Любэ — Дуся-агрегат

На закате СССР песни о пользе утрен­ней гимна­стики стре­ми­тельно меня­лись – бодря­щий физкуль­тур­ный поп певцов-атле­тов со свист­ком во рту всё чаще проиг­ры­вал ритмич­ной музыке для аэро­бики от маня­щих деву­шек в кислот­ных лоси­нах. В моду входил здоро­вый образ жизни нового типа — без обли­ва­ний по утрам, лыжных эста­фет и турника во дворе: на смену им пришли трена­жёр­ный зал и коврик для упраж­не­ний. Специ­ально для VATNIKSTAN музы­каль­ный критик Алек­сандр Морсин расска­зы­вает о самых замет­ных образ­цах позд­не­со­вет­ской поп-музыки, съехав­шей с кату­шек не без потерь. Сего­дня — о мачист­ском фитнес-роке «Дуся-агре­гат» с дебют­ного альбома «Любэ», ещё не успев­ших уйти в военно-патри­о­ти­че­ский надсад. 


Как это было

Группа «Любэ» с Нико­лаем Растор­гу­е­вым во главе появи­лась уже после того, как их автор и продю­сер Игорь Матви­енко напи­сал песни, приду­мал образ и разра­бо­тал план захвата совет­ской эстрады. Пред­ло­жен­ный мате­риал Растор­гуев ожида­емо подмял под себя: за плечами опыт­ного 32-летнего певца была работа в несколь­ких моло­деж­ных ансам­блях и гастроли по провин­ции. Он, как всегда, пел веско и убеди­тельно — так, будто сочи­нил всё сам.

Собран­ная из членов разных коллек­ти­вов «Любэ» сделала ставку на бруталь­ный завод­ной кодла-рок и играла для вчераш­ней шпаны, ушед­шей в семью и на завод. Их дебют­ный альбом «Атас» 1989 года давил на все боле­вые точки своего времени: зату­ха­ю­щие надежды на новую жизнь, алко­голь­ный эска­пизм, разгул преступ­но­сти. «Расцвела буйным цветом малина// Разу­ха­би­лась разная тварь// Хлеба нет, а полно гута­лина да глумится горба­тый главарь» — пел Растор­гуев и кричал «атас!», откры­вая огонь по ворью и швали, а за ними — по демо­кра­там и капи­та­ли­стам.

Откры­вали альбом добро­душ­ные «Люберцы» — аутен­тич­ные сториз нака­чан­ных любе­ров со сбитыми кула­ками. Песня о штанге, ганте­лях и гирях напра­ши­ва­лась сама собой, и «Дуся-агре­гат» сняла все вопросы.


Что происходит

Растор­гуев клей­мит щуплых город­ских лоды­рей, сную­щих без дела и балде­ю­щих от буги-вуги. В клипе на «Дусю-агре­гат» лидер «Любэ» пред­стаёт в образе энер­гич­ного фитнес-тренера: рядом с сило­вым трена­жё­ром, на спорт­пло­щадке и на каме­ни­стом взмо­рье. Почти везде его окру­жают девушки в бикини, выпол­ня­ю­щие серию подхо­дов в самых соблаз­ни­тель­ных позах. В какой-то момент Растор­гуев пресе­кает попытки «юных супер­ме­нок» (да, «Любэ» исполь­зо­вали феми­ни­тивы раньше нас) и выпол­няет все упраж­не­ния сам. Девушки зами­рают в ещё боль­шем восторге.

Коллек­тив­ную Дусю певец срав­ни­вает с «агре­га­том на сто кило­ватт» и умоляет её не оста­нав­ли­ваться, а наобо­рот — «выжи­мать» и «прибав­лять». Мокрый от пота Растор­гуев, уняв одышку, уверяет девушку, что та может ещё и ещё — и тогда «поза­ви­дуют фигуре все подруги». Простран­ные моти­ва­ци­он­ные речи в духе «Рокки» здесь сокра­щены до предела и поданы с таким надры­вом, после кото­рого фраза «За нами Москва» звучит как указа­ние в води­тель­ском нави­га­торе.

Приме­ча­тельно, что сам артист, весьма упитан­ный и с брюш­ком, не может похва­статься ни рельеф­ным торсом, ни горой мышц, но остав­ляет неиз­гла­ди­мое впечат­ле­ние у публики. Она увидела свежий музы­каль­ный ЗОЖ и, кажется, почув­ство­вала пот на ладо­нях.


Как жить дальше

Уже через год «Любэ» наря­ди­лись в подпо­я­сан­ные гимна­стёрки, чтобы окон­ча­тельно слиться с мира­жами целе­вой ауди­то­рии и встать на защиту Родины. Растор­гуев, обутый в кирзачи, вживался в образ отстав­ного комдива Крас­ной армии, просил Америку не валять дурака и поти­хоньку выхо­дил на поле с конём. От фитнес-тренера со взгля­дом пика­пера не оста­лось и следа.

В 1990-х «Дуся-агре­гат» изредка звучала на концер­тах, но громче всего всплыла со дна репер­ту­ара группы лишь спустя четверть века — в 2015 году на дне города Люберцы была открыта одно­имён­ная скульп­тура. В ней застыв­шие персо­нажи клипа обросли ретро-бута­фо­рией: фирмен­ным спор­тив­ным костю­мом и крос­сов­ками Adidas. Рядом с девуш­кой стояла гиря, а мужчина в клет­ча­тых штанах, похо­жий на Нико­лая Растор­гу­ева, держал в руках гитару.

О песне вспом­нили подопеч­ные Матви­енко — «Мобиль­ные блон­динки» и участ­ники «Фабрики звезд», клип воспро­из­вели в проекте «Точь-в-точь». Однако дико­вин­нее всего до сих пор смот­рится сума­сшед­шая версия «Ивану­шек International» — в приду­ро­ш­ном школь­ном техно с «соло на горле» и губо­шлёп­ством. В 2019 году у Дуси-агре­гата появился парень. Его зовут Толя-робот.


Другие статьи цикла:

Богдан Тито­мир — Ёжики

Комби­на­ция — Когда в 17-м году

Анже­лика Варум — Трёх­ко­ко­со­вая песня

Сергей Пенкин — Нежно­сти полный взгляд

На-На — Эски­мос и папуас

Ласко­вый бык — Америка

Поделиться