Подмосковные вечера красногорского стрелка: «Куратор» (2019)

На про­шло­год­нем фести­ва­ле «Кино­тавр» в Сочи пока­за­ли дебют­ный пол­но­мет­раж­ный фильм режис­сё­ра Пет­ра Лев­чен­ко «Кура­тор» с Юри­ем Цури­ло в глав­ной роли. Кино­кар­ти­на, осно­ван­ная на реаль­ной кри­ми­наль­ной исто­рии, номи­ни­ро­ва­лась на глав­ный приз. В сен­тяб­ре 2020 года фильм вышел в пост­ка­ран­тин­ных кинотеатрах. 

Алек­сей Кире­ен­ко посмот­рел «Кура­то­ра» на боль­шом экране и задал несколь­ко вопро­сов автору.


Началь­ные тит­ры сопро­вож­да­ет фраза:

«Фильм явля­ет­ся худо­же­ствен­ным вымыс­лом, осно­ван­ным на реаль­ных событиях».

Как я узнал, это кол­лек­тив­ная пози­ция авто­ров, кото­рые на уровне сце­на­рия отсы­ла­ют к делу «крас­но­гор­ско­го стрел­ка», но не вос­со­зда­ют его доку­мен­таль­но. Сто­ит вспом­нить эту исто­рию, мель­кав­шую в прес­се осе­нью 2015 года.

19 октяб­ря 2015 года в Крас­но­гор­ске были уби­ты чет­ве­ро чело­век — пер­вый замгла­вы рай­о­на, руко­во­ди­тель «Крас­но­гор­ско­го пред­при­я­тия элек­три­че­ских сетей», сотруд­ник служ­бы без­опас­но­сти газе­ты «Мос­ков­ский ком­со­мо­лец» и мест­ный водоч­ный биз­нес­мен. Подо­зре­ва­е­мый, объ­яв­лен­ный в феде­раль­ный розыск и заоч­но обви­нён­ный в убий­стве — ответ­ствен­ный за стро­и­тель­ство домов в Пав­шин­ской пой­ме Ами­ран Геор­гад­зе, совла­де­лец более 20 раз­но­про­филь­ных ком­па­ний, член пар­тии «Еди­ная Рос­сия». В Москве и обла­сти был вве­дён план «Пере­хват». За помощь в задер­жа­нии стрел­ка МВД обе­ща­ло мил­ли­он руб­лей. 23 октяб­ря «крас­но­гор­ско­го стрел­ка» нашли мёрт­вым на соб­ствен­ной даче в рай­оне дерев­ни Тимошкино.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Неиз­вест­на точ­ная при­чи­на жесто­кой мести: то ли чинов­ни­ки не сдер­жа­ли обе­ща­ний по сдел­ке, то ли Геор­гад­зе «ото­дви­ну­ли» от гос­за­ка­зов по стро­и­тель­ству, то ли в адми­ни­стра­ции обе­ща­ли, но не помог­ли с оформ­ле­ни­ем зем­ли. Тра­ге­дия слу­чи­лась, ушла, не оста­вив след в памя­ти стра­ны. О деле в прес­се гово­ри­ли не очень гром­ко, а если и писа­ли, то обя­за­тель­но с боль­шим нега­ти­вом. Не буду стро­ить догад­ки о том, что дело о поте­рян­ном биз­не­се под­мос­ков­но­го пред­при­ни­ма­те­ля замя­ли спе­ци­аль­но — об этом фильм «Кура­тор».

Не хочет­ся отме­чать и сце­нар­ные недо­стат­ки филь­ма — это крат­ко и ёмко сде­лал «Кино­По­иск». Добав­лю, что сюжет­ные ходы места­ми дей­стви­тель­но при­хо­дит­ся доду­мы­вать само­му, ведя арки пер­со­на­жей до логич­ных пово­ро­тов и логи­че­ских точек. Слож­но напря­мую и без раз­ду­мий уста­но­вить связь встав­но­го эпи­зо­да с дет­ской поста­нов­кой в теат­ре, но об этом ниже.

Слиш­ком рез­кие зву­ко­вые пере­хо­ды от тиши­ны к гром­ко­му зву­ку мож­но под­бить под жела­ние авто­ров создать мак­си­маль­но неком­форт­ную атмо­сфе­ру. Пер­со­на­жей филь­ма посто­ян­но сопро­вож­да­ет гул стро­и­тель­ных работ, даже в закры­той ком­на­те герои слы­шат строй­ку изда­ле­ка, при­глу­шён­но — все здесь повя­за­ны друг с дру­гом стро­и­тель­ным бизнесом.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Изоб­ра­же­ние очень часто рябит теня­ми, замкну­тое про­стран­ство рез­ко сме­ня­ет­ся при­род­ным окру­же­ни­ем горо­да Куз­нец­ко­го — кино­ана­ло­га Крас­но­гор­ска. Цве­то­вая палит­ра филь­ма на боль­шую часть состо­ит из оттен­ков серо­го. Инте­рес­но, но в пер­вые пять минут кино­по­ка­за в зале нам забы­ли выклю­чить свет. Все четы­ре зри­те­ля в пустом зале ока­за­лись в стран­ном поло­же­нии — серое ста­ло осле­пи­тель­но белым, прак­ти­че­ски ниче­го не было видно.

Каме­ра в руках дебю­тан­та Евге­ния Роди­на посто­ян­но балан­си­ру­ет меж­ду выве­рен­ны­ми кад­ра­ми, сим­мет­рич­ны­ми поста­нов­ка­ми и пол­ной дез­ори­ен­та­ци­ей. На экране появ­ля­ют­ся ред­кие чело­ве­че­ские лица, выра­жа­ю­щие скорб­ные эмо­ции, часто в кадр попа­да­ют и задер­жи­ва­ют­ся чисто сим­во­ли­че­ские дета­ли — све­жий бетон в коры­те, туск­ло горя­щая лам­па в ком­на­те скры­ва­ю­ще­го­ся биз­не­сме­на. Руч­ная каме­ра, кото­рая сле­дит за про­ис­хо­дя­щим из-за мощ­ной спи­ны Кура­то­ра (Юрий Цури­ло), фик­си­ру­ет раз­во­ра­чи­ва­ю­щу­ю­ся тра­ге­дию с бес­при­страст­ной точ­но­стью — для зри­те­ля нет сто­ро­ны, кото­рой мож­но сопереживать.

Мне уда­лось задать несколь­ко вопро­сов режис­сё­ру филь­ма «Кура­тор» Пет­ру Левченко.

Источ­ник: kinopoisk.ru

— В «Бюл­ле­тене кино­про­кат­чи­ка» напи­са­ли, что атмо­сфе­ра «Кура­то­ра» созвуч­на филь­мам Гер­ма­на. В чём ты видишь сход­ство «Кура­то­ра» с рабо­та­ми Германа?

— Гер­ман для меня осо­бен­ный режис­сёр. Я бы ска­зал, самый глав­ный режис­сёр в моей жиз­ни. И недо­ся­га­е­мая вели­чи­на. Поэто­му у меня язык не пово­ра­чи­ва­ет­ся на пол­ном серьё­зе искать сход­ства в наших рабо­тах. Могу отме­тить лишь фор­маль­ные вещи. Как и Гер­ман в «Лап­шине», мы взя­ли кри­ми­наль­ную, жан­ро­вую осно­ву и сде­ла­ли её фоном для раз­го­во­ра совсем о дру­гом. Ну и, конеч­но, Юрий Алек­се­е­вич Цури­ло, испол­ни­тель роли Кура­то­ра — люби­мый актёр Гер­ма­на, он при­нёс с собой на съё­моч­ную пло­щад­ку частич­ку гер­ма­нов­ско­го мира. Вооб­ще, такое срав­не­ние безум­но обод­ря­ет, хотя и откро­вен­ная лесть.

Источ­ник: kinopoisk.ru

— Ты заду­мы­вал основ­ной сюжет филь­ма с огляд­кой на «Лап­ши­на»?

— Напи­са­ние сце­на­рия к филь­му — это такая дол­гая вар­ка в кот­ле мно­же­ства ингре­ди­ен­тов: лич­ных впе­чат­ле­ний, филь­мов, книг. И частич­ка Лап­ши­на, Хру­ста­лё­ва тоже в этот котёл, навер­ное, попа­ла. Это всё про­цес­сы несознательные.

— Понял тебя. Мне, как тео­ре­ти­ку, каза­лось, что авто­ры созна­тель­но берут ори­ен­та­цию на какие-то вещи из про­шло­го, из исто­рии. Вот, напри­мер, поче­му в фильм вошла дет­ская поста­нов­ка исто­рии про золо­тое руно?

— Моя мама рабо­та­ет в шко­ле, и это сце­на­рий её школь­ной поста­нов­ки с детиш­ка­ми. Пер­во­на­чаль­но я хотел, что­бы поста­нов­ка была мак­си­маль­но дале­ка от сюже­та филь­ма. Что­бы эта сце­на рабо­та­ла лишь на созда­ние кон­тра­ста двух миров, дет­ско­го и взрос­ло­го. Пони­маю вопрос, но это, услов­но гово­ря, не поста­нов­ка из «Гам­ле­та», кото­рая ста­но­вит­ся дви­га­те­лем сюже­та. Но как ока­за­лось, свя­зи всё же воз­ник­ли — Кол­хи­да, похи­ще­ние руна. А ори­ен­та­ции, мне кажет­ся, они толь­ко неосо­знан­ные могут быть. Буд­то «в пер­вый раз» нуж­но напи­сать. Не знаю, понят­но ли гово­рю. Если же гово­рить себе «хочу как у Гер­ма­на, хочу как у Пую», мерт­во­рож­дён­ный полу­чит­ся сце­на­рий и сле­дом фильм.

— Про Кол­хи­ду понят­но — Гру­зия. Но какое руно похи­ща­ют в «Кура­то­ре»?
Чисто тех­ни­че­ски это наш Димур. Пелий хочет увез­ти его в Кол­хи­ду. Но это всё опять же, от голо­вы. Эта глу­пая парал­лель воз­ник­ла уже на мон­та­же и зна­че­ния не име­ет боль­шо­го (улы­ба­ет­ся).

Источ­ник: kinopoisk.ru

— Как про­хо­ди­ли съём­ки сце­ны с дет­ской поста­нов­кой? При­хо­ди­лось как-то осо­бен­но настра­и­вать детей? Они выгля­дят мак­си­маль­но непринуждённо.

Дети все из одной част­ной теат­раль­ной шко­лы. Мож­но ска­зать, уже сыг­ран­ный кол­лек­тив. И рабо­та с ними была бес­про­блем­ной и заря­жа­ю­щей. Пото­му что толь­ко в их дет­ском мире есть живая эмо­ция. На фоне наших ста­рых, лысых решал.

— Из чего уби­ва­ет Димур? Я не успел раз­гля­деть, но, кажет­ся, в руках у него вин­тов­ка или авто­мат. Зачем Алек­сандр в самом нача­ле филь­ма выкрал писто­лет с места пре­ступ­ле­ния, кото­рый потом и сыг­рал роко­вую роль?

— Хоро­ший вопрос от вни­ма­тель­но­го зри­те­ля. Он уби­ва­ет из это­го писто­ле­та. Имен­но поэто­му он нужен Кура­то­ру для ими­та­ции само­убий­ства. Но авто­мат дей­стви­тель­но виден в кад­ре — наш неболь­шой кино­ляп. Точ­нее — послед­ствие двух уда­лён­ных сцен.

— А что долж­но было быть в невошедшем?

— Это уже тай­на (улы­ба­ет­ся).

— Ска­жи, если это не явля­ет­ся сек­ре­том, как уда­лось полу­чить под­держ­ку Мини­стер­ства куль­ту­ры? Бил пит­чинг и…

— Ну, у меня был очень хоро­ший про­дю­сер, Катя Филип­по­ва, я ей за всё очень бла­го­да­рен. И что уж там, хоро­ший сце­на­рий и хоро­ший пит­чинг. Тут ника­ких сек­ре­тов нет, всё очень удач­но сло­жи­лось тогда. И в том чис­ле с Катей, кото­рая была очень наце­ле­на имен­но на исто­рию крас­но­гор­ско­го стрел­ка. Её удив­ля­ло, что ещё никто ниче­го не снял и не напи­сал по её моти­вам. И вот ей абсо­лют­но слу­чай­но попа­да­ет мой сценарий.

— В чём «наша непри­част­ная при­част­ность» тво­е­го филь­ма, о кото­рой гово­ри­ла про­дю­сер на пресс-конференции?

— Хочет­ся верить, что фильм гово­рит сам за себя в этом вопро­се. Всё же там жерт­вы, в общем-то, вин­ти­ки. Абсо­лют­но инерт­ные. А инерт­ность и есть та самая при­част­ность непричастная.

— И о пла­нах. Какие новые проекты?

Уже почти три года рабо­таю над сце­на­ри­ем по моти­вам «Запи­сок из мёрт­во­го дома» Досто­ев­ско­го… Очень наде­юсь, всё сло­жит­ся, и имен­но этот про­ект ста­нет следующим.

Источ­ник: kinopoisk.ru

 

Поделиться