"Пятое колесо" — "Взгляд из Ленинграда". Пять самых ярких выпусков легендарной программы.

Пятое колесо в телеге” — старая добрая посло­вица, озна­чает что-то лишнее и ненуж­ное. Кто бы мог поду­мать, что программа с назва­нием "Пятое колесо" станет куль­то­вой. Ленин­град­ское теле­ви­де­ние решило создать совре­мен­ную пере­стро­еч­ную программу и попытка увен­ча­лось успе­хом. Это была насто­я­щая пере­дача “Взгляд из Ленин­града”, альтер­на­тива флаг­ман­ской программе Централь­ного Теле­ви­де­ния "Взгляд". Первый выпуск состо­ялся 11 апреля 1988 года, а послед­ний был снят примерно в 1997 году, но старые записи транс­ли­ро­ва­лись до самого конца прошлого века.

Формат “Пятого колеса” удиви­тель­ный для совре­мен­ного зрителя — это видео­по­ток, некое нагро­мож­де­ние сюже­тов без анон­сов и пере­би­вок, длив­шийся более трех часов. Несмотря на неко­то­рую нека­зи­стость для совре­мен­ного глаза, пере­дача была влия­тель­ной, ее смот­рела поло­вина насе­ле­ния Север­ной Паль­миры, а после и весь СССР. Конечно, ей был присущ петер­бург­ская интел­ли­гент­ность с излиш­ним внима­нием к тема­тике театра и искус­ства.


Сергей Курехин как духовный отец РЕН ТВ и Фоменковщины

Боль­шин­ству “Пятое колесо”, конечно же, запом­ни­лось благо­даря психо­де­ли­че­скому рассле­до­ва­нию Сергея Куре­хина, в кото­ром был сделан вывод, что Влади­мир Ленин — просто-напро­сто гриб. Этот скетч вызвал в обще­стве нешу­точ­ный резо­нанс, за 70 лет мало кто смел так беспар­донно глумиться над святым. Комму­ни­сты требо­вали закры­тия пере­дачи, дабы “Ленина пере­стали ровнять с овощами”.

Однако немно­гие знают, что у леген­дар­ного выпуска пере­дачи было и продол­же­ние по много­чис­лен­ным заяв­кам зрите­лей. Дискус­сия об исто­рии и грибах продол­жи­лась уже на борту судна в присут­ствии зару­беж­ных журна­ли­стов. Вопросы дружбы Куту­зова и Напо­леона, пере­име­но­ва­ния Ленин­града, служба Куре­хина в ЦРУ — все в устах гения мысли и звуков стано­вится абсурд­ным и гени­аль­ным. Убеди­тельно и то, что Ельцин — барсук, а Горба­чев давно помер, за него рабо­тает двой­ник из подполь­ной лабо­ра­то­рии. В общем, РЕН ТВ стоит хоро­шенько пере­смот­реть эти юморески как посо­бие по теориям заго­вора.

И Ельцин такой молодой, и август еще впереди!

Одним из героев программы был Борис Ельцин, ему давали эфир, еще когда он был мало­из­вест­ным опаль­ным депу­та­том. Нам, вырос­шим в 90-е, привычно видеть первого прези­дента России скорее пьяным и неадек­ват­ным, “не так сели” и проч. А выпуск “Колеса” 1991 года пред­ста­вит вам Ельцина в образе серьез­ного поли­тика, только став­шего главой РСФСР, лидера нации.

В его речи скво­зит харизма и уверен­ность, простой русский мужик идёт бороться за правду, ленин­град­ская программа внесла свою лепту в образ Бориса-народ­ного царя, “проехав­шего всю Россию от Москвы до Курил”. По сути, впер­вые теле­ви­де­ние создает супер­ге­роя, кото­рый раска­тает любого номен­кла­тур­ного чинов­ника, спус­ка­ется в шахту, бросает вызов КПСС и подни­мает Россию с колен. Иными словами, прекрас­ная зари­совка раннего Ельцина.

Встреча с бывшими нашими

Этот выпуск был выбран нами за удиви­тель­ное соче­та­ние несо­че­та­е­мого. Это рассуж­де­ние о судьбе музы­кан­тов в СССР и США, рока, попа и шансона.

Вначале вы увидите фраг­менты фильма “Рок“ Алек­сея Учителя (он не только “Матильду” снимал). Автор прекрас­ных валь­сов Евге­ний Дога ругает рок за “неуют­ность и пустоту”, за амери­кан­ский стиль, ему оппо­ни­рует Учитель, напи­рая на то, что не стоит зажи­мать новые веяния. Дискус­сия весьма содер­жа­тельна, что уже распо­ла­гает к просмотру.

Далее идет интер­вью из США с неза­бвен­ным Довла­то­вым о пере­стройке, Вилли Тока­рев отжи­гает в ресто­ране Нью-Йорка, а Михал­ков гово­рит о каче­стве кино и пробле­мах совет­ской куль­туры.

Сколько клас­си­ков в одном видео, ну заме­ча­тельно, заме­ча­тельно!

 

Борис Стругацкий о коммунизме

Клас­сик науч­ной фанта­стики рассуж­дает о пробле­мах комму­низма как идео­ло­гии, обре­чен­но­сти этой идео­ло­гии. Исто­рия идет, как и должна, пола­гает клас­сик, но комму­низм ведь в базе своей явля­ется пого­ней за нере­аль­ным идеа­лом, потому в масшта­бах страны это абсурдно. Немно­гие помнят, что Стру­гац­кий в послед­ние годы высту­пал с очень инте­рес­ными коммен­та­ри­ями по вопро­сам поли­тики. Реко­мен­дуем озна­ко­миться.

Темы на редкость акту­альны: обра­зо­ва­ние и его кризис в СССР, проблемы отно­ше­ния к труду, вера в Бога. В центре, разу­ме­ется, нахо­дится судьба науч­ной фанта­стики и секрет ее попу­ляр­но­сти в мире иллю­зий.

Ремесло актера

Леонид Фила­тов и Вени­а­мин Смехов устро­или друг другу интер­вью и рассуж­дают о том, зачем нужна эта профес­сия актера и что делать с теат­ром в прин­ципе. Трудно пред­ста­вить, но арти­сты недо­вольны зара­бот­ной платой и тяже­лой судь­бой. Атос высме­и­вает само­лю­бо­ва­ние многих коллег по цеху, а Фила­тов упре­кает сцену за поверх­ност­ность.

Войно­вич и Ряза­нов снимают “Ивана Чонкина”, гово­рят о фильме, будто он уже вышел. Но как известно, лента так и не была снята, а дискус­сия о фильме и глас­но­сти оста­лась.

Программа стала куль­то­вой благо­даря обилию ярких и инте­рес­ных интер­вью, инте­рес­ных теат­раль­ных и кино­сю­же­тов, чтению прежде запре­щен­ной лите­ра­туры. Насто­я­щее интел­лек­ту­аль­ное теле­ви­де­ние, без трэша и неистов­ства.

 

Поделиться