«Немой восторг»: озвученное дореволюционное кино

Кине­ма­то­граф доре­во­лю­ци­он­ной России бурно разви­вался, менее чем за 10 лет с момента старта первой россий­ской кино­ком­па­нии в 1908 году, было выпу­щено порядка 2,500 филь­мов. Впро­чем, в той или иной форме сохра­ни­лось лишь 300 филь­мов.  Выхо­дили тема­ти­че­ские журнала, появ­ля­лись звёзды кино и насто­я­щие кино­хиты. Первой действи­тельно всена­род­ной извест­ной актри­сой можно считать Веру Холод­ную. Каждый фильм с её участием поль­зо­вался попу­ляр­но­стью. Жанро­вые рамки доре­во­лю­ци­он­ного кино были широ­кими: в основ­ном, первые режис­сёры экра­ни­зи­ро­вали клас­сику и снимали, скажем так, костю­ми­ро­ван­ные доку­мен­таль­ные исто­ри­че­ские фильм, но уже появ­ля­лись и коме­дии, и мело­драмы, и даже эроти­че­ские фильмы (к слову, эротика – один из самых ранних жанров кино, так назы­ва­е­мые фриволь­ные фильмы первыми попали под кино­цен­зуру ещё в 1908 году). Кино уже тогда воспри­ни­ма­лось и как сфера бизнеса. Тогдаш­ние продю­серы назы­ва­лись  кино­про­мыш­лен­ни­ками.

Есте­ственно, всё кино доре­во­лю­ци­он­ной России было чёрно-белым и немым. Теперь доста­точно сложно сосре­до­то­чить внима­ние на немом кино. Кино­ком­па­ния «Другое кино» осуще­ствила экспе­ри­мен­таль­ную попытку сфор­ми­ро­вать инте­рес к немому кино у нынеш­ней публики. На бурное действо немых филь­мов было решено запи­сать совре­мен­ный саунд­трек от лучших инстру­мен­таль­ных ансам­блей совре­мен­ной России (отно­си­тельно начала прошлого века совер­мен­ной, музыка запи­сы­ва­лась с 2004 года). Для этих целей были пригла­шены такие группы, как Messer Chups, Пакава Ить, Запре­щён­ные Бара­бан­щики, Ёлоч­ные Игрушки и многие другие арти­сты. Озву­чи­вали музы­канты коме­дии и мело­драмы. На основе данных опытов были состав­лены подборки с «Новым саунд­тре­ком», а также прово­дился фести­валь «Немой восторг».

О том, как смот­рятся немые фильмы с новым саунд­тре­ком судите сами.

Дядюшкина квартира ( реж. Пётр Чардынин) 1913 год // музыка Markscheider Kunst

Коме­дия режис­сёра Петра Чарды­нина – типич­ный фарс. Пред­при­им­чи­вый племян­ник решил восполь­зо­ваться отлуч­кой своего дяди и сдать комнаты квар­тиры в наём. Квар­ти­ро­съём­щики – поэт, поме­щик и девица.  Из этого полу­чи­лась исто­рия, полная всевоз­мож­ных смеш­ных казу­сов.


 

Миражи (реж. Пётр Чардынин) 1915 год // музыка Елочные Игрушки

Петр Чарды­нин снимал не только коме­дии. «Миражи» — это мело­драма с участием совсем ещё юной, но уже знаме­ни­той Верой Холод­ной. Исто­рия соблаз­не­ния юной теат­раль­ной актрисы, пере­ме­шан­ные сон и реаль­ность. Очень орга­нично к видео­ряду подо­шёл саунд­трек Ёлоч­ных Игру­шек


 

Антошу корсет погубил (реж. Эдвард Пухальский) 1916 год // музыка Пакава Ить

Яркой и дина­мич­ной кино­ко­ме­дии Эдварда Пухаль­ского очень соот­вет­ствует задор­ный саунд­трек от группы Пакава Ить. Возможно, это лучшее соче­та­ние музыки и кино из пред­став­лен­ных. Приме­ча­тельно, что Антоша был кино­ге­роем более чем 20 кино­кар­тин, однако сохра­ни­лась лишь исто­рия про то, как его «корсет погу­бил».


 

Лысый влюблён в танцовщицу (реж. Робер Рейнольдс)  1916 год // музыка Запрещённые барабанщики

Лысый, как и Антоша, был героем ряда коме­дий­ных кино­за­ри­со­вок. Лысому повезло больше: сохра­ни­лось целых три фильма. Серии про Лысого были корот­кими по хроно­мет­ражу, но поль­зо­ва­лись беше­ной попу­ляр­но­стью у зрите­лей. Лысого играл русско-фран­цуз­ский Чарли Чаплин по имени Робер Рейнольдс. Он не только был испол­ни­те­лем глав­ной роли, но и режис­си­ро­вал фильмы со своим участием.


 

Лысый кинооператор 1916 // музыка Запрещённые барабанщики


 

Жизнь за жизнь 1916 // музыка Para Bellvm

Евге­ний Бауэр, наряду с Чарды­ни­ным, был одним из глав­ным кине­ма­то­гра­фи­стов доре­во­лю­ци­он­ной России. Он снимал довольно разно­об­раз­ное кино, всего более 80 картин. Была среди филь­мов Бауэра и дека­дент­ская драма «Жизнь за жизнь» про любов­ные хитро­спле­те­ния. В этом фильме снима­лась леген­дар­ная Вера Холод­ная.


Смот­рите больще тут и тут 

 

Поделиться