Прокофьев, Глинка и Мусоргский по-современному

Компо­зи­тор Анато­лий Нику­лин решился на смелый экспе­ри­мент — запи­сал каверы на произ­ве­де­ния отече­ствен­ной клас­сики. Это уже вось­мой альбом у музы­канта. Стили­сти­че­ски пластинка разно­пла­но­вая — есть элементы и прогрес­сив-рока, и вось­ми­бит­ной элек­тро­ники. Аван­гард, одним словом. Сам Анато­лий Нику­лин обозна­чает стиль как #cyberlubok. Специ­ально для VATNIKSTAN компо­зи­тор расска­зал о своём послед­нем альбоме, кото­рый заслу­жи­вает резо­нанса.  


В послед­ние годы новая россий­ская музыка ищет точку само­иден­ти­фи­ка­ции в обще­ми­ро­вом куль­тур­ном простран­стве и успешно зани­ма­ется экспан­сией по всей планете. Все эти явле­ния, безусловно, пози­тивны, однако собствен­ного музы­каль­ного языка мы, пожа­луй, так и не приоб­рели, остав­шись более-менее вторич­ными в этом смысле. Альбом «Русская Музыка» пока­зы­вает, что этот уникаль­ный язык у нас уже ЕСТЬ. Просто мы о нём либо забыли, либо нико­гда его не знали. В этом альбоме собраны неко­то­рые примеры русского музы­каль­ного искус­ства XIXXX веков и пере­осмыс­лены в необыч­ных жанрах.

Боль­шую часть альбома зани­мает «Скиф­ская Сюита» Сергея Проко­фьева — один из шедев­ров русского музы­каль­ного аван­гарда начала XX века. Её первое испол­не­ние в 1916 году шоки­ро­вало публику своей новиз­ной и смело­стью (примерно так же могут отре­а­ги­ро­вать люди, слуша­ю­щие этот альбом). На этом альбоме она испол­нена в духе англий­ских симфо-прого­вых команд конца 1960-х — начала 70-х годов (The Nice, Emerson Lake & Palmer). Это первое испол­не­ние данного произ­ве­де­ния в подоб­ном жанре. До этого момента «Скиф­ская Сюита» испол­ня­лась неча­сто и исклю­чи­тельно симфо­ни­че­скими оркест­рами.

Из-за своей боль­шой продол­жи­тель­но­сти «Скиф­ская Сюита» разде­лена на четыре части. Во-первых, это сильно упро­щает воспри­я­тие альбома в целом; во-вторых, боль­шие пьесы очень часто пере­тя­ги­вают внима­ние на себя. В данном случае хоте­лось добиться какой-то пропор­ци­о­наль­но­сти. В итоге полу­чи­лось так, что четыре части сюиты, пере­ме­жа­ю­щи­еся песнями, обра­зо­вали даже некую сюжет­ную линию: яркое вступ­ле­ние, мрач­ная «ночная» сере­дина и помпез­ный финал, симво­ли­зи­ру­ю­щий восход солнца (исходя из назва­ния послед­него трека).

На этом альбоме собраны песни и номера из опер, имею­щие ярко выра­жен­ный наци­о­наль­ный музы­каль­ный коло­рит. Все песни из альбома испол­нены в жанре ранней лоуфай­ной элек­тро­ники с лёгким 8-битным привку­сом (пожа­луй, ближай­шая жанро­вая анало­гия — это твор­че­ство куль­то­вых амери­кан­ских компо­зи­то­ров Брюса Хаака и Мортона Субот­ника). Подоб­ное жанро­вое пере­осмыс­ле­ние невольно рождает новый тег #cyberlubok. Нико­гда ранее ниже­пе­ре­чис­лен­ные песни не испол­ня­лись в подоб­ных жанрах.

Порт­рет Анато­лия Нику­лина

«Попут­ная Песня» — один из самых попу­ляр­ных номе­ров цикла «Проща­ние с Петер­бур­гом» Миха­ила Глинки. Неко­гда простая песня в совет­ские годы стала апофе­о­зом разве­сё­лой народ­ной «клюквы».

В каче­стве анти­пода первой песне, другой попу­ляр­ный номер «Песня Варла­ама» из оперы «Борис Году­нов» Моде­ста Мусорг­ского пока­зы­вает нам тёмные и мрач­ные стра­ницы россий­ской исто­рии.

«Ворона» — одно из самых ранних и крайне редко цити­ру­е­мых произ­ве­де­ний Игоря Стра­вин­ского. Это лёгкая шуточ­ная песня с народ­ным текстом.

«Хор Ратни­ков» (в ориги­нале «Шепчет Страхи Ночь Немая») — неболь­шой фраг­мент оперы Нико­лая Римского-Корса­кова «Золо­той Пету­шок». Здесь наци­о­наль­ный коло­рит смеши­ва­ется с элемен­тами музы­каль­ного модер­низма и аван­гарда.

«Поло­вец­кие Пляски» — сцена из оперы Алек­сандра Боро­дина «Князь Игорь». Она имеет три части, и первая из них, «Улетай на крыльях ветра», снис­кала нема­лую попу­ляр­ность в среде фолк- и метал-коллек­ти­вов. Кавер-версий на эту песню суще­ствует боль­шое коли­че­ство, но пожа­луй, никто всю эту сцену не пере­иг­ры­вал цели­ком.


Поделиться