Восемь отечественных фильмов о космосе

В День космо­нав­тики пред­ла­гаем нашим чита­те­лям окунуться в косми­че­скую тему, полу­чив­шую отра­же­ние в нашем кине­ма­то­графе. В празд­нич­ную подборку из восьми филь­мов VATNIKSTAN вклю­чил непо­хо­жие друг на друга ленты, чтобы пока­зать разно­об­ра­зие подхо­дов к осмыс­ле­нию космоса в искус­стве. Эти фильмы — не обяза­тельно самые лучшие или «топ глав­ных», но их можно рассмат­ри­вать как типич­ных пред­ста­ви­те­лей разных направ­ле­ний «косми­че­ского» кино.


1. Космический рейс (1935, реж. Василий Журавлёв)

Консуль­тан­том к этому чёрно-белому немому фильму высту­пил сам Констан­тин Циол­ков­ский. Он делал чертежи раке­то­плана «Иосиф Сталин», на кото­ром глав­ные герои во главе с акаде­ми­ком Павлом Седых летом 1946 года отправ­ля­ются на Луну. Конечно, это вам не совре­мен­ное кино со спец­эф­фек­тами, да и наши пред­став­ле­ния о косми­че­ских полё­тах и поверх­но­сти Луны уже совсем другие, но зритель 1930-х годов воспри­ни­мал «Косми­че­ский рейс» как своего рода «Интер­стел­лар» — приклю­чен­че­скую науч­ную фанта­стику с кучей «матча­сти», грамотно внесён­ной специ­а­ли­стом-консуль­тан­том.

стра­ница фильма на Кино­по­иске


2. Планета бурь (1961, реж. Павел Клушанцев)

Гово­рят, что Джордж Лукас одна­жды сказал: «Клушан­цев — крёст­ный отец „Звёзд­ных войн“». Даже если подоб­ная фраза и выду­мана, влия­ние немно­го­чис­лен­ных «косми­че­ских» филь­мов Клушан­цева на миро­вой кине­ма­то­граф явно недо­оце­нено. Многие ли вообще смот­рели «Планету бурь», снятую прямо в год полёта Гага­рина в космос? Фильм расска­зы­вает о косми­че­ской экспе­ди­ции на Венеру, где обна­ру­жены монстры, похо­жие на дино­зав­ров, и следы разум­ной жизни.

Пере­до­вые на тот момент комби­ни­ро­ван­ные съёмки, да и сама тема­тика сделали фильм попу­ляр­ным в США. Точнее… ориги­наль­ный фильм Клушан­цева там пере­мон­ти­ро­вали и выпу­стили под назва­нием «Путе­ше­ствие на доисто­ри­че­скую планету» с незна­чи­тель­ными новыми встав­ками. А потом и этот «ремейк» пере­мон­ти­ро­вали опять, выпу­стив ещё один фильм — «Путе­ше­ствие на планету доисто­ри­че­ских женщин». Заметьте — всё это ещё до выхода «Косми­че­ской одис­сеи» Стенли Кубрика.

стра­ница фильма на Кино­по­иске


3. Солярис (1972, реж. Андрей Тарковский)

Космос в кино — это в том числе и фанта­стика с элемен­тами фило­со­фии. Подоб­ный фильм снял Андрей Тарков­ский по моти­вам одно­имён­ного романа Стани­слава Лема. Лему интер­пре­та­ция Тарков­ского не понра­ви­лось, что, однако, не поме­шало картине стать одним из самых извест­ных в мире совет­ских филь­мов, да и вообще поныне входить в различ­ные списки лучших фанта­сти­че­ских лент миро­вого кино. Хотя для Тарков­ского фанта­стика была лишь пово­дом пого­во­рить о нрав­ствен­но­сти, чело­веке и отно­ше­нии к прогрессу, обста­новка косми­че­ского корабля, футу­ри­сти­че­ские съёмки эста­кады в Токио и прочие фанта­сти­че­ские детали выпол­нены созда­те­лями фильма на идеаль­ном уровне.

стра­ница фильма на Кино­по­иске


4. Укрощение огня (1972, реж. Даниил Храбровицкий)

К началу 1970-х годов пришла пора осмыс­лять путь, кото­рый проде­лала совет­ская космо­нав­тика за несколько деся­ти­ле­тий своего разви­тия. «Укро­ще­ние огня» — фильм исто­ри­че­ский, а не фанта­сти­че­ский. В основу фильма легла биогра­фия Сергея Коро­лёва, одного из глав­ных созда­те­лей косми­че­ской отрасли. При этом и сам Коро­лёв, и многие другие персо­нажи были заме­нены на выду­ман­ных героев. Глав­ным героем явля­ется Андрей Ильич Башкир­цев, другого ключе­вого конструк­тора, Вален­тина Глушко, заме­нил Огнев, и так далее.

Это позво­лило авто­рам фильма, ещё при многих живых участ­ни­ках собы­тий, дать волю фанта­зии и худо­же­ствен­ному вымыслу. Кроме этого, ряд имён и фактов были иска­жены из-за грифа секрет­но­сти в косми­че­ской отрасли. В итоге при просмотре чувству­ется уклон в госза­каз и пропа­ганду, но совре­мен­ни­кам всё-таки удалось пере­дать атмо­сферу эпохи. По край­ней мере, вам расска­жут о станов­ле­нии космо­нав­тики, а не о звер­ствах «крова­вой гэбни», как в фильме «Коро­лёв» 2007 года.

стра­ница фильма на Кино­по­иске


5. Корабль пришельцев (1985, реж. Сергей Никоненко)

Этот далеко не самый извест­ный фильм инте­ре­сен как ещё одна попытка худо­же­ствен­ной интер­пре­та­ции реаль­ных собы­тий из исто­рии космо­нав­тики, но при этом без давле­ния госза­каза и масштаб­но­сти сюжета. Исто­рия довольно неболь­шая: сибир­ский метео­ро­лог сооб­щил, что наблю­дал паде­ние неиз­вест­ного объекта — корабля пришель­цев. В реаль­но­сти это были послед­ствия аварии при неудач­ном запуске корабля «Восток» в 1960 году. Цель героев фильма — найти корабль и разо­браться в причи­нах аварии, чтобы в следу­ю­щем году они смогли запу­стить в космос уже живого чело­века — Гага­рина. Спой­лер: всё полу­чи­лось.

стра­ница фильма на Кино­по­иске


6. Первые на Луне (2004, реж. Алексей Федорченко)

А этот прово­ка­ци­он­ный шутли­вый фильм снят в редком жанре псев­до­до­ку­мен­та­ли­стики. Он расска­зы­вает не про амери­кан­цев, а про совет­скую экспе­ди­цию на Луну, кото­рая гото­ви­лась аж в далё­ком 1938 году. Фильм выгля­дит как журна­лист­ское рассле­до­ва­ние, кото­рое ведут наши совре­мен­ники, расска­зы­вая о якобы реаль­ной исто­рии; всё это пере­ме­жа­ется насто­я­щей и поддель­ной хрони­кой, а также худо­же­ствен­ными встав­ками. Как гово­рится, всё по секрет­ным доку­мен­там!

стра­ница фильма на Кино­по­иске


7. Космос как предчувствие (2005, реж. Алексей Учитель)

Фильмы о космосе не всегда могут этот самый космос пока­зы­вать. Иногда можно расска­зать о самой эпохе, изоб­ра­зив чело­ве­че­скую драму людей, кото­рые верят в космос и стре­мятся туда. Именно об этом автор­ская лента Алек­сея Учителя. Кино вызвало очень смешан­ные отзывы, но сама идея расска­зать о «косми­че­ской» эпохе из исто­рии нашей страны, где бы сама эта эпоха была фоном, а Гага­рин пока­зан лишь эпизо­ди­че­ским случай­ным персо­на­жем, весьма инте­ресна. Такой же подход заме­тен в фильме «Бумаж­ный солдат» Германа-млад­шего или «Терри­то­рии» Алек­сандра Мель­ника.

стра­ница фильма на Кино­по­иске


8. Гагарин. Первый в космосе (2013, реж. Павел Пархоменко)

Другая замет­ная тенден­ция совре­мен­ного кино — это превра­щать косми­че­скую тему в патри­о­ти­че­ские блок­ба­стеры. Тут вам и «Время первых», и «Салют-7». Огра­ни­чимся филь­мом «Гага­рин. Первый в космосе», полу­чив­шим доста­точно поло­жи­тель­ные отзывы у крити­ков, публики и — что нема­ло­важно — родствен­ни­ков Гага­рина. Что позво­ляет гово­рить об акку­рат­ном подходе созда­те­лей к сцена­рию и дета­лям. Увы, но пиар фильма был при этом значи­тельно слабее, чем у нашу­мев­шей в том же году «Легенды №17», и потому биогра­фи­че­ская драма о первом космо­навте оглу­ши­тельно прова­ли­лась в прокате.

стра­ница фильма на Кино­по­иске

Поделиться