GMS или история одной аферы на «Первом канале»

На полях книги об исто­рии нашего теле­ви­де­ния есть одна забы­тая глава. Это крат­кий эпизод исто­рии «Первого канала Остан­кино» на излете его недол­гой жизни. Эпизод, по мнению многих, бесслав­ный, но удиви­тель­ный. Скажем так, кейс — уникаль­ный. Пожа­луй, ничего подоб­ного рода не сыщешь в исто­рии ТВ других стран. Итак, сего­дня речь пойдет о теле­ком­па­нии Global Media Systems или GMS. Немно­гие знают, но она вполне себе вещала на глав­ном канале России чуть меньше года.

К 1994 году «1 канал Остан­кино» вошел в крутое пике кризиса, жесто­кого и всеоб­щего. Выхода из него не было. Руко­вод­ство канала меня­лось каждый год, но лучше не стано­ви­лось. Первый канал страны с огром­ным охва­том ауди­то­рии превра­щался в тону­щую подлодку. И это при таких звез­дах эфира как Листьев, Уголь­ни­ков, Якубо­вич, Познер, Люби­мов! Виной тому был плохой менедж­мент – канал не имел концеп­ции разви­тия, правил продажи рекламы, да и по многим техни­че­ским пара­мет­рам также был не на высоте. Разла­га­ю­ща­яся первая программа ЦТ СССР. В «Остан­кино» посто­янно появ­ля­лись различ­ные фирмы-одно­дневки, афери­сты и прочие сомни­тель­ные господа. Рекла­ми­ро­ва­лось всё, без цензуры и морали.

Мавроди на Первом!:

Ко дну шли рейтинги: днем росси­яне смот­рели 2х2, а вечер­ком пред­по­чи­тали новый канал НТВ из-за запад­ных филь­мов и хоро­ших ново­стей. А первый так и оста­вался совет­ским оскол­ком, поте­ряв­шим свой фарва­тер в пучине капи­та­лизма. Финан­со­вая поли­тика канала приво­дит к неслы­хан­ному прежде.

Задол­жен­ность перед ТЦ «Остан­кино» за распро­стра­не­ние сигнала столь велика, что начи­на­ются днев­ные пере­рывы в веща­нии, как в СССР. Это дохо­дило до того, что в неко­то­рых горо­дах России в 1994—1995 гг. продол­жи­тель­ность эфира состав­ляла всего лишь около 6 часов. Вдумай­тесь, 6 часов! Пере­дачи преры­ва­лись даже посреди эфира. Ужас, одним словом.

Проблемы с эфиром в 1994 году (рекон­струк­ция):

На рекламе зара­ба­ты­вать не полу­ча­лось совер­шенно, так как время на канале скопом по бросо­вой цене полу­чало агент­ство Premier SV успеш­ного бизне­смена Сергея Лисов­ского. В свою очередь, компа­ния Лисов­ского уже прода­вала реклам­ное время на рынке втри­до­рога. Бизнес как-никак. Но прорехи в эфир­ном времени по-преж­нему зияли пусто­той настро­еч­ных таблиц днем и ночью.

А у нас в Остан­кино обед, ничё не знаю, пока:

Лисов­ский, как пола­гали многие, решил опти­ми­зи­ро­вать это время и создать свой «джин­со­вый теле­ка­нал». В июле 1994 года Premier SV наспех сделала теле­ка­нал Global Media Systems (GMS). Согласно дого­вору, компа­нии позво­ля­лось вещать с 11:30 до 15:00 и ночью с 1 часа ночи до 6 утра на первой кнопке в Москве и Петер­бурге.

Однако формально канала не было. Ему просто усту­пили лицен­зию на веща­ние, что неза­конно. В програм­мах пере­дач этот проме­жу­ток времени назы­вался очень странно: «Теле­ви­де­ние «Остан­кино» для зрите­лей Москвы и Санкт-Петер­бурга». Назва­ние теле­ка­нала в доку­мен­тах почти не упоми­на­лось, вместо него исполь­зо­ва­лась непо­нят­ная форму­ли­ровка «веща­ние вне бюджет­ных средств». Иными словами, Роском­над­зора на них не было!

Начало веща­ния GMS:

В эфире шли повторы музы­каль­ных и развле­ка­тель­ных программ 1 канала Остан­кино («50x50», «МузО­боз», Хит-парад «Остан­кино», «Хит-конвейер»). По сути, ничего сам Global Media Systems не произ­во­дил и не соби­рался. Просто повто­рял за Первым.

Овси­енко пишет книгу или не пишет, непо­нятно: 

Злоупо­треб­ле­ния привлекли внима­ние депу­та­тов и нало­го­ви­ков. В 1995 году Счет­ная Палата провела рассле­до­ва­ние, кото­рое выявило, что:

  • Всего "GMS" в тече­ние 10 меся­цев бесплатно было пере­дано программ на сумму около 650 тыс. долла­ров США;
  • Услуги средств связи за время веща­ния "GMS" Минс­вязи России взимало плату с компа­нии не по коммер­че­ским, а по госу­дар­ствен­ным расцен­кам. Но ТТЦ «Остан­кино» платежи посту­пали в непол­ном объеме (долг в 200 тыс. долла­ров);
  • Общий ущерб примерно соста­вил 1,5 млн долла­ров США.

Полный текст доклада Счет­ной палаты.

Злоупо­треб­ле­ния, скорее всего, были действи­тельно, столь велики, что в ноябре 1994 года под давле­нием бизнеса Прези­дент издает указ «О совер­шен­ство­ва­нии эксплу­а­та­ции первого частот­ного (г. Москва) канала теле­ви­де­ния и сети его распро­стра­не­ния». Так роди­лось леген­дар­ное ОРТ. Канал, где не было пере­ры­вов днем, и вводился мора­то­рий на рекламу. Какой ценой это далось, многие помнят. Но все же в горниле бедствий родился канал, став­ший надеж­ным рупо­ром власти, совре­мен­ным новым теле­ви­де­нием, вернув­шим статус первой кнопке в 1990-е.

Бонус немного Сташев­ского. Как же без Владика нашего:

Поделиться