Нечистая сила на полотнах русских художников

Изоб­ра­же­ние мисти­че­ской и поту­сто­рон­ней силы сре­ди рус­ских худож­ни­ков раз­ви­то сла­бо по срав­не­нию с евро­пей­ской тра­ди­ци­ей. Ещё со вре­мён сред­не­ве­ко­вья в Запад­ной Евро­пе на фрес­ках регу­ляр­но ока­зы­ва­лась нечи­стая сила. Да и мно­же­ство изоб­ра­же­ний поту­сто­рон­не­го мира мож­но про­сле­дить в кар­ти­нах Дюре­ра, Бос­ха, Гойи. Тем не менее и в кар­ти­нах рус­ских худож­ни­ков при­сут­ству­ет мисти­ка, мифы, нежить и нечисть. Боль­шое вли­я­ние на живо­пис­цев ока­за­ли про­из­ве­де­ния Алек­сандра Пуш­ки­на и Нико­лая Гого­ля. Нема­лую роль сыг­ра­ла сла­вян­ская мифо­ло­гия и язы­че­ские обряды. 

VATNIKSTAN выбрал десять кар­тин, посвя­щён­ных поту­сто­рон­ней силе и мисти­че­ским сюжетам.


Александр Бенуа. «За ним повсюду Всадник медный» (1905)

Исто­рия созда­ния иллю­стра­ций к «Мед­но­му всад­ни­ку» Алек­сандра Пуш­ки­на дол­гая и запу­тан­ная. Пер­вый заказ Бенуа полу­чил ещё в 1903 году, вдох­но­вен­но при­нял­ся за него, нари­со­вал 33 иллю­стра­ции, но заказ­чик — «Кру­жок люби­те­лей изящ­ных искусств» — забра­ко­вал резуль­тат и потре­бо­вал пере­дел­ки. Гор­дый живо­пи­сец отка­зал­ся вно­сить изме­не­ния. А вот Сер­гею Пав­ло­ви­чу Дяги­ле­ву изоб­ра­же­ния понра­ви­лись, и он поме­стил их в один из номе­ров «Мира искус­ства». Прав­да, фор­мат иллю­стра­ций пре­тер­пел изме­не­ния, а, сле­до­ва­тель­но, они поте­ря­ли в качестве.

В 1905 году Бенуа сно­ва вер­нул­ся к теме «Мед­но­го всад­ни­ка». Позд­ние рабо­ты оце­нил весь­ма поло­жи­тель­но. Он писал:

«Нари­со­вал Евге­ния нано­во. Мне все мои новые иллю­стра­ции „Мед­но­го всад­ни­ка“ боль­ше нра­вят­ся, неже­ли преж­ние. 3релее».

Но судь­ба опять пере­ме­ни­лась, и у Комис­сии народ­ных изда­ний изме­ни­лись пла­ны. Кни­га не посту­пи­ла в печать.

В 1916 году худож­ник полу­ча­ет заказ от Комис­сии худо­же­ствен­ных изда­ний. Рисун­ки 1905 года он остав­ля­ет преж­ни­ми, а те, что были напи­са­ны ранее, пере­де­лы­ва­ет. Но в 1917 году раз­ра­зи­лась Октябрь­ская рево­лю­ция, и выпуск «Мед­но­го всад­ни­ка» в оче­ред­ной раз был отложен.

Толь­ко в 1922 году кни­га пошла в печать, Бенуа по ходу вно­сил неко­то­рые прав­ки. А в сле­ду­ю­щем году иллю­стра­ции, над кото­ры­ми худож­ник рабо­тал в общей слож­но­сти 20 лет, уви­де­ли свет. Все­го он создал око­ло 70 рисун­ков к про­из­ве­де­нию Пушкина.

Мне­ния об изоб­ра­же­нии у кри­ти­ков раз­ни­лись: кто-то писал, что она «давит» рисун­ка­ми текст Пуш­ки­на, дру­гие назы­ва­ли Бенуа луч­шим иллю­стра­то­ром. В част­но­сти, по мне­нию искус­ство­ве­да Абра­ма Эфроса:

«О Пуш­кине язы­ком рисун­ка, язы­ком гра­фи­ки так не гово­ри­ли. Бенуа создал един­ствен­ную, почти кон­ге­ни­аль­ную Пуш­ки­ну страницу».

Сама кар­ти­на опи­сы­ва­ет бег­ство Евге­ния от Мед­но­го Всад­ни­ка. В рисун­ке пере­да­но ощу­ще­ние пани­че­ско­го стра­ха и вели­чие огром­но­го пре­сле­ду­ю­ще­го его всад­ни­ка. Мы видим гроз­ную, «встав­шую на дыбы» скульп­ту­ру. Здесь ещё нет дви­же­ния, но тре­вож­ность и угро­за явно прослеживаются.


Михаил Врубель. «Демон поверженный» (1901−1902)

Одна из необыч­ных и мисти­че­ских работ Миха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча Вру­бе­ля. При­над­ле­жит к серии «Демо­ни­а­ды», напри­мер, есть так­же рабо­та «Демон сидя­щий». Кар­ти­на очень силь­но повли­я­ла на пси­хи­че­ское состо­я­ние худож­ни­ка. Рабо­та над кар­ти­ной ста­ла зани­мать все сво­бод­ное вре­мя Вру­бе­ля, посте­пен­но он впал в депрес­сию. Н. Яре­мич сви­де­тель­ство­вал об этом так:

«Всю зиму Вру­бель рабо­та­ет с страш­ным напря­же­ни­ем. Вме­сто обыч­ных трёх — четы­рёх часов, он рабо­та­ет по 14, а ино­гда и боль­ше, — при искус­ствен­ном осве­ще­нии, нику­да не выхо­дя и едва отры­ва­ясь от кар­ти­ны. Раз в день он наде­вал паль­то, откры­вал фор­точ­ку и с чет­верть часа вды­хал холод­ный воз­дух, — это он назы­вал сво­ей про­гул­кой. Весь погло­щён­ный рабо­той, он стал нетер­пи­мым ко вся­кой поме­хе, не хотел видеть гостей и едва раз­го­ва­ри­вал с сво­и­ми. Демон уже мно­го раз был почти закон­чен, но Вру­бель сно­ва и сно­ва его переписывал».

У худож­ни­ка появи­лась насто­я­щая мания. Даже когда рабо­та была выстав­ле­на в музей­ный зал Вру­бель при­хо­дил и дори­со­вы­вал лицо демо­на. Такое состо­я­ние худож­ни­ка заста­ви­ло близ­ких обра­тить­ся к зна­ме­ни­то­му пси­хи­ат­ру Вла­ди­ми­ру Бех­те­ре­ву, кото­рый поста­вил диа­гноз «неиз­ле­чи­мый про­грес­сив­ный пара­лич» (в совре­мен­ной тер­ми­но­ло­гии — тре­тич­ный сифи­лис). В даль­ней­шем состо­я­ние живо­пис­ца толь­ко ухуд­ша­лось, а смерть сына Сав­вы толь­ко при­бли­зи­ло кон­чи­ну Врубеля.

Сто­ит отме­тить и то, что все­го было напи­са­но две автор­ских вер­сии кар­ти­ны. «Ран­ний» демон пол­ный незем­ной кра­со­ты юно­ша, кото­ро­му хочет­ся сопе­ре­жи­вать. «Позд­ний» демон кипит гне­вом и готов сра­жать­ся до послед­не­го, а не быть повер­жен­ным. Оба пад­ших анге­ла лише­ны кры­льев, путь в «небо» для них закрыт навсе­гда. Рос­кош­ные перья лежат в бес­по­ряд­ке, а кры­лья окаменели.


Михаил Микешин. «Ведьма на Хоме Бруте» (1882)

Худож­ник Миха­ил Оси­по­вич Мике­шин пишет иллю­стра­ции по про­из­ве­де­ни­ям Нико­лая Васи­лье­ви­ча Гого­ля в жур­на­ле «Весель­чак». Одной из сцен в его живо­пи­си стал эпи­зод из «Вия». Семи­на­рист Хома Брут с ведь­мой на пле­чах. Конеч­но, из пове­сти извест­но, что в ито­ге, читая молит­вы, он смог одо­леть ста­ру­ху, кото­рая пре­вра­ща­ет­ся в юную деву.

Мике­шин попы­тал­ся изоб­ра­зить дина­мич­ность кар­ти­ны. Про­из­ве­де­ние доволь­но мрач­ное, чего сто­ит толь­ко изоб­ра­же­ние ведь­мы: чер­ты её лица и тела напо­ми­на­ют ске­лет на фоне сия­ю­щей луны. Так­же Мике­шин создал эски­зы играль­ных карт, кото­рые хра­нят­ся в собра­нии Рус­ско­го музея. На кар­тах изоб­ра­же­ны герои про­из­ве­де­ний Гого­ля, рус­ских ска­зок, все­го поту­сто­рон­не­го и мисти­че­ско­го в рус­ской народ­ной культуре.


Михаил Клодт. «Ивану Грозному являются тени им убитых»

Одна из про­ти­во­ре­чи­вых фигур в рос­сий­ской исто­рии царь Иван Гроз­ный стал объ­ек­том вни­ма­ния твор­че­ства Миха­и­ла Пет­ро­ви­ча Клодта.

Самым кро­ва­вым и жесто­ким шагом пра­ви­те­ля было вве­де­ние оприч­ни­ны и жесто­кий поход на Нов­го­род. Истреб­ле­ние насе­ле­ния оприч­ни­ны, лик­ви­да­ция при­бли­жён­ных царя, попав­ших в его неми­лость, истреб­ле­ние пре­тен­ден­тов на пре­стол — это одни из дея­ний, совер­шён­ных при­спеш­ни­ка­ми Гроз­но­го. При этом, когда насту­пи­ла реаль­ная угро­за в лице крым­ско­го хана Девлет-Гирея, оприч­ни­на потер­пе­ла сокру­ши­тель­ное пора­же­ние и пока­за­ла, что она бое­спо­соб­на толь­ко про­тив мир­но­го насе­ле­ния. Дело в том, что в 1571 году велась Ливон­ская вой­на, и цар­ская армия была задей­ство­ва­на в бое­вых дей­стви­ях. А в это же вре­мя веро­лом­ный крым­ский хан решил совер­шить вылаз­ку на Моск­ву. Он оса­дил город, а цар­ские «убий­цы» не смог­ли ока­зать хоть какое-либо сопро­тив­ле­ние. После это­го, в 1572 году, оприч­ни­на была отме­не­на и голо­вы их вождей сле­те­ли на плахах.

Вот и на полотне изоб­ра­же­на доволь­но жут­кая сце­на. Тени уби­тых людей сто­ят воз­ле царя. Конеч­но, во мно­гом это так­же свя­за­но и с пси­хи­че­ским рас­строй­ством Гроз­но­го: бояр­ские рас­при в дет­стве юно­го царя ока­за­ли пла­чев­ное дав­ле­ние на его лич­ность. А более все­го его недуг стал про­яв­лять­ся в послед­ние годы жиз­ни. При­ме­ча­тель­но, что сам Миха­ил Клодт так­же стра­дал пси­хи­че­ским рас­строй­ством. Дру­гие же счи­та­ли, что он стра­дал алко­го­лиз­мом. В общем, уво­лен­ный со всех основ­ных долж­но­стей, он стал жить в бед­но­сти на Коло­мен­ской ули­це в Санкт-Петербурге.


Иван Крамской. «Русалки» (1871)

Иван Нико­ла­е­вич Крам­ской, выда­ю­щий­ся дея­тель и лидер Това­ри­ще­ства пере­движ­ни­ков, с кар­ти­ной «Русал­ки», напи­сан­ной в 1871 году. Изоб­ра­же­ние уно­сит нас на необъ­ят­ные про­сто­ры рус­ской глу­бин­ки. Вдох­но­ве­ние на изоб­ра­же­ние руса­лок, ско­рее все­го, Крам­ской полу­чил из одно­имён­но­го про­из­ве­де­ние Нико­ля Васи­лье­ви­ча Гого­ля. Но нель­зя ска­зать, что кар­ти­на явля­ет­ся иллю­стра­ци­ей. Писа­те­лем пером опи­сал таин­ствен­ный мир, напол­нен­ный русал­ка­ми, маги­ей, кол­ду­нья­ми и про­чей нечи­стью. Крам­ской же поста­рал­ся изоб­ра­зить его на полотне кистью.

При этом он не про­сто хотел изоб­ра­зить поту­сто­рон­ний мир, а пока­зать связь реаль­но­го мира и мира таин­ствен­но­го. Осо­бен­но ему это уда­лось в изоб­ра­же­нии зага­доч­но­го све­та луны. Сво­е­му това­ри­щу, худож­ни­ку Васи­лье­ву, Крам­ской писал:

«Всё в насто­я­щее вре­мя ста­ра­юсь пой­мать луну… Труд­ная шту­ка — луна».

Худож­ник изоб­ра­жа­ет берег реки, зали­тый таин­ствен­ным све­том, на кото­ром сидят в белых оде­я­ни­ях, буд­то в сава­нах, юные девуш­ки-утоп­лен­ни­цы, кото­рые пре­вра­ти­лись в див­ных руса­лок, печаль­ных и несчаст­ных. Спра­ва мож­но раз­ли­чить свет усадь­бы, вда­ле­ке вид­не­ет­ся лес.


Илья Репин. «Садко» (1876)

Про­из­ве­де­ние Ильи Ефи­мо­ви­ча Репи­на «Сад­ко» было напи­са­но на сюжет нов­го­род­ской были­ны о Сад­ко. Во мно­гом на сюжет кар­ти­ны повли­я­ла загра­нич­ная поезд­ка худож­ни­ка и посе­ще­ние выста­вок пере­движ­ни­ков. Худож­ник писал извест­но­му кри­ти­ку В. В. Стасову:

«Сооб­щаю Вам, под глу­бо­чай­шим сек­ре­том, тему буду­щей моей кар­ти­ны: Сад­ко бога­тый гость на дне мор­ском; водя­ной царь пока­зы­ва­ет ему невест. Кар­ти­на самая фан­та­стич­ная, от архи­тек­ту­ры до рас­те­ний и сви­ты царя».

Моти­вом кар­ти­ны ста­но­вит­ся эпи­зод, когда мор­ской царь при­ка­зы­ва­ет Сад­ко выбрать себе в жёны одну из мор­ских кра­са­виц. Мы видим, что взгляд Сад­ко устрем­лён на сто­я­щую вда­ли рус­скую девуш­ку Чер­на­ву. Сам худож­ник писал:

«Идея выра­жа­ет моё насто­я­щее поло­же­ние и, может быть, поло­же­ние все­го рус­ско­го пока ещё искусства».

Про­то­ти­пом Сад­ко стал извест­ный худож­ник Вик­тор Вас­не­цов, кото­рый соста­вил ком­па­нию Репи­ну в его путе­ше­ствии по Фран­ции. Под­го­тов­ка к кар­тине была тща­тель­ной: худож­ник изу­чил мор­скую фло­ру, атла­сы мор­ско­го мира. Загра­нич­ным зри­те­лям кар­ти­на не понра­ви­лась, но оте­че­ствен­ная пуб­ли­ка оце­ни­ла её вос­тор­жен­но. При­об­рёл полот­но буду­щий импе­ра­тор Алек­сандр III. А в 1876 году Репин полу­чил за неё зва­ние академика.


Виктор Васнецов. «Баба-яга» (1917)

Одна из глав­ных геро­инь рус­ских ска­зок Баба-Яга, имен­но этой фигу­ре и посвя­тил свою рабо­ту Вик­тор Михай­ло­вич Вас­не­цов. Доволь­но жут­кая кар­ти­на опи­сы­ва­ет тор­же­ство зла. На зад­нем плане мы видим бушу­ю­щий пожар. Само изоб­ра­же­ние ста­ру­хи: седые неопрят­ные воло­сы, злоб­ный оскал, кост­ля­вое тело. При это кар­ти­на дина­мич­ная: бушу­ет ветер, все про­ис­хо­дит момен­таль­но. Так­же мож­но заме­тить, что охо­та ста­ру­хи уда­лась, и мы видим испу­ган­ное и потря­сён­ное лицо ребён­ка, он уже сми­рил­ся со сво­ей тра­гич­ной судьбой.

Несмот­ря на то, что моти­вы рус­ских ска­зок не были так попу­ляр­ны сре­ди живо­пис­цев XIX века, Вас­не­цов вопло­ща­ет свой замы­сел и изоб­ра­жа­ет попу­ляр­но­го пер­со­на­жа. Сама роль ста­ру­хи в сказ­ках име­ет нега­тив­ный кон­текст: она вору­ет детей, закол­до­вы­ва­ет кра­са­виц и зама­ни­ва­ет доб­рых молод­цев. При этом её избуш­ка все­гда нахо­дит­ся на гра­ни­це двух миров: реаль­но­го и потустороннего.

В нача­ле XX века Вас­не­цов реша­ет изоб­ра­зить дру­гую, мисти­че­скую силу рус­ских ска­зок. Так, в 1917 году, на свет появ­ля­ет­ся извест­ная кар­ти­на «Баба-Яга».


Михаил Врубель. «Пан» (1899)

Опи­сы­вая моти­вы загроб­ной и мисти­че­ской жиз­ни рус­ской души, невоз­мож­но не обра­тить­ся сно­ва к твор­че­ству Миха­и­ла Вру­бе­ля, а в част­но­сти к изоб­ра­же­нию пана. Пан явля­ет­ся оли­це­тво­ре­ни­ем дикой при­ро­ды, язы­че­ско­го куль­та пас­ту­ше­ства, ско­то­вод­ства и пло­до­ро­дия. Кар­ти­на отно­сит­ся к «Ска­зоч­но­му цик­лу» Врубеля.

Изоб­ра­же­ние было закон­че­но в 1899 году. Сна­ча­ла худож­ник хотел изоб­ра­зить на фоне при­ро­ды свою жену, но вско­ре пере­ду­мал, и бук­валь­но за несколь­ко дней напи­сал новую кар­ти­ну. Источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для живо­пис­ца стал рас­сказ Ана­то­лия Фран­са «Свя­той сатир». Да и сам Вру­бель назы­вал дан­ное про­из­ве­де­ние «Сатир».

Теперь обра­тим­ся к изоб­ра­же­нию. Несмот­ря нато, что Пан — пер­со­наж древ­не­гре­че­ской мифо­ло­гии, фон на кар­тине явно соот­вет­ству­ет рус­ской при­ро­де. А изоб­ра­же­ние Ста­ро­го меся­ца гово­рит нам о том, что дей­ствие про­ис­хо­дит в утрен­них сумер­ках. Так­же фигу­ра Пана раз­мы­ва­ет­ся с при­ро­дой, ниж­няя часть сли­ва­ет­ся в сумер­ках — это гово­рит о том, что сила мифо­ло­ги­че­ско­го суще­ства нераз­рыв­но свя­за­на с при­ро­дой. Поза героя явно отсы­ла­ет зри­те­ля к дру­го­му пер­со­на­жу Вру­бе­ля «Демо­ну сидящему».


Борис Кустодиев. «Купчиха и домовой» (1922)

Если вы чита­ли мои про­шлые обзо­ры на про­из­ве­де­ния, опи­сы­ва­ю­щие собы­тия Пер­вой рус­ской и Октябрь­ской рево­лю­ции, то навер­ня­ка помни­те твор­че­ство Бори­са Михай­ло­ви­ча Кусто­ди­е­ва. А основ­ны­ми моти­ва­ми его про­из­ве­де­ний ста­ла купе­че­ская и мещан­ская сре­да. Зача­стую он изоб­ра­жал про­вин­ци­аль­ную жизнь, ярмар­ки и гуля­ния. Пёст­рые и яркие кар­ти­ны пока­зы­ва­ли бли­зость живо­пис­ца к народ­но­му искусству.

Если обра­тить вни­ма­ние на полот­но, то мож­но уло­вить атмо­сфе­ру, царя­щую в доме куп­чи­хи. Сли­я­ние тём­но­го и ярко­го цве­та созда­ют явствен­ную кар­ти­ну суще­ство­ва­ния двух парал­лель­ных миров. Мож­но заме­тить, что огонь из печ­ки явно угро­жа­ет пожа­ром, осо­бен­но если уви­деть рядом ковёр. Да и сама жен­щи­на абсо­лют­но без­за­щит­на, а белый цвет кро­ва­ти толь­ко уси­ли­ва­ет это впе­чат­ле­ние. Домо­вой же сто­ит в тем­но­те. И хотя рань­ше он сим­во­ли­зи­ро­вал спо­кой­ствие и без­опас­ность, то по хри­сти­ан­ским усто­ям домо­вой озна­чал тём­ный мир. Ско­рее все­го, изоб­ра­же­ние домо­во­го пред­ве­ща­ет что-то пло­хое. Кар­ти­на вызы­ва­ет у зри­те­ля нарас­та­ю­щее чув­ство тревоги.


Хуго Симберг. «Хоровод» (1898)

Вели­кое кня­же­ство Фин­лянд­ское вхо­ди­ло в состав Рос­сий­ской импе­рии с 1809 года по 1917 год. В свя­зи с этим твор­че­ство фин­ско­го худож­ни­ка Хуго Сим­бер­га мож­но при­чис­лить к рос­сий­ской живо­пи­си (он умер ров­но в 1917 году). Его кар­ти­ны вдох­нов­ле­ны фин­ской мифо­ло­ги­ей, а изоб­ра­жён­ная тём­ная сила напо­ми­на­ет нам геро­ев сла­вян­ской мифо­ло­гии. Так и здесь фин­ские дья­во­ля­та напо­ми­на­ет наших чертят.

Полот­на, напи­сан­ные в кон­це XIX века, явля­ют­ся пре­крас­ным при­ме­ром евро­пей­ско­го сим­во­лиз­ма, кото­рый не стес­нял­ся пока­зы­вать своё бес­со­зна­тель­ное и счи­тал, что при­ми­ти­визм — это пре­крас­ный спо­соб созда­ния худо­же­ствен­ных эффек­тов. Огром­ное вли­я­ние на его твор­че­ство ока­за­ла живо­пись его учи­те­ля — фин­ско­го худож­ни­ка Аксе­ли Гален-Кал­ле­лы, кото­рый начи­нал с иллю­стра­ции к эпо­су «Кале­ва­ла».


Читай­те так­же «„Демо­ны“ Миха­и­ла Вру­бе­ля».

Поделиться