Человек с киноаппаратом. Фильмы Дзиги Вертова

Дзига Вертов — твор­че­ский псев­до­ним Давида Кауф­мана, самого извест­ного русского доку­мен­та­ли­ста в мире. Его работы тради­ци­онно входят в списки лучших доку­мен­таль­ных филь­мов, снятых в исто­рии, о нём пишут книги, его ленты смот­рят в кинок­лу­бах.

Несколько дней назад мы инфор­ми­ро­вали наших чита­те­лей об уникаль­ной ново­сти: восста­нов­лен дебют­ный фильм Дзиги Вертова «Годов­щина рево­лю­ции». Неиз­вестно, что будет проис­хо­дить с ним дальше, будут ли огра­ни­чен­ные показы в России в кино­те­ат­рах, кинок­лу­бах или на теле­ви­де­ние и когда его можно будет спокойно увидеть в интер­нете. Но пока судьба «Годов­щины рево­лю­ции» не ясна, VATNIKSTAN нашёл в свобод­ном доступе другие фильмы Вертова — они расска­жут нам гораздо больше о гранях его таланта, чем любые слова о «лучшем» и «извест­ном» кино­ре­жис­сёре.

Дзига Вертов за монтаж­ным столом. Вторая поло­вина 1920-х годов

Кино-неделя (1918)

Задолго до появ­ле­ния новост­ного теле­ви­де­ния Вертов принял участие в созда­нии хрони­каль­ных кино­жур­на­лов. Формат опере­дил своё время, и крат­кие минут­ные репор­тажи, кото­рые сейчас пока­зы­вают на новост­ных кана­лах безо всяких коммен­та­риев диктора, а лишь с крат­кими субтит­рами, появи­лись в Совет­ской России в первые месяцы ещё столе­тие назад.

Посмот­рите первый выпуск журнала «Кино-неделя», в кото­ром можно увидеть Ленина, Троц­кого, Дыбенко и других ключе­вых рево­лю­ци­он­ных деяте­лей. Удиви­тельно, но даже такая простая подача прико­вы­вает к себе внима­ние благо­даря каче­ствен­ному монтажу и опера­тор­ской работе. Впослед­ствии сюжеты журнала будут расши­рены, и он транс­фор­ми­ру­ется в «кино­га­зету» под назва­нием «Кино-правда».


Кино-глаз (1924)

Постер фильма

Дзига Вертов считал, что «кино­глаз» может увидеть гораздо больше, чем обыч­ное чело­ве­че­ское зрение. Он провоз­гла­шал следу­ю­щее:

«Я — кино­глаз, я создаю чело­века, более совер­шен­ного, чем создан­ный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным пред­ва­ри­тель­ным черте­жам и схемам».

Фильм «Кино-глаз» на первый взгляд пред­став­ляет собой тот же набор хроники, но, в отли­чие от «новост­ных» выпус­ков «Кино-недели» и «Кино-правды», Вертов пере­ме­шал снятые фраг­менты с наме­рен­ным худо­же­ствен­ным умыс­лом. Скажем, хроно­ло­гия произ­вод­ства мяса и хлеба наме­ренно пока­заны в обрат­ном направ­ле­нии, чтобы подчерк­нуть «эволю­цию вещей», кото­рую обыч­ный чело­век не сможет увидеть, двига­ясь из прошлого в буду­щее.

Фильм о повсе­днев­ной жизни моло­дого совет­ского обще­ства обра­тил на себя внима­ние крити­ков и на выставке деко­ра­тив­ных искусств в Париже полу­чил сереб­ря­ную медаль и диплом.


Шестая часть мира (1926)

Фильм снят по заказу внеш­не­тор­го­вого пред­при­я­тия Госторг и должен был служить в каче­стве боль­шого презен­та­ци­он­ного ролика для внеш­не­эко­но­ми­че­ских парт­нё­ров СССР. С непро­стой зада­чей пока­зать эконо­ми­че­ские масштабы и возмож­но­сти совет­ского госу­дар­ства лента справ­ля­ется. И сего­дня пора­жают масштабы съёмок от Край­него Севера до Кавказа.


Человек с киноаппаратом (1929)

Постер фильма

Самый извест­ный, самый глав­ный, самый программ­ный фильм Дзиги Вертова. К нему вообще часто прибав­ляют слово «самый» — напри­мер, самый лучший доку­мен­таль­ный фильм во всей миро­вой исто­рии.

Подоб­ное отно­ше­ние появи­лось неспро­ста. В фильме нет пропа­ганды, и поэтому его можно смот­реть в любое время и в любом исто­ри­че­ском контек­сте. В фильме нет живого звука, поэтому смот­реть его можно в любой стране. (Фоно­вая музыка, как вы дога­ды­ва­е­тесь, нало­жена уже после — поэтому при жела­нии можете её совсем выклю­чить.)

При этом в фильме есть экспе­ри­мен­таль­ная съёмка, в том числе скры­той каме­рой, монтаж разной дина­мики — словом, огром­ное число приё­мов, кото­рые стали образ­цом для кино­де­я­те­лей по всему миру. Концен­тра­ция «чистого искус­ства» доку­мен­та­ли­стики сделала фильм Вертова насто­я­щей клас­си­кой.


Энтузиазм: Симфония Донбасса (1930)

В отли­чие от немых экспе­ри­мен­таль­ных хрони­каль­ных лент, «Симфо­ния Донбасса» больше похожа на совре­мен­ное доку­мен­таль­ное кино. Уникаль­ность в том, что это действи­тельно «симфо­ния»: первый звуко­вой совет­ский доку­мен­таль­ный фильм полу­чил опре­де­лён­ное призна­ние за рубе­жом за соче­та­ние звуко­вого и видео­ряда — его смот­рел и оценил сам Чарли Чаплин. Саунд­трек, как мы сказали бы сего­дня, действи­тельно запо­ми­на­ется — в него вошли компо­зи­ции Нико­лая Тимо­фе­ева и Дмит­рия Шоста­ко­вича.


Три песни о Ленине (1934)

Куда совет­скому режис­сёру без лени­ни­аны? Нельзя при этом сказать, что фильм явля­ется простой пропа­ган­дист­ской лентой, инте­ре­сен сам подход: фильм состоит из трёх частей-«песен», в кото­рых воспе­ва­ется всена­род­ная любовь к Ильичу. Вне зави­си­мо­сти от нашего отно­ше­ния к культу Ленина, произ­ве­де­ние Вертова смот­рится инте­ресно со сценар­ной точки зрения, ну а опера­тор­ская работа, как обычно, на высоте.


Колыбельная (1937)

Чем больше совет­ское офици­аль­ное искус­ство скло­ня­лось к соцре­а­лизму, тем меньше в нём оста­ва­лось возмож­но­стей для аван­гар­дист­ского экспе­ри­мента. Картина «Колы­бель­ная» была снята с проката через несколько дней после выпуска. Почему? С виду всё в ней было подчи­нено «офици­аль­ной линии партии»: фильм должен был пока­зы­вать счаст­ли­вую жизнь совет­ской женщины-матери. Фило­лог и исто­рик Констан­тин Богда­нов писал по этому поводу:

«…Сталин „появ­ля­ется только в окру­же­нии женщин, и каждое такое появ­ле­ние сменя­ется кадром нового ребенка — новой девочки“. Гарем­ные ассо­ци­а­ции прихо­дят на ум почти всем крити­кам, писав­шим о „Колы­бель­ной“. Спорить с тем, что Вертов излишне риско­ванно „распро­стра­нил патер­на­лист­скую мета­фору на сферу сексу­аль­ной мощи отца наро­дов“, трудно, но можно принять и более слабую версию того же пред­по­ло­же­ния — неже­ла­ние Сталина излишне „одомаш­нить“ свой образ в глазах зрите­лей и дать им лишний повод к обсуж­де­нию его собствен­ной непро­стой семей­ной жизни (смерти жены в 1932 году, взаи­мо­от­но­ше­ний с детьми от первого и второго брака — Яковом, Васи­лием и Свет­ла­ной)».


Тебе, фронт! (1942)

В годы войны Дзига Вертов продол­жал снимать доку­мен­таль­ное кино. Один из филь­мов, кото­рые можно найти в интер­нете, посвя­щён тыло­вой работе жите­лей Север­ного Казах­стана на нужды фронта. В эти годы, конечно, было уже не до «чистого искус­ства», да и идеи Вертова пере­стали прихо­диться по вкусу офици­аль­ным цензо­рам.

После войны филь­мо­гра­фия режис­сёра будет огра­ни­чена лишь рабо­той над кино­жур­на­лом «Ново­сти дня».

Поделиться