав­лен в пол­ном покое на очень дол­гое вре­мя». Так роди­лось несколь­ко песен из аль­бо­ма ZOOM ZOOM ZOOM (2005), в том чис­ле и эта. Испан­ских моти­вов в ней мож­но не искать — раз­ве что лири­че­ский герой тан­цу­ет испан­ский народ­ный танец качу­чу. Но связь с местом может быть понят­на, если мы пред­ста­вим атмо­сфе­ру напи­са­ния пес­ни: курорт­ный горо­док, солн­це, море, пляж, где-то на фоне поют пти­цы. И чело­век пре­да­ёт­ся чисто­му творчеству.

Жела­ем каж­до­му най­ти свой Пала­мос, где родит­ся «милая серд­цу любо­го мат­ро­са» пес­ня. Кста­ти, литий — это не ред­ко­зе­мель­ный металл.


4. Кемерово

Исто­рия человечества

Была бы не так крива,

Если б они дога­да­лись связаться

С чело­ве­ком из Кемерова.

«Чело­век из Кемерова» 

Одна­жды при­я­тель авто­ра этих пояс­ни­тель­ных ком­мен­та­ри­ев ска­зал, что под чело­ве­ком из Кеме­ро­ва под­ра­зу­ме­ва­ет­ся… Ста­лин, и всё это суть поли­ти­че­ская сати­ра на то вре­мя! Шут­ки шут­ка­ми, но мно­гие люди начи­на­ют искать в «Чело­ве­ке из Кеме­ро­ва» ана­ло­гии с реаль­ны­ми людь­ми. БГ при­зна­вал­ся, что ему не раз зво­ни­ли люди не толь­ко из это­го горо­да, но и «ото­всю­ду», спра­ши­вая: «Это про наше­го губер­на­то­ра? Про это­го или про преды­ду­ще­го?» А жур­на­ли­сты допы­ты­ва­лись, не про Евге­ния ли Гриш­ков­ца, кото­рый тоже из Кеме­ро­ва, эта композиция.

Пес­ня «Чело­век из Кеме­ро­ва» была напи­са­на БГ во вре­мя гастро­лей по Укра­ине в 2000‑е годы. Он сам срав­нил при­ду­ман­ный образ с пер­со­на­жем мисте­ра Вуль­фа из филь­ма Квен­ти­на Таран­ти­но «Кри­ми­наль­ное чти­во». И, дей­стви­тель­но, пер­вые два куп­ле­та непло­хо пере­да­ют пове­де­ние это­го кино­ге­роя. При­чём тут Кеме­ро­во? Ока­зы­ва­ет­ся, всё про­сто: «Меж­ду нами гово­ря, мне настоль­ко понра­ви­лась риф­ма „не рас­тёт тра­ва — Ке-ме-ро-ва“, что я начал смот­реть, что из это­го вый­дет», — гово­рил БГ.

Сек­рет пес­ни в том, что она гово­рит о попу­ляр­ном архе­ти­пе, некой надеж­де на чело­ве­ка, кото­рый «при­дёт и мол­ча попра­вит всё». Ино­гда будет казать­ся, что даже силы исто­рии под­власт­ны тако­му гению. Да про­стят нас жите­ли заме­ча­тель­но­го сибир­ско­го горо­да, но Кеме­ро­во в соче­та­нии с боже­ствен­ны­ми и супер­ге­рой­ски­ми спо­соб­но­стя­ми лишь уси­ли­ва­ет неле­пость обра­за. Не верь­те в сказ­ки, дру­зья, «чело­век из Кеме­ро­ва» к вам не придёт!


5. Тируванантапурам

В квар­ти­ре не было про­хо­да от язы­че­ских святынь,

Я пере­вёл все пес­ни Цоя с урду на латынь,

Когда я допил всё, что было у них меж окон­ных рам,

Я сел на пер­вый саб­вей в Тируванантапурам.

«Афа­на­сий Ники­тин буги (Хож­де­ние за три моря 2)»

Воз­мож­но, сто­ит соста­вить отдель­ную кар­ту гео­гра­фи­че­ских объ­ек­тов из этой пес­ни. Ведь она сама посвя­ще­на путе­ше­ствию лири­че­ско­го героя по всей пла­не­те и в какой-то сте­пе­ни по глу­би­нам сво­е­го созна­ния. Мек­ка и Лон­дон, Улан-Батор и Тольят­ти — куда толь­ко не зано­си­ло Афа­на­сия Ники­ти­на из XXI века! Сам мотив веч­но­го путе­ше­ствия отра­зил­ся и в назва­нии аль­бо­ма «Бес­печ­ный рус­ский бро­дя­га» (2006), куда вошла пес­ня. Это неуди­ви­тель­но — участ­ни­ки груп­пы «Аква­ри­ум» неред­ко «бро­ди­ли» по миру, и наста­ла пора худо­же­ствен­но осмыс­лить этот опыт.

Где-то в Индии?..

Но давай­те пого­во­рим о горо­де с зага­доч­ным назва­ни­ем Тиру­ва­нан­та­пу­рам. Рас­по­ло­жен он на юге Индии. Мы не зна­ем, бывал ли там БГ, но с учё­том его люб­ви к этой пре­крас­ной стране, риск­нём пред­по­ло­жить, что да. Как и пола­га­ет­ся индий­ско­му горо­ду, он древ­ний и доволь­но боль­шой по чис­лен­но­сти — око­ло мил­ли­о­на чело­век. Непри­выч­ное для евро­пей­ца назва­ние озна­ча­ет все­го лишь «город Анан­ды». Анан­да, Анан­та-шеша или про­сто Шеша — это ава­та­ра Виш­ну и царь нагов, то есть змей с чело­ве­че­ски­ми голо­ва­ми. Всё же про­сто, види­те. Но что­бы вам было ещё про­ще, в пери­од бри­тан­ско­го вла­ды­че­ства назва­ние горо­да изме­ни­ли на Три­вандрам. Так что гово­рить «Три­вандрам» или «Тиру­ва­нан­та­пу­рам», решай­те сами.

Меж­ду тем саб­ве­ем в Три­вандра­ме вос­поль­зо­вать­ся не вый­дет — его там нет. Соглас­но англо­языч­ной «Вики­пе­дии», мет­ро в горо­де соби­ра­ют­ся постро­ить толь­ко к 2025 году.


6. Москва

Я сяду в лотос поут­ру посе­ре­ди Кремля

И вздрог­нет про­свет­лён­ная сырая мать-земля.

«Рус­ская нирвана» 

Сто­ли­ца Рос­сии не мог­ла не появить­ся в пес­нях БГ, но спе­ци­аль­но к ней он не обра­щал­ся. Вот герой «Бес­печ­но­го рус­ско­го бро­дя­ги» при­зна­ёт­ся: «Я пил в Петер­бур­ге, и я пил в Москве», но даль­ше эти горо­да теря­ют­ся сре­ди дру­гих насе­лён­ных пунк­тов. Вот автор спра­ши­ва­ет «девуш­ку с веслом»: «Как живут в Москве нем­цы и орда?», но затем его вни­ма­ние пере­клю­ча­ет­ся на дру­гие вопро­сы. Затос­ко­вав по-древ­не­рус­ски, БГ с сар­каз­мом отме­ча­ет, что «над удол­бан­ной Моск­вою в небо лезут леса», а по Арба­ту и Твер­ской ходят стро­ем «Харе Криш­на», но и здесь он слов­но при­е­хал в Моск­ву нена­дол­го и явно не с любовью.

Поэто­му для пес­ни, иллю­стри­ру­ю­щей город, мы взя­ли «Рус­скую нир­ва­ну». Здесь сло­ва «Москва» нет, но упо­ми­на­ет­ся Кремль, и всем понят­но, что это имен­но Мос­ков­ский Кремль. Мотив пес­ни поза­им­ство­ван с «Лодоч­ки» Тихо­на Хрен­ни­ко­ва, отче­го может пока­зать­ся, что это какая-то шуточ­ная паро­дия. Но на самом деле это не паро­дия, а мани­фест. Мотив совет­ской пес­ни, кото­рый вос­при­ни­ма­ет­ся чуть ли не рус­ским народ­ным, нужен, что­бы под­черк­нуть искрен­нюю любовь ко всей рус­ской куль­ту­ре — к той же Москве и упо­мя­ну­той Волге.

В под­зем­ном пере­хо­де на мет­ро «Тур­ге­нев­ская». Вот такая непа­рад­ная Москва у БГ

Но кро­ме рус­ско­го источ­ни­ка, БГ пита­ет­ся из восточ­ной куль­ту­ры. Отсю­да стран­ное, но орга­нич­ное для него жела­ние, что­бы род­ная «сырая мать-зем­ля» достиг­ла буд­дий­ско­го про­свет­ле­ния, где кре­сты на купо­лах церк­вей не всту­па­ют в про­ти­во­ре­чие с китай­ской кон­цеп­ци­ей созер­ца­тель­но­го неде­ла­ния У‑вей. Пес­ню БГ писал в аэро­пор­ту Копен­га­ге­на, что добав­ля­ет в его твор­че­ство тре­тий источ­ник — запад­ный, евро­пей­ский. Такой вот мультикультурализм.


7. Иерусалим

Небес­ный град Ерусалим

Горит сквозь холод и лёд

И вот он сто­ит вокруг нас,

И ждёт нас, и ждёт нас…

«Дуб­ров­ский»

Конеч­но, град Иеру­са­лим из пес­ни «Дуб­ров­ский» — это не реаль­ная изра­иль­ская сто­ли­ца, а биб­лей­ский образ из «Апо­ка­лип­си­са»: «И воз­нёс меня в духе на вели­кую и высо­кую гору и пока­зал мне вели­кий город, свя­тый Иеру­са­лим, кото­рый нис­хо­дил с неба от Бога», — чита­ем в «Откро­ве­нии» Иоан­на Бого­сло­ва. Вла­ди­мир Дуб­ров­ский из рома­на Пуш­ки­на вме­сто того, что­бы пустить­ся во все тяж­кие, бро­са­ет в кана­ву наган и пони­ма­ет, что мстить неко­му. Он нашёл уми­ро­тво­ре­ние в люб­ви к Богу и при­зы­вал к нему воз­люб­лен­ную Машу.

Под­пись с офи­ци­аль­но­го сай­та «Аква­ри­ума»: «В Иудей­ской пустыне обду­мы­ва­ет­ся осно­ва­ние Ново­го Аква­ри­ума, лето 1992»

Но мы бы не обра­ти­лись к реаль­но­му Иеру­са­ли­му, если бы в песне не нашёл­ся изра­иль­ский след. «Дуб­ров­ско­го» БГ сочи­нил в Смо­лен­ске во вре­мя кон­церт­но­го тура, но до того, в 1992 году, был на кон­цер­тах в Изра­и­ле. Олег Сак­ма­ров из «Аква­ри­ума» вспо­ми­нал, как они с БГ наблю­да­ли на тель-ави­вском пля­же само­лёт в небе, кото­рый чер­тил сво­им сле­дом какой-то пред­вы­бор­ный лозунг на иври­те. Про­хо­дит вре­мя, и теперь уже Дуб­ров­ский «берёт еро­план» и пишет на небе: «Небес­ный град Еру­са­лим горит сквозь холод и лёд…»


8. Кострома

Мне б рез­ную калитку,

Кру­жев­ной абажур…

Ох, Сама­ра, сест­ра моя;

Костро­ма, mon amour…

«Костро­ма mon amour» 

Костро­ма для БГ — сосре­до­то­чие некой искон­ной Рос­сии. Из Костро­мы родом новый Афа­на­сий Ники­тин, устро­ив­ший «Хож­де­ние за три моря — 2». «Проснись, моя Костро­ма!» — поёт­ся в песне «Дуб­ров­ский». В костром­ские края ухо­дит мате­рин­ская линия семьи Гребенщикова.

Да и в целом поволж­ские горо­да вхо­дят в ту же кате­го­рию искон­но рус­ских, поэто­му неред­ко упо­ми­на­ют­ся вме­сте. В песне «Костро­ма mon amour» это, напри­мер, Вла­ди­мир и Сама­ра, в «Дуб­ров­ском» — Сара­тов и Тверь. Андрей Реше­тин из «Аква­ри­ума» под­твер­ждал: «А осо­бен­ное при­стра­стие у Бори­са было к Вол­ге».

Улич­ный кон­церт в Костро­ме. 2016 год

«Костро­ма mon amour» как пес­ня и одно­имён­ный аль­бом — это пик «рус­ских» раз­мыш­ле­ний БГ пер­вой поло­ви­ны — сере­ди­ны 1990‑х годов. «Фольк­лор­ный мате­ри­ал и в то же вре­мя совер­шен­но рок-н-ролль­ная плат­фор­ма» — так харак­те­ри­зо­вал аль­бом дру­гой участ­ник «Аква­ри­ума» Алек­сандр Док­шин. Про­тестный пафос совет­ско­го анде­гра­ун­да уже был неак­туа­лен, стрем­ле­ние впи­сать­ся в англо­языч­ную музы­каль­ную сце­ну угас­ло, и об этом кос­вен­но гово­рит лири­че­ский герой пес­ни: «Мне не нуж­но побе­ды, не нуж­но вен­ца». А что нуж­но? «Жизнь без вра­нья», «рез­ную калит­ку» — всё то, что мож­но назвать «внут­рен­ней Костромой».


9. Милан

Доб­ры­ня плю­нул на Рос­сию и в Милане чинит газ,

Алё­ша, даром что Попо­вич, про­дал весь иконостас.

«Древ­не­рус­ская тоска» 

Милан упо­ми­на­ет­ся в тек­сте пес­ни «Древ­не­рус­ская тос­ка» вскользь и один раз. Одна­ко он важен в соче­та­нии с обра­зом Доб­ры­ни, кото­рый из рус­ско­го бога­ты­ря стал обслу­жи­ва­ю­щим пер­со­на­лом в Евро­пе. Имен­но такой при­го­вор вынес бы Доб­рыне древ­не­рус­ский герой, посмот­рев на Рос­сию сере­ди­ны 90‑х годов. Тут вам и бояре на «Той­о­тах», и про­да­жи ресур­сов на Запад и воен­но­го ору­жия на Восток, и «яро­слав­ны», став­шие биз­нес-леди, и… о ужас, князь Вла­ди­мир в море на дос­ке. Уди­ви­тель­но, как БГ уда­лось пред­ска­зать увле­ка­ю­ще­го­ся спор­том гла­ву госу­дар­ства с име­нем Владимир.

Неко­то­рые упре­ка­ли «Древ­не­рус­скую тос­ку» в кощун­стве. И жур­на­ли­сты, и даже дру­гие музы­кан­ты — напри­мер, Кон­стан­тин Кин­чев. А забав­ная шуточ­ная пес­ня и сей­час слы­шит­ся акту­аль­но — то ли за послед­ние 20 лет ниче­го не изме­ни­лось, то ли обра­зы ока­за­лись слиш­ком пророческими.

Ещё один гео­гра­фи­че­ский аспект вскры­ва­ет­ся, когда узна­ёшь обсто­я­тель­ства созда­ния пес­ни. БГ напи­сал её в Егип­те — полу­чил­ся инте­рес­ный взгляд на Рос­сию со сто­ро­ны. Дети Бори­са Бори­со­ви­ча, про­слу­шав её тогда, ска­за­ли, что это отлич­ный рэп.


10. Архангельск

Позд­но ждать, когда насту­пят сдвиги.

Смот­ри, как горят эти книги.

Назад в Архангельск!

«Назад в Архангельск»

В 1990‑е БГ пел о рус­ских горо­дах с теп­ло­той и любо­вью. Чаще все­го эти были при­выч­ные наше­му слу­ху поволж­ские про­вин­ци­аль­ные цен­тры. Вре­ме­на изме­ни­лись, и в 2011 году «рус­ский» образ стал Архан­гель­ском. Прав­да, сам БГ гово­рил, что образ был у него в голо­ве уже лет трид­цать, но пре­тво­рить его в жизнь сто­и­ло толь­ко в нача­ле 2010‑х. Тогда, когда уже было ясно — Сред­не­ве­ко­вье нику­да не ушло.

«Аква­ри­ум» в Архан­гель­ске в 1979 году — задол­го до того, как город при­об­ре­тёт зло­ве­щий сим­во­лизм для БГ

Не сто­ит, одна­ко, видеть в этом пря­мой поли­ти­че­ский под­текст. После «Поез­да в огне» БГ крайне ред­ко при­бе­га­ет к соци­аль­ной кон­кре­ти­ке. Но ино­гда и он не удер­жи­ва­ет­ся от ком­мен­та­ри­ев: «Мы в любом слу­чае Рос­сию любим, так или ина­че. Но любить то, что в ней про­ис­хо­дит, — зна­чит любить каз­ни стрель­цов, Ста­ли­на и Малю­ту Ску­ра­то­ва», — так сре­а­ги­ро­вал БГ на вопрос о песне.

Архан­гельск Гре­бен­щи­ко­ва — это не лам­по­вая Костро­ма. Здесь цепи и вери­ги, горя­щие кни­ги, мёрт­вые и зик­ку­ра­ты. Есть ли какой-то выход из этой «вели­кой глу­ши»? БГ наме­ка­ет, что нет:

«Почи­тай­те рус­ских клас­си­ков — мы из неё [„вели­кой глу­ши“] нико­гда не выхо­ди­ли. Были вну­ша­е­мые с дет­ства иллю­зии „свет­ло­го будущего“».

Поэто­му, поте­ряв надеж­ды и иллю­зии, мы воз­вра­ща­ем­ся назад — назад в Архангельск.


*Минюст РФ при­знал Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва иноагентом.


Читай­те так­же наши мате­ри­а­лы о БГ:

«10 глав­ных песен Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва»;

«Дру­гой „Аква­ри­ум“: самые нети­пич­ные пес­ни Гре­бен­щи­ко­ва».

Поделиться