Максим. Главный кинобольшевик 1930-х

1930-е годы стали первым деся­ти­ле­тием звуко­вого кино в СССР. В 1931 году вышел первый совет­ский фильм со звуком «Путёвка в жизнь». К сере­дине 1930-х годов вышло несколько хитов и сфор­ми­ро­ва­лась эсте­тика совет­ского звуко­вого кино. Как и произ­ве­де­ния других видов искус­ства того времени, боль­шин­ство филь­мов отли­чала предель­ная идео­ло­ги­зо­ро­ван­ность. Были распро­стра­нены геро­и­че­ские кино­и­сто­рии, осно­ван­ные на биогра­фиях рево­лю­ци­он­ных знаме­ни­то­стей, и экра­ни­за­ции нарож­да­ю­щейся совет­ской лите­ра­туры. Первым же вымыш­лен­ным специ­ально для кино­сце­на­рия глав­ным героем-боль­ше­ви­ком стал Максим, о кото­ром после­до­ва­тельно вышли три фильма – «Юность Максима» в 1934 году, «Возвра­ще­ние Максима» в 1937 году и «Выборг­ская сторона» в 1938 году (по другим данным – в 1939).

Трило­гию о Максиме снял режис­сёр­ский дуэт Григо­рия Козин­цева и Леонида Трау­берга. Козин­цев и Трау­берг были осно­ва­те­лями твор­че­ского объеди­не­ния ФЭКС (Фабрика эксцен­трич­ного актёра), влия­тель­ной инсти­ту­ции 1920 годов. В рамках ФЭКСа появи­лась мастер­ская теат­раль­ного и кино­ис­кус­ства, где прово­ди­лись учеб­ные заня­тия. К ФЭКСу имели отно­ше­ния такие фигуры, как Сергей Гера­си­мов, сняв­ший впослед­ствии «Тихий Дон», и возлюб­лен­ный дочки Сталина Свет­ланы Алил­лу­е­вой, буду­щий веду­щий «Кино­па­но­рамы» Алек­сей Кеплер. Козин­цеву и Трау­бергу был свой­стве­нен экспе­ри­мен­таль­ный подход – они смеши­вали жанры, но пред­по­чи­тали приёмы эксцен­трич­ных коме­дий. Их можно было назвать после­до­ва­те­лями знаме­ни­того теат­раль­ного режис­сёра Всево­лода Мейер­хольда, только Козин­цев и Трау­берг адап­ти­ро­вали мето­дики Мейер­хольда в кино. К сере­дине 1930-х за плечами режис­сё­ров, пред­по­чи­та­ю­щих рабо­тать в дуэте, было несколько крепко сбитых, но не хито­вых работ.

Максим, персо­наж без фами­лии, был своего рода усред­нён­ным боль­ше­ви­ком. Максим изна­чально должен был быть выход­цем из еврей­ского местечка, «белой воро­ной в рабо­чей слободке».

Вот что писала кино­вед Н.М. Зоркая:

В первом вари­анте сцена­рия, фраг­мен­тами опуб­ли­ко­ван­ного в журнале "Совет­ское кино", это очка­стый, чуть комич­ный, тихий рабо­чий. Грамот­ный, книж­ник, непью­щий, белая ворона в рабо­чей слободке. Он живет своей замкну­той жизнью в стороне от собы­тий до тех пор, пока сама эпоха не втал­ки­вает его в рево­лю­ци­он­ную борьбу. Чело­век преоб­ра­жа­ется. Он пропа­ган­дист, агита­тор, курьер нарож­да­ю­щейся рево­лю­ции. Тюрьма. Сибирь.

Есть версия, что в роли Максима Испол­ни­те­лем глав­ной роли был утвер­ждён артист театра В.С. Мейр­хольда Эраст Гарин. Однако прям по ходу съёмок были внесены изме­не­ния. Один из актё­ров массовки, Борис Чирков, пригля­нулся режис­сё­рам и они пере­та­со­вали сюжет. Максим теперь стал озор­ным завод­ским парнем с доброй улыб­кой, этакий «Иванушка-дура­чок». Борис Чирков создал столь яркий образ, что впослед­ствии он будет расска­зы­вать, как полу­чал письма от поклон­ни­ков с прось­бой расска­зать, где живёт Максим:

После того как на экраны была выпу­щена картина "Возвра­ще­ние Максима", я полу­чал много писем от зрите­лей, в кото­рых они спра­ши­вают: "Това­рищ Чирков, не сочтите за труд отве­тить, где живёт сейчас Максим и где он рабо­тает"?

Борис Чирков в роли Максима
Борис Чирков в роли Максима

Первый фильм 1934 года «Юность Максима» повест­вует о рабо­чем пареньке 1910 года, кото­рого обсто­я­тель­ства вынуж­дают стать рево­лю­ци­о­не­ром и в итоге он попа­дает на каторгу. Исто­рия далеко не самая жизне­утвер­жда­ю­щая, но расска­зана в весё­лой манере. Именно легкая стили­стика обес­пе­чила фильму колос­саль­ный успех.

Фильм соче­тал черты разных жанров. В том числе музы­каль­ного кино. Компо­зи­то­ром фильма был Дмит­рий Шоста­ко­вич. Именно «Юность Максима» обес­смер­тила народ­ную песню «Крутится, вертится шар голу­бой».

 

Смот­рите фильм.


От второго фильма, «Возвра­ще­ния Максима», не оторваться и сейчас. Настолько он ладно сделан. Действия разво­ра­чи­ва­ются нака­нуне Первой миро­вой войны. Ходят слухи о круп­ном воен­ном заказе, кото­рый вот-вот будет разме­щён на одном из заво­дов. Созна­тель­ный проле­та­риат во главе с вернув­шемся из каторги зама­те­рев­шим Макси­мом пыта­ется всеми прав­дами и неправ­дами разуз­нать подроб­но­сти. Максим пока­зан уже как спеца­гент. Он многое умеет — к примеру, играть в бильярд. Максим обыг­ры­вает заяд­лого бильяр­ди­ста, а по совме­сти­тель­ству контор­щика, ведав­шего воен­ным зака­зом. Изрядно выпив, контор­щик расска­зы­вает про заказ. Завер­ша­ется фильм барри­ка­дами и воору­жён­ным проти­во­сто­я­нием рабо­чих и жандар­мов. Эта сцена вписы­ва­ется в боль­ше­вист­скую концеп­цию «нарас­та­ния рево­лю­ци­он­ной ситу­а­ции» нака­нуне Первой миро­вой войны.

Как и в «Юности Максима», в фильме звучат запо­ми­на­ю­щи­еся песни.

 

"Возвра­ще­ние Максима" полно­стью:


Завер­ша­ю­щий фильм трило­гии «Выборг­ская сторона», пожа­луй, не столь удачен, как преды­ду­щие фильмы. На этот раз Максим уже у власти – он комис­сар только пришед­ших к власти боль­ше­ви­ков. Партия пору­чает своему ответ­ствен­ному работ­нику Госу­дар­ствен­ный банк. Задача Максима заста­вить бывших царских банков­ских чинов­ни­ков пере­дать доку­менты новой власти и выстро­ить работу банков­ской сферы. Разу­ме­ется, Максим не смыс­лит в финан­сах, а финан­си­сты смеются над своим новым началь­ни­ком и ставят палки в колёса. Но Максим всех побеж­дает.

Ценен фильм исто­ри­че­ским фоном. Проде­мон­стри­ро­вано засе­да­ние Учре­ди­тель­ного собра­ния (чуть ли не един­ствен­ный случай в совет­ском кино). На откры­тие Учре­ди­тель­ного собра­ния запла­ни­ро­вано поку­ше­ние на Ленина. Но Максим в свобод­ное от банков­ских дел раскры­вает заго­вор­щи­ков и спасает вождя. Завер­ша­ется фильм нело­гично, но эффектно: глава совет­ских финан­сов отправ­ля­ется на фронт.

"Выборг­ская сторона"


Судьба героя не огра­ни­чи­ва­ется трило­гией Козин­цева и Тауберга. Максим фигу­ри­рует как эпизо­ди­че­ский, но важный персо­наж в «Вели­ком граж­да­нине», фильме, посвя­щён­ном борьбе с оппо­зи­цией внутри ВКП (б) уже в 1920 – 1930-е. Максим непо­ко­ле­би­мый авто­ри­тет. А в начале Вели­кой Отече­ствен­ной войны Максим задей­ство­ван в первом «Боевом кино­сбор­нике», вышед­шем 2 авгу­ста 1941 года. В "Кино­сбор­нике" экран­ный герой мате­ри­а­ли­зу­ется и в букваль­ном смысле сходит с экрана.

Поделиться