Игорь Корнелюк — Куд-куда

На закате СССР бурная пере­оценка взгля­дов и ценно­стей, вызван­ная пере­строй­кой, вернула в повестку дня рево­лю­ци­он­ные по духу возгласы о вреде семьи. Тради­ци­он­ная семья как инсти­тут, «базо­вая ячейка обще­ства», стано­ви­лась объек­том эстрад­ной сатиры и отжив­шим свой век анахро­низ­мом, в кото­ром оста­лись лишь быт, ругань и обес­це­ни­ва­ние. Специ­ально для VATNIKSTAN музы­каль­ный обозре­ва­тель Алек­сандр Морсин расска­зы­вает о самых замет­ных образ­цах позд­не­со­вет­ской поп-музыки, съехав­шей с кату­шек не без потерь. Сего­дня — о домаш­нем тиране-абью­зере из песни «Куд-куда» пионера отече­ствен­ного пудель-хопа и автора «Города, кото­рого нет» Игоря Корне­люка


Как это было

Чтобы прокор­мить семью, выпуск­ник Ленин­град­ской консер­ва­то­рии по классу компо­зи­ции, цени­тель «Могу­чей кучки» Игорь Корне­люк ушёл из музы­ко­ве­де­ния: выступ­ле­ния на свадьбах и капуст­ни­ках стабильно прино­сили гораздо больше денег и славы. После­ду­ю­щая работа в театре научила юного компо­зи­тора писать песни-пьесы и застав­лять своих персо­на­жей прохо­дить через испы­та­ния. К концу 1980-х с Корне­люка, как иглы с Ново­год­ней ёлки в феврале, посы­па­лись хиты: сначала другим, а потом себе. Юный маэстро-одуван в боль­ших круг­лых очках без промед­ле­ния запи­сал дебют­ную пластинку и сорвал куш: «Билет на балет» разо­шёлся тира­жом в сотни тысяч копий и сделал Корне­люка мега­по­пу­ляр­ным.

Певец не гнушался быто­вых тем и прицельно бил в самую уязви­мую ауди­то­рию: зави­си­мых от роди­те­лей моло­дых людей и деву­шек, пере­жив­ших буллинг. В песне «Куд-куда» Корне­люк сделал финт ушами и скре­стил два люби­мых сюжета: дал слово подкаб­луч­ни­кам, устав­шим от своих жён-мамо­чек.


Что происходит

Корне­люк расска­зы­вает исто­рию любви футболь­ного мяча и курицы (да, именно так). Едва начав жить вместе, союз стано­вится катор­гой: «Он каждый день стре­мится в бой, // А курица зовёт домой. // Где дети, теле­ви­зор и обед, // И ника­ких пенальти нет». И все же основ­ная претен­зия в другом — в круг­ло­су­точ­ном контроле. Едва ступив за порог, неко­гда «упря­мому и горя­чему» мячу теперь прихо­дится отчи­ты­ваться. «Куд-куд-куда?», — кудах­тает курица-жена вслед мячу-мужу.

Семей­ным драмам, кажется, нет конца. Футболь­ный мяч, по словам певца, стре­мится к траве, в ответ курица регу­лярно напо­ми­нает ему о непод­хо­дя­щем для игр возрасте. Кроме того, есть яйца, кото­рым тоже нужна забота отца. Исход пред­ска­зуем: «Лени­вым стал футболь­ный мяч. // Финал таков, хоть плачь. // Теперь не мяч он, не яйцо — // Исчезло у него лицо». Жизнь отца семей­ства разру­шена, курочка Ряба побе­дила.

В клипе на «Куд-куда» курица-наседка гнез­дится на пышной голове Корне­люка, а яйца одно за одним выпа­дают изо рта певца. К концу ролика он ими жонгли­рует, пока на экране не появ­ля­ется топор.


Как жить дальше

В 1990 году по следам песни вышел полно­мет­раж­ный музы­каль­ный фильм-концерт «Куд-куд-куда, или провин­ци­аль­ные исто­рии с интер­ме­ди­ями и дивер­тис­мен­том в финале». В заглав­ной песне Корне­люк испол­няет сразу три роли — и мяча, и футбо­ли­ста, и мужа. Затем оказы­ва­ется на прибреж­ной сцене, на кото­рой, как в курят­нике, копо­шатся куры, боясь что певец их потоп­чет. «Одно всегда: куд-куд-куда?», — не устаёт жало­ваться Корне­люк, вопреки пред­став­ле­ниям, будто мячо не плачут. Подоб­ное пред­став­ле­ние провин­ци­аль­ные зрители могли увидеть только на концерте аван­гард­ной «Поп-меха­ники» Сергея Куре­хина.

Второй альбом «Подо­жди», открыв­ший совет­скому слуша­телю фено­мен виктим­блей­минга («так и надо, сам вино­ват»), закре­пил за певцом статус хитмей­кера. Шлягер «Подо­жди-дожди-дожди» разда­вался из каждого окна и кормил Корне­люка до сере­дины 1990-х, когда на смену прилип­чи­вым мажо­рам пришел минор Север­ной столицы «Город, кото­рого нет». Кури­ное диско «Куд-куда» также оста­лось за бортом.

В 2010-х идея дуэта мяча и курицы пришла в голову Эмиру Кусту­рице, сняв­шему по заказу Первого канала реклам­ный ролик о чемпи­о­нате Европы по футболу. Правда, насто­я­щего ремейка «Куд-куда» не случи­лось. Режис­сер разго­ва­ри­вал с мячом, а несчаст­ные курицы просто попали под ногу. «Одно всегда», чита­лось в их взгляде.


Все статьи цикла:

Богдан Тито­мир — Ёжики

Комби­на­ция — Когда в 17-м году

Анже­лика Варум — Трёх­ко­ко­со­вая песня

Сергей Пенкин — Нежно­сти полный взгляд

На-На — Эски­мос и папуас

Ласко­вый бык — Америка

Любэ — Дуся-агре­гат

Сергей Минаев — Начи­на­ется свастика

Сергей Крылов — Моя знако­мая Оля

Поделиться