Десять отечественных фильмов про курорты

Лето уже далеко позади, и тёплые дни оста­лись лишь в памяти. Чтобы не впасть в осен­нее уныние VATNIKSTAN пред­ла­гает вам озна­ко­миться с подбор­кой отече­ствен­ных филь­мов о курор­тах. На примере десяти картин мы пока­жем, как суще­ство­вал и разви­вался этот жанр в совет­ском, а затем и россий­ском кине­ма­то­графе.


Фено­мен курор­тов в миро­вом кине­ма­то­графе появ­ля­ется после Второй миро­вой войны, когда летний отдых стано­вится массо­вым. До этого курорты были доступны лишь для аристо­кра­тов и состо­я­тель­ных семей, или тех немно­гих, кому требо­вался отдых по состо­я­нию здоро­вья. Послед­них, правда, было меньше, чем первых.

К курорт­ным филь­мам можно было бы отне­сти все фильмы о летнем отдыхе, в кото­рых фигу­ри­руют дачи, панси­о­наты, детские лагеря или где действие разво­ра­чи­ва­ется на фоне южных деко­ра­ций. Однако – это не совсем правильно, так как если кино о курорте, то действу­ю­щими лицами должны быть отды­ха­ю­щие, и место действия должно соот­вет­ство­вать – преиму­ще­ственно это юг. В обзоре пред­став­лены все жанры, но чаще всего фигу­ри­руют роман­ти­че­ские коме­дии или же мело­драмы.

Что каса­ется совет­ского кине­ма­то­графа, несмотря на то, что южная мест­ность фигу­ри­рует в совет­ских филь­мах довольно часто, картин о курор­тах снято отно­си­тельно мало. Связано это с тем, что в России лето корот­кое, неза­метно начи­на­ется и также закан­чи­ва­ется, а отдых на юге для боль­шин­ства совет­ских жите­лей был недо­сту­пен. Дачи были не у всех, выезд за границу огра­ни­чен, а про личный транс­порт и гово­рить не стоит. Однако неко­то­рым счаст­лив­чи­кам всё-таки удава­лось отдох­нуть по путёвке или же у живу­щих на юге родствен­ни­ков. В боль­шин­стве случаев это были пред­ста­ви­тели интел­ли­ген­ции, кото­рые преиму­ще­ственно и изоб­ра­жены в совет­ских филь­мах о курор­тах. При этом стоит отме­тить, что в СССР ленты о южном отдыхе поль­зо­ва­лись у зрите­лей попу­ляр­но­стью, о чем свиде­тель­ствуют боль­шие кассо­вые сборы.

Свое начало курорт­ные фильмы берут в эпоху отте­пели, что неуди­ви­тельно, так как эсте­тика сталин­ских картин исклю­чала подоб­ную тема­тику. «Паде­ние Берлина» (1949), «Кубан­ские казаки» (1949), «Заго­вор обре­чён­ных» (1950) – где здесь найти место отдыху, когда господ­ствует идео­ло­гия.


Дама с собачкой (1960, реж. Иосиф Хейфиц)

Фильм Иосифа Хейфица, снятый по рассказу Антона Чехова, с неко­то­рыми оговор­ками можно считать первым совет­ским филь­мом о курорте. В фильме изоб­ра­жено другое время, эпоха и люди, однако место действия будет оста­ваться неиз­мен­ным и в после­ду­ю­щих лентах о юге. Лите­ра­тур­ная основа делает его по-своему приме­ча­тель­ным, отсы­лая к утра­чен­ному прошлому. В этом плане картина Хейфица инте­рес­ная и как своего рода доку­мент, так как пока­зы­вает, каким был россий­ский курорт до рево­лю­ции. Лишён­ная соци­аль­ной пробле­ма­тики лента выгля­дит отчуж­дён­ной на фоне осталь­ного массива совет­ских филь­мов.

Читайте статью «Иосиф Хейфиц. Ровес­ник совет­ского кино»

Исто­рия начи­на­ется с того, что устав­ший от обыден­но­сти семей­ной жизни Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Гуров на отдыхе в Ялте встре­чает одиноко прогу­ли­ва­ю­щу­юся по набе­реж­ной незна­комку, имя кото­рой Анна Серге­евна. Она пред­став­ляет собой тип утон­чён­ной натуры, с мелан­хо­ли­че­ским взгля­дом и несчаст­ной судь­бой. Анна Серге­евна рано вышла замуж за чело­века, кото­рого нико­гда не любила и не уважала. Гурову удаётся её заин­те­ре­со­вать, и их чувства друг к другу по ходу фильма пере­рас­тают в непод­дель­ную любовь. Но отпуск вскоре закан­чи­ва­ется и нужно возвра­щаться к не вызы­ва­ю­щей инте­реса жизни.

Приглу­шён­ные тона черно-белой картинки и пунк­тир чехов­ского сюжета позво­ляют «Даме с собач­кой» оста­ваться универ­саль­ной исто­рией о курорт­ном романе, кото­рая при беско­неч­ном воспро­из­ве­де­нии не теряет своей акту­аль­но­сти.

В 1960 году «Дама с собач­кой» была номи­ни­ро­вана на золо­тую паль­мо­вую ветвь Канн­ского фести­валя, однако, несмотря на поло­жи­тель­ные отзывы запад­ных кине­ма­то­гра­фи­стов, вклю­чая Ингмара Берг­мана, оста­лась без призов.


Три плюс два (1963, реж. Генрих Оганисян)

Спустя три года в каче­стве отды­ха­ю­щих мы можем наблю­дать совет­ских людей. Сюжет этого совет­ского ромкома предельно прост. Трое москов­ских друзей приез­жают в Крым, чтобы отдох­нуть «дика­рями» вдали от циви­ли­за­ции. Все они – пред­ста­ви­тели совет­ской интел­ли­ген­ции – вете­ри­нар (Андрей Миро­нов), дипло­мат (Евге­ний Жари­ков) и доктор физико-мате­ма­ти­че­ских наук (Генна­дий Нилов). Но их плану не суждено сбыться, так как их дикар­ский быт нару­шают внезапно появив­ши­еся две девушки, утвер­жда­ю­щие, что место, где отды­хают друзья, давно ими занято, и в каче­стве дока­за­тель­ства барышни выка­пы­вают бутылку с остав­лен­ным пись­мом. В итоге им прихо­дится делить одно место на две компа­нии. Между ними начи­на­ется шуточ­ная война, кото­рая впослед­ствии пере­рас­тает в любовь.

Инте­ресно наблю­дать за разви­тием отно­ше­ний персо­на­жей, так как интим здесь не более, чем коми­че­ский приём. О том, как могло разви­ваться действие картины на самом деле, оста­ётся дога­ды­ваться.

Суще­ствует две версии фильма, первая – широ­ко­фор­мат­ная, и вторая – обыч­ная, 4:3. В связи с этим каждую сцену прихо­ди­лось снимать по два раза. В итоге вари­ант фильма для широ­ких экра­нов оказался на 11 минут дольше обыч­ной версии. Однако посмот­реть широ­ко­фор­мат­ную версию могли немно­гие, так как не во всех совет­ских кино­те­ат­рах это было техни­че­ски осуще­ствимо. Долгое время этот вари­ант фильма считался утерян­ным, однако в 2014 году на теле­ви­де­нии состо­я­лась премьера найден­ной картины.

Стоит отме­тить, что после выхода фильма «дикар­ский» отдых на юге приоб­рёл массо­вый харак­тер. В 2006 году вышел своего рода ремейк под назва­нием «Дикари», в кото­ром сыграли многие извест­ные актёры, среди кото­рых Гоша Куценко, Марат Баша­ров, Констан­тин Юшке­вич, Влади­слав Галкин и другие.


Опекун (1970, реж. Альберт Мкртчян)

Обли­чи­тель­ный фильм воспи­та­ния туне­ядца. Герой Алек­сандра Збру­ева, встре­тив утро в вытрез­ви­теле после очеред­ной пьянки, теряет работу. Друзья пред­ла­гают ему устро­иться на метал­лур­ги­че­ский комби­нат, однако тяжё­лая работа не прельщает привык­шего к празд­ному безде­лью Мишу, и он едет на черно­мор­ский курорт к своей старой подруге Любе (Клара Лучко). Та, не желая содер­жать бездель­ника, устра­и­вает его опеку­ном преста­ре­лой соседки, дабы найти ему хоть какое-то заня­тие. В этот момент у Миши появ­ля­ется идея полу­чить наслед­ство, и он с ответ­ствен­но­стью начи­нает испол­нять все просьбы опека­е­мой им женщины. Друг Миши, безна­дёж­ный алко­го­лик и туне­ядец со стажем Тебень­ков (Геор­гий Вицин), сове­тует ему бросить это заня­тие и заняться чему-то полегче, но Миша оста­ется упор­ным в своих действиях. В итоге он влюб­ля­ется в Любу, под влия­нием кото­рой стано­вится на путь исправ­ле­ния. К тому же он узнает, что старушка, за кото­рой он ухажи­вает, вовсе не такая беспо­мощ­ная, как кажется. В финале фильма Миша меня­ется до неузна­ва­е­мо­сти: кончает с пьян­ством и безде­льем и начи­нает рабо­тать.

Фильм снимался в Ялте моло­дыми режис­сё­рами студии «Мосфильм» Эдга­ром Ходжи­кя­ном и Альбер­том С. Мкрт­чя­ном, кото­рый впослед­ствии снимет такие картины, как «Земля Санни­кова» (1973) и «Прикос­но­ве­ние» (1992).

Со време­нем коме­дия зате­ря­лась в обилии лент тех лет и на фоне филь­мов Гайдая и Ряза­нова выгля­дит довольно блек­лой. «Опекун» напол­нен харак­тер­ным для совет­ского кино мора­ли­за­тор­ством, из-за чего сего­дня выгля­дит черес­чур старо­мод­ным.


Из жизни отдыхающих (1980, реж. Николай Губенко)

Мёрт­вый сезон на крым­ском курорте, позд­няя осень. По стече­нию жизнен­ных обсто­я­тельств действу­ю­щие лица картины оказа­лись в одном из домов отдыха на южном побе­ре­жье. Однако все привыч­ные преле­сти отдыха им недо­ступны, поэтому оста­ётся вести долгие разго­воры ни о чём и, в то же время, обо всём сразу. В этой мелан­хо­лич­ной обста­новке зарож­да­ется любовь двух одино­ких и немо­ло­дых людей, кото­рые будто ждали этой встречи всю жизнь.

«Из жизни отды­ха­ю­щих» можно назвать курорт­ным филь­мом наобо­рот, потому что от холод­ных крым­ских пейза­жей и ирони­че­ских диало­гов веет грустью. Южная осень олице­тво­ряет особое состо­я­ние, в кото­ром пребы­вают персо­нажи. Она для них не только время года, связан­ное с опре­де­лён­ными капри­зами природы, но и жизнен­ный этап, когда всё, что могло случиться, оста­лось позади, а надежда на счастье не отпус­кает.

Эсте­тика фильма Нико­лая Губенко в какой-то мере пред­вос­хи­тила появ­ле­ние «Ассы», где крым­ский курорт также пока­зан в непри­выч­ных зимних тонах.


Будьте моим мужем (1981, реж. Алла Сурикова)

Детский врач (Андрей Миро­нов) отправ­ля­ется в долго­ждан­ный отпуск на юг. По приезду оказы­ва­ется, что в гости­ни­цах все номера заняты, а для того, чтобы сходить в ресто­ран, нужно зани­мать очередь. Част­ный сектор тоже пере­пол­нен отды­ха­ю­щими, и найти крышу над голо­вой в курорт­ном городке прак­ти­че­ски невоз­можно. Герой Миро­нова знако­мится с одино­кой девуш­кой с ребён­ком, кото­рую играет Елена Проклова. Их объеди­няет общая проблема – поиск жилья. Проклова просит пред­ста­виться Миро­нова своим мужем, так как хозяйка (Нина Руса­нова) отка­зы­ва­ется сдавать комнату одино­кой женщине с ребён­ком. Так начи­на­ется исто­рия, собственно, и закру­чи­ва­ется курорт­ный роман.

Съёмки фильма прохо­дили в Сочи и его приго­роде Лоо. Сюжет ромкома – как череда совет­ских анек­до­тов. Хозяйка дома селит прак­ти­че­ски без каких-либо усло­вий огром­ное коли­че­ство отды­ха­ю­щих, кото­рые этому рады – в тесноте да не в обиде, а мелкие конфликты между сосе­дями – всего лишь ирония.

В целом, картина Аллы Сури­ко­вой – лёгкое и неза­мыс­ло­ва­тое кино, в кото­ром запе­чат­лена летняя жизнь черно­мор­ского курорта. Фильм стал одной из самых попу­ляр­ных отече­ствен­ных коме­дий о лете и входит едва ли не во все тема­ти­че­ские списки. Секс-символ совет­ского кино Андрей Миро­нов нахо­дился в тот момент на пике славы, а Елена Проклова счита­лась одной из самых привле­ка­тель­ных актрис того пери­ода.


Спортлото-82 (1982, реж. Леонид Гайдай)

Если мы заго­во­рили о совет­ском кино, то нельзя обой­тись и без Гайдая – короля коме­дий эпохи застоя. К жанру курорт­ного кино можно было бы отне­сти его ранний фильм «Кавказ­ская плен­ница» (1966), однако, если подробно пригля­деться к сюжету, то мы увидим, что Шурик едет на юг не для того, чтобы отды­хать, он зани­ма­ется иссле­до­ва­нием мест­ного фольк­лора. Съёмки «Спорт­лото-82» прохо­дили ровно там же, где 16 лет назад Гайдай как раз и снимал «Кавказ­скую плен­ницу».

Сюжет фильма предельно прост: выиг­рыш­ный билет лоте­реи теря­ется по неле­пой случай­но­сти в следу­ю­щем на юг поезде, на него претен­дуют сразу несколько чело­век, и процесс поиска превра­ща­ется в неза­бы­ва­е­мое приклю­че­ние, разво­ра­чи­ва­ю­ще­еся на фоне крым­ских пейза­жей. «Спорт­лото-82» — типич­ная гайда­ев­ская лента, в кото­рой он исполь­зует заез­жен­ные коме­дий­ные приёмы. В 1982 году смех они уже не вызы­вают, однако пере­дают харак­тер­ную для юга атмо­сферу непри­нуж­дён­но­сти, из-за кото­рой и стоит его смот­реть.

Стоит отме­тить, что лента явля­ется скры­той рекла­мой всесо­юз­ной лоте­реи «Спорт­лото». Перед выхо­дом в прокат была прове­дена масштаб­ная реклам­ная кампа­ния, что и обес­пе­чило кассо­вый успех фильму. В свою очередь, совет­ская критика встре­тила картину довольно прохладно, сетуя на то, что Гайдай вышел в тираж.


Дама с попугаем (1988, реж. Андрей Праченко)

Сергей (Алек­сей Жари­ков) выгля­дит как насто­я­щий совет­ский денди, носит загра­нич­ную одежду, курит доро­гие сига­реты. Прие­хав на юг, он не испы­ты­вает труд­но­стей с жильём, как Андрей Миро­нов в «Будьте моим мужем», и засе­ля­ется в доро­гую гости­ницу.  Весь отдых Сергей пред­став­ля­ется то секрет­ным аген­том, то лётчи­ком, то сотруд­ни­ком Внеш­торга, хваста­ется коман­ди­ров­ками за рубеж и демон­стри­рует знание загра­нич­ной жизни. Сергею легко удаётся изоб­ра­жать из себя иску­шён­ного роскош­ной жизнью и загра­нич­ными приклю­че­ни­ями, благо­даря чему он поль­зу­ется успе­хом у женщин, меняя их одну за другой.

Однако инте­рес его привле­кает одино­кая, сидя­щая на пляже с попу­гаем в клетке женщина (Свет­лана Смир­нова). Она, в отли­чие от других, не настро­ена на курорт­ный флирт, объяс­няя это тем, что у неё есть интел­ли­гент­ный муж, рабо­та­ю­щий в инсти­туте, а сын отлич­ник отды­хает в пионер­ском лагере непо­да­лёку. Попытки Сергея поко­рить даму с попу­гаем тщетны, отпуск закан­чи­ва­ется и пора возвра­щаться домой.

Вторая часть фильма пере­но­сит героев в Москву. Оказы­ва­ется, что Сергей далеко не тот, за кого он себя выда­вал. Он рабо­тает простым меха­ни­ком в аэро­порту, а о загра­нице знает лишь по лета­ю­щим на даль­ние направ­ле­ния само­лё­там. Жизнь дамы с попу­гаем тоже неиде­альна. Слова об интел­ли­гент­ном муже оказы­ва­ются выдум­кой, а сын отлич­ник – обык­но­вен­ный хули­ган, кото­рый по «неле­пому совпа­де­нию» на протя­же­нии всего фильма дони­мает глав­ного героя, начи­ная ещё с курорта, так как знал изна­чально его насто­я­щее место работы. Картина пред­став­ляет собой фильм-пере­вёр­тыш, начи­на­ясь как коме­дия, она пере­рас­тает в драму, в кото­рой пока­зано одино­че­ство малень­ких людей.

«Дама с попу­гаем», как вы могли дога­даться, — своего рода ремейк той самой исто­рии о курорт­ном романе двух незна­ком­цев, за преде­лами кото­рого над ними висит тоска обыден­ной жизни.

Стоит отме­тить, что данная лента явля­ется, пожа­луй, самой привле­ка­тель­ной из всего совет­ского кино о курор­тах. Созда­тели фильма ухва­тили нерв эпохи пере­стройки, когда быть иностран­цем куда желан­нее, чем оста­ваться совет­ским чело­ве­ком. Изоб­ра­же­ние допол­няет аудио часть, среди звуча­щих в фильме песен можно выде­лить попу­ляр­ный в те годы диско­теч­ный хит The Final Countdown, а также живое испол­не­ние Гари­ком Сука­чё­вым песни «Сантех­ник».


Дикий, дикий пляж. Жар нежных. (2005, реж. Александр Расторгуев)

Доку­мен­таль­ная картина Алек­сандра Растор­гу­ева ломает все суще­ству­ю­щие стерео­типы о летнем отдыхе. «Жар нежных» пере­кли­ка­ется с лентой Вита­лия Манского, снятой на три года раньше, «Брод­вей. Чёрное море». К слову, Манский высту­пил в картине Растор­гу­ева продю­се­ром и вторым сцена­ри­стом.

Предель­ный нату­ра­лизм черно­мор­ского побе­ре­жья пока­зан режис­сё­ром во всей своей обыден­но­сти. По мере просмотра ленты привы­ка­ешь ко всему, даже к самым отврат­ным сценам. Пред­став­лен­ные типы настолько живые и узна­ва­е­мые, что порой легче отка­заться верить проис­хо­дя­щему на экране и пред­став­лять это как сюр.

Ещё одним важным свой­ством фильма явля­ется его много­жан­ро­вость. Здесь и чело­ве­че­ская коме­дия, и смерть, и любовь, однако, в первую очередь, – южный курорт как место действия. В картине есть место для всех: и для верблюда эксплу­а­ти­ру­е­мого пляж­ным фото­гра­фом, и для несо­сто­яв­шейся актрисы, и для «бизне­сме­нов» с «брат­ками», и для лили­пута, кото­рому устро­или свадьбу с женщи­ной вдвое выше него. Заклю­чи­тель­ная новелла фильма пока­зы­вает визит Влади­мира Путина в кубан­ский лагерь «Орлё­нок», нахо­дя­щийся в непо­сред­ствен­ной близо­сти от дикого пляжа.

Полная версия фильма длится более пяти часов, однако есть и сокра­щён­ная (два часа, пять минут), но и она требует пред­ва­ри­тель­ной подго­товки. Людей со слабой психи­кой сцены «Дикого пляжа» могут шоки­ро­вать, поэтому перед просмот­ром нужно обяза­тельно заду­маться – стоит ли. Тем же, кто всё-таки решился лице­зреть энцик­ло­пе­дию русской жизни от Алек­сандра Растор­гу­ева оста­ётся поже­лать хоро­шего просмотра, так как прила­га­тель­ное «прият­ный» здесь будет неумест­ным.


Шапито-шоу (2011, реж. Сергей Лобан)

Музы­каль­ный фильм-карна­вал режис­сёра Сергея Лобана и сцена­ристки Марины Пота­по­вой, знако­мых ещё с времён неко­гда куль­то­вого в анде­гра­унд­ных кругах твор­че­ского объеди­не­ния «зАиБи» (За аноним­ное и бесплат­ное искус­ство), мог бы стать новой «Ассой» — гимном поко­ле­ния нуле­вых, но не стал, канув в забы­тье. Но, по всей види­мо­сти, созда­тели и не пресле­до­вали такой цели, пред­на­ме­ренно сделав фильм пост­мо­дер­нист­ской шуткой. Стоит отме­тить, что после «Шапито-шоу» Лобан кино не зани­мался, да и Пота­пова тоже, если не считать пары сцена­риев для не сыскав­ших успеха проек­тов. Таким обра­зом, худо­же­ствен­ное выска­зы­ва­ние не нашло своего продол­же­ния.

«Шапито-шоу» состоит из четы­рёх пере­се­ка­ю­щихся между собой кино­но­велл, в каждой из кото­рых своя пробле­ма­тика и свой сюжет. Первая часть назы­ва­ется «Любовь» — «Бедные люди» наших дней, исто­рия двух одино­честв, нашед­ших любовь по пере­писке, кото­рая пере­росла в боль, так и не успев начаться. «Дружба» расска­зы­вает о четы­рёх глухо­не­мых друзьях, болель­щи­ков футболь­ного клуба «Торпедо», кото­рые поехали отды­хать на море, где в итоге дружба пере­рас­тёт в преда­тель­ство. «Уваже­ние» — это исто­рия воссо­еди­не­ния отца и сына после много­лет­ней разлуки. Чтобы навер­стать упущен­ное они отправ­ля­ются в Крым, где в диких усло­виях хотят заслу­жить взаим­ное уваже­ние. Отец – знаме­ни­тый рок-музы­кант, его сын – мечтает о вели­ком буду­щем худож­ника. В итоге, на фоне моря и гор, между ними разыг­ры­ва­ется извеч­ное проти­во­сто­я­ния отцов и детей. В послед­ней новелле под назва­нием «Сотруд­ни­че­ство» речь идёт о продю­сере Попове, кото­рый носит идею о том, что копия лучше ориги­нала. Поэтому он устра­и­вает в шапито шоу двой­ни­ков, где высту­пают иконы ХХ века – Цой, Меркьюри, Монро, Леннон. В «Сотруд­ни­че­стве» сходятся сюжет­ные линии преды­ду­щих исто­рий – все герои идут смот­реть пред­став­ле­ние в шапито.

Симеиз выбран местом действия не случайно, хотя фильм о симу­ля­крах можно было бы снять где угодно. Пере­пол­нен­ные пляжи, дешё­вые забе­га­ловки, гряз­ные улицы посёлка, кара­оке-бары – всё это пока­зы­вает зыбкость.

«Шапито-шоу», где фарс неот­де­лим от траге­дии, всеми прав­дами и уже тем более неправ­дами пыта­ется пока­зать абсурд­ность жизни, заяв­ляя, что всё вокруг – не более чем наду­ва­тель­ство. Если отбро­сить всю пост­мо­дер­нист­скую игру, то глав­ный посыл фильма заклю­ча­ется в том, чтобы принять себя, а не идти на поводу у пустых мечта­ний.


Родина (2015, реж. Пётр Буслов)

Драма Петра Буслова («Бумер», «Домаш­ний арест»), снятая по сцена­рию Андрея Мига­чёва («Питер FM»), пока­зы­вает, как курорт в пони­ма­нии русского чело­века со време­нем меня­ется и в простран­стве, пере­но­сясь с черно­мор­ских пляжей на Гоа.

В фильме действует несколько сюжет­ных линий, в каждой из кото­рых расска­зана исто­рия одного или несколь­ких персо­на­жей. Здесь, как и в фильме Растор­гу­ева, созда­тели попы­та­лись дать срез совре­мен­ного россий­ского обще­ства. Дочь «боль­шого чело­века» Ева, кото­рую отец ссадил с само­лёта из-за прояв­ле­ния неува­же­ния, но тут же спохва­тился и решил найти, а дочери и след простыл – так запус­ка­ется в действие сюжет­ный меха­низм фильма. Осталь­ные персо­нажи следу­ю­щие: двое пристра­стив­шихся к кока­ину русских «кайфо­жо­ров», брошен­ная жена бизне­смена, гуру психо­де­лии, диджей и барыга Космос и Макар, прие­хав­ший из Ново­си­бир­ска в тур на две недели, чтобы найти просвет­ле­ние. Инте­рес пред­став­ляет мест­ный фило­соф­ству­ю­щий поли­цей­ский Дипак, кото­рый верит в карму, что не мешает ему за деньги покры­вать барыгу Космоса и выдво­рять из страны его конку­рен­тов. Каждая из исто­рий само­ценна, как и её герои, и состав­ляют одно целое. Таким обра­зом, в «Родине» Буслов собрал типажи русских 2010-х годов, нахо­дя­щихся при этом вдали от дома, под индий­ским небом.

Фильм можно назвать как «шедев­ром», так и «очеред­ной неудач­ной лентой в копилке россий­ского кине­ма­то­графа». Помимо того, что лента пере­даёт атмо­сферу лета и безза­бот­но­сти, она затра­ги­вает и тему само­опре­де­ле­ния в век инфор­ма­ци­он­ной поли­фо­нии. Темой фильма явля­ется потеря и обре­те­ние родины. Речь идёт о той России, кото­рая далеко и о России, кото­рая внутри. Пока­за­тель­ной в этом случае служит сцена, где геро­иня Екате­рины Волко­вой в момент выдво­ре­ния её из страны кричит: «Я не поеду! Мой дом здесь!». Также застав­ляет заду­маться фраза Макара, кото­рый после массо­вой драки, спро­во­ци­ро­ван­ной сооте­че­ствен­ни­ками, выплёс­ки­вает прово­ка­ци­он­ную фразу: «Русские говно!».


Читайте также «Россий­ские фильмы про школу и подрост­ков 1990-х и 2000-х».

Поделиться