«У меня накопились гражданские эмоции, которые я не мог выражать как журналист»

Joker James — хип-хоп-проект извест­ного журна­ли­ста Алек­сея Поно­ма­рёва, бывшего редак­тора «Медузы» и нынеш­него сотруд­ника «Арза­маса». Парал­лельно с журна­ли­сти­кой Алек­сей зани­ма­ется музы­кой. В тече­ние более чем 10 лет Алек­сей Поно­ма­рёв был фронт­ме­ном инди-группы «Пони», диско­гра­фия кото­рой состав­ляет семь альбо­мов. Joker James стар­то­вал в 2016 году с EP "No Fun" с остро­со­ци­аль­ным рэпом, через год вышел полно­цен­ный альбом «Страна чудес». Новый EP «Так громко как мы захо­тим» был выпу­щен на днях, 13 мая. Москов­ская презен­та­ция релиза состо­ится в клубе Pluton 15 мая. По случаю новинки и пред­сто­я­щего концерта VATNIKSTAN расспро­сил Алек­сея Поно­ма­рёва о пере­ходе из инди-рока в хип-хоп, трол­линге, Окси­ми­роне и футболе.   


- Ты играл в группе «Пони», весьма замет­ной, со своей ауди­то­рией, какое-то время это была вообще един­ствен­ная инди-группа с русскими текстами, а теперь ты дела­ешь хип-хоп. Как произо­шёл пере­ход в другой жанр? Чем он был обуслов­лен? 

- Не сказал бы, что мы были един­ствен­ной инди-груп­пой, поющей на русском, но приятно, что ты нас так выде­ля­ешь. Joker James появился из несколь­ких пред­по­сы­лок. Во-первых, группа «Пони» пере­стала функ­ци­о­ни­ро­вать как группа из-за всяких жизненно-быто­вых обсто­я­тельств – кто-то уехал в другую страну, кто-то был сосре­до­то­чен на воспи­та­нии детей и так далее. Во-вторых, после появ­ле­ния Окси­ми­рона я заин­те­ре­со­вался русско­языч­ным хип-хопом. То есть, условно говоря, альбом "The Eminem Show" я когда-то в детстве заслу­ши­вал до дыр, но не пред­став­лял, что нечто подоб­ное можно делать на русском языке. А тут оказа­лось, что можно, и что рэп может быть умным, глубо­ким, и так далее. Ну и третье – у меня нако­пи­лось какое-то коли­че­ство граж­дан­ских эмоций, кото­рые я не мог выра­жать как журна­лист, потому что журна­лист должен быть нейтра­лен.

Послед­ний альбом, группы «Пони»

- У Joker James агрес­сив­ные соци­аль­ные тексты и подача после мечта­тель­ной «Пони». Хоть и у «Пони» был «Пост-панк моле­бен», но твор­че­ство не бази­ро­ва­лось на граж­дан­ской тема­тике. Это тебя достала настолько обще­ствен­ная ситу­а­ция?

- Тут, скорее, речь не про «настолько достала», а то, что хип-хоп мне пока­зался макси­мально подхо­дя­щим для этого жанром. Это улич­ная куль­тура изна­чально и во многом заме­шан­ная на соци­аль­ных вещах – начи­ная с песен типа "Fuck the police" NWA и закан­чи­вая Кенд­ри­ком Лама­ром. Именно послу­шав его трек "The Blacker The Berry" мне пришло в голову сделать «Ничего смеш­ного». Такой типа крик души, только в случае с Кенд­ри­ком речь идет про притес­не­ние чёрных в Америке, а в нашем случае про то, что если твоя точка зрения не совпа­дает с офици­аль­ной – ты наци­о­нал-преда­тель и наймит Запада.

- В какой степени песни Joker James – трол­линг? В треке «Патриот 2» можно заме­нить слово «патриот» на «либе­рал» — и будет тот же смысл песни. Зачем ты кари­ка­тур­ным патри­о­там пере­ма­лы­вал кости из трека в трек?

- С одной стороны, «патриот врёт» — это рефрен, взятый из альбома «Не улыба­ются» проекта «НеГру­зо­вики». Есть такой талант­ли­вый чело­век Антон Слепа­ков, у него раньше была группа «…И Друг Мой Грузо­вик», а теперь «Ваго­но­во­жа­тые». Так вот «НеГру­зовки» это был такой у Антона такой мрач­но­ва­тый сайд-проект, кото­рый мне очень зашел, и я решил подре­зать оттуда рефрен про патри­ота, отме­тив автор­ство во втором куплете.

И второе. Как-то мне дове­лось пооб­щаться с людьми, живу­щими в одной макси­мально процве­та­ю­щей евро­пей­ской стране, кото­рые мне дока­зы­вали как хорошо, что Крым теперь наш. И это стало другой сторо­ной песни — с одной стороны, у тебя Курги­нян и прочие домо­ро­щен­ные сума­сшед­шие, с другой — люди, кото­рые живут в центре Европы, каждый день едят запре­щен­ные к ввозу в Россию продукты и востор­га­ются присо­еди­не­нием Крыма. А там в этот момент не хватает элек­три­че­ства и питье­вой воды, напри­мер, потому что это все шло через Укра­ину.

- Ты следишь за отече­ствен­ным хип-хопом? Кто твои фаво­риты жанра?

- Скрип­то­нит, ЛСП, может. ещё ATL. Скрип вообще вне конку­рен­ции, его трек «Муль­тиб­рен­до­вый» мы с Сере­гой Подоси­но­вым, моим соав­то­ром по Joker James прослу­шали раз 500.

- Кто делает тебе биты? 

- Биты делает как раз Серёга в основ­ном, но вот на новой ипишке я сделал один трек – «Нару­шаем» — прак­ти­че­ски само­сто­я­тельно, дома, а потом мы немножко докру­тили его в студии. Прошел ради этого школу элек­трон­ной музыки Антона Маске­лиаде и пери­о­ди­че­ски что-то пыта­юсь ваять в Ableton.

Концерт Joker James

- Твой альбом вышел на лейбле “Gentle Music”. Какие функ­ции ныне выпол­няет рекорд-лейбл?

- Честно говоря, сложно сказать. Зали­вает треки в айтюнс (не всегда вовремя, хаха). Но вообще Серёга всегда пыта­ется наво­дить какой-то движ вокруг Gentle (поскольку это его лейбл), делает вече­ринки с концер­тами арти­стов, кото­рых запи­сы­вает, и всё такое.

- Совместно с Amen 78 ты испол­нил пере­делки компо­зи­ций Окси­ми­рона, у тебя есть кавер на «Пере­пле­тено», тебя срав­ни­вают с Окси. Насколько важно твор­че­ство Окси для тебя?

- У нас с девоч­ками из Amen 78 был один кавер «Подза­моч­ный город», объеди­ня­ю­щий несколько ранних треков Мирона про Лондон. Так полу­чи­лось просто, что Amen 78 как проект начался с кавера на «Танцуй сама» Скрип­то­нита, он очень людям зашел и мы решили развить успех за счёт Окси – но, кажется, не очень преуспели. Что каса­ется «Пере­пле­тено», то эта акусти­че­ская запись была сделана еще до появ­ле­ния Joker James как проекта. Но тогда, на раннем этапе, Окси­ми­рон меня, конечно, очень вдох­но­вил – я уже сказал об этом выше, собственно. Жалко, что сейчас он почти не выпус­кает музыки новой, а зани­ма­ется какой-то имид­же­вой движу­хой в основ­ном. Но концерт в поддержку Хаски был чумо­вой, надо сказать, кото­рый Мирон орга­ни­зо­вал.

- Какое место в твоей жизни зани­мает футбол? Ты упоми­на­ешь болель­щиц­кие темы посто­янно, а на новом EP вообще есть посвя­ще­ние “Dream Is Over”? Часто быва­ешь на футболе? Ты дрался «за цвета»? 

- Я смотрю футбол, сейчас навер­ное чуть меньше, чем в юности, но все же.  Болею за «Спар­так» и за «Ливер­пуль», поэтому привык к стра­да­ниям за послед­ние лет десять, хахах. Драться не дрался, но на матчи довольно ходил в какой-то момент и сейчас иногда выби­ра­юсь. А “Dream Is Over” это такая около­фут­боль­ная песня, но она не совсем про футбол, на самом деле.

- Меня пора­зило, что вы с Гришей Енио­со­вым сыграли в 13 лет рок-оперу. Из каких этапов состо­яла твоя эволю­ция как музы­канта?

- Очень много­зна­чи­тельно звуча­щий вопрос про эволю­цию! Рок-опера в 13 лет – это всё-таки детские игры такие, мы играли в рок-группу, а поскольку нашими любим­цами тогда были The Who, чьей визит­ной карточ­кой была пластинка "Tommy" и The Doors, у кото­рых тоже были концеп­ту­аль­ные штуки типа  "Celebration Of The Lizard", то нам каза­лось, что и нам необ­хо­димо концеп­ту­аль­ное произ­ве­де­ние. По поводу эволю­ции – видимо, её так и не произо­шло, потому что альбом The Who "Quadrophenia" оста­ётся едва ли не глав­ным и личным для меня. Joker James – это, кстати, оттуда персо­наж.

Песня, посвя­щён­ная Грише Енио­сову

- Ты извест­нее как журна­лист, нежели музы­кант. Как соот­но­сится твоя журна­лист­ская деятель­ность и музы­каль­ная? Сколько времени ты уделя­ешь музыке?

- Да, это печаль­ная действи­тель­ность. Видимо, потому что музыке я уделяю меньше времени, чем нужно. Но тут замкну­тый круг – надо зара­ба­ты­вать деньги всё-таки, а с музы­кой это должно всё как-то очень сложиться удачно, чтобы выручка превы­сила издержки.

- В подписи к твоему паблику указано, что Joker James — проект журна­ли­ста изда­ния «Медуза». Насколько важен для твоего образа этот факт? Сейчас ты уже журна­лист «Арза­маса», но био не поме­нял.

- Пр…л [не приме­тил] просто! Но, конечно, «Медуза» для меня важная часть жизни, с точки зрения и профес­си­о­наль­ной, и чело­ве­че­ской.

Алек­сей Поно­ма­рёв и Илья Азар запи­сы­вают подкаст «Медузы»

- В «Медузе» ты кури­ро­вал отдел видео и подка­стов, факти­че­ски пере­до­вое направ­ле­ние. Как ты дума­ешь, как будут транс­фор­ми­ро­ваться медиа?

- Видео я не зани­мался, только подка­стами. Наде­юсь, что они еще подрас­тут в России и хотя бы прибли­зятся к амери­кан­ским цифрам. Пока всё-таки это несо­по­ста­ви­мые масштабы.

- Твой уход из «Медузы» был связан со скан­да­лом с «непо­до­ба­ю­щим пове­де­нием» на корпо­ра­тиве, отстра­не­нием, затем возвра­ще­нием на долж­ность главреда изда­ния Ивана Колпа­кова. Многие ключе­вые сотруд­ники, вклю­чая Алек­сандра Горба­чёва и Илью Красиль­щика, поки­нули «Медузу». Можно ли гово­рить, что «уникаль­ный твор­че­ский коллек­тив» «Медузы» прекра­тил суще­ство­ва­ние? Не кажется ли тебе, что ситу­а­ция с харас­смен­том на корпо­ра­тиве «Медузы» в какой-то степени по своим послед­ствиям для журна­лист­ского коллек­тива продуб­ли­ро­вала сюжет с уволь­не­нием Галины Тимченко из «Ленты»?

- Не хотел бы подробно коммен­ти­ро­вать эту тему, пере­слу­шай лучше еще раз трек "Dream Is Over".

EP Joker James 2019


- Редак­ция «Медузы» бази­ру­ется в Риге. Ты несколько лет прожил в этом городе как экспат? Как была устро­ена твоя жизнь – как профес­си­о­наль­ная, так и личная, — в Риге? Было сложно или, наобо­рот, весело? Насколько тяжело рабо­тать с отече­ствен­ной повест­кой из-за рубежа?

- Я не жил в Риге посто­янно, не пере­ез­жал туда. Самый боль­шой период был, кажется, четыре недели подряд и за это время я сочи­нил куплет про одино­че­ство в Риге, кото­рый потом вошел в трек «Страна, кото­рой нет». Но Рига класс­ная, хоть и груст­ная местами.

- Что будет с подка­стами «Пере­мотка» после твоего ухода из «Медузы»?

- Есть план, что мы сделаем второй сезон, по нему сейчас идут пере­го­воры всяче­ские. Это важная для меня исто­рия, не хоте­лось бы ее бросать.

- Чем ты зани­ма­ешься на «Арза­масе»? Каких нови­нок следует ожидать от «Арза­маса» в связи с твоим прихо­дом?

- Пока я осва­и­ва­юсь. Планов много, прежде всего они связаны с мобиль­ным прило­же­нием «Радио Арза­мас». Скоро все услы­шите своими ушами!

- А расскажи, какие русско­языч­ные интер­нет-журналы ты чита­ешь – ну кроме Republic, «Медузы» и «Арза­маса», в кото­рых ты рабо­та­ешь, или рабо­тал. Мог бы ты назвать три.

- Меди­азона, The Flow, ну и всякие теле­грам-каналы.


Встреча VK концерта Joker James 15 мая в москов­ском клубе Pluton 

Поделиться