Фридрих Эрмлер. Гений кинопропаганды

Продолжение цикла рассказов об отечественных режиссёрах, судьба которых была связана с европейскими кинофестивалями. В этот раз речь пойдёт о первом международном кинофестивале в Каннах, победе на нём фильма Фридриха Эрмлера «Великий перелом», а также о жизни и творчестве режиссёра.


Каннский фестиваль на сегодняшний день является одним из самых престижных кинофестивалей мирового масштаба, а также и самым возрастным. Он берёт своё начало в 1939 году. Но для того, чтобы рассказать о нём, нужно переместиться на год раньше в Венецию. Именно там проходил главный общеевропейский кинофестиваль 1938 года. Присуждение победы фильмам «Олимпия» Лени Рифеншталь и «Пилот Лучано Серра» Витторио Муссолини (сын Бенито Муссолини, по инициативе которого и был создан Венецианский кинофестиваль) вызвало большой скандал в среде европейской элиты.

Впоследствии было принято решение об учреждении нового свободного от политики кинофестиваля, который должен был проходить во Франции. Председателем жюри назначили Луи Люмьера, а сам фестиваль должен был пройти с 1 по 20 сентября 1939 года в Каннах, однако из-за начала Второй мировой войны его пришлось отложить на неопределённый срок. В итоге первый международный Каннский кинофестиваль провели только спустя семь лет.

Помимо даты проведения первого фестиваля в Каннах, 1946 год примечателен тем, что является годом начала Холодной войны и первым раундом идеологического противостояния СССР и США. По условиям каждая из стран, имеющих большое кинопроизводство, могла представлять до семи полнометражных кинокартин. Советский Союз был представлен следующими фильмами: продемонстрированный на открытии «Берлин» Юлия Райзмана, «Великий перелом» Фридриха Эрмлера, «Глинка» и «Зоя» Лео Арнштама, «Каменный цветок» Александра Птушко, «Здравствуй, Москва!» Сергея Юткевича и «Человек №217» Михаила Ромма.

Каннский кинофестиваль 1946 года. Постер

По итогам первого Каннского фестиваля главный приз «Гран-при» (начиная с 1955 года, высшая награда получит название «Золотая пальмовая ветвь») был присуждён 11 фильмам, среди которых был «Великий перелом» Эрмлера. Также нельзя не отметить знаковую победу отечественной картины «Каменный цветок» в номинации, утверждённой по ходу фестиваля — «Лучшее использование цвета». Руководитель советской делегации Михаил Калатозов впоследствии в официальном письме Андрею Жданову писал по этому поводу следующее:

«Победа советских картин была прежде всего победой советских идей. Подводя итоги фестиваля в Канне, можно сказать, что фестиваль явился своеобразным плацдармом борьбы двух противоположных идеологий — прогрессивно-демократической и буржуазно-реакционной. Эта последняя стремилась увести человечество в область мистики, клинического психоанализа, наркомании и зубоскальства, приправленного порнографией. Это была так называемая развлекательная тенденция, но по существу сугубо пессимистическая по своим настроениям».

Главной особенностью отечественных картин, представленных во Франции в 1946 году, было стремление показать возможность светлого будущего и место человека в нём. Герои и темы, выведенные советскими режиссёрами на экран, были наполнены жизнеутверждающими смыслами, чего не скажешь о всепоглощающем отчаянии и безысходности, ставшими в западном искусстве второй половины ХХ века на передний план.

Для режиссёра Фридриха Эрмлера гран-при Каннского фестиваля не было и не могло быть главной наградой, хоть он и понимал всю важность этого приза для страны. В какой-то степени это событие ознаменовало конец его творческого пути. Конечно, после «Великого перелома» будут ещё фильмы, однако будет видно, что лучшее своё кино режиссёр уже снял.

Постер фильма «Великий перелом»

Родился наш герой 1(13) мая 1898 года в одном из местечек Витебской губернии в бедной многодетной еврейской семье, рано лишившейся кормильца. С 12 лет был вынужден работать в аптеке. Владимир Маркович Бреслав (настоящие имя и фамилия режиссёра) не получил никакого образования, даже начального, у него просто не было возможности сделать это. С детства он мечтал стать актёром и, если бы не начавшаяся революция, то, скорей всего, мечты бы не были воплощены. Революция дала Эрмлеру всё, начиная от псевдонима и заканчивая жизнью, которую ему было суждено прожить.

В 1923 году, после военной службы, Эрмлер поступает на актёра в Петроградский институт экранного искусства, где учится в течение двух лет, но не заканчивает институт. Как оказалось, быть творцом экранного мира куда интересней, чем его героем. Поэтому в 1925 году Эрмлер организовывает киноэксперементальную мастерскую (КЭМ), где начинает делать собственные фильмы.

Фридрих Эрмлер в молодости

Первым фильмом Эрмлера была короткометражка по заказу Ленинградского горздравотдела «Скарлатина» (1924), в которой нельзя не найти влияние Козинцева и Трауберга, которыми восхищался в начале своего пути молодой режиссёр и шёл как бы по пятам. Но уже на съёмках следующей кинокартины «Катька – бумажный Ранет» (1926) Эрмлер становится на свой путь, изобретая вместе с актёрами Эдуардом Иогансоном и Фёдором Никитиним новый жанр комедийной мелодрамы. После этого выходят фильмы «Парижский сапожник» (1927) и «Дом в сугробах» (1927), которые служат своеобразным переходом к новому этапу творчества Фридриха Эрмлера.

Затем следует «Обломок империи» (1929), где впервые в творчестве режиссёра возникает человеческий характер – сложный, а главное живой. Это первый политический фильм Эрмлера, рассказанный глазами бывшего унтер-офицера, потерявшего память в результате контузии в Первой мировой войне и оказавшегося посреди нового времени. Таким образом, Эрмлер показывает обновление страны и достижения советской власти. Исследователи отмечают также в этом фильме влияние Фрейда, идеями которого был увлечён режиссёр, хоть они и шли вразрез коммунистической идеологии.

Стоит выделить картину «Встречный» (1932) о рабочих ленинградского турбинного завода, снятую совместно с Сергеем Юткевичем. Здесь Эрмлер осваивает приёмы музыкального монтажа. Теперь, когда в кино появляется звук, у режиссёра появляется возможность реализовать идею фильма о Бетховене, но судьба и партия распоряжаются так, что приходится снимать другой фильм.

В 1935 году на советские экран выходит фильм «Крестьяне», в котором идёт речь о новой советской деревне и о классовой борьбе внутри неё, продолжающейся после революции. В центре повествования находится кулак Герасим. Он стремится увеличить свиное поголовье, дабы подорвать деятельность колхоза. Жена Герасима, Варвара, искренне верит в коммунистические идеи и мечтает родить героя советской власти. Но, узнав о планах супруга, становится жертвой. После этого разворачивается борьба Герасима против начальника политотдела, которая завершается для Герасима поражением, а для членов колхоза – победой и подтверждением верности выбранного пути. Тем не менее фильм этот не так однозначен, как кажется на первый взгляд, в нём можно увидеть человеческую трагедию, социальное одиночество, на которое обречены некоторые люди эпохи коллективизма. «Крестьяне» пришлись по душе Иосифу Сталину, и на первом Международном московском фестивале 1935 года лента получила главный приз.

После «Крестьян» Эрмлер снимает, наверное, свою главную картину, двухсерийную киноэпопею об убийстве Кирова «Великий гражданин» (1937). В этом фильме режиссёр занимается исследованием природы революции, которая рано или поздно приводит к термидору. Фридрих Эрмлер изучает феномен бесовского в человеке, который приводит к вырождению людской общности. Примечательно, что одним из связующих этого фильма послужил роман Фёдора Достоевского «Бесы». Если же говорить о форме, то «Великий гражданин» является вершиной творчества художника, где можно найти общие точки с фильмами Альфреда Хичкока и Орсона Уэллса. Пересматривая этот фильм сегодня — а сделать это определённо стоит — всякий зритель сможет открыть для себя собственный смысл, так как картина этими смыслами переполнена. И если мы заглянем вперёд, то увидим, что после «Великого гражданина» остальные работы Эрмлера выглядят второстепенными и откровенно слабыми.

В 1941 году начинается Великая Отечественная война, которая заставляет режиссёра открыть для себя новый жанр военного кино. Таким образом, в 1943 году выходит один из первых отечественных фильмов о войне «Она защищает Родину». На самом деле на протяжении всего своего творческого пути Эрмлер вынашивал идею фильма об армии и даже неоднократно заявлял об этом, однако политическая обстановка складывалась иначе.

Следующим, вышедшим уже на исходе войны, становится фильм «Великий перелом» (1945). Он, как и предыдущий фильм режиссёра, не только военный, но и политический, сделанный на заказ. Но главная особенность фильма заключается в другом. «Великий перелом» представляет собой масштабную картину, в центре которой – роль полководца-победителя, способного принимать верные решения в самых, на первый взгляд, безнадёжных ситуациях. Сюжет фильма рассказывает о Сталинградской битве, при том, что название города не употребляется. До минимума сведены и все батальные сцены, а враги представлены в лице нескольких пленных офицеров. Эрмлер показывает, как судьба войны решается генералами в штабе, а не на поле боя, которое представлено пространством стратегических карт. Перечисленное лишь подтверждает талант режиссёра, сумевшего с помощью ограниченных средств изобразить решимость и величие той силы, что смогла одолеть фашизм.

Далее в творчестве Фридриха Эрмлера начинается спад. История, которая до этого столь любезно предоставляла сюжеты, после войны утратит свою динамичность. Молчание продлится пять лет, и в 1950 году режиссёр экранизирует пьесу Бориса Ромашова «Великая сила» про опровержение западной теории наследственности в биологии и опыты над выведением новой породы кур. Затем опять пауза длиной в пять лет, в течение которой Эрмлер будет тщетно пытаться воплотить идею фильма о Бетховене.

В 1955 году выйдет «Неоконченная повесть» – фильм о силе любви, способной вернуть человека к жизни. Это будет и попытка самого Эрмлера вернуться к жизни, так как кинематограф для него с наступлением новой эпохи умер. Он не сможет найти себя в наступившей оттепели. Как вспоминали современники, доклад Хрущёва на ХХ съезде станет для него настоящей трагедией. В 1958 году Эрмлер снимет «День первый» о событиях осени 1917 года и уйдёт в документальное кино.

Последним фильмом режиссёра станет «Перед судом истории» (1965) – интервью противника советской власти и монархиста Василия Шульгина, в котором он должен признать ошибочность своих реакционных идей. После этого, казалось бы, можно будет реализовать идею всей своей жизни и снять «Бетховена». Но 12 июля 1967 года, не пережив четвёртый инфаркт, Фридрих Эрмлер умрёт, оставив после себя несколько несомненных шедевров.

Поделиться