Роман Льва Толстого «Анна Каренина» и мода 1870-х годов

Роман «Анна Каре­нина» Толстой заду­мал в начале 1870-х годов. При описа­нии персо­на­жей он опирался на реалии своего времени, в том числе и на модные тенден­ции. В этой статье VATNIKSTAN разби­рает, как мода третьей четверти XIX века повли­яла на облик героев и геро­инь «Анны Каре­ни­ной».


Поскольку первая часть романа была напе­ча­тана в 1875 году, мы можем пред­по­ло­жить, что в ней пред­став­лены моды начала 1870-х. Обра­тимся к одному из первых описа­ний костюма в «Анне Каре­ни­ной», в кото­ром Толстой пока­зы­вает образ Кити на балу.

«Несмотря на то, что туалет, прическа и все приго­тов­ле­ния к балу стоили Кити боль­ших трудов и сооб­ра­же­ний, она теперь, в своем слож­ном тюле­вом платье на розо­вом чехле, всту­пала на бал так свободно и просто, как будто все эти розетки, кружева, все подроб­но­сти туалета не стоили ей и её домаш­ним ни минуты внима­ния, как будто она роди­лась в этом тюле, круже­вах, с этой высо­кою причес­кой, с розой и двумя лист­ками наверху».

Далее Толстой подроб­нее гово­рит о наряде Кити. Мы узнаём, что у платья был пояс в виде ленты, кружев­ная берта (широ­кая полоска кружева, кото­рую наши­вали в виде пеле­рины), розетки (мелкие укра­ше­ния в виде розо­вых буто­нов). На руках Кити были перчатки с тремя пуго­ви­цами, а на шее — бархатка, попу­ляр­ное укра­ше­ние в виде ленты с меда­льо­ном.

О том, как могла выгля­деть геро­иня Толстого, можно судить по модным гравю­рам того времени. На них изоб­ра­жа­ются дамы в платьях с турн­юром (поду­шечка, крепив­ша­яся на талию сзади), обилием много­слой­ных укра­ше­ний, длин­ным шлей­фом. Все наряды отли­ча­ются низким декольте с откры­тыми плечами, как того требует баль­ный этикет.

Модная иллю­стра­ция. 1872 г.

Сама Каре­нина на том же балу была одета в чёрное платье, обши­тое вене­ци­ан­ским гипю­ром, что веро­ятно, созда­вало резкий контраст на фоне осталь­ных туале­тов, выпол­нен­ных в тради­ци­он­ной для балов свет­лой гамме. Инте­ресно, что изна­чально Кити пред­ла­гает ей одеться в лило­вое платье, и это неслу­чайно. В 1870-х годах, после откры­тия синте­ти­че­ских краси­те­лей, лило­вый стал очень попу­ля­рен.

«Анна была не в лило­вом, как того непре­менно хотела Кити, а в черном, низко срезан­ном бархат­ном платье, откры­вав­шем её точе­ные, как старой слоно­вой кости, полные плечи и грудь и округ­лые руки с тонкою крошеч­ною кистью. Все платье было обшито вене­ци­ан­ским гипю­ром. На голове у неё, в чёрных воло­сах, своих без примеси, была малень­кая гирлянда анюти­ных глазок и такая же на чёрной ленте пояса между белыми круже­вами. Прическа её была неза­метна. Заметны были только, укра­шая её, эти свое­воль­ные корот­кие колечки курча­вых волос, всегда выби­вав­ши­еся на затылке и висках. На точё­ной креп­кой шее была нитка жемчугу».

В корот­кой главе, где Каре­нина и Врон­ский спорят о том, стоит ли ехать Анне в театр, геро­иня, гото­вая к вечер­нему пред­став­ле­нию, одета в шёлко­вый наряд, а на голове у неё модный убор с круже­вами.

«Анна уже была одета в свет­лое шёлко­вое с барха­том платье, кото­рое она сшила в Париже, с откры­тою грудью, и с белым доро­гим круже­вом на голове, обрам­ляв­шим её лицо и особенно выгодно выстав­ляв­шим её яркую красоту».

О том, как выгля­дели шляпы и аксес­су­ары для пышных приче­сок, мы можем узнать, взгля­нув на модную гравюру за 1873 году из журнала Le Monde Elegant.

Иллю­стра­ция из журнала Le Monde Elegant. 1873 г.

Среди женских персо­на­жей также обяза­тельно нужно отме­тить Сафо Штольц, чей облик пора­зил Каре­нину своей экстра­ва­гант­но­стью:

«Анна ни разу не встре­чала ещё этой новой знаме­ни­то­сти и была пора­жена и её красо­тою, и край­но­стью, до кото­рой был дове­ден её туалет, и смело­стью её манер. На голове её из своих и чужих нежно-золо­ти­стого света волос был сделан такой эшафо­даж прически, что голова её равня­лась по вели­чине стройно-выпук­лому и очень откры­тому спереди бюсту. Стре­ми­тель­ность же вперед была такова, что при каждом движе­нии обозна­ча­лись из-под платья формы колен и верх­ней части ноги, и невольно пред­став­лялся вопрос о том, где сзади, в этой подстро­ен­ной колеб­лю­щейся горе, действи­тельно конча­ется её насто­я­щее, малень­кое и строй­ное, столь обна­жен­ное сверху и столь спря­тан­ное сзади и внизу тело».

То, что писа­тель назы­вает «подстро­ен­ной колеб­лю­щейся горой» — нагро­мож­де­ние метров ткани, рюшей, кружев, лент — всё это  было общим местом для моды начала 1870-х. На гравюре 1871–72 годов мы видим целые каскады, свиса­ю­щие сзади платьев.

Из журнала Les Modes Parisiennes, 1871–1872 гг.

Во время чтения романа можно заме­тить, что Толстой много внима­ния уделяет описа­нию вечер­них платьев — повсе­днев­ные наряды прак­ти­че­ски никак не отме­ча­ются авто­ром. В обыч­ной жизни геро­ини начала 1870-х, веро­ятно, носили доста­точно скром­ные платья. Для днев­ных визи­тов выби­ра­лись туалеты приглу­шен­ных цветов — корич­не­вого, синего, серого. У платьев должны были быть длин­ные рукава и высо­кие ворот­ники,  прикры­ва­ю­щие шею. Попу­ляр­ными укра­ше­ни­ями днев­ных платьев были пуго­вицы, рюши, отделка контраст­ными тканями.

Повсе­днев­ные ансам­бли начала 1870-х годов.

Инте­рес­ный повсе­днев­ный ансамбль носит Бетси Твер­ская в гостях у Каре­ни­ных. Этот туалет Толстой описы­вает как «край­няя послед­няя мода» — полоски в 1870-х годах были особенно модным прин­том.

«Бетси, одетая по край­ней послед­ней моде, в шляпе, где-то парив­шей над её голо­вой, как колпа­чок над лампой, и в сизом платье с косыми резкими поло­сами на лифе с одной стороны и на юбке с другой стороны».

Похо­жее платье можно обна­ру­жить в запас­ни­ках Худо­же­ствен­ного музея Фила­дель­фии (США). Оно было создано знаме­ни­тым париж­ским дизай­не­ром Эмилем Пинга в 1874 году.

Платье от Эмиля Пинга, 1874 г.

Важно отме­тить, что в «Анне Каре­ни­ной» Толстой прак­ти­че­ски не описы­вает костюмы мужчин, часто огра­ни­чи­ва­ясь лишь сухим свиде­тель­ством того, что тот или иной персо­наж был одет в сюртук. Действи­тельно, глухой сюртук в то время был базо­вым пред­ме­том гарде­роба, наряду с жиле­том и длин­ными брюками. Его мужчины носили днём, а для торже­ствен­ных меро­при­я­тий выби­рали фрак с двумя длин­ными фалдами сзади. Рубашки носили с малень­кими отлож­ными или стоя­чими ворот­нич­ками, к ним пола­гался темный галстук.

Модные мужские костюмы, начало 1870-х годов.

Роман Толстого был полно­стью закон­чен во второй поло­вине 1870-х. Тогда мода смени­лась, силу­эты стано­ви­лись всё аске­тич­нее, и уже к началу 1880-х огром­ные конструк­ции из тафты и шелков были забыты.


Читайте также «Десять порт­ре­тов Льва Толстого: от фото с войны до фрески в храме»

Поделиться