Лев Арнштам. Из композитора в режиссёры

Новый очерк из серии мате­ри­а­лов о совет­ских режис­сё­рах, участ­во­вав­ших в престиж­ных евро­пей­ских фести­ва­лях. На этот раз Алек­сандр Вели­год­ский расска­зы­вает о Льве (Лео) Арнштаме, заво­е­вав­шем в 1955 году специ­аль­ный приз Канн­ского кино­фе­сти­валя.


Лев Арнштам — участ­ник Вене­ци­ан­ского кино­фе­сти­валя 1947 года и дважды участ­ник Канн­ского фести­валя (в 1946 и 1955 годах). В 1955 году Арнштам с карти­ной «Ромео и Джульетта» был удостоен специ­аль­ного приза Канн­ского фести­валя в номи­на­ции «Лучший лири­че­ский фильм». Однако даже эти факты не способны пробу­дить инте­рес совре­мен­ни­ков к лично­сти режис­сёра. В интер­нете прак­ти­че­ски невоз­можно найти какой-либо инфор­ма­ции о Льве Арнштаме. Едва ли не един­ствен­ным источ­ни­ком служат воспо­ми­на­ния его ученика Сергея Соло­вьёва. Но об Арнштаме гово­рить надо обяза­тельно. Он один из стол­пов совет­ского кино.

Родился Лев Арнштам 12 января 1905 года в Екате­ри­но­славе (Днепро­пет­ров­ске), но вскоре его семья пере­ехала в Петер­бург. Учился Арнштам в Тени­шев­ском училище, где он вместе с сыном Корнея Чуков­ского Нико­лаем поста­вил свою первую пьесу. Это стало своего рода дебю­том буду­щего режис­сёра в искус­стве. Тени­шев­ское училище было пропи­тано атмо­сфе­рой твор­че­ства, кото­рая как раз и способ­ство­вала зарож­де­нию талан­тов внутри его стен. Лите­ра­туру моло­дому Арнштаму препо­да­вали Борис Эйхен­баум и Юрий Тыня­нов, что послу­жило толч­ком в его станов­ле­нии как сцена­ри­ста.

Лев Арнштам справа

Окон­чив Тени­шев­ское училище в 1919 году, Лео Арнштам посту­пает в Петро­град­скую консер­ва­то­рию на один курс с Дмит­рием Шоста­ко­ви­чем. Буду­щий режис­сёр подру­жился с выда­ю­щимся компо­зи­то­ром. Шоста­ко­вич напи­шет музыку ко всем филь­мам Арнштама. Но это будет позже, а пока Арнштам даже не заду­мы­ва­ется о кино и много времени уделяет музыке. Для него она — это, прежде всего, способ зара­бо­тать деньги, чтобы хоть как-то выжить в голод­ном Петро­граде времён Граж­дан­ской войны.

В начале 1920-х годов Лев Арнштам женится на дочери Всево­лода Мейер­хольда Ирине, но этот брак не продлится долго. Роди­тели Арнштама не прини­мают невестку, и моло­дые супруги разво­дятся. В это же время Арнштам рабо­тает в театре Мейер­хольда, где заве­дует музы­каль­ной частью. Это продол­жа­лось три года. Одна­жды на площадке у Арнштама возни­кает конфликт с Мейер­холь­дом, вслед­ствие кото­рого моло­дой компо­зи­тор вынуж­ден поки­нуть театр.

В 1929 году Арнштам знако­мится с Козин­це­вым и Трау­бер­гом, кото­рые пригла­шают буду­щего режис­сёра рабо­тать на «Ленфильм», где в скором времени начнут снимать первые звуко­вые фильмы. В каче­стве звуко­ре­жис­сёра Арнштам прини­мает участие в съём­ках филь­мов «Напе­ре­кор всему» (1930), «Одна» (1931), «Златые горы» (1931). Компо­зи­то­ром во всех трёх карти­нах высту­пает его старый друг Дмит­рий Шоста­ко­вич.

Чуть позже вместе с Фридри­хом Эрмле­ром и Сергеем Ютке­ви­чем Лев Арнштам станет соав­то­ром сцена­рия к фильму «Встреч­ный» (1932). Совмест­ная работа с Ютке­ви­чем послу­жила для Арнштама «школой режис­суры». В 1934 году он всту­пает в Первую худо­же­ствен­ную мастер­скую Сергея Ютке­вича, а спустя год выхо­дит его первый фильм «Подруги». Картина, снятая по кано­нам соцре­а­лизма, расска­зы­вает о судьбе трёх геро­инь, прошед­ших через Первую миро­вую, рево­лю­цию и Граж­дан­скую войну. К дебюту Арнштам подхо­дил с «бояз­нью и чрез­вы­чай­ным трепе­том», однако уже в нём просле­жи­ва­ется почерк зрелого режис­сёра. Дебют удался — фильм полу­чил народ­ное призна­ние, а также был заме­чен неко­то­рыми иностран­ными крити­ками.

Лев Арнштам с Хесей Локши­ной. 1932 год

Вторым филь­мом Льва Арнштама стано­вятся «Друзья» (1938). В нём речь идёт о собы­тиях на Север­ном Кавказе во время рево­лю­ции. Тема выбрана не просто так, осно­ва­нием для сцена­рия послу­жили эпизоды биогра­фии Сергея Кирова. «Друзей» вместе с «Вели­ким граж­да­ни­ном» Эрмлера можно считать посмерт­ной поэти­за­цией фигуры Кирова, кото­рая станет куль­тур­ным осно­ва­нием сталин­ского террора 1937–1938 годов.

В 1940 году Арнштам начи­нает рабо­тать над биогра­фи­че­ским филь­мом о Миха­иле Глинке, но по причине начав­шейся войны работа была прервана ещё на стадии напи­са­ния сцена­рия. Через год Лев Арнштам в каче­стве сцена­ри­ста прини­мает участие в съём­ках корот­ко­мет­раж­ного фильма «Чапаев с нами» — альтер­на­тив­ной концовки картины братьев Васи­лье­вых «Чапаев» (1934). В этой концовке, в отли­чие от ориги­нала, Чапаев выжи­вает. Такой ход был вполне объяс­ним всена­род­ной любо­вью к крас­ному коман­диру.

Угроза надви­га­ю­щейся блокады вынуж­дает эваку­и­ро­вать кино­сту­дию «Ленфильм» из Ленин­града в Алма-Ату. Совместно с Григо­рием Козин­це­вым Лев Арнштам снимает корот­ко­мет­раж­ный фильм «Случай на теле­графе», кото­рый вошёл в кино­аль­ма­нах «Боевой кино­сбор­ник №2». Следу­ю­щим филь­мом Арнштама стано­вится «Зоя» (1944) о юной парти­занке Зое Космо­де­мьян­ской. Вели­чие подвига и простота, с кото­рой он изоб­ра­жён — глав­ные особен­но­сти данной картины. Благо­даря «Зое» режис­сёр станет обла­да­те­лем Сталин­ской премии первой степени, что позво­лит ему окон­ча­тельно утвер­диться в каче­стве само­сто­я­тель­ного режис­сёра.

Афиша фильма «Зоя»

После войны Арнштам рабо­тает на «Мосфильме», где снимает глав­ный свой фильм «Глинка» (1946) о жизни и твор­че­стве вели­кого компо­зи­тора. Именно здесь Арнштаму удаётся раскрыть глав­ную тему своего твор­че­ства: «чело­век, кото­рый творит искус­ство и искус­ство, кото­рое создаст чело­века». Глав­ный акцент в картине сделан на музыке, биогра­фия компо­зи­тора отхо­дит на второй план. Для Арнштама музыка – это в первую очередь сред­ство, с помо­щью кото­рого он изоб­ра­жает собы­тие. В фильме удалось пока­зать образ неот­де­ли­мого от работы творца, это стало новым худо­же­ствен­ным приё­мом в биогра­фи­че­ском кино.

В 1946 году Лев Арнштам с филь­мами «Зоя» и «Глинка» прини­мает участие в первом Канн­ском кино­фе­сти­вале. Этот факт сделает Арнштама в какой-то степени уникаль­ным среди участ­ни­ков Канн, так как он будет един­ствен­ным режис­сё­ром, два фильма кото­рого попали в конкурс­ную программу. Ни «Зоя», ни «Глинка» не прине­сут Арнштаму наград этого фести­валя. Год спустя «Глинка» будет номи­ни­ро­ван на «Золо­того льва» Вене­ци­ан­ского кино­фе­сти­валя, но и там фильму не суждено добиться успеха.

Только спустя восемь лет Лев Арнштам совместно с Леони­дом Лавров­ским снимут фильм-балет «Ромео и Джульетта», кото­рый полу­чит специ­аль­ный приз VIII Канн­ского кино­фе­сти­валя за «Лучший лири­че­ский фильм». Данный приз уника­лен, так как за всю исто­рию фести­валя был вручён одна­жды. Спустя год, в 1956 году, похо­жий приз за «Лучшую лири­че­скую коме­дию» полу­чит картина Ингмара Берг­мана «Улыбки летней ночи».

Далее в твор­че­стве Арнштама после­дует пере­рыв, в 1960 году выйдет совмест­ный с кино­сту­дией ГДР фильм «Пять дней, пять ночей» о спасе­нии совет­скими солда­тами во время войны Дрез­ден­ской картин­ной гале­реи. В 1967 году Арнштам снимет свой послед­ний фильм «Софья Перов­ская» об убий­стве царя Алек­сандра II.

На этом твор­че­ская биогра­фия Льва Арнштама закан­чи­ва­ется, но при этом нельзя не отме­тить его работу на «Мосфильме». В 1968 году он стано­вится руко­во­ди­те­лем твор­че­ского объеди­не­ния «Луч», в рамках кото­рого снимали свои фильмы Сергей Бондар­чук, Леонид Гайдай, Элем Климов, Сергей Соло­вьёв и многие другие. Сергей Соло­вьёв, в свою очередь, назы­вал Льва Арнштама «Худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем с боль­шой буквы», что явля­ется, навер­ное, лучшим опре­де­ле­нием его работы конца 60-х — начала 70-х годов.

Арнштама можно назвать первым отече­ствен­ным продю­се­ром, при том, что такой долж­но­сти в совет­ском кино не суще­ство­вало. Влия­ние Льва Арнштама на даль­ней­шее разви­тие совет­ского кино огром­ное, но при этом он жало­вался на то, что ему не хватает возмож­но­сти делать собствен­ные фильмы. Может быть, он и смог бы ещё раз вопло­тить свои идеи на экран в каче­стве режис­сёра, но 26 декабря 1976 года режис­сёра не стало.

Поделиться