Российские фильмы 1917 года

Миро­вая война, а затем рево­лю­ция оказали суще­ствен­ное влия­ние на кине­ма­то­гра­фи­че­ский процесс России, но не оста­но­вили его. В тече­ние бурного 1917 года выхо­дило множе­ство филь­мов — неко­то­рые из них гото­ви­лись годами, а другие были опера­тивно слеп­лены в угоду поли­ти­че­ской конъ­юнк­туре. Согласно ката­логу сохра­нив­шихся игро­вых филь­мов «Вели­кий Кинемо», из 1917 года до нас дошло 45 картин. Это больше, чем сохра­нив­шихся филь­мов 1913 и 1914 годов.

Неко­то­рые из филь­мов 1917 года, полно­стью или частично, можно посмот­реть в интер­нете. Пред­став­ляем подборку таких лент.



Вера Чибиряк (Процесс Бейлиса)

Из пяти частей фильма сохра­ни­лись только три. Этот фильм был постав­лен писа­те­лем Нико­лаем Брешко-Бреш­ков­ским, сыном «бабушки русской рево­лю­ции», одной из глав­ных поли­ти­че­ских звёзд 1917 года и сорат­ницы Керен­ского Екате­рины Брешко-Бреш­ков­ской.

Фильм в худо­же­ствен­ной форме повест­вует о знаме­ни­том «деле Бейлиса». Безосно­ва­тель­ные обви­не­ния еврей­ского приказ­чика Менделя Бейлиса в убий­стве киев­ского маль­чика Алек­сея Ющин­ского вско­лых­нули русскую обще­ствен­ную жизнь нака­нуне Первой миро­вой войны. Фильм Брешко-Бреш­ков­ского Времен­ный коми­тет Кино-Союза счёл несвое­вре­мен­ным и картина «Вера Чиби­ряк» прак­ти­че­ски не пока­зы­ва­лась в кино.


Революционер

Один из тех поли­ти­че­ских филь­мов, что были сняты после Февраль­ской рево­лю­ции. Кино­кар­тина сохра­ни­лась полно­стью. Режис­сё­ром «Рево­лю­ци­о­нера» стал Евге­ний Бауэр, один из самых плодо­ви­тых поста­нов­щи­ков эпохи. Трудно пове­рить, но он снял с 1913 по 1917 год 80 филь­мов.

«Рево­лю­ци­о­нер» раскры­вает распро­стра­нён­ный конфликт для поли­ти­че­ской реаль­но­сти после Февраля — проти­во­сто­я­ние между старыми рево­лю­ци­о­не­рами-народ­ни­ками и более ради­кально настро­ен­ными боль­ше­ви­ками. Конфликт завер­ша­ется в пропа­ган­дист­ском духе: отец-наро­до­во­лец и сын-боль­ше­вик совместно отпра­ви­лись на фронт. Фильм был дурно скроен. Критики сразу после выхода фильма утвер­ждали, что «Рево­лю­ци­о­нер» явля­ется «образ­чи­ком агита­ци­он­ного кино», а «худо­же­ствен­ная часть остав­ляет желать многого».


За счастьем

Пред­по­след­ний фильм Евге­ния Бауэра. В ходе работы над кино­филь­мом Бауэр сломает ногу и серьёзно забо­леет. Летом 1917 года режис­сёр умер.

«За счастьем» — тради­ци­он­ное для режис­сёра кино. Это мело­драма с семей­ными пери­пе­ти­ями и эмоци­о­наль­ными сценами. Любов­ный конфликт между дочкой и мате­рью за сердце мужчины прохо­дил в анту­раже загра­нич­ных курор­тов. Таким было массо­вое кино 1917 года. В фильме снялась Эмма Бауэр, супруга кино­ре­жис­сёра.


Кулисы экрана

Фильм сохра­нился частично. Глав­ная звезда доре­во­лю­ци­он­ного кино Иван Мозжу­хин и его супруга Ната­лья Лисенко играют факти­че­ски сами себя. Но только по сюжету герой Мозжу­хина — актёр, отпра­вив­шейся на фронт Первой миро­вой войны, поте­рял руку. Дово­ен­ная слава уже невоз­можна. Персо­наж Мозжу­хина пыта­ется адап­ти­ро­ваться к новым усло­виям и с грустью взирает на свою старую гримёрку. А у его супруги разво­ра­чи­ва­ется любов­ное увле­че­ние.


Король Парижа

Послед­ний фильм Евге­ния Бауэра. Режис­сёр даже не успеет завер­шить работу. Съёмки послед­них сцен «Короля Парижа» прохо­дят под руко­вод­ством актрисы Ольги Рахма­но­вой.

Фильм явля­ется экра­ни­за­цией одно­имён­ного романа Жоржа Оне. «Король Парижа» затра­ги­вает тему паде­ния нравов в элитар­ной париж­ской среде. Шулеру стать «коро­лём Парижа» (то есть лучшим карточ­ным игро­ком) помо­гает бога­тая знат­ная дама. Произ­ве­де­ние было встре­чено проти­во­ре­чиво: неко­то­рые фильм хвалили, назы­вая лучшей поста­нов­кой Бауэра, а другие пеняли на его вялый сюжет.


Сатана ликующий

Двух­се­рий­ный фильм знаме­ни­того режис­сёра Якова Прота­за­нова, чья премьера состо­я­лась нака­нуне Октябрь­ской рево­лю­ции. К сожа­ле­нию, не сохра­ни­лись финалы обеих серий.

В глав­ных ролях, как и в «Кули­сах экрана», семей­ная пара Иван Мозжу­хин и Ната­лья Лисенко. Счита­ется, что это одна из лучших актёр­ских работ Мозжу­хина. Он играет пастора. В фильме много симво­лизма и сюжет харак­те­рен для Сереб­ря­ного века с его роман­ти­че­скими моти­вами. В действии фигу­ри­руют такие персо­нажи, как пастор, живо­пи­сец, Сатана и банкир. «Сатана лику­ю­щий» полу­чил востор­жен­ные рецен­зии от крити­ков.


Смот­рите также на нашем сайте подборку кино­филь­мов 1918 года.

Поделиться