Фридрих Эрмлер. Гений кинопропаганды

Продол­же­ние цикла расска­зов об отече­ствен­ных режис­сё­рах, судьба кото­рых была связана с евро­пей­скими кино­фе­сти­ва­лями. В этот раз речь пойдёт о первом между­на­род­ном кино­фе­сти­вале в Каннах, победе на нём фильма Фридриха Эрмлера «Вели­кий пере­лом», а также о жизни и твор­че­стве режис­сёра.


Канн­ский фести­валь на сего­дняш­ний день явля­ется одним из самых престиж­ных кино­фе­сти­ва­лей миро­вого масштаба, а также и самым возраст­ным. Он берёт своё начало в 1939 году. Но для того, чтобы расска­зать о нём, нужно пере­ме­ститься на год раньше в Вене­цию. Именно там прохо­дил глав­ный обще­ев­ро­пей­ский кино­фе­сти­валь 1938 года. Присуж­де­ние победы филь­мам «Олим­пия» Лени Рифен­шталь и «Пилот Лучано Серра» Витто­рио Муссо­лини (сын Бенито Муссо­лини, по иници­а­тиве кото­рого и был создан Вене­ци­ан­ский кино­фе­сти­валь) вызвало боль­шой скан­дал в среде евро­пей­ской элиты.

Впослед­ствии было принято реше­ние об учре­жде­нии нового свобод­ного от поли­тики кино­фе­сти­валя, кото­рый должен был прохо­дить во Фран­ции. Пред­се­да­те­лем жюри назна­чили Луи Люмьера, а сам фести­валь должен был пройти с 1 по 20 сентября 1939 года в Каннах, однако из-за начала Второй миро­вой войны его пришлось отло­жить на неопре­де­лён­ный срок. В итоге первый между­на­род­ный Канн­ский кино­фе­сти­валь провели только спустя семь лет.

Помимо даты прове­де­ния первого фести­валя в Каннах, 1946 год приме­ча­те­лен тем, что явля­ется годом начала Холод­ной войны и первым раун­дом идео­ло­ги­че­ского проти­во­сто­я­ния СССР и США. По усло­виям каждая из стран, имею­щих боль­шое кино­про­из­вод­ство, могла пред­став­лять до семи полно­мет­раж­ных кино­кар­тин. Совет­ский Союз был пред­став­лен следу­ю­щими филь­мами: проде­мон­стри­ро­ван­ный на откры­тии «Берлин» Юлия Райз­мана, «Вели­кий пере­лом» Фридриха Эрмлера, «Глинка» и «Зоя» Лео Арнштама, «Камен­ный цветок» Алек­сандра Птушко, «Здрав­ствуй, Москва!» Сергея Ютке­вича и «Чело­век №217» Миха­ила Ромма.

Канн­ский кино­фе­сти­валь 1946 года. Постер

По итогам первого Канн­ского фести­валя глав­ный приз «Гран-при» (начи­ная с 1955 года, высшая награда полу­чит назва­ние «Золо­тая паль­мо­вая ветвь») был присуж­дён 11 филь­мам, среди кото­рых был «Вели­кий пере­лом» Эрмлера. Также нельзя не отме­тить знако­вую победу отече­ствен­ной картины «Камен­ный цветок» в номи­на­ции, утвер­ждён­ной по ходу фести­валя — «Лучшее исполь­зо­ва­ние цвета». Руко­во­ди­тель совет­ской деле­га­ции Михаил Кала­то­зов впослед­ствии в офици­аль­ном письме Андрею Жданову писал по этому поводу следу­ю­щее:

«Победа совет­ских картин была прежде всего побе­дой совет­ских идей. Подводя итоги фести­валя в Канне, можно сказать, что фести­валь явился свое­об­раз­ным плац­дар­мом борьбы двух проти­во­по­лож­ных идео­ло­гий — прогрес­сивно-демо­кра­ти­че­ской и буржу­азно-реак­ци­он­ной. Эта послед­няя стре­ми­лась увести чело­ве­че­ство в область мистики, клини­че­ского психо­ана­лиза, нарко­ма­нии и зубо­скаль­ства, приправ­лен­ного порно­гра­фией. Это была так назы­ва­е­мая развле­ка­тель­ная тенден­ция, но по суще­ству сугубо песси­ми­сти­че­ская по своим настро­е­ниям».

Глав­ной особен­но­стью отече­ствен­ных картин, пред­став­лен­ных во Фран­ции в 1946 году, было стрем­ле­ние пока­зать возмож­ность свет­лого буду­щего и место чело­века в нём. Герои и темы, выве­ден­ные совет­скими режис­сё­рами на экран, были напол­нены жизне­утвер­жда­ю­щими смыс­лами, чего не скажешь о всепо­гло­ща­ю­щем отча­я­нии и безыс­ход­но­сти, став­шими в запад­ном искус­стве второй поло­вины ХХ века на перед­ний план.

Для режис­сёра Фридриха Эрмлера гран-при Канн­ского фести­валя не было и не могло быть глав­ной награ­дой, хоть он и пони­мал всю важность этого приза для страны. В какой-то степени это собы­тие озна­ме­но­вало конец его твор­че­ского пути. Конечно, после «Вели­кого пере­лома» будут ещё фильмы, однако будет видно, что лучшее своё кино режис­сёр уже снял.

Постер фильма «Вели­кий пере­лом»

Родился наш герой 1(13) мая 1898 года в одном из месте­чек Витеб­ской губер­нии в бедной много­дет­ной еврей­ской семье, рано лишив­шейся кормильца. С 12 лет был вынуж­ден рабо­тать в аптеке. Влади­мир Марко­вич Бреслав (насто­я­щие имя и фами­лия режис­сёра) не полу­чил ника­кого обра­зо­ва­ния, даже началь­ного, у него просто не было возмож­но­сти сделать это. С детства он мечтал стать актё­ром и, если бы не начав­ша­яся рево­лю­ция, то, скорей всего, мечты бы не были вопло­щены. Рево­лю­ция дала Эрмлеру всё, начи­ная от псев­до­нима и закан­чи­вая жизнью, кото­рую ему было суждено прожить.

В 1923 году, после воен­ной службы, Эрмлер посту­пает на актёра в Петро­град­ский инсти­тут экран­ного искус­ства, где учится в тече­ние двух лет, но не закан­чи­вает инсти­тут. Как оказа­лось, быть твор­цом экран­ного мира куда инте­рес­ней, чем его героем. Поэтому в 1925 году Эрмлер орга­ни­зо­вы­вает кино­экс­пе­ре­мен­таль­ную мастер­скую (КЭМ), где начи­нает делать собствен­ные фильмы.

Фридрих Эрмлер в моло­до­сти

Первым филь­мом Эрмлера была корот­ко­мет­ражка по заказу Ленин­град­ского горздрав­от­дела «Скар­ла­тина» (1924), в кото­рой нельзя не найти влия­ние Козин­цева и Трау­берга, кото­рыми восхи­щался в начале своего пути моло­дой режис­сёр и шёл как бы по пятам. Но уже на съём­ках следу­ю­щей кино­кар­тины «Катька – бумаж­ный Ранет» (1926) Эрмлер стано­вится на свой путь, изоб­ре­тая вместе с актё­рами Эдуар­дом Иоган­со­ном и Фёдо­ром Ники­ти­ним новый жанр коме­дий­ной мело­драмы. После этого выхо­дят фильмы «Париж­ский сапож­ник» (1927) и «Дом в сугро­бах» (1927), кото­рые служат свое­об­раз­ным пере­хо­дом к новому этапу твор­че­ства Фридриха Эрмлера.

Затем следует «Обло­мок импе­рии» (1929), где впер­вые в твор­че­стве режис­сёра возни­кает чело­ве­че­ский харак­тер – слож­ный, а глав­ное живой. Это первый поли­ти­че­ский фильм Эрмлера, расска­зан­ный глазами бывшего унтер-офицера, поте­ряв­шего память в резуль­тате конту­зии в Первой миро­вой войне и оказав­ше­гося посреди нового времени. Таким обра­зом, Эрмлер пока­зы­вает обнов­ле­ние страны и дости­же­ния совет­ской власти. Иссле­до­ва­тели отме­чают также в этом фильме влия­ние Фрейда, идеями кото­рого был увле­чён режис­сёр, хоть они и шли враз­рез комму­ни­сти­че­ской идео­ло­гии.

Стоит выде­лить картину «Встреч­ный» (1932) о рабо­чих ленин­град­ского турбин­ного завода, снятую совместно с Сергеем Ютке­ви­чем. Здесь Эрмлер осва­и­вает приёмы музы­каль­ного монтажа. Теперь, когда в кино появ­ля­ется звук, у режис­сёра появ­ля­ется возмож­ность реали­зо­вать идею фильма о Бетхо­вене, но судьба и партия распо­ря­жа­ются так, что прихо­дится снимать другой фильм.

В 1935 году на совет­ские экран выхо­дит фильм «Крестьяне», в кото­ром идёт речь о новой совет­ской деревне и о клас­со­вой борьбе внутри неё, продол­жа­ю­щейся после рево­лю­ции. В центре повест­во­ва­ния нахо­дится кулак Гера­сим. Он стре­мится увели­чить свиное пого­ло­вье, дабы подо­рвать деятель­ность колхоза. Жена Гера­сима, Варвара, искренне верит в комму­ни­сти­че­ские идеи и мечтает родить героя совет­ской власти. Но, узнав о планах супруга, стано­вится жерт­вой. После этого разво­ра­чи­ва­ется борьба Гера­сима против началь­ника полит­от­дела, кото­рая завер­ша­ется для Гера­сима пора­же­нием, а для членов колхоза – побе­дой и подтвер­жде­нием верно­сти выбран­ного пути. Тем не менее фильм этот не так одно­зна­чен, как кажется на первый взгляд, в нём можно увидеть чело­ве­че­скую траге­дию, соци­аль­ное одино­че­ство, на кото­рое обре­чены неко­то­рые люди эпохи коллек­ти­визма. «Крестьяне» пришлись по душе Иосифу Сталину, и на первом Между­на­род­ном москов­ском фести­вале 1935 года лента полу­чила глав­ный приз.

После «Крестьян» Эрмлер снимает, навер­ное, свою глав­ную картину, двух­се­рий­ную кино­э­по­пею об убий­стве Кирова «Вели­кий граж­да­нин» (1937). В этом фильме режис­сёр зани­ма­ется иссле­до­ва­нием природы рево­лю­ции, кото­рая рано или поздно приво­дит к терми­дору. Фридрих Эрмлер изучает фено­мен бесов­ского в чело­веке, кото­рый приво­дит к вырож­де­нию людской общно­сти. Приме­ча­тельно, что одним из связу­ю­щих этого фильма послу­жил роман Фёдора Досто­ев­ского «Бесы». Если же гово­рить о форме, то «Вели­кий граж­да­нин» явля­ется верши­ной твор­че­ства худож­ника, где можно найти общие точки с филь­мами Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса. Пере­смат­ри­вая этот фильм сего­дня — а сделать это опре­де­лённо стоит — всякий зритель сможет открыть для себя собствен­ный смысл, так как картина этими смыс­лами пере­пол­нена. И если мы загля­нем вперёд, то увидим, что после «Вели­кого граж­да­нина» осталь­ные работы Эрмлера выгля­дят второ­сте­пен­ными и откро­венно слабыми.

В 1941 году начи­на­ется Вели­кая Отече­ствен­ная война, кото­рая застав­ляет режис­сёра открыть для себя новый жанр воен­ного кино. Таким обра­зом, в 1943 году выхо­дит один из первых отече­ствен­ных филь­мов о войне «Она защи­щает Родину». На самом деле на протя­же­нии всего своего твор­че­ского пути Эрмлер вына­ши­вал идею фильма об армии и даже неод­но­кратно заяв­лял об этом, однако поли­ти­че­ская обста­новка скла­ды­ва­лась иначе.

Следу­ю­щим, вышед­шим уже на исходе войны, стано­вится фильм «Вели­кий пере­лом» (1945). Он, как и преды­ду­щий фильм режис­сёра, не только воен­ный, но и поли­ти­че­ский, сделан­ный на заказ. Но глав­ная особен­ность фильма заклю­ча­ется в другом. «Вели­кий пере­лом» пред­став­ляет собой масштаб­ную картину, в центре кото­рой – роль полко­водца-побе­ди­теля, способ­ного прини­мать верные реше­ния в самых, на первый взгляд, безна­дёж­ных ситу­а­циях. Сюжет фильма расска­зы­вает о Сталин­град­ской битве, при том, что назва­ние города не употреб­ля­ется. До мини­мума сведены и все баталь­ные сцены, а враги пред­став­лены в лице несколь­ких плен­ных офице­ров. Эрмлер пока­зы­вает, как судьба войны реша­ется гене­ра­лами в штабе, а не на поле боя, кото­рое пред­став­лено простран­ством стра­те­ги­че­ских карт. Пере­чис­лен­ное лишь подтвер­ждает талант режис­сёра, сумев­шего с помо­щью огра­ни­чен­ных средств изоб­ра­зить реши­мость и вели­чие той силы, что смогла одолеть фашизм.

Далее в твор­че­стве Фридриха Эрмлера начи­на­ется спад. Исто­рия, кото­рая до этого столь любезно предо­став­ляла сюжеты, после войны утра­тит свою дина­мич­ность. Молча­ние продлится пять лет, и в 1950 году режис­сёр экра­ни­зи­рует пьесу Бориса Рома­шова «Вели­кая сила» про опро­вер­же­ние запад­ной теории наслед­ствен­но­сти в биоло­гии и опыты над выве­де­нием новой породы кур. Затем опять пауза длиной в пять лет, в тече­ние кото­рой Эрмлер будет тщетно пытаться вопло­тить идею фильма о Бетхо­вене.

В 1955 году выйдет «Неокон­чен­ная повесть» – фильм о силе любви, способ­ной вернуть чело­века к жизни. Это будет и попытка самого Эрмлера вернуться к жизни, так как кине­ма­то­граф для него с наступ­ле­нием новой эпохи умер. Он не сможет найти себя в насту­пив­шей отте­пели. Как вспо­ми­нали совре­мен­ники, доклад Хрущёва на ХХ съезде станет для него насто­я­щей траге­дией. В 1958 году Эрмлер снимет «День первый» о собы­тиях осени 1917 года и уйдёт в доку­мен­таль­ное кино.

Послед­ним филь­мом режис­сёра станет «Перед судом исто­рии» (1965) – интер­вью против­ника совет­ской власти и монар­хи­ста Васи­лия Шуль­гина, в кото­ром он должен признать ошибоч­ность своих реак­ци­он­ных идей. После этого, каза­лось бы, можно будет реали­зо­вать идею всей своей жизни и снять «Бетхо­вена». Но 12 июля 1967 года, не пере­жив четвёр­тый инфаркт, Фридрих Эрмлер умрёт, оста­вив после себя несколько несо­мнен­ных шедев­ров.

Поделиться