Пять отличных отечественных фильмов об освоении Сибири

Образ непро­хо­ди­мой Сибири по-разному осмыс­ли­вался массо­вым созна­нием россиян на протя­же­нии столе­тий: край диких холод­ных пейза­жей, шама­нов, пушнины и нефти. Все попытки вписать земли между Уралом и Тихим океа­ном, по мнению исто­рика куль­туры Алек­сандра Эткинда, были разви­тием отече­ствен­ного ориен­та­лизма, то есть созда­нием образа собствен­ного экзо­ти­че­ского Востока, своей «внут­рен­ней коло­нии».

Алек­сей Стри­жов выбрал пять отече­ствен­ных филь­мов, в кото­рых Сибирь изоб­ра­жена тем зага­доч­ным краем «с открытки».


Советский Netflix с медведями и тайгой

Любой импе­рии или (пост-импе­рии, как в случае с Россией) важно иметь склад­ную исто­рию, кото­рая бы объеди­нила народы. Безусловно, это сложно: вот идет осво­е­ние диких пространств с пушни­ной, золо­том и нефтью, а вот – уже вели­кие импер­ские цели ставятся выше гено­цида малых наро­дов. Вот, напри­мер, что Эткинд пишет о коло­ни­за­ции Камчатки, опира­ясь на работы исто­ри­ков XVIII века:

«С горе­чью он (исто­рик Шлёцер — прим. А.С.) срав­ни­вал "просве­ще­ние", зане­сен­ное на Русскую равнину норман­нами, с тем, какое казаки принесли камча­да­лам. Из отче­тов Георга Виль­гельма Стел­лера, кото­рый путе­ше­ство­вал на Камчатку в 1740 году, Шлёцер знал, что россий­ское заво­е­ва­ние этих земель было одним из самых крова­вых в исто­рии. Всего за сорок лет после прибы­тия каза­ков насе­ле­ние Камчатки сокра­ти­лось в пятна­дцать раз».

Приме­ров такого подчи­не­ния наро­дов Сибири (иногда Даль­ний Восток вклю­ча­ется в Сибирь) склад­ному рассказу про жизнь Россий­ской (а потом и Совет­ской) импе­рии – много. Но мы оста­но­вимся на совет­ском пери­оде, когда через массо­вый отече­ствен­ный кине­ма­то­граф, нача­лась новая волна попу­ля­ри­за­ции образа Сибири — чаще серий­ная и высо­кого каче­ства. Конечно, в ней пока­зы­ва­ется только роман­ти­че­ский образ края между Уралом и Тихим океа­ном, закры­вая глаза на факты реаль­ной исто­рии.


Даурия (1971)

Сибирь трудно пред­ста­вить без каза­че­ства, живу­щего в Забай­ка­лье. «Даурия» — двух­се­рий­ный фильм, расска­зы­ва­ю­щий, как забай­каль­ское каза­че­ство приняло совет­скую власть.

В сюжете много идео­ло­гии: как водится, белые рису­ются плохими, крас­ные – хоро­шими. В таком ключе Забай­ка­лье — урочище заблуд­ших душ, за кото­рые борются боль­шие силы. В то же время — фильм инте­ре­сен тем, что каса­ется исто­рии сибир­ского каза­че­ства. Это доста­точно редкая тема в кино.

Почему стоит смот­реть:

В первую очередь, ради самой затро­ну­той темы сибир­ского каза­че­ства. Без неё Сибирь в XX веке, как мне кажется, выгля­дела бы землёй Дерсу Узала и дрему­чих шама­нов. Кроме того, стоит отме­тить, что сюжет разви­ва­ется стре­ми­тельно — вы ни разу не успе­ете заску­чать.


Дерсу Узала (1975)

Совет­ский фильм япон­ского мастера кино Акиро Куро­савы, снятый по госу­дар­ствен­ному заказу по биогра­фи­че­ским произ­ве­де­ниям Влади­мира Арсе­ньева.

Сюжет враща­ется вокруг осво­е­ния самых восточ­ных рубе­жей Россий­ской импе­рии в начале XX века.

Дерсу Узала – реаль­ный исто­ри­че­ский персо­наж, но исто­рия знаком­ства и дружбы людей евро­пей­ской выправки и мест­ного жителя Дерсу чем-то напо­ми­нает сюжет Дэфо, где Робин­зон Крузо знако­мится с абори­ге­ном Пятни­цей.

Почему стоит смот­реть:

«Дерсу Узала» — отлич­ный пример старого краси­вого кино, по кото­рому можно пред­ста­вить роман­ти­за­цию осво­е­ния Сибири в 1900-х.

Любо­пытно, что образ глав­ного героя воссо­зда­вался не едино­жды. Вслед за выхо­дом романа в 1923 году, исто­рия дважды экра­ни­зи­ро­ва­лась.

Ещё один аргу­мент в пользу просмотра картины 1975 года — отлич­ные пейзаж­ные съемки. Меня особенно впечат­лил закат над снеж­ной гладью в первой части ленты. Когда в 2018 году я впер­вые оказался на Байкале, я увидел именно такой закат обле­пи­хо­вого цвета.


Сибириада (1979)

Фильм Андрея Конча­лов­ского (Андрея Михал­кова, как заяв­лено в титрах). «Сиби­ри­ада» — кино много­се­рий­ное, инте­рес­ное тем, что рассмат­ри­вает гене­зис осво­е­ния в глухой сибир­ской дере­вушке.

Если «Дерсу Узала» — исто­рия осво­е­ния Сибири, то «Сиби­ри­ада» — эпос о жизни в глуши и борьбы чело­века за инди­ви­ду­аль­ность на фоне «боль­шой исто­рии». Вслед за первыми рево­лю­ци­о­не­рами сюда прихо­дит Вели­кая Отече­ствен­ная война, а позже — поиск нефти

«Сиби­ри­ада» будто бы метит на мону­мен­таль­ность «Доктора Живаго» и ориен­ти­ру­ется на иностран­ного зрителя. Здесь слива­ются воедино и мотив свободы русского народа, и глушь лесов, и идей­ность стро­и­те­лей нефтя­ной вышки, а увен­чано всё легкой чехов­ской грустью об ушед­шей любви.

«Сиби­ри­ада» — это кино, кото­рое будто бы дела­лось с пони­ма­нием, что сово­куп­ность его отдель­ных компо­нен­тов гаран­ти­рует успех. Только соче­та­нию плюсов будто бы не хватает симфо­нии. На мой взгляд, это один из прооб­ра­зов той импер­ской «клюквы» для иностран­цев («матрешка – бала­лайка – Горба­чев – пере­стройка»), кото­рая созреет к концу 80-х.

Почему стоит смот­реть:

Это краси­вая исто­рия повсе­днев­ной жизни Сибири. Отдельно хоте­лось бы отме­тить актер­скую работу звезд­ного состава совет­ского кино тех лет – тут и моло­дой Михал­ков, и Шаку­ров, и Гурченко. Музыку для кино напи­сал Эдуард Арте­мьев, кото­рый сделал с деся­ток просто неве­ро­ят­ных саунд­тре­ков к карти­нам Тарков­ского и Михал­кова.

Смот­реть сериал здесь 


Край (2010)

Фильм Алек­сея Учителя пере­се­ка­ется с темой повсе­днев­ной жизни в глухой Сибири, кото­рая пока­зана в «Сиби­ри­аде». На экране вас ждут дрему­чие леса, гонки на поез­дах, укра­шен­ных шкурами медве­дей, жизнь пере­се­лен­цев в неболь­шом трудо­вом лагере.

Однако, если в «Сиби­ри­аде» время после окон­ча­ния Вели­кой Отече­ствен­ной войны рису­ется как период откры­тия здесь нефти и новой волны массо­вой «коло­ни­за­ции», то в «Крае» вас вновь ждет дрему­честь, дикость природы и живу­щих здесь людей. «Да, — как бы гово­рит режис­сер, — здесь всё так же дико и сурово, как и сто лет назад».

Очень неожи­данно картина напом­нила фильм «Догвиль» Ларса фон Триера, где расска­зы­ва­ется исто­рия об откры­то­сти обще­ства новым людям и изоб­ли­ча­ется порок в целом якобы доброй жизни. Только, если датча­нин снял кино в теат­раль­ных деко­ра­циях, то Учитель сделал фильм, кото­рый трудно пред­ста­вить без консер­ви­ру­ю­щей природы Сибири.

Почему стоит смот­реть:

Это фильм про суро­вый харак­тер людей, кото­рые живут в Сибири. Это совер­шенно не пафос­ное кино, подчер­ки­ва­ю­щее лоск импе­рии, чем оно и подку­пает. Смот­рится фильм на одном дыха­нии.


Территория (2014)

Поиски золота на дикой «Терри­то­рии» — стер­жень повест­во­ва­ния одно­имен­ного фильма. В картине вы встре­тите и необъ­ят­ные зимние просторы Мага­дан­ского края,  и много­об­ра­зие харак­те­ров геоло­гов, кото­рые ищут здесь полез­ные иско­па­е­мые, и мест­ных кочев­ни­ков.

Сюжет картины посто­янно ветляет — порой кажется, что фильм сделан просто как реклама неопи­су­е­мых красот России за Уралом. Однако ко второй поло­вине фильма все встает на свои места — и ты начи­на­ешь верить, что тебе не «продают» Сибирь, а просто хотят расска­зать о ней очень много.

Почему стоит смот­реть:

«Терри­то­рия» — это исто­рия о совет­ском этапе осво­е­ния необъ­ят­ной в своих ресур­сах северо-восточ­ной Сибири. Харак­теры геоло­гов пока­заны не пресно и одно­боко — все герои разные, но при этом движимы одной и той же стра­стью к осво­е­нию непро­хо­ди­мой земли.


Сего­дня в отече­ствен­ное кино вновь возвра­ща­ется образ Сибири — уже в феврале в свет выхо­дит экра­ни­за­ция романа Алек­сея Иванова «Тобол», фильм про первую столицу Сибири, город Тобольск.

Кино и теле­ви­де­нию ещё пред­стоит выра­бо­тать язык, кото­рым стоит гово­рить о единой надна­ци­о­наль­ной целост­но­сти, вмеща­ю­щей просторы за Уралом.

Поделиться